Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1154 участника
Администратор Людмила 59
Модератор -Олег-

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20250330192821

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Стоимость – это не про деньги,– это про другое.

 Борис Виногоров

Очаг – это и место, откуда что-либо рас­про­стра­ня­ет­ся, в том числе че­ло­ве­че­ство и его дела, это место сбора, место еди­не­ния близ­ких людей и место
жизни при­ру­чён­но­го огня, без ко­то­ро­го не со­сто­ял­ся бы че­ло­век.

Когда не было ещё рус­ских людей и не было рус­ско­го языка, сла­вяне уже вла­де­ли гла­го­лом «стояти».

Эти­мо­ло­ги­че­ские сло­ва­ри, объ­яс­няя, как по­яви­лось то или иное слово, как оно раз­ви­ва­лось, как при­об­ре­ло се­го­дняш­нюю свою форму и зна­че­ние, тянут ис­то­ри­че­скую нить от этого гла­го­ла до «стою», то есть не пе­ре­дви­га­юсь. А также «стою на страже», «Рус­ским Богом рус­ская земля стоит», «за спра­вед­ли­вость стоим», «за рас­хо­да­ми не постою» и так далее. Про­сле­жи­ва­ет­ся связка: стоить ↔ по­сто­ян­но стоять, твёрдо стоять.

Много позже Вла­ди­мир Даль объ­е­хал всю Россию, но так и не встре­тил в раз­го­вор­ной речи народа су­ще­стви­тель­но­го «сто­и­мость», однако глагол «стоить» тогда ра­бо­тал в полную силу: «Эта вещь своей цены не стоит», занёс Даль рас­хо­жую фразу в свой зна­ме­ни­тый сло­варь.

В XVIII – XX веках по­яви­лись тысячи статей по по­лит­эко­но­мии. Эко­но­ми­ка стала пре­тен­до­вать на роль науки и на­ча­лась пу­та­ни­ца: сто­и­мость, цен­ность, по­лез­ность, цена. Вместо ввода новых тер­ми­нов часто стали на­ве­ши­вать новые смыслы на ясные, про­ве­рен­ные вре­ме­нем слова.

На се­год­ня мы имеем такие вот при­мер­ные смыслы (ис­поль­зо­ва­ны сло­ва­ри, эн­цик­ло­пе­дии и прочие ис­точ­ни­ки).

Цена. Со­глас­но трак­тов­ке Эко­но­ми­че­ско­го, Бух­гал­тер­ско­го, Бизнес и ряда других сло­ва­рей, это де­неж­ное вы­ра­же­ние сто­и­мо­сти товара. То есть термин «цена» спря­тан здесь за тер­ми­ном «сто­и­мость».

Авторы Ком­мер­че­ско­го сло­ва­ря, от­да­вая дань вы­со­кой эко­но­ми­че­ской теории, вы­ра­зи­лись хитрее, убрав на всякий случай термин «сто­и­мость»: «Цена – это то ко­ли­че­ство де­неж­ных знаков, за ко­то­рое может быть при­об­ре­те­на еди­ни­ца дан­но­го товара». До­пол­ни­тель­но дана связка цены с цен­но­стью: «Эко­но­ми­че­ски цена есть де­неж­ное вы­ра­же­ние цен­но­сти товара».

В общем, и как всегда, лучше всего по­лу­чи­лось у народа, мысль ко­то­ро­го за­пи­сал Вла­ди­мир Даль в своём Тол­ко­вом сло­ва­ре живого ве­ли­ко­рус­ско­го языка: «Цена есть мера на деньги». Ни­ка­кой сто­и­мо­сти у Даля нет. Есть мно­го­крат­но про­ве­рен­ный на прак­ти­ке факт: «Про­да­вец цены с собой не возит».

Цен­ность. По­ня­тие в своей ши­ро­кой трак­тов­ке никак не может выйти из раз­де­ла фи­ло­со­фии, а её об­суж­де­ние на­хо­дит­ся в гра­ни­цах «Теории цен­но­стей», так на­зы­ва­е­мой ак­сио­ло­гии.

По­лез­ность. Удо­вле­тво­ре­ние или на­сла­жде­ние, ко­то­рое че­ло­век из­вле­ка­ет из по­треб­ле­ния благ либо услуг. По­пыт­ки из­ме­ре­ния по­лез­но­сти в аб­со­лют­ных шкалах и услов­ных еди­ни­цах пе­ри­о­ди­че­ски встре­ча­ют­ся, но ре­аль­ных ре­зуль­та­тов не дают.

Что ка­са­ет­ся на­уч­но­го по­ни­ма­ния, то эко­но­ми­сты не стали вда­вать­ся в тон­ко­сти про­бле­мы, а просто «при­стук­ну­ли» цен­ность, обо­дра­ли её смысл до вуль­га­риз­ма, до по­нят­ной им «по­лез­но­сти». Как мог бы вы­ра­зить­ся Н.И. Гоголь, пре­вра­ти­ли ка­те­го­рию «цен­ность» из «дамы, при­ят­ной во всех от­но­ше­ни­ях» в «даму просто при­ят­ную».

Сто­и­мость. Термин в рус­ском языке до сих пор толком не опре­де­лён. Не пре­тен­ду­ю­щий на на­уч­ную без­упреч­ность опрос зна­ко­мых даёт сле­ду­ю­щую трак­тов­ку: «Сто­и­мость – это то, сколь­ко вещь стоит, а цену можно за­гнуть любую, от об­сто­я­тельств», или, если ла­ко­нич­нее: «Сто­и­мость одна, а цену можно менять».

В ре­аль­ной жизни опро­шен­ные то­ва­ри­щи теорию за­бы­ва­ют и ис­поль­зу­ют «сто­и­мость» как си­но­ним цены.

Более ши­ро­кая вы­бор­ка из ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры по клю­че­во­му слову «сто­и­мость» даёт ту же кар­ти­ну: сто­и­мость фак­ти­че­ски яв­ля­ет­ся си­но­ни­мом цены.

Можно, учи­ты­вая со­вре­мен­ные нравы, тео­ре­ти­зи­ро­вать и дальше, на­зы­вая сто­и­мо­стью что-то ма­те­ма­ти­че­ски най­ден­ное из вы­бор­ки цен, но ма­те­ма­ти­че­ское ожи­да­ние цены так ма­то­жи­да­ни­ем и оста­нет­ся, не более того.

Многие люди свято уве­ре­ны, что кроме «сто­и­мо­сти» на свете су­ще­ству­ет и «при­ба­воч­ная сто­и­мость», ко­то­рая из­ме­ря­ет­ся день­га­ми. Для до­ка­за­тель­ства при­во­дит­ся сле­ду­ю­щий довод.

Вот пашня, неда­ле­ко де­рев­ня. Народ упорно тру­дит­ся, и на этом месте вы­рас­та­ет город. Всё вокруг вы­гля­дит не ска­зать краше, но богаче. По­яв­ля­ет­ся много неви­дан­ных ранее вещей, горы то­ва­ров. Новые воз­мож­но­сти, новые люди. Любому ясно, что сто­и­мость зем­ли­цы воз­рос­ла, на­ли­чие при­ба­воч­ной сто­и­мо­сти глупо и от­ри­цать.

Денег стало больше, всё про­да­ёт­ся и по­ку­па­ет­ся, ото­всю­ду слы­шит­ся: «Сколь­ко стоит?». Связь денег и сто­и­мо­сти оче­вид­на.

Растёт город, раз­ви­ва­ет­ся и эко­но­ми­че­ская наука. На­пол­нен­ные глу­бо­ки­ми смыс­ла­ми по­ня­тия сду­ва­ют­ся, пре­вра­ща­ют­ся в «спе­ци­фи­че­ские» тер­ми­ны, окру­жа­ют­ся неви­дан­ны­ми ранее опре­де­ле­ни­я­ми. Благо огра­ня­ет­ся при­ла­га­тель­ным «эко­но­ми­че­ское», свя­зы­ва­ет­ся с то­ва­ром и «эко­но­ми­че­ским» че­ло­ве­ком. По­ня­тие «про­из­вод­ство» на­о­бо­рот, учё­ны­ми рас­ши­ря­ет­ся и объ­яв­ля­ет­ся ма­те­рью то­ва­ров. Ещё немно­го – и про­из­вод­ство по смыслу срав­ня­ет­ся у них с эфиром, с бла­го­да­тью, с той жиз­нен­ной энер­ги­ей, от ко­то­рой за­ви­сит жизнь на Земле и без ко­то­рой людей просто не будет.

Учёные спешат – ста­ра­ют­ся по­спеть за раз­ви­ва­ю­щей­ся жизнью и хотя бы задним числом объ­яс­нить про­ис­хо­дя­щее. С про­гно­зи­ро­ва­ни­ем бу­ду­ще­го дела об­сто­ят похуже.

Но вот что за­де­ва­ет, вот вопрос, о ко­то­рый все спо­ты­ка­ют­ся: «Там, где стро­ят­ся города, где пекут хлеб и со­чи­ня­ют музыку, где тор­гу­ют друг с другом, деньги не пе­ча­та­ют. Их пе­ча­та­ет вер­хов­ная власть совсем в других местах и глу­бо­кой тайне. Как же день­га­ми можно из­ме­рять сто­и­мость? И почему здесь всё так сильно за­сек­ре­че­но?»

Сна­ча­ла по­смот­рим, что такое из­ме­ре­ние, потому что именно из­ме­ре­ние фи­гу­ри­ру­ет в опре­де­ле­ни­ях цены, денег, а, значит, и сто­и­мо­сти.

Во вре­ме­на клас­си­ков по­лит­эко­но­мии из­ме­ре­ни­ем на­зы­ва­лась опе­ра­ция, по­сред­ством ко­то­рой опре­де­ля­лось от­но­ше­ние одной (из­ме­ря­е­мой) ве­ли­чи­ны к другой од­но­род­ной ве­ли­чине (при­ни­ма­е­мой за еди­ни­цу). Всё осталь­ное на­зы­ва­лось оцен­кой из­ме­ря­е­мой ве­ли­чи­ны, кос­вен­ны­ми из­ме­ре­ни­я­ми.

Сейчас иные вре­ме­на, воз­му­жа­ли и до­стиг­ли офи­ци­аль­но­го при­зна­ния такие из­ме­ри­тель­ные ин­стру­мен­ты как шкалы, своего рода наборы сим­во­лов (табели о рангах). Из­ме­ни­лись и опре­де­ле­ния. Из­ме­ре­ни­ем стала на­зы­вать­ся, в том числе, про­це­ду­ра при­сво­е­ния на­блю­да­е­мым объ­ек­там сим­во­лов в со­от­вет­ствии с неко­то­ры­ми пра­ви­ла­ми.

Какими же пра­ви­ла­ми ру­ко­вод­ству­ет­ся высший круг, пе­ча­тая деньги, изоб­ре­тая сим­во­лы и по­гля­ды­вая на неви­ди­мую, но всюду при­сут­ству­ю­щую сто­и­мость окру­жа­ю­ще­го мира?

С сим­во­ла­ми всё более–менее ясно. Со­зда­ют­ся го­су­дар­ствен­ные ин­сти­ту­ты, в них, словно соты в ульях, роятся отделы, ко­то­рые за­пол­ня­ют­ся теми, «кем надо». В со­от­вет­ствии с чином–сим­во­лом рас­пре­де­ля­ют­ся деньги. Это и есть ре­аль­ность – то, что деньги и из­ме­ря­ют. Со­зда­ва­е­мая «где-то там» сто­и­мость ощу­ща­ет­ся как погода за окном, как климат жизни, мало вли­я­ю­щий на эмис­сию, но климат из­мен­чи­вый, го­то­вый по­ро­дить ни­зо­вые мен­таль­ные ветры из цикла: «А стоят ли верх­ние люди нашего по­ви­но­ве­ния?»

Ре­аль­ный доход каж­до­го за­ви­сит не от «при­ба­воч­ной сто­и­мо­сти», а от чина, от шкалы, от ран­жи­ро­ва­ния, от веса го­су­дар­ствен­но­го ин­сти­ту­та, от успеха част­ной фирмы. Ста­но­вит­ся по­нят­ной и нужда в сек­рет­но­сти. Всё это ба­наль­но.

Но как же свя­за­на сто­и­мость с день­га­ми? Этой связи не может не быть: люди по­чув­ство­ва­ли бы разрыв, со­об­ра­зи­ли бы, что по­лу­ча­е­мые ими деньги и со­зда­ва­е­мая ими сто­и­мость бредут по разным до­ро­гам.

Бывает, что неко­то­рое время две дороги идут па­рал­лель­ным курсом и вос­при­ни­ма­ют­ся они как одна лыжня с куда-то бе­гу­щим по ней раз­ви­тым об­ще­ством. Тогда все­на­род­ный успех имеют теории тру­до­вой сто­и­мо­сти, вер­ши­ной ко­то­рых стал «Ка­пи­тал» К. Маркса.

Однако такое дви­же­ние – это всегда ис­то­ри­че­ское мгно­ве­ние, ре­аль­ность всего лишь для двух - трёх по­ко­ле­ний, живших в то время людей. Деньги и сто­и­мость нужны для разных дорог.

Деньги со­зда­ны для ав­то­ба­на, про­ло­жен­но­го на мо­но­лит­ном ос­но­ва­нии, на бетоне без­услов­ных ре­флек­сов, на про­грам­мах, за­ши­тых в само ос­но­ва­ние моз­го­вой де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка. Раз за разом, цикл за циклом вос­про­из­во­дит эти про­грам­мы социум, вос­про­из­во­дит иерар­хи­че­ское стро­е­ние об­ще­ства. За эту иерар­хию люди готовы уми­рать, потому что за ней стоит при­над­леж­ность к семье, пле­ме­ни, стране, вере. С бру­таль­ной, то есть пер­во­быт­ной, зве­ри­ной энер­ги­ей рвутся люди вверх по этой иерар­хи­че­ской лест­ни­це за чинами, бо­гат­ством, ува­же­ни­ем, местом в ис­то­рии … Один из дви­жи­те­лей по этому пути – деньги. Дви­га­тель, вра­ща­ю­щий де­неж­ный дви­жи­тель, ра­бо­та­ет на жиз­нен­ной энер­гии. Нет энер­гии – тогда уже никуда и не рвёшь­ся, – но на день­гах в конце пути можешь просто сидеть и по инер­ции неспеш­но ка­тить­ся по праву на­след­ства или удачи.

Езду по де­неж­но­му пути на­чи­на­ют пас­си­о­нар­ные люди сразу за про­ва­лом, где почило преды­ду­щее об­ще­ство, и окан­чи­ва­ют их об­ле­нив­ши­е­ся пра­пра­вну­ки на срыве ав­то­ба­на в оче­ред­ной ис­то­ри­че­ский обрыв. До на­чаль­но­го обрыва была другая иерар­хия и другие деньги. После па­де­ния с по­след­не­го обрыва и иерар­хия, и деньги снова из­ме­нят­ся, если не по­гиб­нет, не раз­ле­тит­ся на куски об­ще­ство.

Дорога сто­и­мо­стей из­ви­ли­ста и ту­ман­на. Это пред­став­ле­ния людей о смыс­лах жизни, о цене вещей, о том, где бы что добыть. Обычно смыслы пе­ре­жи­ва­ют, пе­ре­ле­та­ют иерар­хи­че­ские обрывы и, слегка по­ко­ро­бив­шись, дви­га­ют­ся дальше. Они не так ка­ле­чат че­ло­ве­ка, не так давят его, как власть иерар­хий: в сто­и­мо­стях, в мечтах больше от тонкой про­слой­ки разума и меньше от ма­тё­рых ин­стинк­тов. Разум гибок и не так силён, как под­со­зна­ние, потому и сто­и­мо­сти слабее денег. Сто­и­мо­сти часто ме­ня­ют­ся и ме­ня­ют­ся не для всех од­но­вре­мен­но. Тысячи причин, вклю­чая место в иерар­хии, соб­ствен­ные бо­лез­ни и бо­лез­ни близ­ких, воз­раст и моз­го­вые за­вих­ре­ния влияют на пред­став­ле­ния че­ло­ве­ка о сто­и­мо­стях окру­жа­ю­ще­го мира и на­пол­ня­ю­ще­го его вещах. Да и сам окру­жа­ю­щий мир легко может при­рав­нять сто­и­мость чи­стей­ше­го брил­ли­ан­та к сто­и­мо­сти мешка по­лу­г­ни­лой кар­тош­ки.

Именно эти пред­став­ле­ния и свя­зы­ва­ют деньги со сто­и­мо­стью. Сто­и­мость вещи оце­ни­ва­ет­ся ин­ди­ви­ду­аль­но, каждый при­ки­ды­ва­ет, стоит ли ему брать сейчас этот товар, или по­бо­роть­ся за него, или всё бес­по­лез­но – он ему не по силе, да уже и не нужен стал.

Если дальше раз­ви­вать ана­ло­гию двух дорог с день­га­ми и сто­и­мо­стью, то ана­ло­гия рас­плы­вёт­ся, по­те­ря­ет форму и вряд ли сможет вы­звать ощу­ще­ние ло­ги­че­ски ра­бо­та­ю­щей си­сте­мы.

И не потому, что «до­рож­ная» ана­ло­гия с де­фек­том – иде­аль­ных ана­ло­гий нет – они все хро­ма­ют и для пол­но­ты кар­ти­ны нужны их отряды, окру­жа­ю­щие про­бле­му с разных сторон.

Всё есть в схеме двух дорог, кроме пары ба­зо­вых мо­мен­тов: откуда и куда про­ло­же­ны дороги, и кто всё плодит и плодит сто­и­мо­сти на вто­ро­сте­пен­ной дороге.

Здесь нам по­мо­жет другая ана­ло­гия – оча­го­вая схема по­лит­эко­но­мии, ко­то­рую я и по­ме­стил в этой статье.

Очаг эко­но­ми­че­ской си­сте­мы, как и сам че­ло­век, не че­ло­ве­ком со­зда­ны. Че­ло­век лишь но­си­тель жиз­нен­ной энер­гии – огня. Создав этот очаг, Со­зда­тель го­то­вит для себя что-то нужное. Думать по–дру­го­му – значит вы­чле­нять че­ло­ве­че­ство из био­сфе­ры Земли, ста­вить его «надо всем», над при­ро­дой, дру­ги­ми сло­ва­ми, слиш­ком много о себе думать. Что за «супчик» го­то­вит для себя Со­зда­тель, мы пока не знаем. Не знаем, но сами поль­зу­ем­ся ки­пя­щей в «по­су­дине» смесью благ. Алек­сандр Сер­ге­е­вич Пушкин дал этому суп­чи­ку ёмкое на­зва­ние «про­стой про­дукт». Именно этот про­дукт и стал в наших го­ло­вах но­си­те­лем сто­и­мо­сти.

Ни с того, ни с сего по­треб­лять, а осо­бен­но из­го­тав­ли­вать «про­стой про­дукт» че­ло­век не будет, по­это­му и вы­де­ле­на как от­дель­ная по­су­ди­на под­си­сте­ма по­бу­ди­тель­ных мо­ти­вов к про­из­вод­ству и рас­пре­де­ле­нию про­сто­го про­дук­та. Эмоции, устрем­ле­ния людей, то есть идео­ло­гия вы­ко­вы­ва­ет проч­ность и эф­фек­тив­ность «по­су­ди­ны», в ко­то­рой взра­щи­ва­ет­ся про­стой про­дукт.

Пламя – это кра­то­во­рот, вихрь, иерар­хия в ди­на­ми­ке. Каждая власт­ная струк­ту­ра и со­став­ля­ю­щие её чины раз за разом со­вер­ша­ют своё слу­жеб­ное дви­же­ние по за­мкну­тым путям. Можно было бы на­звать их пути ор­би­та­ми, но орбита есть по­стро­е­ние тео­ре­ти­че­ское, во­об­ра­жа­е­мое, вир­ту­аль­ное.

На самом деле слу­жеб­ные дви­же­ния фор­ми­ру­ют ор­би­та­ли. Это та же орбита, но с учётом прин­ци­па дву­един­ства, с учётом реалий жизни. Раз­ни­цу между ор­би­той и ор­би­та­лью хорошо ил­лю­стри­ру­ют слова Гёте: «Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зе­ле­не­ет».

На­при­мер, в ста­тич­ной иерар­хи­че­ской схеме с квад­ра­ти­ка­ми и стрел­ка­ми верх­ний квад­ра­тик со словом «Пра­ви­тель» пре­вра­ща­ет­ся кра­то­во­ро­том в бли­жай­шую к оси верх­нюю ор­би­таль, где из­не­мо­гая в меж­лич­ност­ной борьбе власт­ное сгу­ще­ние может менять своё ме­сто­по­ло­же­ние и счёт членам. Оче­ред­ной Пра­ви­тель, как язычок пла­ме­ни, взле­та­ет вверх и лет через …на­дцать ис­че­за­ет, а рядом вспы­хи­ва­ют другие язычки жиз­нен­но­го пла­ме­ни, другие пра­ви­те­ли, – может альфа–самцы, а может Бек­бу­ла­то­ви­чи на цар­ском пре­сто­ле. Но само ядро, сам ма­хо­вик высшей власти будет до по­след­не­го дер­жать своё место в иерар­хии, в верх­ней ор­би­та­ли, меняя цик­лич­ность и ко­ор­ди­на­ты, меняя лица, но до по­след­не­го вздоха, с дикой неисто­во­стью цеп­ля­ясь за своё место.

Ось кра­то­во­ро­та – это ось спра­вед­ли­во­сти, несу­щая ось об­ще­ствен­ной иерар­хии, пси­хи­че­ское со­сто­я­ние об­ще­ства. Лоп­ну­ла или по­гну­лась ось – раз­ру­ши­лось об­ще­ство. Крепка же ось спра­вед­ли­во­сти до поры, пока люди верят в спра­вед­ли­вое устрой­ство своего об­ще­ства, а изъ­еден­ная неспра­вед­ли­во­стью ось будет скри­петь, на­туж­но про­во­ра­чи­вать­ся, ломая скрепы и дер­жать об­ще­ство до тех пор, пока люди спо­соб­ны или вы­нуж­де­ны ми­рить­ся с су­ще­ству­ю­щим по­ряд­ком.

Не знает ис­то­рия таких го­су­дарств, где не ло­ма­лась бы пе­ри­о­ди­че­ски ось спра­вед­ли­во­сти. Не бывает таких очагов, где пе­ри­о­ди­че­ски не гасло бы пламя и не по­след­нюю роль здесь играют деньги.

Деньги из­ме­ря­ют энер­гию ор­би­та­ли. Де­неж­ная еди­ни­ца есть право на долю сум­мар­ных люд­ских благ. Если одному гос­по­ди­ну пе­ре­па­ло денег, та­ло­нов, золота и на­коп­лен­ных со­кро­вищ, скажем, 90%, то у всех других людей оста­ёт­ся только 10%, и никак иначе, потому что общая сумма ни­ко­гда не может пре­вы­сить 100%.

Можно и ещё уточ­нить. Сумма благ, рас­пре­де­ля­е­мых с по­мо­щью денег всегда меньше 100%, потому что не может быть куп­ле­но за деньги право вы­пус­ка денег, не может быть про­да­на ре­аль­ная власть. Кроме купли–про­да­жи на рас­пре­де­ле­ние влияют санк­ции, то есть про­стой отъём или грабёж под каким-либо пред­ло­гом. Су­ще­ству­ет и просто грабёж.

Ин­стинк­ты и уси­ли­ва­ю­щая их об­ще­ствен­ная идео­ло­гия при­зы­ва­ет всех людей обо­га­щать­ся, то есть за каждое своё те­ло­дви­же­ние по­лу­чать при­быль (сверх­до­ход), что ведёт к по­сто­ян­но­му пе­ре­рас­пре­де­ле­нию долей про­сто­го про­дук­та. Но при­быль для одних воз­мож­на только за счёт убытка для других.

Нельзя по­лу­чить при­быль, не за­ле­зая в карман к дру­го­му че­ло­ве­ку – ну, не по­лу­ча­ет­ся по-дру­го­му − таково свой­ство доли от одного целого (свой­ство про­цен­тов).

Кроме того, бла­го­да­ря си­сте­ме на­сле­до­ва­ния бо­гатств, бла­го­да­ря без­удерж­но­му на­ра­щи­ва­нию при­бы­ли, бла­го­да­ря прочим пра­во­вым изыс­кам вы­со­ко­ран­го­вых членов об­ще­ства, воз­мож­но­сти по­лу­че­ния доли эко­но­ми­че­ских благ у «других людей, не по­лу­ча­ю­щих при­быль», по­сто­ян­но и неуклон­но умень­ша­ет­ся, очаг до­го­ра­ет, а по­ло­же­ние этих самых «других» в своём тренде стре­мит­ся к раб­ству. Как след­ствие дан­но­го про­цес­са при при­бли­же­нии к этому пре­де­лу (раб­ству) пред­при­я­тия, про­из­во­дя­щие пред­ме­ты рос­ко­ши, уве­ли­чи­ва­ют при­быль, а вся прочая эко­но­ми­ка стагни­ру­ет.

Деньги не могут быть уни­что­же­ны. Их можно за­ме­нить ин­стру­мен­та­ми с дру­ги­ми на­зва­ни­я­ми, но всё равно это будет право на доли блага для рас­пре­де­ле­ния между людьми. Есть у тебя де­неж­ка в кар­мане – можешь по­лу­чить слад­кий, спе­ци­аль­но вы­де­лен­ный для про­да­жи ку­со­чек. Ме­ха­низм рас­пре­де­ле­ния обя­за­те­лен для любой (без ис­клю­че­ния) об­ще­ствен­ной фор­ма­ции.

Един­ствен­ный ис­точ­ник и гарант рас­пре­де­ле­ния благ – уста­но­вив­ша­я­ся иерар­хия че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ний, что в нашем по­ни­ма­нии и есть власть. Деньги – ин­стру­мент иерар­хии. Для одних это ин­стру­мент власти, для других мо­ти­ва­ци­он­ная па­лоч­ка, па­лоч­ка – по­го­ня­лоч­ка.

Сто­и­мость же – дело вто­рич­ное, частью жиз­нен­но необ­хо­ди­мое, частью просто как бы нужное, реже – символ пре­сти­жа, ста­тус­ный номер в ор­би­та­ли кра­то­во­ро­та.

Зачем всё это нужно Со­зда­те­лю, людям неиз­вест­но. Оно и к луч­ше­му.

Ав­тор­ство:  Ав­тор­ская работа / пе­ре­во­ди­ка Ис­поль­зо­ван­ные ис­точ­ни­ки:  Кра­то­во­рот   Кра­то­во­рот (греч. kpatos – сила, власть, гос­под­ство) (Борис Ви­но­го­ров) Каждое по­яв­ле­ние новой жизни как взрыв, как вспыш­ка новой звезды. Рож­да­ясь и взрос­лея, че­ло­век по­сто­ян­но вклю­ча­ет­ся во всё новые со­ци­аль­ные вза­и­мо­дей­ствия, струк­ту­ра ко­то­рых пред­по­ла­га­ет под­чи­нён­ность низших зве­ньев высшим.   Струк­ту­ри­ро­ва­ние люд­ских масс не тре­бу­ет от нас боль­шой ум­ствен­ной работы, так как про­ис­хо­дит, в ос­нов­ном, бес­со­зна­тель­но. Пси­хи­ка каж­до­го из нас со­дер­жит на­мерт­во...

Это интересно
0

29.12.2019
Пожаловаться Просмотров: 470  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены