О программах господдержки судостроителей говорят давно. Все страны, где эта отрасль развита, поддерживают своих национальных производителей с длинным циклом оборота средств. По оценке Минтранса РФ, объем потенциальных заказов российских компаний на строительство новых судов в 2006-2010 гг. превышает $22,8 млрд. Но от этой суммы доля, которая достается отечественным верфям, незначительна. Чтобы увеличить ее, в министерстве предполагают консолидировать госимущество.
Для этого планируют создать три интегрированные структуры - для строительства надводных и подводных судов, а также флота общегражданского назначения. Может быть использована та же схема, что и при формировании объединенной авиастроительной корпорации. В интеграцию хотят вовлечь и акционерные общества. Правда, есть один нюанс: отечественные авиастроители пошли в холдинг сами, потому что оказались на грани разорения. Но пока что ведущие судостроительные компании РФ демонстрируют финансовую устойчивость. И способны
сохранить ее, как минимум, еще 4 года. Ведь их портфели заказов сформированы примерно до 2010 года. Впрочем, в Минобороны РФ попытаются подтолкнуть частные предприятия в холдинг с помощью госзаказов. Пока не решат эту стратегическую задачу, реальной господдержки строптивые судостроители могут и не получить. Не случайно до сих пор нет долгосрочной комплексной программы продвижения гражданской продукции отечественных верфей на рынке. А значит, министерствам развязаны руки для административных маневров. Это
порождает дополнительные риски развития отрасли в долгосрочной перспективе.
Машиностроительные и судостроительные предприятия в Петербурге начинают процесс создания компактных эффективных производств. Это поможет им стать конкурентоспособными на мировых рынках.
Конкурс на создание портовых ОЭЗ в России может быть объявлен в конце этого года. Законопроект о новом типе особых экономических зон уже согласован с ведомством Кудрина и в ближайшие дни будет внесен в правительство. Законопроект Минэкономразвития о создании портовых зон был готов и одобрен Минтрансом еще весной. Однако согласовать документ с Минфином удалось только сейчас. "В настоящее время он находится на завершающей
стадии согласования, – сообщил вчера журналистам руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Юрий Жданов. – Ожидаем подпись министра финансов Кудрина".
РПК `Высоцк `ЛУКОЙЛ-II`: в интересах государства и людей
Завершено строительство распределительно-перевалочного комплекса нефтепродуктов `ЛУКОЙЛ-II` на острове Высоцкий Ленинградской области. Символично, что это событие совпало по времени с профессиональным праздником нефтяников. Проектная мощность распределительно-перевалочного комплекса (РПК) `ЛУКОЙЛ-II` рассчитана на перевалку почти 11 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год. За первое полугодие 2006 года оттуда отправили на экспорт
в 1,5 раза больше продукции, чем за тот же период 2005 года.
"ЛУКойл" продолжает экспансию на рынок нефтепродуктов Восточной Европы. Российская компания вместе со словенской Petrol создаст СП для продажи топлива в балканских странах. Эксперты говорят, что укрепление позиций на Балканах может в будущем дать "ЛУКойлу" доступ к потребителям Евросоюза. Сделку планируется завершить к концу 2006 года.
Неудачные попытки "Газпрома" по вхождению в крупные энергетические компании в Европе наконец могут быть компенсированы. Крупнейшая в Португалии энергокомпания предлагает российскому монополисту обменять пакет ее акций на гарантию поставок российского газа.