Если еще 10 лет назад число граждан, активно занимающихся спортом, было где-то на уровне 17,0%, то в настоящее время их почти 40,0%. В планах правительства России повысить рядом мер долю граждан (хотя бы систематически занимающихся физической культурой) до 55%.
Все это порождает необходимость развития спортивной инфраструктуры и, как следствие, развитие производства спортивного снаряжения, в том числе и тренажеров. Современное отечественное спортивное производство представляет собой набор частных промышленных предприятий разной степени технической оснащенности и производственной мощности. В основном это малые предприятия, но следует отметить, что в целом основной объем российского рынка тренажеров формируется, главным образом, за счет продукции зарубежного производства. На ее долю приходится более 82.3% (за период 2016-2020 годов доля тренажеров отечественного производства составляла 17,7% - 25,2% с тенденцией на сокращение).
К основным игрокам рынка относятся такие торговые марки, ввозимые из-за рубежа, как: Technogym, Torneo, Life fitness и Hammer Strength, Precor и Domyos. В тоже время на рынке тренажеров в России работает порядка 50 отечественных компаний, занимающихся выпуском данного оборудования на территории нашей страны.
Осложнение геополитической обстановки может вынудить фитнес-индустрию, которая на 75% работает на импортном оборудовании в основном из ЕС и США, постепенно переходить на российские и китайские тренажеры. Клубы уже начали подыскивать аналоги инвентарю, но опасаются, что проблемы возникнут с технологичными устройствами. Процесс может частично облегчить кризис в отрасли: после закрытия некоторых клубов тренажеры попадут на вторичный рынок.
Российским операторам фитнес-центров придется в течение трех-пяти лет переориентироваться на новых поставщиков оборудования, большая часть которого сейчас представлена компаниями из ЕС и США. Об этом «Ъ» рассказали в Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ). По данным АОФИ, в фитнес-центрах РФ доля импортных тренажеров превышает 75%. Из них около 15–20% приходится на оборудование из Китая, остальное закупалось в европейских странах и США. Но в условиях введенных ограничений на поставки оборудования в Россию, проблем с оплатой товаров за рубежом и логистикой закупки тренажеров в западных странах практически прекратились, отмечают в АОФИ.
Президент АОФИ Ольга Киселева указывает, что участники рынка отмечают интерес со стороны российских компаний, которые выпускают тренажеры, программное обеспечение и оснащение для фитнес-центров.
Представитель сети X-Fit в России Ирина Троска отмечает, что на рынке можно найти российские и азиатские аналоги по всем позициям — гантельный ряд, рамы, стойки, скамьи.
Сложнее с технологичным оборудованием — беговыми дорожками, эллипсоидами и прочим, программное обеспечение которых у западных брендов, указывает она.
Как отмечает гендиректор производителя тренажеров Hasttings Дмитрий Ворончихин, часть спроса в магазинах тренажеров могут удовлетворить международные поставщики с предприятиями в Азии. По его словам, в размещении заказов на площадках в регионе есть возможность участвовать в доработке базовых моделей под требования рынка или компании. Гендиректор фитнес-центра Наталья Проскурякова планирует в 2023 году приобрести тренажеры в Китае.
На фоне текущего кризиса объем рынка фитнес-услуг, по прогнозам ОАФИ, в деньгах может сократиться на 40–50% за полгода, в ближайший месяц — на 30–40% год к году.
Как отмечает госпожа Киселева, опасаясь снижения спроса, крупные клубы в марте не планируют повышать стоимость абонементов.
Это также должно сохранить лояльность постоянных клиентов, планирующих продлить клубные карты, указывает она. В X-Fit и Alex Fitness ожидают уменьшения прибыли и пока не планируют повышать стоимость абонементов. В DDX Fitness придерживаются той же политики, ожидая, что в марте расходы клубов на обслуживание оборудования, закупку материалов для ремонта и прочее вырастут на 30%. Кроме того, фитнес также может столкнуться с увеличением издержек на услуги по уборке, говорят в АОФИ.
Как фитнес-индустрия пережила 2022 год
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров также ждет, что фитнес-клубам придется столкнуться с заметным падением продаж: одни их потенциальные клиенты уехали из страны, другие могут столкнуться со снижением доходов и потерей работы. Спрос на абонементы, по его словам, частично будет удовлетворяться за счет перепродажи людьми собственных карт. На фоне этой ситуации господин Бурмистров не исключает закрытия части клубов. Позитивным эффектом для оставшихся игроков станет выход на вторичный рынок большого объема фитнес-оборудования, которое существенно облегчит для отрасли процесс замещения импорта, указывает эксперт.
Это интересно
0
|
|||
Комментарии временно отключены