Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
1156 участников
Администратор Людмила 59
Модератор -Олег-

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

История первого социалистического государства

 (Lilla)

И речь здесь пой­дёт не о Рос­сии. Зна­комь­тесь, это Па­раг­вай.

Сво­и­ми на­зва­ни­я­ми го­су­дар­ства Па­раг­вай и Уруг­вай обя­за­ны реке Уруг­вай и Па­ра­на со­от­вет­ствен­но. На языке ин­дей­цев пле­ме­ни тупи слово «гвай» озна­ча­ет «река», а «уру» на языке пле­ме­ни гу­а­ра­ни яв­ля­ет­ся общим на­зва­ни­ем неко­то­рых видов птиц. Па­раг­вай на языке ин­дей­цев гу­а­ра­ни, ко­то­рые со­став­ля­ли боль­шин­ство в этой стране, озна­ча­ет «от ве­ли­кой реки» Па­ра­на. Если по­смот­реть на карту, то Уруг­вай на­хо­дит­ся в про­ме­жут­ке от реки Па­ра­на, до­сти­гая Ат­лан­ти­че­ско­го оке­а­на, а река Уруг­вай на­хо­дит­ся внут­ри самой стра­ны. Па­раг­вай же яв­ля­ет­ся «серд­цем Южной Аме­ри­ки», про­сти­ра­ясь от реки Па­ра­на, ко­то­рая раз­де­ля­ет оба го­су­дар­ства и имеет гра­ни­цы с круп­ней­ши­ми го­су­дар­ства­ми кон­ти­нен­та Бра­зи­ли­ей, Ар­ген­ти­ной и Бо­ли­ви­ей. Ранее Па­раг­вай имел бо́льшую тер­ри­то­рию, со­при­ка­са­ясь с Уруг­ва­ем.

За­дол­го до пер­во­го со­ци­а­ли­сти­че­ско­го го­су­дар­ства в Ев­ро­пе на дру­гом конце света, в Южной Аме­ри­ке уже имел­ся опыт, и до­воль­но успеш­ный и более дли­тель­ный опыт су­ще­ство­ва­ния со­ци­а­ли­сти­че­ско­го го­су­дар­ства. И про­изо­шло это за 300 лет до со­ци­а­ли­сти­че­ской ре­во­лю­ции в Рос­сий­ской Им­пе­рии.

Впер­вые Па­раг­вай как са­мо­сто­я­тель­ное го­су­дар­ство упо­ми­на­ет­ся в 1617 году, по­лу­чив ав­то­но­мию от ис­пан­ско­го вице-​королевства Перу. С этого мо­мен­та можно вести от­счёт со­зда­ния пер­во­го со­ци­а­ли­сти­че­ско­го го­су­дар­ства в мире.

Вна­ча­ле это был так на­зы­ва­е­мый «хри­сти­ан­ский со­ци­а­лизм». По сути, стра­ной управ­лял орден иезу­и­тов, ко­то­рые ис­пол­ня­ли не толь­ко ре­ли­ги­оз­ные и ду­хов­ные обя­зан­но­сти сво­е­го ор­де­на, но и яв­ля­лись ру­ко­во­ди­те­ля­ми в мест­ных ад­ми­ни­стра­ци­ях. Иезу­и­ты несли про­све­ще­ние и об­ра­зо­ва­ние в массы, обу­ча­ли мест­ных ин­дей­цев новым ме­то­дам ве­де­ния сель­ско­го хо­зяй­ства и ско­то­вод­ства. За­вез­ли неви­дан­ных ранее на кон­ти­нен­те ло­ша­дей. С их по­мо­щью за­рож­да­лись новые ре­мёс­ла и ор­га­ни­зо­вы­ва­лись про­све­ти­тель­ские учеб­ные за­ве­де­ния для всего без ис­клю­че­ния на­се­ле­ния стра­ны. Но глав­ный прин­цип, по­ло­жен­ный в ор­га­ни­за­цию труда и рас­пре­де­ле­ние до­хо­дов был вполне со­ци­а­ли­сти­че­ский: об­ще­ствен­ный труд со­зда­вал про­дукт, ко­то­рый рас­пре­де­лял­ся в ма­га­зи­ны для бес­плат­ной вы­да­чи всем нуж­да­ю­щим­ся. Чем то это на­по­ми­на­ло ки­бу­цы в Из­ра­и­ле, где про­дукт об­ще­ствен­но­го труда рас­пре­де­лял­ся среди са­мо­го на­се­ле­ния ки­бу­ца, чья ад­ми­ни­стра­ция сле­ди­ла за спра­вед­ли­вым рас­пре­де­ле­ни­ем и вдо­ба­вок обес­пе­чи­ва­ла бес­плат­ное ме­ди­цин­ское об­слу­жи­ва­ние и все­об­щее бес­плат­ное сред­нее об­ра­зо­ва­ние и опла­ту выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния или со­вре­мен­ные об­щи­ны ами­шей в США.

Ме­ди­цин­ское об­слу­жи­ва­ние и на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние были про­воз­гла­ше­ны все­об­щи­ми и бес­плат­ны­ми для каж­до­го граж­да­ни­на. Уро­вень бла­го­со­сто­я­ния на­се­ле­ния на­столь­ко воз­рос, что со­сед­ние стра­ны об­ра­ща­ли всё более при­сталь­ное вни­ма­ние на об­ще­ствен­ный строй в Па­раг­вае, и неко­то­рые со­сед­ние ре­ги­о­ны были не прочь пе­ре­нять со­ци­а­ли­сти­че­ские ме­то­ды ве­де­ния на­род­но­го хо­зяй­ства.

Это силь­но не по­нра­ви­лось более круп­ным иг­ро­кам на кон­ти­нен­те. На тот мо­мент это были ис­пан­цы и пор­ту­галь­цы. На­ча­лась война гу­а­ра­ни 1754-1758 года. К 1760 году иезу­и­ты были раз­гром­ле­ны и из­гна­ны из стра­ны. А сам Па­раг­вай начал хи­реть и по­сте­пен­но стра­на при­шла в упа­док.

Сле­ду­ю­щий этап по­пыт­ки воз­рож­де­ния со­ци­а­лиз­ма в Па­раг­вае при­шёл­ся на ХIX век. В 1811 году все­об­щим го­ло­со­ва­ни­ем кон­грес­са из­бра­лась хунта, чьим ли­де­ром стал Хосе Гас­пар Ро­д­ри­гес де Фран­сия и Ве­лас­ко. Оста­ва­ясь дик­та­то­ром, он под­чи­нил себе все ветви вла­сти, вы­чи­стил су­ро­вы­ми ме­то­да­ми стра­ну от ли­бе­раль­ной «пятой ко­лон­ны» и аре­сто­вал ис­пан­скую оли­гар­хию, кон­фис­ко­вав всю её соб­ствен­ность в го­су­дар­ствен­ное управ­ле­ние. Далее он про­воз­гла­сил по­ли­ти­ку ав­тар­кии, ко­то­рая за­клю­ча­лась в опору на соб­ствен­ные силы и са­мо­обес­пе­че­ние стра­ны.

В ос­но­ву эко­но­ми­ки был об­ще­ствен­ный труд и мел­кое пред­при­ни­ма­тель­ство. Вся земля при­над­ле­жа­ла го­су­дар­ству, часть ко­то­рой пе­ре­да­ва­лась в арен­ду кре­стья­нам на льгот­ных усло­ви­ях. Го­су­дар­ство за свой счёт воз­во­ди­ло мосты, стро­и­ло до­ро­ги, ка­на­лы и про­чую ин­фра­струк­ту­ру. Ввоз ино­стран­ной про­дук­ции был за­пре­щён, что вы­зва­ло взрыв­ной рост мест­ной про­мыш­лен­но­сти и сель­ско­го хо­зяй­ства.

Со­сто­я­лась лик­ви­да­ция бед­но­сти. Вво­ди­лось все­об­щее сред­нее го­су­дар­ствен­ное об­ра­зо­ва­ние и бес­плат­ная ме­ди­ци­на. Об­ще­ствен­ные про­до­воль­ствен­ные фонды по­мо­га­ли плохо обес­пе­чен­ным граж­да­нам, низ­кие на­ло­ги обес­пе­чи­ва­ли воз­мож­ность раз­ви­вать­ся про­мыш­лен­но­сти.

После дик­та­то­ра власть в стране пе­ре­хо­ди­ла к его пле­мян­ни­ку, а позже к его сыну. К этому вре­ме­ни Па­раг­вай стал самым успеш­ным и раз­ви­тым го­су­дар­ством в Южной Аме­ри­ке и не толь­ко там. К его при­ме­ру вновь стали при­гля­ды­вать­ся со­се­ди, же­ла­ю­щие до­стичь таких же впе­чат­ля­ю­щих ре­зуль­та­тов. Эко­но­ми­че­ский подъ­ём, от­сут­ствие внеш­них дол­гов, пре­вы­ше­ние экс­пор­та над им­пор­том ярко от­ра­жа­ли успеш­ность со­ци­а­ли­сти­че­ско­го об­ще­ствен­но­го устрой­ства.

Пер­вая же­лез­ная до­ро­га в Рос­сий­ской Им­пе­рии была по­стро­е­на в 1837 году. В Па­раг­вае в 1864 году. Но по­бе­да над негра­мот­но­стью и все­об­щее сред­нее об­ра­зо­ва­ние в Па­раг­вае были про­де­мон­стри­ро­ва­ны в те же самые годы прав­ле­ния сына Ло­пе­са Фран­сис­ко Со­ла­но Ло­пе­са почти на несколь­ко де­сят­ков лет ранее, неже­ли в СССР. На его прав­ле­ние при­шёл­ся пик раз­ви­тия стра­ны со ста­ле­ли­тей­ны­ми за­во­да­ми, су­до­стро­е­ни­ем и соб­ствен­ным про­из­вод­ством ар­тил­ле­рии. Из­лишне го­во­рить о по­стро­ен­ных ин­сти­ту­тах со мно­же­ством при­гла­шён­ных ино­стран­ных пре­по­да­ва­те­лей, ко­то­рые по­мог­ли со­здать соб­ствен­ную си­сте­му выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния и ин­же­нер­ную школу.

Стоит до­ба­вить, что это уже был вполне свет­ский го­су­дар­ствен­ный  со­ци­а­лизм безо вся­ко­го ре­ли­ги­оз­но­го на­пол­не­ния, как это было в пер­вый «иезу­ит­ский» пе­ри­од ста­нов­ле­ния Па­раг­вая.

Как это обыч­но про­ис­хо­дит, Бри­та­ния, под чьим вли­я­ни­ем на­хо­ди­лись пра­ви­тель­ства Бра­зи­лии и Ар­ген­ти­ны, не могла поз­во­лить со­сед­ним стра­нам пе­ре­нять опыт со­ци­а­ли­сти­че­ско­го го­су­дар­ства и упу­стить их из-​под сво­е­го вли­я­ния. Мор­ской порт Уруг­вая, через ко­то­рый про­ис­хо­ди­ло внеш­нее сно­ше­ние Па­раг­вая, был за­хва­чен и бло­ки­ро­ван вой­ска­ми Бра­зи­лии. Уруг­вай, имев­ший с Па­раг­ва­ем до­го­вор о вза­и­мо­по­мо­щи, об­ра­тил­ся к нему с прось­бой о ре­ше­нии этого во­про­са. Па­раг­вай от­клик­нул­ся на прось­бу со­юз­ни­ка и на­пра­вил вой­ска для раз­бло­ки­ров­ки порта. Бри­та­ния под­су­е­ти­лась и с по­мо­щью прок­си сме­сти­ла ли­де­ра Уруг­вая. Две стра­ны прокси-​правительства Бри­та­нии – Ар­ген­ти­на, Бра­зи­лия и уже Уруг­вай, быв­ший со­юз­ник, об­ра­зо­ва­ли трой­ствен­ный во­ен­ный союз про­тив Па­раг­вая. У Па­раг­вая, ко­то­рый по чис­лен­но­сти на­се­ле­ния в де­сят­ки раз усту­пал со­сед­ним стра­нам,  про­сто не было шан­сов про­тив трёх стран, к тому же щедро спон­си­ру­е­мых Бри­та­ни­ей фи­нан­со­во и по­став­ка­ми во­ору­же­ния и во­ен­ных ин­струк­то­ров.

На­ча­лось из­вест­ная мно­гим по ко­ли­че­ству жертв война 1864-1870 года, унёс­шая жизни от 70 до 90% муж­ско­го на­се­ле­ния Па­раг­вая. Это был об­ра­зец «то­таль­ной войны» как про­тив со­ци­а­ли­сти­че­ско­го СССР во время Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны. Жен­щи­ны и дети сра­жа­лись на­равне со сво­и­ми муж­чи­на­ми. В конце войны с ору­жи­ем в руках погиб и пре­зи­дент Со­ла­но Лопес. На­сто­я­щий ге­но­цид при­вёл к по­те­рям от 60 до 70% на­се­ле­ния стра­ны и ги­бе­ли почти всего муж­ско­го на­се­ле­ния. От почти по­лу­то­ра мил­ли­о­нов жи­те­лей Па­раг­вая оста­лось менее трёх­сот тысяч.

Так без­жа­лост­но и вар­вар­ски было окон­ча­тель­но уни­что­же­но пер­вое со­ци­а­ли­сти­че­ское го­су­дар­ство в За­пад­ном по­лу­ша­рии.

Ав­тор­ство:  Ав­тор­ская ра­бо­та / пе­ре­во­ди­ка   mumpster05:05

кста­ти, пе­ре­ве­ди­те слово "хунта" - это озна­ча­ет "совет". так что кроме со­ци­а­лиз­ма там ещё и со­вет­ская власть была.

Ради бана07:02

Как толь­ко го­су­дар­ствен­ная соб­ствен­ность на сред­ства про­из­вод­ства – сразу не со­ци­а­лизм, а госка­пи­та­лизм.  Рас­пре­де­ле­ние, да - со­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ное части про­из­ве­ден­но­го про­дук­та.

Па­раг­вай был был ма­лень­ким и сла­бым, по­это­му ему не хва­ти­ло сил до­жить и раз­ва­лить­ся са­мо­му, как СССР. 

Ради бана09:36

В раз­ви­тие ком­мен­та: со­ци­а­лизм тре­бу­ет кол­лек­тив­ной соб­ствен­но­сти ра­бо­чих на сред­ства про­из­вод­ства.

В ло­ги­ке Марк­са это не блажь, а суть – осо­бен­но если до­пу­стить, что он на самом деле хотел со­ци­а­лиз­ма. Кон­цен­тра­ция соб­ствен­но­сти в руках нера­бо­чих, в тер­ми­нах Марк­са (а любые спо­со­бы кон­цен­тра­ции, кроме кол­лек­тив­ной соб­ствен­но­сти (в СССР – кол­хо­зы), это, по Марк­су, соб­ствен­ность нера­бо­чих), по­рож­да­ет со­блаз­ны некор­рект­но­го, с точки зре­ния идеи кол­лек­тив­ной (со­ци­а­ли­сти­че­ской) соб­ствен­но­сти, ис­поль­зо­ва­ния – вплоть до за­хва­та и пе­ре­во­да в свою част­ную соб­ствен­ность соб­ствен­но­сти го­су­дар­ствен­ной. Управ­ле­ние кол­лек­тив­ной соб­ствен­но­стью тоже по­рож­да­ет со­блаз­ны, но ре­а­ли­зо­вать их на по­ря­док слож­нее, чем управ­ле­ние го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­стью. Бизнес-​практика ста­ро­об­ряд­че­ских общин под­твер­жда­ет. Про­во­ро­вав­ше­го­ся  управ­лен­ца об­щи­ны от­стра­ня­ли легко и непри­нуж­ден­но. 

Имен­но по­это­му любую соб­ствен­ность на сред­ства про­из­вод­ства, кроме кол­лек­тив­ной соб­ствен­но­сти ра­бо­чих, Маркс на­зы­вал соб­ствен­но­стью нера­бо­чих, ука­зы­вая тем самым, что такая соб­ствен­ность не может быть ат­ри­бу­том со­ци­а­лиз­ма. 

Этот мо­мент сле­ду­ет учи­ты­вать при оцен­ке строя как со­ци­а­ли­сти­че­ско­го или [гос]ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го не вслед­ствие ав­то­ри­те­та Марк­са, а в след­ствии ос­но­ва­ний, смыс­ла и след­ствий, в связи с ко­то­ры­ми Маркс ха­рак­те­ри­зо­вал со­ци­а­ли­сти­че­скую соб­ствен­ность как кол­лек­тив­ную соб­ствен­ность ра­бо­чих на сред­ства про­из­вод­ства, а не го­су­дар­ствен­ную. 

Аватар пользователя lunatik005 lunatik00509:59

То есть в СССР не было со­ци­а­лиз­ма?

А был клас­си­че­ский (по ва­ше­му) госка­пи­та­лизм (или государственно-​монополистический ка­пи­та­лизм) ????

Толь­ко грубо мас­ки­ро­вав­ший­ся под со­ци­а­лизм. И ком­му­ни­сты наши были со­всем не ком­му­ни­ста­ми.

smile2.gif

А я то на­ив­но по­ла­гал, что у нас был со­ци­а­лизм, хоть и неко­то­ры­ми недо­стат­ка­ми.

Аватар пользователя Ради бана Ради бана10:10

В кол­хо­зах был, я же на­пи­сал. И то не пол­но­стью – земля была соб­ствен­но­стью го­су­дар­ства = соб­ствен­но­стью нера­бо­чих по Марк­су. 

А был клас­си­че­ский (по ва­ше­му) госка­пи­та­лизм (или государственно-​монополистический ка­пи­та­лизм) ????

Не по-​моему, а по Марк­су и по Ле­ни­ну. У Ле­ни­на даже ра­бо­та есть, по­свя­щен­ная го­су­дар­ствен­но­му ка­пи­та­лиз­му.

."Государственно-​монополистический ка­пи­та­лизм есть пол­ней­шая ма­те­ри­аль­ная под­го­тов­ка со­ци­а­лиз­ма, есть пред­две­рие его, есть та сту­пень­ка ис­то­ри­че­ской лест­ни­цы, между ко­то­рой (сту­пень­кой) и сту­пень­кой, на­зы­ва­е­мой со­ци­а­лиз­мом, ни­ка­ких про­ме­жу­точ­ных сту­пе­ней нет" (стр. 27 и 28). от­сю­да

Надо уметь ви­деть суть за про­па­ган­дой. Ленин, когда с ре­аль­но­стью [во­ен­но­го] ком­му­низ­ма столк­нул­ся, от марк­сиз­ма от­ско­чил, как мячик, – на деле. Про Ста­ли­на и го­во­рить не при­хо­дит­ся.

Дру­гое дело – про­па­ган­да. При­знать, что под зна­ме­нем лжи­вой тео­рии уни­что­жи­ли мил­ли­о­ны со­оте­че­ствен­ни­ков не ре­шит­ся ни­ка­кой режим, со­ци­а­ли­сти­че­ский ли, ка­пи­та­ли­сти­че­ский ли – по­то­му что под на­тис­ком на­род­но­го про­ти­во­дей­ствия не усто­ит ни­ка­кой режим. Имен­но по­это­му "из всех ис­кусств для нас важ­ней­шим яв­ля­ет­ся кино"©Ленин

?.?. ?????. ? ????????????????? ?????? Аватар пользователя prometey2013 prometey201311:27

При­знать, что под зна­ме­нем лжи­вой тео­рии уни­что­жи­ли мил­ли­о­ны со­оте­че­ствен­ни­ков не ре­шит­ся ни­ка­кой режим, со­ци­а­ли­сти­че­ский ли, ка­пи­та­ли­сти­че­ский ли – по­то­му что под на­тис­ком на­род­но­го про­ти­во­дей­ствия не усто­ит ни­ка­кой режим.

Так Ленин особо ни­че­го и не скры­вал - писал ведь, что "даже го­су­дар­ствен­ный ка­пи­та­лизм был бы для нас боль­шим шагом впе­ред" и "нет еще тех кир­пи­чей, из ко­то­рых со­ци­а­лизм сло­жить­ся".
К тому же мень­ше­ви­ки ведь сразу го­во­ри­ли: "ба­тень­ки - какой со­ци­а­лизм в стране, где про­ле­та­ри­а­та несколь­ко про­цен­тов" (а кре­стьян­ства боль­ше 70%)

Аватар пользователя Ради бана Ради бана11:29

Он не писал, что марк­сизм есть лож­ное и лжи­вое уче­ние, на ос­но­ве ко­то­ро­го прин­ци­пи­аль­но невоз­мож­но по­стро­ить жиз­не­спо­соб­ное об­ще­ство

Аватар пользователя Влад_В Влад_В11:44

Они ве­се­лые ре­бя­та были , По­ве­си­ли порт­рет Марк­са и пол­но­стью ото­шли от его "уче­нья"  ..  Марк­сизм не догма  , а ру­ко­вод­ство к дей­ствию .  Потом Ста­лин  сде­лал то же самое с Улья­но­вым ..  Один хру­щев , вме­сто того что  му­тить под ло­зун­гом  , как за­ве­щал ве­ли­кий Ста­лин , начал его раз­об­ла­чать . По­это­му и счи­та­ет­ся ду­рач­ком .. Леня самый ушлый , с кри­ка­ми по Пути Ле­ни­на , со­здал Ин­сти­тут марксизма-​ленинизма и , и 12 ака­де­ми­ков и 300 на­уч­ных ра­бот­ни­ков пол­но­стью пе­ре­пи­са­ли ( от­ре­дак­ти­ро­ва­ли) Улья­но­ва , что бы ни­че­го та­ко­го про­ти­во­ре­чи­во­го  Лене  не оста­лось в ПСС .  Сразу со­зда­ли отдел в Музее ис­то­рии  Ре­во­лю­ции , рас­ска­зы­ва­ли там как они его за­мо­чи­ли и за что , пи­сто­ле­ты были из ко­то­рых стре­ля­ли и тд . , экс­кур­сии  про­ве­рен­ных боль­ше­ви­ков во­зи­ли на место за­хо­ро­не­ния  Ни­ко­лая , того же Ма­я­ков­ско­го как при­мер , в 1935 по ти­хо­му отдел в музее за­кры­ли .. А  в 1968,  Леня какой царь ? кого убили ? а мы не знаем куда он делся .

Аватар пользователя Гарри Ясный Гарри Ясный17:18

Се­рьёз­ная за­да­ча, как из букв О, Ж, П и А сло­жить слово : сча­стье smile3.gif

Аватар пользователя prometey2013 prometey201311:22

То есть в СССР не было со­ци­а­лиз­ма?

Клас­си­че­ский ка­пи­та­лизм имеет три от­ли­чи­тель­ных черты - на­ем­ный труд, част­ная соб­ствен­ность  на сред­ства про­из­вод­ства и ры­ноч­ная эко­но­ми­ка. В СССР была пла­но­вая эко­но­ми­ка, и го­су­дар­ствен­ная соб­ствен­ность на сред­ства про­из­вод­ства (плюс кол­лек­тив­ная в виде кол­хо­зов). Но на­ем­ный труд таки со­хра­нял­ся, хоть и ча­стич­но (по­сколь­ку были об­ще­ствен­ные фонды по­треб­ле­ния, да и цены были нерыч­ноч­ны­ми - в поль­зу тру­дя­щих). А по­то­му, на счет СССР до сих пор спо­рят, был ли это со­ци­а­лизм, госка­пи­та­лизм или что-​то про­ме­жу­точ­ное. Тем более, что в тео­рии при со­ци­а­лиз­ме долж­на быть имен­но об­ще­ствен­ная соб­ствен­ность на сред­ства про­из­вод­ства, а го­су­дар­ствен­ная рас­смат­ри­ва­лась клас­си­ка­ми как пе­ре­ход­ная форма. Более того, Эн­гельс в ряде цитат ука­зы­вал, что если любую го­су­дар­ствен­ную соб­ствен­ность счи­тать со­ци­а­лиз­мом, так тогда и Бисмарк у нас пер­вый со­ци­а­лист (ввел та­бач­ную мо­но­по­лию или что-​то по­доб­ное). 
Так же можно до­ба­вить. что с вре­мен Хру­ще­ва доля ры­ноч­ной эко­но­ми­ки на­ча­ла расти - осо­бен­но с по­яв­ле­ни­ем де­фи­ци­та. 

Аватар пользователя Ради бана Ради бана11:28

Клас­си­че­ский ка­пи­та­лизм имеет три от­ли­чи­тель­ных при­зна­ка, без ко­то­рых он не ка­пи­та­лизм: (1) фи­нан­си­ро­ва­ние ин­но­ва­ций кре­дит­ны­ми день­га­ми под про­цент, (2) на­ем­ный труд (фа­куль­та­тив­но), (3) сво­бод­ный обмен то­ва­ров на день­ги (= ры­ноч­ная эко­но­ми­ка).

Част­ная соб­ствен­ность на сред­ства про­из­вод­ства не яв­ля­ет­ся неотъ­ем­ле­мым ат­ри­бу­том ка­пи­та­лиз­ма, хотя бы по­то­му, что про­из­вод­ство можно осу­ществ­лять на арен­до­ван­ных сред­ствах про­из­вод­ства (то есть не иметь их в соб­ствен­но­сти), а  ка­пи­та­ли­сти­че­ская де­я­тель­ность воз­мож­на во­об­ще без них  – кон­сал­тинг, по­сред­ни­че­ство, ряд от­рас­лей на­уч­ной де­я­тель­но­сти, пи­са­тель­ство. 

Аватар пользователя monk monk12:22

фи­нан­си­ро­ва­ние ин­но­ва­ций кре­дит­ны­ми день­га­ми под про­цент,

Вот это до­ста­точ­но новое ве­я­ние. В клас­си­че­ском ка­пи­та­лиз­ме были не редки слу­чаи, когда на ста­нок ко­пи­ли в те­че­ние 2-3 по­ко­ле­ний. А ин­но­ва­ции про­да­ва­лись в виде па­тен­тов вла­дель­цу ка­пи­та­ла.

на­ем­ный труд (фа­куль­та­тив­но)

А вот без на­ём­но­го труда ка­пи­та­лиз­ма не бы­ва­ет. Ремесленник-​кустарь даже с ин­стру­мен­том — это ещё не ка­пи­та­лист.

 сво­бод­ный обмен то­ва­ров на день­ги

Со­всем сво­бод­но­го его нигде нет (все­гда есть огра­ни­че­ния на часть то­ва­ров). Не со­всем сво­бод­ный есть везде.

 хотя бы по­то­му, что про­из­вод­ство можно осу­ществ­лять на арен­до­ван­ных сред­ствах про­из­вод­ства (то есть не иметь их в соб­ствен­но­сти)

Арен­до­вать у кого? Если един­ствен­ный соб­ствен­ник —  го­су­дар­ство, то ка­пи­та­лизм невоз­мо­жен, так как го­су­дар­ство имеет воз­мож­ность тре­бо­вать от «ка­пи­та­ли­ста» что угод­но про­стой угро­зой пре­кра­ще­ния до­го­во­ра арен­ды. Для ка­пи­та­лиз­ма нужны неза­ви­си­мые част­ные соб­ствен­ни­ки, даже если эти соб­ствен­ни­ки толь­ко сдают в арен­ду.

Это интересно
0

вчера
Пожаловаться Просмотров: 52  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены