Мы живём в эпоху многих “измов”, в том числе и такого “изма” как “постколониализм”. А это значит, что бывшие метрополии (то есть, практически вся Европа) оказались заполнены бывшими подданными, приехавшими к ним их их же бывших колоний. Так вышло, что большинство этих вновьприехавших мигрантов – мусульмане.
Облик современной Франции или, например, Германии, за последние четверть века изменился практически до неузнаваемости. В общем, как и облик современной Москвы – где происходили в последнее время почти те же геополитические подвижки.
Именно поэтому, в Евросоюзе так остро встаёт вопрос о новых принципах общежития народов. Но бизнес, в отличие от политики не должен решать – “носить ли мусульманским девочкам на уроках в школе – хиджаб?” или “можно ли оглашать кварталы Парижа пением муэдзина”?
Бизнес занимается другими вещами – он восполняет лакуны на рынке. Теперь он учится создавать и создаёт товары и услуги для мусульман, то есть, делает то – что раньше могло всерьёз озаботить только самих мусульманских торговцев в своих странах, где-то географически очень далеко от старушки-Европы...
***
Рассматривая этот новый для нас мировой бизнес тренд, нужно просто понять одну нехитрую вещь – рынок услуг и товаров для мусульман в Европе существует! И здесь существует как минимум две тенденции.
С одной стороны, современные мусульмане (не последователи фундаменталистских сект, живущие в глухой глуши арабского мира) совсем не похожи на “традиционных мусульман” 19 века или эпохи средневековья. Вот скажите, разве мы с вами и наш образ жизни – похожи на наших прапрадедушек хотя бы начала ХХ века? Так почему же мы переносим на мусульман беспочвенный миф о том, что “образ мусульманина не меняется десять веков подряд” и как был “отсталым и диким” так и остаётся? Мышление в русле такого мифа свидетельствует лишь о крайнем недостатке нашей информированности о том, что происходит вокруг нас, о незаинтересованности в жизни соседей и обычной ксенофобии, которая ещё и подогревается соответствующей пропагандой.
А что же интересует современного, не строго религиозного, а всё-таки более светскогомусульманина? Зададим встречный вопрос: а что мы с вами вообще знаем о мусульманах, кроме телевизионной пропаганды эпохи военных конфликтов? Вот, чтобы расширить свой культурно-этнографический кругозор, мы и обратимся к рассмотрению примеров современного бизнеса, строящегося вокруг исламских традиций, быта и частной жизни.
Однако, с другой стороны, современные верующие, религиозные мусульманские семьи всё-таки в жизни своей придерживаются шариата и адата. Шариат – это официальная, объединяющая всех мусульман мира, законодательная практика, идущая от церкви (мечети) и от священника (муфтия). Хоть в мусульманстве есть и различные направления, всё-таки нам лучше познакомиться хотя бы с некоторыми наиболее общими взглядами шариата на те или иные вопросы регулирования повседневной жизни мусульманина, чтобы не попасть впросак в случае делового или иного – общения. В отличие от шариата (официального церковногозакона), адат – это устный неписанный закон, пережиток доисламских правовых кодексов, по которому жили ещё неисламизированные предки тех народностей, которых мы сегодня называем мусульманами. Суть в том, что мусульмане живут как по шариату, так и по адатам. И вот адаты у каждой этнической группы – разные, так как мусульманами являются подчас очень различные и не имеющие ничего общего (кроме религии) народности.
Так что шкатулочка, на которой написано лишь одно слово “мусульманство” оказалась всё-таки – с двойным дном. Но с культурными явлениями – только так и бывает!
Перейдем к примерам мирового бизнес тренда "товары и услуги для мусульман".
Предприниматели из Амстердама открыли магазины интимных товаров для мусульман: Sex Toys Islam и El Asira. Магазины не дают агрессивную сексуальную рекламу. Здесь продают массажные масла, лубриканты, эфирные масла и афродизиаки, которые одобрены исламскими учеными. Магазины для взрослых в духе шириата имели оглушительный успех – стартапы, не успев появиться и толком заявить о себе, стали пользоваться бешеной популярностью у мусульман, проживающих в России, Марокко, Германии, Дании. 29-летний предприниматель из Голландии (Abdelaziz Aouragh), владелец интернет-магазина El Asira так объясняет успех своего молодого проекта: «Мы не позиционируем себя как секс-шоп, напротив, мы заявляем о себе как о приватном безопасном месте, где мусульмане, соблюдающие законы шариата могут найти довольно интимные товары, причем сделать это без лишней огласки».
Интернет – магазин для взрослых El Asira действительно обеспечивает все нормы секретности и безопасности для своих клиентов, мужчины и женщины при регистрации попадают на совершенно разные страницы.
Второй интернет-магазин интимных товаров для мусульман американского предпринимателя из Атланты также гарантирует безопасность и конфиденциальность своим покупателям, но торгует более рискованной продукцией. В нем можно найти такие товары, как: наручники, хлысты, сексуальные игрушки и эротические смазки известного бренда Kama Sutra. На сайте также размещается полезная информация о том как разнообразить свою сексуальную жизнь, специалисты отвечают на многочисленные вопросы пользователей, касающиеся интимной жизни (и это несмотря на строгие законы шариата, запрещающие разглашать подробности интимной жизни), но все выглядит пристойно и в рамках религиозных законов шариата.
Интернет-магазины El Asira и Sex Toys Islam не единственные магазины для взрослых, продающие сексуальные товары для мусульман.
32-летняя предпринимательница Khadija Ahmed открыла первый магазин интимных товаров для мусульман в Бахрейне, причем оффлайн магазин она открыла после того, как его онлайн аналог стал пользоваться огромной популярностью у мусульман. Позиционируется Dar Khadija точно также, как и его немногочисленные конкуренты. Его хозяйка не называет его секс-шопом в традиционном западном смысле этого слова, в магазине продаются только натуральные масла, лубриканты, бельё – в общем все, что помогает разнообразить интимную жизнь женатым парам. Причем, слово «женатым» – это ключевое слово, покупателями магазина интимных товаров могут быть только пары, состоящие в браке.
Согласно статистике, более 70% мусульман соблюдают законы шариата и отказываются от традиционной для европейцев пищи. Это огромный рынок потребителей для производителей продуктов питания, но не только... Эту свободную нишу увидела канадская предпринимательница Лайла Манди, недавно сама обратившаяся в ислам.
Будучи визажистом, она решила открыть собственную линию косметики для мусульман. Все косметические препараты линии OnePure изготовлены из ингредиентов, разрешенных Кораном, они не содержат алкоголь, животных (в частности свинных) экстрактов и пр. запрещенных ингредиентов.
Косметика для мусульман продается в магазинах Souk al Bahar в Дубае, а также на борту самолетов Saudi Airlines и через интернет сайт. В настоящее время компанией ведутся переговоры о распространении косметики для мусульман через крупнейшие отели мира. А в ближайших планах компании – открыть собственные магазины и спа-салоны, а также разработать серию для мужчин и продукты по уходу за телом и волосами.
***
На наших улицах (улицах городов европейской части России) всё чаще можно встретить юных модниц, одетых “не как все”, а завёрнутых практически с ног до головы в дорогие узорчатые ткани... Это молодые мусульманские девушки и женщины, которые довольно успешно пытаются “взорвать” уличную моду, доказав на своём личном примере, что девушке, одетой в хиджаб, можно – не сочувствовать, а нужно – завидовать.
Но не задумывались ли вы – где, в каких магазинах покупают эти девушки свои дорогостоящие обновки?
И в каких магазинах они покупают всё остальное?
Не пора ли российскому бизнесу обратить внимание на открывшуюся перед ним нишу?
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: