Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Китай мягко стелет Шёлковый путь, или «нам очередной гвоздь вбивают в гроб»

КНР продолжает строить Шёлковый путь. На этот раз премьер Госсовета КНР Ли Кэцян в рамках своего турне проехал от Бишкека до Риги, а сегодня в Санкт-Петербурге провёл переговоры с российским коллегой Дмитрием Медведевым. В ходе них обсуждается ряд важнейших двусторонних проектов, и станет ясно, смогут ли наши страны добиться планируемого увеличения товарооборота. О том, как ход этих переговоров оценивается в РФ и КНР, а также какие угрозы таят в себе, казалось бы, столь желанные китайские инвестиции.

От нынешних переговоров ожидается обсуждение уже существующих проектов, однако все они имеют важнейшее значение для экономического сотрудничества двух стран. Как заявил вице-премьер Сергей Приходько, центральными темами на переговорах станут торгово-экономические и инвестиционные связи, нефтегазовая и атомная отрасли, электроэнергетика, промышленная кооперация, взаимодействие в области информационных технологий и транспорт. Кроме того, будет подписан пакет совместных документов, в том числе по линии Газпрома, РЖД, Роснефти, Внешэкономбанка.

Во встрече примут участие сопредседатели межправительственных комиссий — с российской стороны это первый вице-премьер Игорь Шувалов, вице-премьеры Ольга Голодец, Аркадий Дворкович, Юрий Трутнев и Дмитрий Рогозин, а также главы Минпромторга, Минприроды, Минэнерго, Минтранса и ФТС и руководители госкомпаний.

Всего на повестке межправительственной комиссии по инвестициям 66 проектов (самый крупный — строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань). Обсуждаются и транспортные коридоры «Приморье-1″ и «Приморье-2″ (для поставок с севера КНР к приморским портам и далее в южный Китай). Ранее в Минвостокразвития РФ сообщили, что Китай «подтвердил принципиальную заинтересованность в развитии коридоров». Впрочем, КНР лишь завершает исследование финансово-экономической модели проекта, ранее объем инвестиций в подъездную инфраструктуру оценивался более чем в 165 млрд. руб.

По сообщению пресс-службы Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), Россия и Китай в понедельник объявят о создании совместного фонда по развитию технологий. Глава РФПИ Кирилл Дмитриев напомнил, что это уже вторая и, по сути, крупнейшая встреча российско-китайского бизнеса на полях межгосударственных визитов за последний год: «Мы рассчитываем продвинуться вперёд по ряду ключевых проектов, обсудить новые механизмы инвестиционного взаимодействия». В частности, одной из ключевых тем, обсуждаемых между странами, является возможность инвестирования в национальных валютах, что в перспективе позволит кратно увеличить и количество реализуемых проектов, и качественно расширить спектр инвестиционных инструментов между бизнесами наших стран.

Кроме того, как сообщает ТАСС, ожидается принятие совместного Заявления глав правительств о развитии стратегического сотрудничества в области использования атомной энергии. Документ находится на «финальной стадии согласования» и не связан с приостановкой действия договора об утилизации избыточного оружейного плутония.

Речь может идти о строительстве новых энергоблоков Тяньваньской АЭС, совместной разработке плавучих реакторов и т.д. Неизвестно, будет ли это заявление как-то регулировать международную конкуренцию, так как китайские атомщики намерены потеснить российских в таких странах как Армения или Египет.

Ранее Дмитрий Медведев заявлял, что Россия и Китай смогут достичь товарооборота в $200 млрд уже к 2020 г.

«Ситуация в мировой экономике и в наших национальных экономиках меняется. Ещё буквально 10 лет назад, может, чуть меньше, мы ставили перед собой задачу выйти на рубеж 100 млрд долларов торгового оборота. Практически к 2014 году мы на этот рубеж вышли. При этом надо признать, что ситуация в наших странах зависит и от внутренних, и от международных условий.

Применительно к нашему торговому обороту негативным фактором была, например, девальвация нашей национальной валюты, за счёт чего часть импорта уменьшилась. Естественно, это сказалось на показателях торговли за прошлый год. В этом году в целом показатели улучшаются… Уверен, что если мы продолжим в таком же ключе, то уровень 200 миллиардов [долларов] к 2020 году нам будет по силам», — сказал премьер в интервью Центральному телевидению Китая.

Между тем, такая задача не нова, причём для её достижения предполагалось сначала довести двусторонний товарооборот до $100 млрд к 2015 г. Вместо этого в прошлом году товарооборот между КНР и РФ обвалился примерно на 30%. Согласно аналитической записке, размещённой на портале внешнеэкономической информации Минэкономразвития, по итогам 2015 г. двусторонний товарооборот составил всего $68 млрд вместо запланированных 100.

Россия заняла шестнадцатую позицию в списке двадцати основных торговых партнёров Китая. При этом показатели зависели (и продолжают зависеть) от колебания цен на сырьевые товары, составляющие около 70% отечественного экспорта в Поднебесную, от волатильности курса рубля, а также от замедления темпов экономического роста в обеих странах и начавшегося в 2014 г. нисходящего тренда во внешней торговле КНР.

В текущем году ряд условий был благоприятным: цены на нефть держались на относительно высоком уровне, рубль был более-менее стабилен, а китайский юань, хотя и избежал резкой девальвации, но понемногу снижался и последнее время держится на шестилетнем минимуме. Однако, все эти факторы позволили товарообороту вырасти лишь незначительно: согласно докладу Главного таможенного управления КНР, рост в первом полугодии 2016 г. составил 1,8% , или 31,72 млрд долларов абсолютном выражении.

Таким образом, показатель в сто миллиардов не только не был достигнут в запланированный срок, но и, скорее всего, останется недосягаемым в нынешнем году. Как при этом добиться его увеличения за короткий срок более чем в два раза премьер-министр не уточнил. Но, возможно, 21-я регулярная встреча глав правительств КНР и РФ послужит площадкой для своеобразной «инвентаризации» ключевых бизнес-проектов, за счёт которых удастся подтянуть показатели двусторонней торговли к намеченным цифрам. В прессе упоминается, что общая стоимость всех шестидесяти шести проектов составляет около $ 90 млрд. Однако нет никакой уверенности в том, что все они будут реализованы к 2020 г.

 

Что касается Ли Кэцяна, то он прибыл в Россию не откуда-нибудь, а из Латвии. Дело в том, что китайский премьер сейчас совершает большое турне, от Киргизии до Прибалтики. В Риге он встретился с руководством нескольких европейских стран, а также выступил на шестом торгово-экономическом форуме Китая и стран Центральной и Восточной Европы (так называемый формат 16+1).

Там он выдвинул пять важных и конкретных инициатив по развертыванию практического сотрудничества между Китаем и странами Центральной и Восточной Европы. По его словам, в случае, если не произойдет предполагаемого восстановления мировой экономики, китайская сторона призывает, во-первых, к расширению масштабов двусторонней торговли; во-вторых, к ускоренному развитию транспортно-коммуникационной взаимосвязанности; в-третьих, к углубленному развертыванию сотрудничества по производственным мощностям; в-четвертых, к обновлению моделей финансового сотрудничества; в-пятых, к раскрытию скрытого потенциала сотрудничества в области туризма.

Таким образом, китайское руководство на самом высоком уровне продолжает прокладывать различные маршруты «нового Шёлкового пути», например, в конце 2014 г. сам Ли Кэцян совершил турне от Таиланда до Сербии, что даже породило слухи о том, будто Шёлковый путь пройдёт по территории СНГ в обход России. В 2015 г. сам председатель КНР Си Цзиньпин посетил Астану, Москву и Минск, где, помимо торжеств по случаю семидесятилетия Победы, вёл переговоры о сопряжении концепции Шёлкового пути и Евразийского экономического союза. Насколько удастся создать транзитный коридор в Восточную Европу через Северо-запад России и Прибалтику – вопрос открытый, так как РФ сейчас развивает собственную логистическую инфраструктуру, чтобы снизить зависимость от прибалтийских стран по политическим соображениям.

Украина попала между шестерён и теперь «хлебнёт Европы по самое не балуй!»

Китайский сайт «Жэньминь ван» опубликовал по этому поводу статью «Путин и Медведев поддерживают «домашнюю дипломатию»», значительная часть которой, однако, посвящена не повестке переговоров, а описанию Петербурга. Отмечается, что посещение Северной столицы Ли Кэцяном – это ещё и акт двустороннего сотрудничества в гуманитарной сфере.

Именно гуманитарные обмены, не дающие немедленно осязаемого результата, лучше всего послужат цели дальнейшего более углубленного развития двусторонних связей. Что касается практической стороны дела —  в китайской прессе отмечается, что встреча премьеров двух стран будет посвящена трём главным аспектам: Реализация концепции «Один пояс – один путь» и освоение Дальнего Востока России; сопряжение экономического пояса Шёлкового пути и Евразийского экономического союза.

Здесь же китайские товарищи намерены продвигать создание на базе двух этих интеграционных проектов единой зоны свободной торговли (ЗСТ), подобной той, что начала функционировать в этом году между ЕАЭС и Вьетнамом;  обсуждению крупнейших совместных проектов, таких как «Западный поток», сотрудничество в атомной сфере, в области авиации и т.д. По мнению китайского издания именно работы в высокотехнологичных областях, а также в инфраструктурном строительстве на Дальнем Востоке смогут оживить двусторонний товарооборот.

Отечественные эксперты негативно отнеслись к идее создания ЗСТ между КНР и ЕАЭС. Так, доктор экономических наук Никита Кричевский сообщил: «Уверен, что она не нужна, потому что ЗСТ – это торговля без пошлин; с Вьетнамом у нас «копеечный» оборот, а в случае с Китаем искусственно дешёвая продукция вытеснит остатки российской продукции. Вот и всё».

МВФ обрек Россию на спад или стагнацию. Кто победит?

Директор центра регионального развития Академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ  Сергей Андреев обратил внимание на то, что приток китайских инвестиций при нынешнем положении дел даже таит немало опасностей. Он предположил, что возможный двукратный рост торговли между КНР и РФ: «Скорее всего связан с сырьём, с вводом в строй новых веток нефте- и газопроводов к 2020 г.

Во-вторых, это может быть связано с законом о территориях опережающего развития (далее – ТОР) , потому что они предусматривают огромную экспансию Китая на территорию РФ, в том числе Сибири и Дальнего Востока. Причём инвестиции могут быть такими, что нам самим там ничего не останется. Я полагаю, что основных способов два – ТОРы и нефть, но есть ещё третий элемент: желание китайцев купить огромное количество свинины в России, их потребность двадцать миллионов тонн в год, это огромные объёмы и под это готовы строить свинокомплексы у нас». Потому что в Китае нет площадей для выращивания корма свиньям – там есть нормативы, которые сейчас уже невыполнимы из за состояния почв.

Поэтому они заранее заказали здесь свинину в неограниченных количествах. Затем будет построено около ста крупных свинокомплексов для поставки мяса в Китай. Это отдельный проект, но он может быть реализован как раз в рамках ТОРов. В ТОРах, по мнению эксперта опасно то, что они «могут поглотить китайскую рабочую силу – там это прямо написано – без квоты, которая устанавливается для въезда в Россию иностранцев.

Вторая особенность – в том, что их управляющая компания, а она негосударственная, может изымать недвижимость и землю, в том числе и у государства, в пользу ТОРов. Это механизм создания субъектов федерации внутри субъектов федерации со своими полномочиями, не подчиняющихся государству и, что самое главное – не платящих налоги. То есть – такая диверсия, политическая, экономическая. Это важно, потому что механизм этого заложен в самом законодательстве, которое уже вступило в силу».

Соглашение по атомной энергетике носит, скорее всего, символический характер, так как «основным заказчиком на атомную энергетику вдруг стали Эмираты, а тут – не более чем политика. Китайцы вполне могут купить наши электростанции взамен того, что их практически безвизовым образом пускают на территорию России». Если увеличение товарооборота планируется достигнуть через инвестиции в ТОРЫ то, как отмечает эксперт: «нам очередной гвоздь вбивают в гроб, потому что это геополитический развал страны. Вот что это такое».

 

Источник

Это интересно
+1

08.11.2016
Пожаловаться Просмотров: 505  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены