Как завоевать популярность публики? Это не праздный вопрос – он интересует всех, кто так или иначе зависим от пиара – каждого, кто хочет, чтобы о нём узнало как можно больше людей и более того — чтобы эти люди не теряли к нему интерес и проявляли так называемую лояльность — долгое время.
Сегодня мы можем с уверенностью выдвинуть следующий тезис: самым успешным проектом массовой культуры на сегодняшний день (десятые годы 21 столетия) является такой феномен как – личный блог в популярном приложении Instagram.
Более того. Мы можем утверждать – на сегодня Instagram заменил широким массам то, чем была для них же целые десятилетия подряд— телевизионная «мыльная опера».
Мыльная опера и её исторические корни
Мыльная опера – это телевизионный многосерийный фильм (сериал), который идёт всегда в одно и то же время, с одними и теми же героями и достаточно длительное время, чтобы свыкнуться с ним как с неотъемлемой частью твоей жизни.
Грандиозный коммерческий успех телесериалов (в эпоху диктатуры телевидения) обусловлен тонким знанием природы человека, которое и продемонстрировали маркетологи того времени.
Наша с вами психика и вся вытекающая из неё — культура человечества, устроены так, что им базово необходимо то, что сумела дать человечеству – мыльная опера, а ещё раньше (и затем — позже неё) иные, но структурно схожие с мыльной оперой культурные практики.
Итак, давайте вначале увидим эту самую «структуру» и затем — перечислим культурные практики, выстроенные по её шаблону.
Структура жизненно необходимых человеку культурных практик
Итак, мыльная опера и сходные с ней по структуре практики отвечает следующим требованиям:
Чёткая ритмическая организованность наподобие орнамента
Мыльная опера и сходные с ней успешные культурные практики – выстроены как древняя визуальная культурная практика — магический «народный» орнамент. В них соблюдены: единство времени и места (в одно и то же время, по одному и тому же каналу), узнаваемость (одни и те же герои), одинаковость деталей (все серии структурно схожи и длятся одинаковое количество времени).
Мыльная опера вносила в хаотическую и непредсказуемую жизнь человека — подобие чёткого размеренного ритма, была островком стабильности, предсказуемости, предугадываемости, красоты и гармоничности одинаковых частей.
То есть, того – чего так не хватает в жизни всем нам.
Иллюзия длительности, вечности, непрерывности
Мыльная опера и схожие с ней культурные практики – дарили человеку ощущение того, что они длились, длятся и будут длиться практически бесконечно.
Такой фон способствовал укоренению в сознании человека мысли о том, что «и он ещё поживёт».
Противостояние Хаосу
Итак, как вы уже догадались, дело обстоит следующим образом. Испокон веков человеку нужно что-то, что психологически поддержит и укрепит его силы в борьбе с Хаосом, Непредсказуемостью, Смертью, Разрушением, Стихийным Бедствием, Энтропией.
То, что придаёт человеку силы — выстоять перед лицом Хаоса, должно обладать:
- цикличностью,
- повторяемостью,
- непрерывностью,
- предсказуемостью.
Какие же культурные практики, кроме мыльной оперы, ещё соответствовали этому предназначению?
Земледельческий цикл смены времён года
Когда человек стал земледельцем, он начал весьма пристально наблюдать за природой, что не так уж сильно было нужно — скотоводу и охотнику. Можно сказать, что погода за окном была первым телевизором и первыми «новостями», которые человек-земледелец смотрел и слушал не переключая и не выключая.
Но тем не менее, в любых культурах (не только земледельческих) были ещё культурные практики, также дарящие иллюзию предсказуемости и стабильности этого мира.
Такими культурными практиками были — исполняемые вслух религиозные гимны о сотворении Вселенной (космогонические мифы).
Эти мифы исполняли нараспев представители абсолютно всех культур, и исполняют кое-где до сих пор. Одинаковые по смыслу и интонации песни — священные тексты – повторялись без внесения изменений – поколениями певцов, помнивших их наизусть.
Сюда же можно добавить традиции и обряды, связанные с циклическими периодами жизни самого человека: рождение, инициация, брак, погребение.
А также: всё те же календарные праздники, связанные со сменой времён года.
Что и говорить, первые признаки наступления весны человечество всё ещё ждёт не меньше и даже больше, чем позывные мелодии любимой мыльной оперы, которая, в отличие от весны, давно вышла из моды.
Светское пост-религиозное общество и его культурные практики
Как вы можете догадаться, всю эпоху Средневековья, вплоть до окончательной секуляризации общества в Новое Время – функцию «Культурной Практики Стабильности» — выполнял годичный цикл чтения священных книг. Для христиан это была Библия, жития святых, Псалтирь, для иудеев – чтение Торы по недельным главам, для мусульман — Коран.
Год завершался и чтение с одними и теми же комментариями и отсылками к живой проблематике повседневности — возобновлялось по кругу.
Первым успешным проектом общества, свободного от «религиозности, подменяющей собой всё», стал роман-фельетон и связанный с ним – европейский журнально-газетный бум.
Роман-фельетон
Надо признать, что большинство маркетологов, строящих успешные модели новых культурных практик, так глубоко как мы не копают и зачастую начинают своё знакомство с прародителями мыльной оперы по её великому прадедушке — роману-фельетону.
Роман-фельетон – это увлекательное чтиво, печатающееся по главам в периодическом издании, на протяжении полугода, года или даже двух (в газете, чаще — журнале).
Откроем секрет: вся так называемая «классическая литература XIX века», все великие «толстые романы» – это романы-фельетоны и печатались они в журналах своего времени, поглавно.
Романы-фельетоны писали: Диккенс, Достоевский, Дюма отец, Пушкин (Онегина печатали по главам!), Вальтер Скотт и ещё многие другие классики.
Именно поэтому романы 19 века такие – длинные, часто двухтомные. Таково было требование издателя журнала: как можно дольше развлекать публику, от которой зависела подписка на журнал и его существование.
Век массовой культуры: новые культурные практики «стабильности»
Когда к концу 19 столетия самые широкие массы (городская рабочая беднота) научились читать, и им потребовалась своя массовая культура. Эти люди не выписывали дорогостоящих журналов, содержавших в себе много лишней для них информации, но структура «бесконечного рассказа о чьей-то жизни» беднякам была нужна также, как и буржуазным кругам.
Так появился новый формат – «бульварный роман», «копеечное издание», а в США и во Франции особый подвид этого жанра — рисованый комикс. Этот жанр знал свои «низы» и свои «сливки», так как был «присвоен» в какой-то момент даже — «высокой» культурой.
Новый жанр нёс в себе все необходимые признаки «культурных практик стабильности»: ритмическая повторяемость всех компонентов практики – от формата книжки, обложки серии, даты выхода в свет и цены за брошюру, до – главного героя, действующего по привычной не меняющейся от книжки к книжке схеме. Этот жанр в теле детектива дожил и до наших дней. Главные герои этих книг практически вошли в гуманитарный культурный обиход: Нат Пинкертон, Шерлок Холмс, Зорро, Эркюль Пуаро, Эраст Фандорин...
«Что может быть «стабильного» в детективе, триллере?» — спросит Читатель.
О, несмотря на вихри перипетий и тяжёлые обстоятельства, в которые попадают его герои — детектив, триллер – это очень «стабильные» культурные практики!
«Стабильного» в них то, что в конце книги, как бы ни был закручен лихо сюжет, главный герой всегда побеждает Зло и выходит живым из любой передряги.
Именно поэтому, когда уставшему Конан Дойлю надоел его персонаж – Шерлок Холмс и он решился «убить» его в теснине Рейхенбахского водопада, чтобы, наконец, закончить серию – читатели были настолько возмущены «предательством», что писатель вынужден был «оживить» сыщика и продлить успешный сериал ещё на десяток лет...
Тем не менее, даже дни популярных серийных детективов оказались сочтены — на смену книжной культуре пришла эра не читающих масс и —телевидения.
Культурные практики стабильности в эпоху телевидения
В эпоху телевидения самыми успешными культурными практиками, дающими иллюзию стабильности бытия, долгое время оставались длинные телевизионные сериалы, особенно их «самый розовый» поджанр — многолетняя нескончаемая мыльная опера для домохозяек.
Однако, к концу 20 века усилился скепсис и цинизм массового зрителя...
Кризис и «революционный накал», обычно поджидающий любое общество под конец столетия, дал о себе знать и в 20 веке – мыльная опера на некоторое время вышла из моды в своём старом формате.
Общество стало ощущать себя более молодым, дерзким и мобильным, ему хотелось чего-то нового, а кризис традиционной буржуазной семьи ликвидировал на корню такую целевую аудиторию как неторопливые домохозяйки-домоседки...
На какое-то время мыльную оперу заменил бум реалити-шоу, передач типа «Большой Брат», «За стеклом», «Дом-2»... Он отвечал духу времени: молодость, стёб, риск, шутки на грани фола, самовыражение любой ценой, насмешка над моральными нормами «стариков».
Но и время и люди, и технологии были уже совсем не те, чтобы «реалити-шоу по телевизору» воцарилось хотя бы на четверть века как главный ниспровергатель устаревших норм... На пятки стационарному домашнему телевидению наступал Интернет, WiFi и цифровые технологии.
Культурные практики стабильности в эпоху цифровых гаджетов
Благодаря тому, что экран компьютера стал умещаться в кармане, а вся ойкумена покрылась бесплатным WiFi, возник феномен непоседливых горожан и как следствие — массовая журналистика улиц.
Первые «журналисты улиц» подражали степенным журналистам старых классических газет — они тоже писали «статьи», выражая в них своё «мнение».
Правда, их статьи назывались «посты», и печатались они не в газете, а в он-лайн «блоге» ЖЖ, и были существенно короче и легкомысленней своих предков – газетных передовиц.
И тем не менее, даже блог в ЖЖ проиграл Инстаграму...
Мир стремительно перестал быть «читающим тексты», быстрое потребление информации «на ходу», сыграло в пользу картинки. Общество вернулось к тому, от чего отказалось в 90-е и нулевые — к красивой, «сказочной» картинке из «другой» жизни, картинке...немного приукрашивающей реальность.
Что фильтры Instagram, в которых фотографии становятся «сказочно красивыми», что интерьеры мексиканских богатых семей – всё это явления одного порядка, хотя, возможно, и не признающие своего родства.
Мы продолжаем утверждать, как и в самом начале нашей статьи – блог в Instagram – это на сегодняшний день – реинкарнация в другом теле подзабытой зрителем и маркетологами — мыльной оперы. Мир устал от гранж-культуры трэшевых 90-х и циничной пустоты нулевых... Миру опять захотелось в квадратное окошко «телевизора», чтобы увидеть там победу Красоты и Добра. Что ж, миру — мир...
Мы соскучились по мыльной опере и придумали себе Instagram
Кроме классических признаков успешной мыльной оперы, блог в Instagram несёт в себе и другие черты, роднящие его с базовым архетипом эпохи неолита— культурными практиками, дарующими иллюзию стабильности.
Пришло наконец, время пристально посмотреть на тенденции, определяющие небывалый успех блоггерства в приложении Instagram... Итак,
Секреты успешности блогера Instagram
В общем-то, они схожи с секретом успешности мыльной оперы. Перечислим их ещё раз:
Мыльная опера – это многосерийный фильм, который идёт всегда в одно и то же время, с одними и теми же героями и достаточно длительное время, чтобы свыкнуться с ним как с неотъемлемой частью твоей жизни.
Регулярность постов
Блог Instagram, как и любой блог, должен регулярно обновляться новыми фотоснимками (микро-сериями вашего фильма), заливаемыми в одно и тоже время (например, один раз в день, трижды в неделю или хотя бы – еженедельно).
Постоянство
Поток ленты Instagram должен «не прекращаться»,чтобы подписчики могли свыкнуться с вашей жизнью как с неотъемлемой частью их собственной жизни.
Акцент на главное действующее лицо
И, конечно же, у блога Instagram должны быть одни и те же узнаваемые и любимые публикой — главные действующие лица. Поговорим подробней о том, какими могут быть «главные герои» сериала в Instagram...
Героем вашего блога в Instagram можете быть как вы сами, так и ваши младшие братья и сёстры, ваши забавные домашние животные и даже просто ваши любимые «игрушки», ваши покупки, вообще любые предметы, которые могут потянуть на роль «постоянного центрального персонажа, с которым всё время происходит что-то интересное»...
Например, «главным героем» вашего блога в Instagram может быть Природа как таковая, ваша любимая Улица, Город, Район... Как видите, чтобы быть популярным в Instagram необязательно колесить туристом по всему земному шару, выискивая достопримечательности за океаном. Все серии мыльной оперы проходили в одной-двух вымышленных гостиных, но это не ослабляло интерес к жанру!
Живое и неживое: безопасный вариант
Самый безопасный способ прославиться в Instagram – это сделать главным персонажем своей «нескончаемой истории в картинках» не реальное живое лицо, которое в общем-то — смертно и уязвимо, а нечто абстрактное, вроде той же погоды за окном или игрушечного медведя в разных обстоятельствах.
Один из популярных блогеров Instagram периодически рассказывает истории про свою любимую игрушку – чайного заварочного человечка, которого сажают на чашку. Этот ход гораздо мудрее, чем трансляция в Интернет фотографий своей младшей сестры, согласитесь...
Лента Instagram выстроена так же, как древняя визуальная культурная практика человечества — магический орнамент.
Действительно, одинаковость деталей ленты в Instagram налицо: все картинки структурно схожи, имеют одинаковую (в основном) квадратную форму и пропущены через ограниченное количество легко узнаваемых фильтров.
Наш вам совет: если хотите популярности в Instagram, не отступайте от единой квадратной формы картинок (что позволяют себе любители экспериментов с формой фотографии), и тогда глаз вашего постоянного зрителя не будут раздражать «сбои» в виде куцых укороченных обрезанных кадров.
Лента Instagram и роман-фельетон: не забываем о важности сюжета!
Вне сомнения – и блог в Instagram, и мыльная опера — призваны вносить в хаотическое и непредсказуемое бытие человека — подобие чёткого размеренного ритма, быть островком стабильности, предсказуемости, предугадываемости, красоты и гармоничности одинаковых частей — приукрашенных фильтрами и замыслом подачи.
Однако... Давайте не будем забывать и о нашем «прадедушке» – о романе-фельетоне и вытекающем из него: массовом детективе, лав-стори, триллере, захватывающем чтиве!
Да, с одной стороны, читателю нужна стабильность, которой нет в его голове — измученной неврозами, страхами и тревогами.
Но с другой стороны, тому же читателю нужно периодически «щекотать нервишки» надуманными историями, происходящими «с кем-то там», чтобы ему было с вами – не скучно.
Культурная практика, которая поддерживает иллюзию стабильности и непрерывности бытия – должна быть ещё и – увлекательной.
Поверьте, что «увлекательными триллерами», щекочущими нервы, были и остаются — даже религиозные тексты, читаемые одинаково из года в год. Почитайте жития святых, Бхагавад-Гиту, Библию...
Основа увлекательности – это наличие сюжета. А сюжет — это когда что-то с кем-то (или с чем-то) происходит.
О чём должен быть сюжет вашего блога в Instagram?
В основе всех вообще успешных (то есть – терапевтичных!) сюжетов, которые имели или будут иметь у публики спрос, лежит один единственный древний сюжет-архетип. Он сводится к простой формуле, формуле волшебной сказки:
«Вначале всё было как бы неплохо, но потом вдруг стало плохо, а затем опять всё исправилось, благодаря героизму, смекалке Героя или вмешательству Высших Сил; и всё стало ещё лучше».
Рассказывая в ленте картинок Instagram о своей жизни – поддерживайте интерес публики случающимися с вами событиями, неурядицами, неожиданностями, используйте миф о вечной победе Добра над Злом.
История про потерянный багаж
Представьте себе, что даже успешный модный «фэшн блогер» с огромным количеством подписчиц, регулярно обновляющий ленту гламурными фото в нарядах на фоне европейских городов... даже эта девушка была вынуждена поддержать к себе интерес – использовав неожиданный драматический сюжет. Возможно, что и вполне вымышленный, ради такого дела...
Казалось бы — разве мало поклонницам нарядов и красивых путешествий регулярных фотоотчётов об этих самых нарядах и красивых путешествиях?
Мало. Если вы хотите успешный блог в Instagram ,пользующийся бешеной популярностью, а не бессмысленный «фотоотчёт», то периодически вам нужно лихо закрутить сюжет.
Как и было в случае с «потерянным багажом» модного блоггера. О потеряном багаже переживал весь Instagram...
Что делать – таковы законы жанра.
***
Примеры Бизнес тренда
Тенденция заменить Инстаграмом утерянный рай – мыльных телесериалов — заметна в американском проекте A Beautiful Mess
Это «приложение к приложению» позволяет сделать и без того – гламурную ленту блога в Instagram ещё более гламурной и ещё более отвечающей эстетике мексиканских, бразильских, американских и прочих сериалов для женщин и девочек-подростков.
***
Ну а если вы хотите периодически напоминать читателю вашего блога о том, что вы ведёте битву на стороне армии Добра против сил Зла, то вам поможет другое приложение всё к тому же – Instagram.
Каждую сделанную вами фотографию блюда, пищи, напитка (#instafood #foodstagram)приложение будет маркировать сообщением о том, что лайки, собранные за это фото, будут конвертированы в деньги и отправлены в фонд по борьбе с голодом в Африке, списавшись с вашего счёта.
Итак: чтобы стать успешным блогером в Инстаграм нужно хорошо знать психологию людей и знать наизусть любимые человечеством сказки о битвах между Добром и Злом, Порядком и Хаосом, Жизнью и Смертью.
А главное — самому верить в них. Впрочем, это рецепт любого успеха в медиа-бизнесе.
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: