Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1196 участников
Модератор Andrew Blessed

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Царственный старец

 

Царственный старец

Однажды, в 1993 году, я прочел старинную книгу изданную в 1906 г. об императоре Александре I. В книге говорилось о загадочной смерти императора и появлении в Томске святого старца Федора Кузьмича. Эти два события связывались между собой предположительным мнением, что старец Федор Кузьмич был ни кем иным, как императором Александром I, принявшим на себя подвиг странничества и юродства.

Кто из нас не читал В. Шекспира и его произведение «Король Лир»? «Ярмо забот мы с наших дряхлых плеч хотим переложить на молодые и доплестись до гроба налегке». Что же на данный момент известно нам из жития святого Томского старца Федора Кузьмича? Когда он родился- нам неизвестно. Кем он был до своего явления в Сибири — сам Федор Кузьмич, старательно скрывал. Но мы знаем, что именно сибирские годы его жизни и духовных подвигов, явились основой для признания его святости.

Сделав некоторое отступление, я должен сказать, что канонизация святого старца Федора Кузьмича Томского состоялась в 1984 году по благословению святейшего патриарха Московского и Всея Руси Пимена. Когда состоялось прославление Собора Сибирских Святых, венчал который по праву старец Федор Томский.

Известно о старце очень немного. И вот, с чего начинается информация о его пребывании в Сибири. В 1836 году в Пермской губернии был задержан странный человек, назвавший себя — странник. Он привлек к себе внимание достаточно экстравагантным поведением и не типичной для того времени внешностью. Никаких документов при нем не было. Странник сообщил, что зовут его Федор Кузьмич и что путь он держит вглубь Сибири.

На основании законов Российской Империи Федор Кузьмич был задержан, а через три недели был приговорен к наказанию за бродяжничество. Наказание являлось достаточно суровым — двадцать ударов плетьми. Как говорят нам исторические источники, старец Федор Кузьмич претерпел наказание, а приговором остался весьма доволен. И хотя после наказания он был помещен на казенный каторжный Краснореченский винокуренный завод, он не участвовал в каких- либо принудительных и каторжных работах.

Жизнь свою Федор Кузьмич хотел проводить в безмолвии и молитвах. В связи с чем менял место своего жительства поселяясь в глухих станицах и селах Краснореченского уезда, избирая для жительства наиболее уединенные и тихие места. Но последние шесть лет своей жизни Федор Кузьмич прожил в Томске, у Семена Храмова, верующего купца вышедшего из казачьего сословия. В начале он жил на заимке в окрестностях Томска, а через несколько лет переселился в сам город.

Подвиг свой Федор Кузьмич нес со смирением и благодарением Богу, он был странником и юродивым, вел жизнь суровую, полную тягот и лишений, проводя все свои дни в посте и молитве. В его житие говорится: «Жильем ему служил всякий раз небольшой дом, состоящий из тесной кельи, с небольшим окошком и маленьких сеней. Спал старец на голой доске, которую со временем по его просьбе обили грубым холстом. При этом праведный Федор, которому шел уже восьмой десяток лет заметил «тяжело телу становится».

Подушку старцу заменял деревянный тесаный чурбан. В кельи также находилось простой стол и несколько скамеек — для посетителей. В переднем углу висели иконы по стенам.

Одежда старца, как и его келья, были чрезвычайно простыми. Летом он ходил в длинной белой рубахе из деревенского холста подпоясанной тонким ремешком и таких же шароварах. Зимой надевал поверх рубашки длинный стеганный халат или старую сибирскую шубу».

Из рассказов современников мы знаем, что все свое время Федор Кузьмич проводил в молитве и спал всего по несколько часов в день. Были у Федора Кузьмича и дарования от Господа. Он исцелял людей и давал им такие духовные советы, которые помогали отказаться от греховной жизни и приблизиться ко Христу. Всех к нему приходящих старец с любовью принимал в своей кельи, поил их душистым сибирским чаем и наставлял их на пути ко спасению. При этом всех пришедших удивляло его энциклопедическое знание Ветхого и Нового Завета.

Старец нередко приводил примеры добродетельного жития и Российской истории. Все деньги, которые приносили ему его почитатели, он не тратил, но выходя по субботним дням на тракт по которому гнали заключенных в Сибирь, оделял всех заключенных милостынею, не называя своего имени, а на просьбу открыть имя за кого помолиться- низко им кланялся.

Не остались без внимания от старца Федора Кузьмича и дети бедных крестьянских и мещанских сословий, которых он бесплатно учил священному писанию, истории и географии. Всех восхищали его рассказы и толкования Нового Завета. Также поражал он людей точнейшими рассказами из отечественной Истории, все его повествования отличались глубокой историчностью и правдоподобием. Каждому слушателю своему он раскрывал пути промысла Божия  в жизни Российского Государства и отдельных исторических личностей.

Многие приходящие к Федору Кузьмичу отмечали, что он имеет дар прозорливости и стремится приблизить людей к покаянию и исправлению греховной жизни. Старец имел также великий дар исцелений, о которых  мы говорили выше.

Сотни людей свидетельствовали о том, что были исцелены по молитвам старца Федора Кузьмича. 20 января 1864 года причастившись Святых Христовых Тайн тихо без мучений он отошел ко Господу.

В житие святого старца Федора Кузьмича сказано: «И в наши дни непрекращает подаваться благодатная помощь по молитвам святаго угодника Божия праведного Федора. Особенно явно она проявляется от святых мощей святаго Федора, открыто почивающих в возрождающемся ныне Богородице -Александровском монастыре города Томска ».
 
Слухи о том, что император Александр I не умер в Таганроге, но пустился странствовать по России, были сильны еще до революции. Моя прабабушка Лариса Андреевна Охлябинина была совершенно убеждена в этом. Мне, еще маленькому ребенку, она рассказывала о загодочной смерти и загадочном погребении императора Александра I в закрытом гробу. По ее словам, ее отец, Титулярный советник Андрей Иванович Охлябинин  председатель Коллегии уездного Дворянства неоднократно говорил об этом со своими друзьями и практически все соглашались с тем, что старец Федор Кузьмич Томский (еще не причисленный тогда к лику святых) и был ни кем иным, как императором Александром I, отказавшимся от престола в пользу своего брата императора Николая I и пустившимся в странствия по России.

Я с 1990 г. также задавался вопросом о правильности этой версии. И вот, что меня смущало: В некоторых источниках указывается, что в царствование Александра III могила его деда Александра I была вскрыта, но саркофаг в Петропавловской крепости оказался пуст.
Кровожадные большевики после убийства императора Николая II начали охоту за царскими сокровищами. Никто иной, как министр просвещения Анатолий Васильевич Луначарский (выросший в семье свингеров- декодентов ) был одержим поиском сокровищ. И в двадцатых годах XX века, могилу Александра I повторно вскрывают, но уже большевики и с удивлением обнаруживают, что не только бриллиантов, но и тела Александра I в могиле нет. Этот факт неоднократно оспаривался в 60-е годы прошлого века, но на повторное вскрытие могилы и эксгумацию тела Александра I так никто и не решился.

Существует еще одно косвенное свидетельство, что император Александр I, после своей мнимой смерти , поселился в Саровской пустыни где окормлялся никем иным, как Серафимом Саровским и находился там под именем послушника Федора.

Современники рассказывали, как император Николай I однажды пустился в дальнюю дорогу и проскакал сотни верст верхом до Саровской пустыни, чтобы увидеться со старцем Федором Кузьмичем. Более трех часов он беседовал с Серафимом Саровским и его послушником Федором. И еще один вопрос, который остался не решенным: Федор Кузьмич принимая в 1849 году архиерея Афанасия Иркутского по свидетельству местных жителей беседовал с ним на чистом французском языке. Откуда неграмотный старец мог обладать такими познаниями?

Поражают и рассказы старца об истории войны 1812 года, он прекрасно знал о Кутузове, Суворове и Аракчееве. И вот, что он рассказывал о самом императоре Александре I: “Когда император с мольбами о спасении своей Родины препал к мощам Сергия Радонежского и долго молился у его мощей, то услышал голос .. ( Иди Александр, дай полную волю Кутузову, да поможет Бог изгнать из Москвы французов.)”

Известен также случай, когда после смерти Николая I, Федор Кузьмич пришел в храм и заказал панихиду о нем, а дальше долго и со слезами на коленях молился о упокоении императора.

Отец Рафаил из Алексеевского монастыря исповедовал Федора Кузьмича перед смертью и просил его открыть тайну своего происхождения, но Федор Кузьмич ответствовал : «Это Бог знает».

Перед смертью святой старец Федор Томский разговаривал со своим благодетелем Симеоном Храмовым, в доме которого и проживал. Купец спросил Федора Кузьмича: «Есть молва, что Вы никто иной, как император Александр Благословенный». Федор Кузьмич перекрестился и ответствовал «Чудны дела Твои, Господи... Нет тайны, которая бы не открылась».

Есть версии о том, что Федор Кузьмич был неоднократно узнан людьми, которые знали его по Санкт- Петербургу и таких людей было множество. Есть и иные свидетельства, которые всегда наводили меня на мысль, что версия об императоре, бросившем свое царство и ушедшем странствовать в скромном рубище по своей Державе не просто красивая сказка, но исторический факт. И вот, недавно я узнал, что ученые доказали это. «Эксперты — графологи заявили, что известный старец Федор Томский действительно может оказаться императором Александром I.

Исследования рукописей Царя и святого старца показали, что их почерк идентичен ». Об этом 23 июня 2015 года сообщила «Российская газета». Исследователь Светлана Семенова проанализировав рукописи императора и старца Федора сообщила, что они написаны почерком, принадлежавшим одному и тому же человеку! Высота духа и христианского подвига императора Александра I — старца Федора Томского поражает современников. В голове современного человека никак не может уложиться, как Царь- повелитель 1/6 всего мира, победитель Наполеона, человек о котором с уважением говорили все европейские державы, решился стать странником в своей собственной великой Империи.

Сегодня молясь святому старцу Федору Томскому мы вспоминаем тропарь написанный к дню его прославления: «Жизни светския праведне Феодоре удалився, В землю сибирскую вольно приити изволив, Чудесы и знаменьми Божиими народ Томский удивил еси, и по смерти своей веру чтущих тя укрепляеши. Помилуй нас, чтущих память Твою отче наш Феодоре»!

Память святого старца Федора Томского ( императора Александра |I) совершается 2 февраля.

Доктор богословия, профессор, протоиерей Александр Федосеев

Это интересно
+5

31.10.2015
Пожаловаться Просмотров: 1071  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены