Торговцы в храме Неразборчивость коммерсантов или удар по церкви?
![](https://zavtra.ru/upl/20000/alarge/pic_736103588b4.jpg)
Заместитель главного редактора "ЗАВТРА" Андрей ФЕФЕЛОВ беседует с журналистами Игорем ШИШКИНЫМ и Александром МАРКОВЫМ.
Андрей ФЕФЕЛОВ. В этой беседе хотелось бы поднять тему, имеющую большое значение на символическом уровне. Речь идёт о том, что в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя проходят такие мероприятия, как мультимедийное шоу "Счастливого нового года. "АББА" — великие хиты" с исполнением лучших хитов некогда популярной шведской группы "AББA", а также анонсирован на 7 марта концерт "Мамма Мия!" некоей трибьют-группы. Игорь Сергеевич, не кажется ли вам, что на фоне сегодняшней психоисторической войны такие мероприятия неуместны?
Игорь ШИШКИН. Лично я такие мероприятия иначе, как плевок в душу народа, не воспринимаю. Вне зависимости от того, православный ты или атеист, мусульманин или буддист, здесь сложно не почувствовать оскорбления. Это преднамеренное действие, направленное на десакрализацию наших символов. Это "окно Овертона", то есть последовательное, постепенное изменение понятия "нормы" от недопустимого к приемлемому.
Помните, лет пятнадцать назад в СМИ развернулась активная кампания, стали появляться всевозможные учёные, говорившие, что мат — это часть русской культуры и языка. Они сетовали на то, что он запрещён в публичных выступлениях, на телевидении, в прессе. И вот результат: сейчас на улице вы видите людей в возрасте под тридцать, среди которых есть и приличные на вид, благообразные молодые женщины, изрыгающие из себя мат-перемат. Так открыли "окно Овертона" и сделали сквернословие нормой жизни.
А вспомним, что происходило в Западной Европе: рядом с храмами начали ставить игральные автоматы, что якобы должно было привлечь людей, особенно молодёжь, к посещению богослужений — поиграют, а потом и на службу зайдут…
Я считаю подобные концерты в Зале Церковных Соборов сознательной провокацией, потому что у всех, кто видит их афиши, эти мероприятия будут ассоциироваться именно с Русской православной церковью.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Александр Владимирович, что вы думаете по этому поводу?
Александр МАРКОВ. Здесь я вижу прямую ассоциацию с одной из песен группы "АББА" — "Мани, мани, мани". То есть организаторы этих концертов просто решили подзаработать на известном бренде. Причём, хочу заметить, что в афише предновогоднего мероприятия использовалась недобросовестная реклама. На ней изображены всем известные участники группы, какими они были в 1970-е годы. На концерте, конечно, не было никакой "АББА". Зрителей, прельстившихся афишей, ждало некое разочарование: они увидели кавер-группу, состоящую из российских артистов, изображавших на сцене знаменитую группу и перепевающих её успешные хиты.
Игорь ШИШКИН. Коммерческий обман.
Андрей ФЕФЕЛОВ. А можно было подумать, глядя на афишу, что на самом деле к нам приехали престарелые артисты из Швеции…
Александр МАРКОВ. Организаторы концерта немного подстраховались, и на афише под основным названием и снимком участников шведской группы шрифтом поменьше написали: "Московский симфонический оркестр "АББА Мия", намекая на истинных исполнителей песен. Но в любом случае такой анонс выступления — прямой обман зрителей.
Конечно, кавер-группы сегодня популярны, их приглашают выступить на свадьбах, в ресторанах, когда у людей не так много денег, чтобы услышать "оригинал". Это и есть уровень подобных шоу. И какое кощунство устраивать подобное действо в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя!
Понятно, что этот зал изначально предназначался не только для церковных мероприятий, но и концертов хоров, других коллективов. В наше сложное время там должна звучать музыка, которая вдохновляет и сплачивает людей, музыка на основе наших традиционных ценностей. И почему-то все забыли, что участники "АББА" нелицеприятно высказывались о России, когда началась СВО, и что они в этом конфликте поддержали Украину.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Игорь Сергеевич, возникает логичный вопрос к позволившим провести этот концерт в стенах храмового комплекса: зачем они так подставляют под удар Церковь?
Игорь ШИШКИН. Да, Русская православная церковь находится под ударом, подобные песни абсолютно неуместны в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, храме — памятнике победе в Отечественной войне 1812 года.
Но здесь важно подчеркнуть следующее: Русская православная церковь не имеет к этому отношения. Когда говорят о Зале Церковных Соборов, многие связывают его непосредственно с храмом. Однако весь этот храмовый комплекс принадлежит не Церкви, а городу Москве, ею же и финансируется. При этом управляет всем комплексом Фонд Храма Христа Спасителя — негосударственная организация. В руках её исполнительного директора находится вся полнота власти, и именно этой структуре нужно платить деньги за то, чтобы иметь возможность провести не чисто церковное, а церковно-общественное или просто развлекательное мероприятие. Фонд сам волен решать, кому предоставлять зал, а кому — нет.
Кстати, с деятельностью этого Фонда связан не один скандал. Совсем недавно в Зале Церковных Соборов устроили развлекательное шоу, связанное с "Гарри Поттером" и "Властелином колец". Люди возмутились, по этому поводу вышла большая статья протоиерея Александра Шаргунова.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Кстати, обратите внимание, что на афише этого мероприятия грубая орфографическая ошибка.
Игорь ШИШКИН. Даже если объяснять проведение подобных сомнительных мероприятий чистой коммерцией, то ведь в таком престижном зале готовы выступить многие хорошие музыкальные коллективы, способные привлечь большую аудиторию и заработать те же деньги. Почему же в результате предпочтение отдаётся не им, а скандальным шоу?
Андрей ФЕФЕЛОВ. Но и Новогодний бал в зале Храма Христа Спасителя с венским дирижёром, известным масоном, тоже вызывает вопросы.
Игорь ШИШКИН. Возможно, когда храм только строился, Фонд, который собирал и направлял средства на его возведение, был необходим и эффективен. При Лужкове такая форма управления, вероятно, была оправдана. Но зачем она нужна сейчас? Храмовый комплекс огромен, и Церковь не в состоянии самостоятельно содержать его. Его финансирует государство, поскольку он является символом России. Как признают в самом Фонде, коммерческая деятельность, связанная с проведением таких мероприятий, как "АББА Мия" или "Властелин колец", приносит очень незначительный процент доходов. Позора — выше крыши, а возможности покрыть убытки нет.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Это напоминает историю с коммерческой рекламой на центральных каналах ТВ. Взять, допустим, очень рейтинговое ток-шоу Первого канала "Мужское/женское", где показывают бытовые дрязги, несчастливые семьи, разводы, порой дело там доходит до драк в прямом эфире. То есть кто-то получает маленький профит, а на государственном уровне получается огромнейший ущерб традиционным семейным ценностям.
Александр МАРКОВ. Драки на ТВ специально провоцируют, потому что они поднимают рейтинг этим передачам. Вы упомянули, что концерты не покрывают даже небольшую часть затрат на храмовый комплекс. Мне кажется, за их организацией стоят конкретные люди. Они понимают, что на этих мероприятиях смогут неплохо заработать, и эти средства останутся в их распоряжении. То есть деньги на храм — это одно, а личный карман — другое.
Андрей ФЕФЕЛОВ. В этой истории есть ещё один важный момент. Россия ведёт суровую, масштабную войну. Ничего не имею против песен "AББA", но это шведская группа, а Швеция вступила в НАТО…
Игорь ШИШКИН. И воюет с нами сейчас. Гибридно, но воюет.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Но этого кому-то не хочется замечать. Вот ещё одна реклама: "Круассаны, устрицы, фуа-гра… Всероссийский музей декоративного искусства превратится в маленькую Францию благодаря Рождественской ярмарке — "Френчбазар". Винтажные киоски, аромат круассанов и устриц, уютные улицы в стиле французских бистро. Атмосфера, где можно заодно решить, что подарить своим друзьям, а что себе любимому…" Что должно произойти, чтобы такая реклама перестала появляться? Известно, что при участии Франции по нам запускаются ракеты, которые убивают наших граждан. А в столице проходят французские ярмарки, концерты с песнями шведской группы и прочее. Игорь Сергеевич, считаете ли вы, что это делается намеренно?
Игорь ШИШКИН. Это проявление гибридной войны Запада против нас. А прозападная часть российской элиты воевать ни в каком качестве не желает. Для неё всё происходящее — страшный сон. Она ждёт, когда же снова всё будет "как при бабушке", и Россия включится в строительство общеевропейского дома. Поэтому для них такие рекламы и мероприятия — как окошечко в счастливое будущее, которое вновь откроется после окончания СВО, когда президент "одумается" и прекратит столкновение с Западом, где всё так хорошо и прекрасно, куда они каждый "уикенд" ездили, где у них виллы, замки.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Но обсуждаемые мероприятия вообще-то делались не для элиты…
Игорь ШИШКИН. У многих людей складывается неверное представление об элите. Они думают, что это небольшая группа сверхбогатых людей. Однако, если выехать за пределы Москвы, например, по "Новой Риге", то увидишь там надписи сплошь на латинице. А посмотрите, как там называются посёлки? "Риверсайд", "Маленькая Европа", "Шервудский лес"…
Почему так? Потому что людям приятно осознавать, что до тех пор, пока они не накопили достаточно средств, чтобы приобрести настоящий английский замок, они могут жить в своём "Шервудском лесу". В Москве построили бизнес-центр и назвали его "Сити" по той же причине: ощущение близости к чему-то далёкому, дорогому и поистине элитарному. Подобное отношение к жизни пронизывает очень широкие слои общества. Это люди, которые за последние десятилетия буквально пропитались западными ценностями.
Каждый день по пути на работу я прохожу мимо Третьяковской галереи и вижу на фасаде здания огромную красочную афишу выставки русских художников, где русские фамилии разделили английским символом "and". Разве нельзя было избежать англицизмов? Это западничество сидит в подсознании, они хотят показать, что "цивилизованные", а не какие-нибудь там "посконные". Такое явление опаснее, чем наличие явного врага, планирующего нанести вред стране.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Да, подобное мышление пронизывает как элиты, так и широкие массы. Попытка привлечь покупателей иностранными вывесками — это расчёт на обычных людей.
А вот в Санкт-Петербурге не так давно собрались финансисты на XXII Российский облигационный конгресс, спонсорами которого были мощнейшие государственные банки — "Газпромбанк", "Россельхозбанк", "Промсвязьбанк". И они пригласили к себе в качестве главного развлекателя Алексея Кортнева, человека, открыто выступавшего против СВО, против основного курса государства. Как можно быть государственной структурой и открыто приближать к себе подобных людей?!
Александр МАРКОВ. Это вопрос к руководству этих структур. Почему так получается, что они приглашают на свои мероприятия тех людей, которые либо становятся иноагентами, либо говорят что-то такое, за что потом приходится извиняться?
Сейчас они вынуждены говорить какие-то патриотические лозунги, но внутри они остались без изменений. При этом населению вдалбливается, что у нас — тёмный мир, а на Западе — светлый, что фуа-гра и круассаны гораздо лучше, чем пельмени, что сфотографироваться на фоне Эйфелевой башни очень престижно, что если хочешь похвалить кого-то за острый ум, то правильнее сказать: "Он был умён, как Шерлок Холмс". Подобное длится десятилетиями…
Игорь ШИШКИН. Возвращаясь к теме, с которой мы начали беседу, напомню, что в Средние века в Малой Руси поляку-помещику принадлежал храм, управлял им еврей-арендатор, а православные крестьяне вынуждены были платить деньги за то, чтобы можно было провести службу.
В истории с концертом в Зале Церковных Соборов надо расставить все точки над "и". Государство реально финансирует этот храмовый комплекс как достояние и символ всей страны. Пусть так будет и дальше. А управление должно перейти в руки Русской православной церкви. Разве она не умеет управлять имуществом? Ещё как умеет! Какие монастыри создавали раньше и воссозданы из руин в наше время! Дайте ей право реально распоряжаться этим символом России и русского православия, убрав коммерсантов из цепочки Церковь — государство. Чтобы не возникало вопроса: сомнительное мероприятие проводится из-за денег или ради того, чтобы сделать гадость Церкви?
Андрей ФЕФЕЛОВ. Или из-за денег, пришедших из-за рубежа и создающих деструкцию гораздо большую, чем профиты частных фирм и маленьких лавчонок.
Игорь ШИШКИН. Совершенно верно. Это Храм Христа Спасителя, это Зал Церковных Соборов. И управлять ими должна Церковь, а содержать — государство.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Игорь Сергеевич, Александр Владимирович, благодарю за беседу!
![]()
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: