Центр Жоржа Помпиду в Париже — это, наверное, один из самых ярких и понятных примеров того, что представляет собой мировой бизнес тренд «стильная функциональность». Здание, в котором все коммуникации, как-то: канализационные трубы и прочие «неэстетичные вещи», вынесены наружу и «украшают» собой фасад.
Впрочем слово «украшают» надо здесь брать без каких-либо кавычек — потому что в той эстетике, в которой и выполнен Центр Помпиду, канализационные трубы — это и есть самое настоящее украшение!
Впрочем, существует и другой пример. Вот, старинные печи-голландки. В особняках 19 века они ещё украшают собой интерьеры. Голландские мастера, клавшие по всей Европе свои знаменитые печи-голландки, уже тогда заботились не только о функциональности, но и о вопросах стиля. Так, все печи-голландки традиционно облицовывались изразцами — прекраснейшими керамическими плитками (предшественницами кафеля), на которых вырисовывались и вырезались замысловатые картины и орнаменты — шедевры декоративно-прикладного искусства.
Возьмём ещё один пример из классики европейского дизайна — традиционный английский камин. Эта «функциональная» вещь, служившая для обогрева сырых помещений, на самом деле была ещё и — «точкой сборки» Стиля всего британского Дома (Home, sweet home).
От камина (как от печки из русской поговорки) «плясал» весь британский образ жизни — этому служила каминная решётка и каминная полка, плюс ещё пара таких «мелочей» как — каминные щипцы и каминный совок.
И если решётка, совок и щипцы должны были поражать воображение искусством ковки и показывали стиль мастера, их создавшего, то каминная полка была стендом, музейной выставочной площадкой, демонстрировавшей вкусы своих хозяев — тут вам и веджвудские фарфоровые статуэтки, и часы работы Бреге или же просто — незатейсивые индийские слоники (эти «матрёшки» викторианской Империи), а то и просто — холостяцкая курительная трубка с длинющим чубуком да кучки пепла, аккуратно выложенные на мраморе — в часы сплина...
А теперь пойдём ещё дальше — в глубь веков, в эпоху Ренессанса. Мало кто знает сегодня — что такое буфет как предмет домашней мебели. Напомню, что буфет — это такой огромный и красивый шкаф для хранения съестных припасов, прародитель нашего холодильника. Но если кто-то сегодня и помнит, что такое буфет (а у кого-то возможно такое бабушкино наследство до сих пор украшает квартиру), то уж совсем единицы знают, что многие сохранившиеся работы итальянских мастеров Ренессанса (так называемые картины на досках) — это ... всего лишь дверцы от буфетов, делавшихся на заказ в очень богатые дома. Да, эти дверцы расписывались мифологическими и библейскими сюжетами так, что сегодня украшают собой и Лувр, и Дрезден...
Вообще, мировой бизнес тренд "стильная функциональность" — это, скорей, не «новое», а «хорошо забытое старое».
В старину любая вещь делалась долго, руками ремесленника-художника (реже — чуточку халтурно— руками его учеников-подмастерий) на несрочный заказ для определённого, конкретного лица.
И что очень важно — вещи в ту пору не делились на «функциональны» и «стильные».
Стильным мог быть, и был (более чем) функциональный — ночной горшок в королевском дворце, функциональным и стильным было столовое серебро буржуазных семей, стильной была детская люлька в избе крестьянина, стильной была простая пенковая трубка для табака, которую бедный, но гордый охотник-траппер вырезал себе сам, покрывая лаконичным узором. Стильным и функциональным был также деревянный орнамент, украшавший крышу, конёк дома — такая крыша защищала и от непогоды, и от злых духов, да и просто радовала глаз, напоминая хозяевам о родных местах — ведь в каждой деревне, крае, провинции существовали свои узоры, которые мигранты поневоле переносили с места на место, иногда и за океан...
Недаром все эти перечисленые нами вещи сегодня можно найти в музеях и частных коллекциях... Они достойны этого.
Но скажите же, разве можно сделать единицей музейного фонда... современный унитаз — путь даже очень дорогой и совсем новый? Если мы отвлечёмся от «концептуального» искусства, практикующего эпатажный интерес к «низкому и неинтересному», то вынуждены будем признать — нет, вещи, среди которых мы сегодня живём, не являются шедеврами декоративно-прикладного искусства, за очень небольшим списком исключений.
Итак, стильная функциональность...
Когда-то «эра упадка» началась с того, что Искусство (в изводе — Высокого Ремесла) ушло из нашего повседневного быта, оставив ему фабричный ширпотреб. Сегодня мы достигли точки дна, и начался обратный процесс — все вещи быта (призванные быть в первую очередь, конечно — функциональными) начинают снова быть — красивыми... Начинают быть — затейливыми, вновь обретают утраченную когда-то — душу или сердце, если вспомнить поучительную немецкую сказку про Петера-угольщика и Михеля-великана...
Итак, как же современный бизнес пытается вернуть душу предметам, которые нам служат.
Ну, в первую очередь, они не прячут их стыдливо под плинтус, так сказать — не хоронят их за плинтусом.
Ну а для того, чтобы этим новшествам радовались не только любители эстетики панк-искусства, вещи, которые мы перестали стыдливо прятать с глаз долой — начинают оформляться в традиционной эстетике. Посмотрим же на то, что происходит в «реале». Это — интересней всего!
***
Сегодня мы наблюдаем устойчивый тренд роста предприятий апциклинга, которые строят свой прибыльный бизнес на трансформации старых товаров в новые.
Старые чугунные радиаторы, которые служили отличным проводником тепла в домах, где используется паровое отопление, теперь в массовом порядке выбрасываются хозяевами, которые после ремонта меняют их на более эстетически привлекательные — современные алюминиевые радиаторы.
Увидев это, а также зная, что чугунные радиаторы славятся своими способностями долго удерживать тепло и хорошей теплоотдачей, основатели компании EcoRad, поняли, что они могут стать идеальными составляющим приборов системы электрического отопления.
Технология электрической системы отопления проста: к снятой чугунной батарее добавляется специальный электрический элемент, который заменяет сложную и громоздкую систему труб, необходимую для нагревания центрального котла. Каждый такой радиатор соединен с программируемым электронным термостатом, который позволяет регулировать температуру каждой комнаты индивидуально.
При этом разница температур может варьироваться до 12,5 градусов. Стоит заметить, что электрическая система отопления на использовании чугунных радиаторов намного эффективней, чем паровая система отопления, теплопотеря которой доходит до 15% .
Для создания своей инновационной системы отопления компания EcoRad на 99% использует старые материалы, точнее старые радиаторы, которые она приводит в эстетически привлекательный вид. Стоимость трансформации старых радиаторов в новые стильные батареи электрической системы отопления составляет от 475 до 695 канадских долларов в зависимости от дизайна.
Самым популярным дизайном у канадских домовладельцев является стилизация чугунных радиаторов под батареи позапрошлого века, датированные 1850 годом.
Сроки заказа варьируются от 4 до 8 недель. Стоимость работ по демонтажу паровой системы и дополнительные аксессуары оплачиваются отдельно.
На примере Канадской компании EcoRad можно еще раз убедиться в том, что апциклинг является довольно прибыльным направлением бизнеса, которое совсем скоро докатится и до России.
Продолжим тему радиаторов. Не всем нравятся чугунные трубы “эпохи керенского”, упадочный стиль, знаете ли. Многие предпочитают стиль “вечного праздника”, стиль современной детской комнаты. Вот, пожалуйста...
Итальянская компания Scirocco придумала новый, стилизованный под детскую игрушку радиатор отопления.
Радиатор в виде ЛЕГО, яркий, эффектный, необычный и одновременно с отличными тепловыми качествами создаст яркий акцент в интерьере и вполне впишется в дизайн детской комнаты.
Благодаря двойной системе водоснабжения, части радиатора способны собираться как в детском конструкторе, в необходимом количестве и в любой форме.
Батареи-3
Новый век сделал радиаторы отопления – ещё и стеклянными... Стильный вид нового прибора отопления органично впишется теперь в дизайн любой комнаты, если только хозяева непротив того, чтобы на стене у них висели... картины.
Эти батареи внешне выглядят как картины, а по сути картинами и являются – картинами, в рамочке, и “под стеклом”.
Между прочим, ничего удивительного в этом нет – сплошное продолжение традиции. Ведь в старину печи разрисовывались или украшались лепными – изразцами. Это были тоже – картины. Очевидно, что когда человеку становится тепло и комфортно, у него сразу же пробуждается потребность любоваться произведением живописи или декоративно-прикладного искусства.
А ещё раньше, люди вообще смотрели в живой огонь – на пляшущие язычки пламени и видели в нём целые картины, истории, сцены... Вот так-то. Не зря Прометей подарил человеку огонь.
Степень нагревания помещения этими новыми – стеклянными батареями контролируется термостатом, который непосредственно определяет температуру воздуха в помещении и соответственно нагревает его до необходимой температуры. Несложная установка панели требует только наличие электрической розетки, а установить её можно на полу или на стене.
А мы продолжаем бродить по современному жилищу, каким его представляют себе борцы за функциональную стильность или стильную функциональность.
“Где у вас тут сортир?”
Когда-то Оскар Уайльд, рассуждая о процедуре смертной казни в современных ему тюрьмах (здесь он предвосхитил Стивена Кинга с его “Зелёной милей”) бросил такое замечание – я сейчас постараюсь точно передать его суть.
Уайльд говорил: “Самое страшное – это намеренная простота стиля, функциональность, абсолютно “некровожадный” внешний вид той комнаты, где, собственно, и совершают самое страшное – казнь человека. Эти уютные чистые комнатки напоминают современный ватер-клозет и тем они страшны, потому что – бесчеловечны” – сказал как припечатал Художник.
А вот вам теперь современная история.
Команда студентов и преподавателей университета Аризоны ASU College of Design создала инновационный дизайн туалета под торговой маркой Go With the FloTM.
Проект был разработан в рамках конкурса Northwest Design Invitational (NDI). Модель Go With the Flo полностью соответствует всем критериям, которые были заявлены организаторами конкурса: эстетика, экологичность, инновационный дизайн, удобство для потребителя.
Группе дизайнеров удалось полностью изменить конструкцию и дизайн туалета, что сделать было нелегко, поскольку вид ватер-клозета не менялся последние 100 лет.
Эта эргономичная модель, по словам авторов идеи, способствует укреплению спинных и брюшных мышц. (Туалет даже можно использовать как тренажер для йоги, потому что позу, которую надо занять, чтобы воспользоваться этим туалетом, вполне напоминает некоторые асаны йоги).
Для смыва используется не более одного галлона воды, которая берется из умывальника, причем функция смыва регулируется электромагнитным вентилем. Туалет полностью лишен каких-либо механических деталей.
***
Вы, наверное, спросите: “Какая связь между ватер-клозетом и комнатой, где совершается смертная казнь?”
Вы знаете, связь есть. Внося в эти два помещения излишнее количество стильной функциональности (беспокоясь, разумеется о том, чтобы оба эти места, как можно меньше ассоциировались с тем, что в них в общем-то неизбежно происходит) мы, люди, часто не то что грешим против хорошего вкуса, а попросту теряем что-то человеческое...
Иногда пресловутая “стильная функциональность” (которая, казалось бы – хороша везде) бывает в некоторых местах абсолютно неуместна. Например, в тех местах, где “грубая” Природа и Неизбежность торжествуют над любыми попытками замаскировать правду нашего земного бытия...
Продолжает наши рассуждения о стильной функциональности – безобидный пример того, как дизайнеры, работающие в стиле хай-тек, развлекаются на конкурсах по дизайну.
Дизайнер Фатих Балтас разработал оригинальный дизайн садовой скамейки – скамейку для курильщиков. В отличие от всех других проектов мест для курения, этот вызывает восхищение и, к сожалению, желание закурить.
Внешне такая скамья выглядит очень стильно, с комфортным сиденьем, со встроенными пепельницами и представьте себе, газоном с зелёной травой, который очищает и освежает пространство и воздух вокруг.
Такая скамья органично будет смотреться и на улице и в любом парке и месте для отдыха, обеспечивая комфорт курильщикам и чистоту и украшение городским улицам.
Как известно, лозунг “стильно и функционально” подразумевает крестовый поход против излишеств всякого там рококо...
Но если вглядеться попристальнее в то, что предлагают нам сами эти дизайнеры конкистадоры, понимаешь – никуда человечеству не деться от любви к никому не нужным “финтифлюшкам”. Очень они нам зачем-то нужны...
©www.1000ideas.ru – портал бизнес идей
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: