Китайский государственный производитель автомобилей Beijing Automotive
(BAIC) намерен вложить в немецкий автоконцерн Opel 600 млн евро в обмен на 51% его акций.
При этом китайской компании понадобится 2,64 млрд евро в качестве
промежуточного капитала. General Motors, которому сейчас принадлежит
Opel, сохранит за собой 49% акций немецкой компании в случае, если
соглашения об интеллектуальной собственности Opel удовлетворят
руководство BAIC. Китайская компания также намерена к 2015 году
инвестировать в китайское подразделение Opel 2,25 млрд долларов.
Условия китайцев более жесткие для сотрудников Opel –
они предполагают, что к 2015 году компания будет ежегодно производить и
продавать в Китае 485 тыс. автомобилей через 400 местных дилеров, при
этом начать производство автомобилей Opel в Китае
планируется уже к 2012 году. Кроме того, руководство BAIC намеревается
заморозить работу завода Opel в немецком городе Айзенах на 2010-2011
годы, применяя схемы частичной безработицы. В 2012 году работу завода
предпологается возобновить. Если сделка состоится, то под увольнение
могут попасть в общей сложности 7,5 тыс. сотрудников Opel.
Китайский
капитал сейчас самый агрессивный покупатель автомобильных активов по
всему миру. Покупки начались еще до начала глобального кризиса (Rover),
а с наступлением тяжелых времен приобрели грандиозный размах: за
последние несколько месяцев к китайцам перешли Hummer и Volvo, а теперь
они примериваются к Opel.
Вообще-то главной по GM в
Китае всегда была Shanghai Automotive Corp. (SAIC), которая давно
создала с американцами СП и даже чуть не заполучила производство
микролитражек GM. Частью плана реструктуризации General Motors, который
компания представляла в конгресс США для получения правительственной
помощи, являлось наращивание производства малолитражных
автомобилей. В соответствии с планом GM предполагала производить их в
Китае и оттуда импортировать в США. Однако американские профсоюзы
заблокировали это предложение.
Теперь BAIC хочет
уколоть своих шанхайских оппонентов, привезти в Китай немецкий кусок
империи GM. Однако и здесь неодолимой стеной на пути китайской
экспансии могут стать профсоюзы: жесткие условия пекинцев вызвали
протест со стороны рабочих организаций Германии.
“BAIC не имеет опыта на мировом авторынке”, – считает глава профсоюзов Opel Клаус Франц.
По его мнению, BAIC нужно стащить немецкие техногии и продавать машины
на растущем китайском рынке. Особое возмущение вызывают планы закрыть
завод в Айзенахе, который считается одним из самых продуктивных
предприятий в Европе – на сборку автомобиля здесь уходит 14 часов.
Профсоюзы
имеют большое влияние и уже отшили одного из главных конкуретнов Magna
– итальянский Fiat. За канадско-русский консорциум и большинство
политиков. Однако соглашение все не подписывается и не подписывается. А
значит, у китайцев еще есть шанс, как выражается председатель BAIC Cю
Хейи, дать Opel “хороший дом”.