Правительство готово выполнить предвыборные обещания Путина и повысить всем бюджетникам зарплаты, но у него нет денег, чтобы сделать это прямо сейчас. Поэтому Минтруд предлагает повышать их постепенно, до 2018 года, когда, наконец, все шесть миллионов врачей и учителей получат, как и было обещано, зарплату, в два раза превышающую среднюю по региону. Вся эта операция обойдется казне в 4,6 трлн рублей

В следующий четверг правительство рассмотрит и, возможно, одобрит "Программу поэтапного совершенствования оплаты труда работников бюджетного сектора", которую подготовили в Минтруде. "Финмаркет" ознакомился с проектом программы, который на прошлой неделе поступил в ведомства для согласования.

Проект программы подготовлен Минтрудом в развитие майских указов президента Владимира Путина. Главная цель программы - выполнить обещанное президентом:

- довести уже в 2012 году среднюю зарплату в сфере образования до средней по экономике в регионе, а к 2018 году добиться того же самого для работников социальной сферы, культуры и младшего медперсонала;

- сделать так, чтобы средняя зарплата врачей, профессорско-преподавательского состава вузов и научных сотрудников была вдвое больше средней по региону.

Финансовое бремя исполнения обязательств перед бюджетниками ляжет, в основном, на регионы, которые должны будут найти примерно три четверти необходимой для повышения суммы в 4,6 трлн. рублей.

В обмен на повышения зарплат за их деньги, граждане получат высоко мотивированных, компетентных и чутких к их нуждам врачей и учителей, которые будут получать зарплату в рамках так называемого "эффективного контракта". Зарплата по нему будет зависеть от квалификации, важности предоставляемых работником государственных и муниципальных услуг, а также его работоспособности.

По сути, речь идет о создании масштабной системы оценки качества работы бюджетников, отвечать за нее будут профильные органы власти на местах и Росстат.

Зарплаты в обмен на качество

Чиновники Минтруда не хотят повышать бюджетникам зарплаты просто так - деньги они получат в обмен на повышение качества оказываемых услуг. Кое-кто, вероятно, просто потеряет работу, ведь в Минфине уже говорил, что примерно треть средств, необходимых для увеличения зарплат, появится за счет реструктуризации, фактически, закрытия неэффективных учреждений и повышения производительности труда всех остальных. Для этого:

- будут актуализированы отраслевые нормы труда - написаны новые профессиональные стандарты;

- уровень зарплат станет зависеть от эффективности деятельности учреждений, система оценки которой будет содержать показатели на уровне отрасли, региона, учреждения и отдельного работника. Показатели эффективности станут обновляться ежегодно.

Стимулирующие к повышению качества услуг выплаты составят не менее 30% от фонда заработной оплаты труда. Расходы на технический персонал учреждений не будут превышать 40% от всего фонда оплаты труда заведения.

На повышение зарплат разрешат привлекать до трети сэкономленных за счет сокращений и увольнений неэффективных работников средств, а также деньги, заработанные учреждением самостоятельно за счет предоставления платных услуг.

Контролировать выполнение программы будет, как того требует указ президента от 7 мая, независимая система рейтинговой оценки. Появиться она должна до 1 апреля 2013 года.

Падающую зарплату заставят расти

Пока динамика зарплат в социальном секторе отрицательная. По отношению к средней зарплате в экономике средняя зарплата бюджетника росла до 2009 года, а потом начала падать (71% - в образовании и 80% - в здравоохранении и соцзащите в 2009 году и 67% и 74%, соответственно, - по итогам 2011 года).

При этом отмена единой тарифной сетки в бюджетном секторе с 2009 года и переход к профессионально-квалификационным группам сделали оплату труда работникам социальной сферы более гибкой:

- условно-постоянная часть зарплаты в федеральных учреждениях составляет 51%, в региональных и муниципальных - 60%;

- остальное - стимулирующие выплаты: премии и надбавки.

Правда, в большинстве случаев это разделение - пустая формальность, пишут в проекте программы чиновники Минтруда. Плодами реформы воспользовались только руководители учреждений: их зарплата обычно на порядок выше средней в их организациях.

Также велик разброс уровня зарплат в разных регионах, например:

- в Москве работники образования в среднем получают 88% от средней в городе,

- в Воронежской, Владимирской и Калужской областях - более 80% в регионе,

- в Вологодской и Магаданской области их зарплаты не дотягивают и до 60% от среднерегиональной

- в здравоохранении этот разброс еще сильнее: от 97% в Москве и Калининградской области до 53% - в Чечне.

Каждому по труду

Увязать новые профессиональные стандарты, критерии оценки труда и размер оплаты позволит, как полагают в Минтруде, внедрение института "эффективного контракта". К 2018 году на него должны быть переведены практически все шесть миллионов работников, участвующих в выполнении государственного и муниципального задания. Первые 5% подпишут его в виде допсоглашения к трудовому договору уже в 2013 году.

В Минтруда соглашаются, что только за счет оптимизации и повышения производительности труда обеспечить выполнение указа президента не получится. Дополнительные бюджетные средства потребуются:

- из федерального бюджета - 1,2 трлн рублей в 2013-2015 годах;

- в консолидированных бюджетах регионов придется найти 3,4 трлн руб. (в 2013-2015 годах федеральный бюджет даст им на эти цели 300 млрд руб.).

Ранее "Финмаркет" приводил расчеты Минфина, который уверен, что на это потребуется только из федерального бюджета 1,6 трлн руб.





Сергей Смирнов, директор Института социальной политики ВШЭ

Мы реально не знаем, сколько получает врач или педагог. Так или иначе они оказывают платные услуги. Будет ли лучше, если мы сильно повысим им зарплату, но лишим необлагаемых налогами доходов?

Вряд ли могут быть выработаны абсолютно объективные критерии эффективности в социальной сфере. Речь идет не только о нашем ключевом принципе: как не порадеть родному человечку.

Все критерии эффективности педагога не работают. Как оценить эффективность маленькой сельской школы без учета ее огромной социальной роли: есть школа - есть село, нет - мы теряем опорный каркас расселения.

Кому-то больше нравится жесткость в преподавании, а кому-то нужна добрая, душевная обстановка. Даже объективность оценки по ЕГЭ вызывает сомнение.

А в медицине? Тот же грипп у одного человека может проистекать тяжело, а у другого - легко. Разные осложнения. Эффективность излечения никак не зависит от врача. К тому же одни могут работать на современнейшем оборудовании, а другие заниматься поиском дров для отопления.

Новые технологии ставят под вопрос необходимость существования целых бюджетных секторов. Например, чисто элитарными могут стать библиотеки: только для тех, кто хочет полистать бумажную книгу, а не читать с экрана. И эффективность библиотекарей тут не причем.

Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов

Риски недостижения поставленных целей очень велики. В программе Минтруда идет увязка с целевыми показателями госпрограмм. Учитывая "реалистичность" многих из них, бюджетники могут не дождаться обещанного им президентом увеличения зарплат.

Речь в основном идет о работниках социального и муниципального уровня, а цели и задачи госпрограмм носят общегосударственный характер. Не случайно, сейчас начинают говорить о необходимости разработки под каждую из 41 федеральную госпрограмму региональных подпрограмм. Какая-то вложенность целей, без сомнения, нужна. Но не создаст ли это излишнюю структурированность, избыточность государственной системы?

Есть масса других факторов, которые могут помешать тому, что бюджетники получат обещанное повышение зарплат бюджетникам: и экономические, и политические. И даже математические.

Например, не понятно, в каких отраслях или социальных группах зарплаты будут относительно снижаться или расти значительно более медленными темпами, чем у бюджетников. Чтобы они могли догнать средний уровень. Спектр таких секторов небольшой: часть бизнеса, силовые структуры.

Уже ведутся споры, на кого распространяется обещание. Например, в отношении работников культуры: на всех или только на артистов и музыкантов? Это может стать причиной социальной напряженности среди бюджетников, появления некой кастовости. Хотя в нынешней системе, которая нацелена на уравниловку, возникает, пожалуй, даже больше поводов для конфликтов: проявиться творчески или активно в бюджетной сфере невозможно. Это закрывает ее от креативного класса.

Москва. 18 октября. FINMARKET.RU