Отсюда
Видимо, первая фотография Сфинкса, хотя и указаны фотографы C. & G. Zangaki и годы съемки 1880 - 1900. Но снят Сфинкс, безусловно, раньше.
Фотографы снимали Египет с 1870 года, но вряд ли это их фото. На очень многих снимках еще и 1850-х годов состояние Сфинкса в задней его части гораздо более "новое", задняя часть "отреставрирована". Чего мы не видим на этом снимке.
Состояние Сфинкса и стелы говорит о том, что это САМОЕ РАННЕЕ фото Сфинкса делалось примерно в 1850-54 годах.
Стела Тутмоса IV не на месте, и от нее только верхняя часть. То есть верхнюю ее часть только что привезли и поставили. После этого фото ее водворят на окончательное место и отольют в окончательном виде.
Походу, подтверждения тому, что к 1801 году объекты Гизы, Великие пирамиды и Сфинкс, еще не были достроены, всю дорогу были у нас перед глазами. И не только у нас, а у всех, причем уже два века как.
И оставил их не кто иной, как Доминик Виван, более известный по титулу барон Денон ( Dominique Vivant Denon, 4 января 1747 — 27 апреля 1825), французский художник, основатель Лувра, родоначальник египтомании и основоположник прикладной египтологии, сопровождавший корпус Наполеона в Египте и оставивший выдающийся труд - книгу рисунков, карт и схем памятников Египта.
Доминик Виван Денон принимал участие в качестве художника в Египетской экспедиции Наполеона Бонапарта 1798-99; опубликовал «Путешествие по Нижнему и Верхнему Египту» (1802) с собственными гравюрами (свыше 300). В 1802 назначен генеральным директором музеев Франции: Центрального музея искусств Республики (впоследствии Музей Наполеона, затем Лувр), также Версаля, мануфактур фарфора в Севре, гобеленов в Бове, Монетного и медальерного двора и др.; полномочия Денона как 1-го директора Лувра были подтверждены Людовиком XVIII (1814). Во время наполеоновских завоеваний в Европе Денон руководил пополнением французских коллекций за счёт реквизированных памятников искусства различных стран, особенно Италии. В 1812 году получил титул барона. По его рисункам были выполнены гравюры для 20-томного издания «Описание Египта» («Description de l’Egypte», 1809-22) Э. Ф. Жомара. Имя Денона сейчас носит одно из крыльев Лувра.
Как ни удивительно, но самому выдающемуся историческому месту Египта, плату Гиза с Великими пирамидами и Сфинксом, в замечательной работе посвящена всего пара страниц. От педанта, ратовавшего за точность описаний в науке, тщательнейшим образом снимавшего размеры и чертившего схемы массы храмов и монументов - само по себе удивительное пренебрежение к самым выдающимся строениям древнеегиптян, "Чуду света" Великой Пирамиде и т.д..
Здесь можете полистать его книгу, навигация удобна, и можно рассматривать картинки с лупой - это коллекция библиотеки Университета Гейдельберга .
Странички.
Пирамиды набросаны наспех. Так нарисует художник, приехавший знакомить мир с архитектурой Египта, величайшую постройку мира? Художник, который с великим тщанием выписывал каждый завиток элементов куда более мелких объектов? Нет конечно.
Ракурс Великих Пирамид находится не без труда.
Вот это самый близкий, какой получилось найти. Слева направо - Микерин, Хефрен, Хеопс.
Только у Хефрена нет знаменитой "шапки", две из трех пирамид Цариц еще не построены.
А Нила здесь нет и не было, он к востоку от Гизы.
Для понимания. Взгляд гравера направлен на север, сам он к югу от Великих пирамид. Нил далеко на востоке, течет параллельно направлению взгляда.
Это именно набросок. Общее представление, наспех обозначенное, и не более. Автор не видел Пирамиды Гизы там и такими, где и какие они в готовом виде, не знал, что Хефрена украсят "шапкой", но знал, что они будут.
Тем не менее, план туннеля и погребальных камер уже есть, подробный, аккуратный, в масштабе и в типичной манере Денона.
Это значит, они были готовы, но песок на эти постройки в основное тело пирамиды еще не сыпали, блоками, литыми на месте, еще не обкладывали.
На второй странице - вход в пирамиду Хеопса, который соответствует реальному, вплоть до сколов на блоках. Он на высоте 15,6 м.
Его уже сделали. Фото 1867 года, это самое раннее фото входа, какое нашлось.
Обращаю внимание также на то, что ракурс очень точного рисунка Денона невозможен в настоящее время.
Его можно получить только находясь в воздухе.
На чем стоял Денон, набрасывая эту гравюру?
Только на насыпанном холме, служащем поверхностью для перемещения материалов строителей пирамиды, который после окончания строительства был убран.
С приближением наблюдателя к высокому объекту пропорции объекта меняются: нижняя его часть увеличивается относительно верхней.
*
Картинка с Великим Сфинксом - единственная у Денона.
Фото головы с севера до 1931 года, когда голову очень серьезно долили, поправили, дополнили гривой, делались крайне редко.
Удалось найти два фото, и те неточного ракурса, 1900 и 1906 годов, и самый корректный ракурс на фото 1920-х годов, которое сегодня сделать невозможно,
Фото 1 , 2 , 3 .
Современное фото невозможно после 1927 года. И бессмысленно после реставрации 1931 года, когда голова Сфинкса была существенно изменена, нарощена грива, доделана левая верхняя часть головы и т.д.
На месте, откуда был сделан последний снимок, раскопан и принимает туристов восточный некрополь Гизы , гробница царицы Нересанх. Холм, с которого снимал фотограф, срыт.
С холма вот над этим объектом делался снимок. Гробница Мересанх III была обнаружена археологом Джорджем Рейзнером 23 апреля 1927 года. После этого фото Сфинкса с высоты фотографа в профиль с северной стороны быть не могло.
Но думаю, что и этих хватит для вывода: Денон не мог срисовывать своего Сфинкса с натуры.
Эскиз у него был. Тот же, что у строителей. Для основателя Лувра, безусловного цеховика, видевшего все недоделанные объекты Египта и таскавшего шедевры античного искусства со всей Европы, совсем не удивительно иметь эскиз будущего Великого Сфинкса. Но строители серьезно отошли от эскиза, особенно с задней частью головы.
Следующий рисунок того же Денона из книги "Описание Египта" 1810 года.
- это еще одно доказательство того, что основные объекты Гизы автор в глаза не видел, рисовал только по эскизам и картинам в своей голове. Объекты не были завершены к моменту посещения Деноном, находясь еще в стадии закладки.
Этот ракурс невозможен. Максимум, что можно увидеть с южной стороны Сфинкса, это Хеопс и Хефрен, но и то не в профиль Сфинксу, как на рисунке, а в полу-анфас, с юго-востока. Еще раз, чтобы было понятно, где что находится —
Микерин, Хефрен и Хеопс в ряд, как на рисунке, возможны только при взгляде с востока, относительно Сфинкса — строго в анфас.
*
После 1802 года, даты выхода книги с гравюрами, и 1810 года, дат выхода альбома "Описание Египта", следующее изображение пирамиды, напомню, было у Пушкина в 1831 году .
Судите сами, с какой скоростью шло строительство пирамиды от высоты входа в 1802 году до основания вершины в 1831 году.
***
И теперь самое интересное.
В конце гейдельбергского издания автор, отрисовав все попавшиеся на глаза барельефы и иероглифы, спохватывается, вспоминает свои навыки изощренного гравера-художника, возвращается на Гизу и дополняет альбом двумя страничками с видом и планом Великих пирамид с северо-восточной стороны - теперь уже нормальных пропорций, ракурса, идеально соответствующих современному облику и расположению - http://digi.ub.uni-heidelberg.de/diglit/denon1802b...32f201a95d9e1fa32948f9e1a2f2c8 .
Идем в Нью-Йоркскую публичную библиотеку.
В тамошнем издании труда Денона этих двух страничек нет.
Что-то до боли знакомое, не правда ли? Одни экземпляры не знают ничего про объекты, и есть экземпляры, как минимум один, с объектом. Читатели моего журнала тут же вспомнят, где уже видели подобный фокус.
При строительстве Стоунхенджа шел заброс в некоторые источники, и поэтому в энциклопедии Дидро-Даламбера есть экземпляры 15 тома со Стоунхенджем и без Стоунхенджа))
И те старинные изображения Стоунхенджа, что были сделаны до постройки Стоунхенджа в 1949 году, столь же мало похожи на оригинал, как и первые изображения Великих пирамид Денона.
Как-то совсем уже не красит Великие пирамиды Древнеегипта то, что их вписывали и узаконивали такими же методами, что и этот безумный памятник в островном королевстве.
Ну и обобщая эту часть.
Альбом Денона ценен тем, что в нем зафиксированы те памятники Древнего Египта, которые были построены цехом создателей истории в 18 веке. Объекты плато Гиза в их число не входили. Их достраивали почти до эпохи фотографий. Кому интересно, об этом три части "Египетского морока".
Альбом Денона, похоже, самое раннее свидетельство строительства памятников Древнего Египта на рубеже 18-19 веков. Автографов строители наоставляли дополна; здесь, например, двумя комментариями давал целый интернационал строителей Абу-Симбелла, отметившийся задолго до того, как места для росписей были откопаны учеными из опалубного песка. Но свидетель такого масштаба и авторитета в мировой науке, как Денон, оставляет такие свидетельства, насколько знаю, впервые.
Великой пирамиды
Нашелся самый первый снимок Великой пирамиды, сделанный еще камерой Обскура. Но прежде чем рассмотрим его, полистайте эту отличную подборку изображений "египетских пирамид". Их рисовали до постройки и для своего времени и рисовали для "отправки в прошлое" цехом создателей истории. Все пирамиды, точечно вброшенные в "документы истории" до 18 века, показанные современникам в течение 18 века и в 1800-1830 годах 19 века, примерно одинаковы, одинаково похожи на пирамиду Цестия в Риме и одинаково не похожи на египетские реальные.
На них мы полюбуемся ниже, а сейчас отметим, что метафорфоза облика свидетельствует о том, что строительство реальных пирамид на Гизе было закончено примерно к 1840 году.
И это означает, что образец, пирамида Цестия, был реально исполнен к началу этих вбросов; Рим - один из самых старых объектов цеха, к рубежу 17-18 веков он уже был готов в виде основных памятников.
Еще раз вспомним рисунок Пушкина 1831 года, сделанный после общения с египтологом Гульяновым и его рабочими записями-зарисовками. Поэт набросал Великую пирамиду в стадии близкой к готовности, но все еще "римской" формы, поскольку основное тело пирамиды находилась под опалубным грунтом.
Посмотрим первофотографию Великой пирамиды, сделанную камерой Обскура в 1842 году.
Уровень песка почти в три раза ближе к вершине, чем к основанию. Часть, торчащая над песком, примерно вдвое выше уровня, отмеченного у Гульянова-Пушкина. На песке канувшие в лету хибары строителей и какой-то растворно-бетонный отвал. Такие же строительные городки были при всех памятниках Египта, и еще жили почти 100 лет, до самой Пальмиры, поселок строителей которой Тадмор ликвидирован в 1930-х годах.
Сравнение с фото 1890 года.
Совместить с нынешним видом, и вообще с любым последующим фото 175-летний снимок абсолютно невозможно; аналогичный ракурс можно получить, лишь поднявшись над землей метров на сто. На нынешнем фото с поверхности и угол пирамиды будет другой, и расстояние до верхней части пирамиды больше. Но кромка вполне узнаваемая в нижней ее части; а чем выше, тем больше пойдут расхождения с нынешним видом по законам геометрии. Кроме того, за 175 лет сильно осыпались эти блоки безобразного качества.
У меня вот так получилось.
Старый поверх менее старого. Разница высоты происходит от разницы ракурсов. Фотограф 1842 года находился на высоте примерно трех четвертей пирамиды Хеопса и значительно ближе к вершине пирамиде, нежели фотограф 1890 года; это неизбежные зрительные искажения.
Крупно кромка.
Низ совпал один в один. Дальше рядочков двадцать были выше в 1842 году. Или просели блоки в песок еще в первые полвека, или осыпалась большая партия, или реставраторы подравняли немножко грани , поскидывали лишний слой на этом участке еще в 19 веке. А почему нет?
Дальше вполне сносно накладывается, хотя сильно растут искажения из-за разницы точек съемки. На высоте примерно ста метров в 1842 году , со строительного грунта, и с нынешнего уровня в 1890 году.
Это строительный грунт. Который за десяток лет до первоснимка, при жизни Пушкина, напомню, был вообще на уровне объекта.
Другой мега-памятник Египта Абу-Симбелл достроился еще через 10 лет после объектов Гизы - здесь об этом.
*
С окончанием постройки Великих пирамид более-менее ясно.
А когда началось строительство?
В статьях о пирамидах египтологи часто ссылаются на Григоровича-Барского.
Паломник Василий Григорович-Барский путешествовал по святым местам в 1723-47 годах. Оставил 4 тома записей и 137 оригинальных рисунков, изданных в 1778 по инициативе Григория Потемкина. Третье издание "Путешествия" 1793 года здесь .
В 1727 году Барский восемь месяцев жил в Каире.
Много описывал здания, улицы, базар, нравы и обычаи жителей.
Пирамиды действительно упомянуты.
Одной фразой.
За которой следует другая фраза, очевидная глупость: построены фараонами, чтобы спасаться на них при разливах Нила.
Из чего совершенно ясно, что нынешних пирамид при Барском не было.
Они и сейчас видны из любой точки Каира, а уж в одноэтажном, из шестисот домиков, должны быть видны тем более. Невозможно их не заметить и не заинтересоваться за 8 месяцев.
Иллюстрируя книгу, Барский нарисовал панораму Каира и не нашел места пирамидам. Мечети и храмы, возвышающиеся над городом, нарисовал, они описаны в его книге, и весьма подробно. Крепость нарисовал, которая - из его же книги - в самом высоком месте города. Пирамиды - нет.
Он не мог не заметить величайшие, считается, строения того времени на планете. В Александрии, для сравнения, отметил на панораме города колонну Помпея и иглу Клеопатры - единственные на тот момент законченные памятники Древнего Египта в городе. Объекты несопоставимо меньшие в сравнении с пирамидами.
Тщательно зарисовал их вблизи, отдельно воспроизвел древнеегипетские письмена, анализировал их, сравнивал со знаками кириллицы, латыни, греческого.
А пирамиды не заметил при зарисовке и описал единственной глупой фразой, в конце первого тома, между упоминаниями о достопримечательностях - биржей Каира и крокодилами.
Получается как с Великой Стеной. Основоположник синологии Алексеев путешествовал по всему Китаю, изучал культуру, архитектуру, историю, как минимум восемь раз пересек Великую Стену, но не видел ее, не слышал про нее и ничего не знает о ней. В труде Алексеева нет про нее ни слова ))
Из сего ясно, что фраза про пирамиды в книге Барского - это дописка издателя, точнее, протеже, цеховика Потемкина. При этом никакого конкретного представления о пирамидах у него не было: рукотворные горы, фараоновы горы, фараоны их сделали, чтоб пережидать наводнения.
Напомню, что и в одах цеховика Ломоносова, современника Барского, есть пара упоминаний про пирамиды, но без подробностей.
Другими словами, в 1760-70-х годах в проекте пирамиды уже были, и ключевые фигуры цеха, создатели истории, про них знали. Вклинивали их точечно в текущие документы эпохи. Но представление имели самое мутное.
Очень похоже на вкрапления Стоунхенджа, сделанные до его строительства в 1949 году: упоминания у Блаватской, Харди, Блейка, рисунки Стакли, Вуда, Орби, совсем не похожие на реальный объект.
Раз упоминания шли с 1760-70-х годов, то ясно, что тогда они и были заложены.
Два слова о фоне этого события. Именно в эти годы шло монументальное вписывание российской истории Татищева-Ломоносова в имевшуюся античную, сиречь мировую. В 1749-1762 году Тредиаковский выпустил в 10 томах перевод труда Роллена, компиллирующий Геродота, Плиния, Страбона... В 1763-1764 гг. вышла в свет история Геродота переводчика Нартова. В 1774-1775 гг. - шесть томов Диодора Сицилийского... В этом комплекте и начали делать пирамиды, сначала, как водится, в литературе, менее века спустя - в натуральном виде.
У Геродота Великую пирамиду делали с помощью насыпи, по ней рабы таскали 3 млн блоков. Почти не наврали авторы Геродота. Насыпь была. Только таскали песок для сердцевины и компоненты для для литья блоков оболочки на месте.
как типичная технология цеха
Упоминания в письменных источниках и последующее строительство в натуре — это обычный алгоритм цеха создателей истории. Технология.
Библеские города Вавилон и Ниневия считались литературными образами, затем их сделали и открыли на рубеже 19−20 веков.
Стоунхендж точечно вбрасывался в литературные источники — Харли, Блаватская, Дидро-Даламбер — затем его сделали в натуральном виде под Солсбери.
Так же и пирамиды.
Пирамиды точечно упоминались (в том числе и Ломоносовым пару раз) и рисовались до их постройки к началу 1840-х годов. Посмотрите эту отличную подборку изображений египетских пирамид. Их рисовали до постройки для своего времени и публиковали в текущей литературе. И рисовали для «отправки в прошлое», фабрикуя "литературу прошлых эпох". Вполне привычная практика цеха создателей истории, хорошо знакомая в наши дни например по тьме "карт тартарий", которые центнерами строгаются артелью жертв ЕГЭ и дуром вбрасываются в "источники прошлого" после "открытия" академиком Левашовым в 2004 году "Таартарии", неведомой нигде, никогда, никаким источникам до того. Практически все пирамиды, точечно вброшенные в «документы истории» до 18 века, показанные современникам в течение 18 века и в 1800—1830 годах 19 века, примерно одинаковы, одинаково похожи на пирамиду Цестия в Риме и одинаково не похожи на египетские реальные.
Такие же пирамиды римского образца "от Цестия" стали всем знакомым знаком в 1776 году при написании Декларации независимости США и украсили доллар в 1778 году.
Это означает, что строительство пирамид на Гизе было закончено примерно к 1840 году.
И это означает, что образец, пирамида Цестия, был реально исполнен к началу этих вбросов; Рим — один из самых старых объектов цеха, к рубежу 17−18 веков он уже был готов в виде основных памятников.
Такие же "римские" пирамиды стали обозначать пирамиды в письменности древнеегиптян. Что означает: ее сделали после постройки пирамиды Цестия в Риме, но до постройки реальных пирамид.
Два исключения были показаны выше - реалистические изображения гизских пирамид в альбомах Денона 1802 и 1810 годов. При этом Сфинкс под этими пирамидами нарисован из головы и не соответствует реальному.
Это означает, что данные рисунки делались в тот короткий промежуток времени, когда пирамиды были близки к завершению, и знающий об этом мог рисовать их реалистично, но Сфинкс, последний объект на Гизе, еще не был готов даже вчерне.
Это подтверждает и карта-схема в альбоме Денона 1802 года, где вместо Сфинкса нарисовано незнамо что и совершенно в другом месте.
И это подтверждается, как не раз показывалось, самим Сфинксом на первофотографиях, где он еще сложен из стопок бракованных балок и литья, пока не закрытых "реставрациями фараонов".
Ума и здоровья!
Другие материалы по теме строительства истории
Наделение историей. Сказки Александрийского столпа
Египетский морок. Строительство колоссов, Сфинкса, пирамид на заре эры фотографий в 19 веке. Часть 1
Египетский морок. Строительство пирамид на заре эры фотографий в 19 веке. ч.2 ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ.
Египетский морок. Часть 3. Египтологи на защите древнегипетских реликвий. Асуанский обелиск
Центр эллинистической культуры Гиппос, строительство Пальмиры, немного «древнего» Египта.
Идиоты из труппы ИГИЛ опять рушат «официальную» историю
Клинические идиоты из труппы ИГИЛ продолжают рушить официальную историю
Японский средневековый замок оказался пустой «древностью».
Античный Линдос, затопленный Долихисте и другие постройки создателей истории
Строительство Стоунхенджа с нулевого цикла. Кинo- и фотодокументы 1949-58 годов
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: