Как проводим мы Великий Пост? Архиепископ Аверкий (Таушев)
Постимся постом приятным благоугодным (Стихира 1-й седмицы Вел. поста).
Мы проходим сейчас, милостью Божию, благодатное поприще Великого поста, которое св. Церковь именует «временем благоприятным, временем покаяния» и которое приводит нас к радостному празднованию «Тридневнаго Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, спасающаго душы наша» (стихира в Неделю Сыропустную на вечерни).
Но так ли мы проводим это спасительное для нас покаянное поприще, как должно?
Блажен, сугубо блажен, кто в наше времянеблагоприятное остается таким — «отставшим от века», — несмотря на все происходящее вокруг него...
В самом деле! Вот в огласительном поучении преподобного Феодора Студита, которое читается, согласно уставу, в среду первой недели Великого поста, мы слышим:
«Теперь и в городах и селениях прекращаются всякия смятения и безпорядки, а умножаются славословия и песнопения, милостыни и молитвы, которыми благий наш Бог умилостивляется и преклоняется к милосердию, умиротворяет души наши и подает нам прощение грехов...»
Но где все это теперь — в наши дни?
Было это когда-то в древней Византии, было у нас на Святой Руси, а теперь? — Теперь вся жизнь такова, что и в церковь-то пойти на великопостное Богослужение далеко не всякий может, кто и хотел бы! А уж «городам и селениям» в целом и дела нет никакого до нашего Великого поста...
Мы не говорим уже о нашей несчастной Родине-России и других православных странах, подпадших под страшное иго безбожного рабства, но и тут, на свободном как-будто бы Западе,что мы видим?
У нас — Великий пост и дивные возносящие нас к небу великопостные Богослужения, а у них, даже еще называющих себя «христианами», — ничего этого нет. Но разве это естественно, разве это так и должно быть?
«Они — неправославные!» Можем ли мы, однако, с таким «объяснением» мириться?
Может ли нас такое «объяснение» вполне духовно удовлетворить и успокоить?
Если мы живем в Христовой Церкви, а не только формально числимся в Ней, то — конечно, нет. Ведь Христос-Спаситель для всех своих последователей создал одну Церковь, а не много разных «Церквей» — каждому по его вкусу! — И перед своими крестными страданиями молился Богу Отцу: «Да будут вси едино: Якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут» (Иоан. 17, 21).
Из этих слов Божественного Основателя Церкви ясно видно, что это единство всех верующих во Христа, объединенных в Его Церкви, не внешнее только, при котором каждый остается со своими собственными частными мыслями и чувствами, а единство внутреннее, органическое, которое неоднократно так подчеркивает великий Апостол языков св. Павел, уча в своих посланиях о Церкви, как о Теле Христовом, и призывая христиан:«Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны»(Филипп. 2, 2).
Почему же тогда у нас — Великий пост, а «у них» — у «неправославных» — нет? И можем ли мы примириться с таким явлением, как с чем-то вполне законным, естественным?!
Кто виновник такого печального разномыслия и отсюда — разделения между христианами?
Конечно, не кто иной, как только враг человеческого спасения — диавол.
Это он посеял такое разномыслие, это он внес в среду христиан разделения.
И если теперь лишь мы, православные, остающиеся во все более и более сужающемся меньшинстве, еще сохранили то великое духовное сокровище, которое содержится в поприще Великого поста, хотя и не все мы надлежащим образом им пользуемся, отчасти по нашей собственной вине, а отчасти в силу сложившихся вокруг нас неблагоприятных условий жизни, — остальные же все, именующие себя «христианами», его потеряли, то объяснить это можнотолько все более и более прогрессирующим действием сатанинских сил в мiре,стремящихся отнять у людей все дарованное им Христом-Спасителем духовное богатство и лишить их надежды вечного спасения.
Вот почему так странно слышать в настоящее время все эти модные, но совершенно противоестественные, несуразные толки о равноценности и равноправии всех вероисповеданий и даже — о соединении их всех, без отказа от своих заблуждений, от своего отступления от истинно — христианской веры, веры Православной, в какую-то новую «веру», долженствующую путем каких-то противоестественных в делах веры компромиссов, объединить всех в какой-то новой «Церкви», в чем и состоит существо столь модного ныне течения, так называемого «экуменизма».
А между тем, разумное, плодотворное и спасительное для всех людей соединение может быть только одно: возвращение всех к единой и единственной непогрешимой и неповрежденной истине Святого Православия. Но этого-то как раз и не хотят допустить слуги имеющего придти в мiр Антихриста, усиленно вербуя себе за деньги или за иные земные блага людей, всячески компрометирующих и подрывающих святую Православную Веру и авторитет Св. Православной Церкви в глазах всех — как православных, так и неправославных, чтобы первых сделать безразличными к своей вере и Церкви, а вторых оттолкнуть от них, как не заслуживающих никакого доверия и уважения.
В настоящее время мы как раз являемся свидетелями множества подобных печальных явлений в разных поместных православных церквах, в значительной мере уже подпавших под злостное влияние и даже власть этих служителей Антихриста, нередко в лице иерархов и занимающих высокое положение служителей Церкви.
Деньги, деньги! власть, почет! — вот соблазны, перед которыми, к несчастию, многие устоять не могут!
Вот откуда все смуты, распри и разделения между христианами!
Вот, где корень забвения того «единаго на потребу», которое предлагает нам истинная христианская вера и которое состоит в молитве, покаянных подвигах и искреннем нелицемерном благотворении ближним, к чему всегда нас призывает Св. Церковь, аособенно теперь — Великим постом! Не какая-то «высокая политика», не разглагольствование и туманная философия, а самая скромная мытарева молитва: «Боже, милостив буди мне, грешнику!», труды покаяния и от чистого сердца исходящее творение добра ближним — вот, что от нас, христиан, требуется. Для упражнения же во всем этом и назначен Церковью Великий пост!
Как сильно, красочно, образно и убедительно, зажигающее-вдохновляюще говорится обо всем этом в Богослужениях Великого поста!
Нигде и ни у кого больше нет такого богатства назидания в этом отношении, как у нас, православных, в нашем несравненном Великопостном Богослужении, которого, к стыду своему, большинство православных в наше время совсем не знает. Какие, например, дивные назидательные празднования и воспоминания связаны хотя бы с воскресными днями Великого поста! Это одно уже вырисовывает перед нами как бы целую программу истинно-христианской жизни, ведущей к вечному спасению!
Вот, первая неделя Великого поста — Торжество Православия. О чем оно говорит нам, как не о том, что высшая ценность жизни для нас — это Святая Православная Вера и что без исповедания Святого Православия спастись нельзя, а потому св. Церковь всегда боролась и должна бороться против всех лжеучений и ересей и прославляет тех, которые мужественно, безбоязненно и самоотверженно, вплоть до пролития своей крови и мученической смерти, выступали в защиту истинной веры и Церкви.
Празднуя во вторую неделю Великого поста память святителя Григория Паламы, «проповедника благодати», св. Церковь внушает нам, что главное в Православии — это борьба с греховными страстьми и похотьми путем подвига молитвы и поста, который, в конечном результате, приводит нас к озарению нашего внутреннего человека благодатным «Фаворским» светом — светом Божественной благодати, что и составляет цель христианской жизни. Вынося в третью неделю Великого поста, в самое преполовение постного подвига, Крест Господень для поклонения, св. Церковь напоминает нам, что нам, христианам, совсем неуместно и неприлично искать здесь на земле веселой и привольной жизни, что все мы, христиане, должны быть крестоносцами, подражая нашему Подвигоположнику Господу Иисусу Христу, несшему Крест, что Крест — это наше воинское знамя в борьбе с безплотным врагом нашего спасения — диаволом, и что в этом несении Креста сокрыта для нас ни с чем земным несравнимая светлая радость Воскресения. Празднование в четвертую неделю Великого поста памяти одного из величайших подвижников и наставников христианской жизни преподобного Иоанна, Игумена Синайской Горы, прозванного «Лествичником» за его замечательное письменное руководство «Лествицу Духовную, возводящую на небо», имеет в виду указать нам, что конечная цель, к которой должен стремиться каждый истинный христианин — это достижение идеала христианского совершенства, путем искоренения греховных страстей и насаждения противоположных им добродетелей, и рисует перед нами в изумительной по своей психологической глубине «Лествице» преподобного Иоанна наглядную схему всего этого пути духовной, или «невидимой брани». И, наконец, в последнюю пятую неделю Великого поста св. Церковь дает утешение и ободрение всем кающимся грешникам в дивном образе преподобной Марии Египетской, которая из величайшей грешницы, силою искреннего глубокого покаяния, стала ангелоподобной праведницей, внушая нам никогда не падать духом, сколь бы ни были велики наши грехи, а брать пример с преподобной Марии в ее полном и безповоротном отвращении от греха, обращении к Богу и покаянных подвигах. Когда-то наши предки на Святой Руси все это знали и всем этим жили и подлинно спасались! И как хорошо и удобно было тогда спасаться, следуя наставлениям св. Церкви, когда все вокруг нас было проникнуто одним общим духом православного благочестия! И для всех там, может быть, за малыми исключениями, был сейчас Великий Пост, все ходили в церковь, более или менее, на все великопостные Богослужения, назидались ими и по-настоящему говели, получая от всего этого великую духовную пользу.
Но вот завистью врага Божия, искусно прельстившего наш несчастный русский народ, все это изменилось, когда рухнула и сокрушилась 50 лет тому назад Святая Русь, бывшая для всего мiра оплотом единой истинной, единой спасающей Святой Православной Веры.
И теперь, о, как трудно стало спасаться в современных, таких самых неблагоприятных условиях! Повсюду уже «сатана правит бал», и на всех истинных последователей Христовых воздвигнуто или явное или хотя бы тайное гонение, и даже самая Церковь Христова — не вся, конечно, — но в лице многих ее лицемерных служителей, подлинных Иуд - предателей, взята им под контроль. Трудно теперь спасение, но тем славнее венцы тех, которые искренно стремятся идти спасительным путем, не взирая на все стеснения, преследования и гонения — и от явных врагов Христова Креста и от «лже-братии», то есть тех людей, которые лицемерно представляются последователями Христовыми и служителями Церкви, а в действительности безстрашно продают Церковь врагам Христовым за «Иудины сребренники».
Будем же, братие, мужаться и утверждаться в вере, по заповеди св. Апостола, ничем не смущаясь: «Господь близ!», как утешает нас тот же великий Христов Апостол (Филип. 4, 5).
Не поддадимся никаким льстивым увещаниям и соблазнам и, если становится нам слишком тяжело, будем напоминать себе предречение Аввы Исхириона, предсказавшего еще в первые века христианства, что жизнь последних христиан будет особенно трудной, что «приидут на них великие искушения и напасти», но что зато, «которые в то время окажутся добрыми (не изменят Христу-Спасителю и истинной вере и Церкви), будут больше нас (то есть: современных Авве Исхириону христианских подвижников) и отцев наших» (см.«Древний Патерик»),
Итак, «спасаяй да спасет свою душу», как сказано остатку христиан Духом Божиим (см. заключение «Отечника» Еп. Игнатия).
Будем же все верны этому призыву! |
![]()
Это интересно
+3
|
|||
Последние откомментированные темы: