Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса часть - 1 из 3


 Группа компаний «Налоги и финансовое право»

www.cnfp.ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

ВЕСТНИК

о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса

 № 1 - 1 - 2025

(часть - 1)

 

 

 

ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

Подготовлен Единый план по достижению нац/целей развития РФ до 2030 года

Минфин подвел предварительные итоги исполнения федерального бюджета за 2024 г.

Минфин приступил к работе над комплексными поправками в НК РФ

В ГосДуме предлагают откорректировать размеры соц/вычетов по НДФЛ

Комитет ГД по законодательству поддержал реформу налог/администрирования по физлицам

 

ГОСДУМА И НАЛОГИ

Календарь рассмотрения ГосДумой налоговых законопроектов в феврале-марте 2025

В ГосДуму внесены законопроекты:

… о ратификации Соглашения о системе определения происхождения товаров из ЕАЭС

… о донастройке налогообложения НДФЛ иностранных граждан

… о введении повыш/ответственности за нарушение бюджетного законодательства

… об усилении уг/ответственности за незаконное использование банковской/налог/комм/тайны

… об уточнении обязанностей нотариусов в НК РФ

… о бессрочном праве Правительства издавать норм/акты в местностях чрезвыч/положения

ГосДума приняла в 1м чтении законопроекты…

… об обеспечении стабильности кредит/организаций в условиях иностр/санкций

… о противодействии заключению кредит/договоров, заключаемых путем обмана

… о праве самозанятых быть избранными

… об отмене преимущ/права участников ООО при приобретении доли в уст/капитале

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

ВС РФ рассмотрел первые в 2025 г. «налоговые» споры:

… о налогообложении технологического оборудования

… о налогообложении электросетевого комплекса

… о возмещении НДС и применении пониж/налог/ставки при реализации семян для посева

… о возмещении НДС в результате реализации семян с/х растений

… о взыскании с нал/органа процентов в связи с двойным списанием налогов с ЕНС

Верховный Суд РФ истребовал дело об оспаривании мотив/мнения в рамках налог/мониторинга

ВС РФ рассмотрит спор о включении в нал/базу по УСН имущества в счет доли вых/участника

 


ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

Подготовлен Единый план по достижению нац/целей развития РФ до 2030 года

9 января был утверждён Единый план по достижению национальных целей развития до 2030 года и на перспективу до 2036 года, сообщает Правительство РФ.

Правительство завершило формирование единого плана по достижению национальных целей развития до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Он будет главным ориентиром в работе Правительства, министерств, ведомств, региональных администраций, институтов развития и госкомпаний по выполнению задач, поставленных Президентом. 

Единый план определяет стратегические приоритеты по достижению национальных целей и характеризующих их показателей на ближайшие 12 лет. Документ носит межведомственный и межотраслевой характер.

В сфере финансовых и налоговых правоотношений, План предусматривает достижение следующих целей:

1) Снижение коэффициента Джини (индекс концентрации доходов) до 0,37 к 2030 году и до 0,33 к 2036 году.

Ключевыми факторами и инструментами, влияющими на достижение показателя национальной цели, станут:

  • Перераспределение части доходов высокодоходных групп населения в пользу низкодоходных и среднедоходных групп населения, в том числе за счет применения прогрессивной шкалы налогообложения в зависимости от уровня доходов граждан, а также реализации комплекса мер по повышению экономической активности и обеспечению роста доходов населения, который включает в себя мероприятия по установлению МРОТ не ниже величины прожиточного минимума, противодействию теневой занятости;
  • Снижение доходного неравенства населения за счет поддержки малообеспеченных граждан, предоставления мер социальной поддержки, вовлечения граждан в занятость и повышения предпринимательской активности, увеличения уровня заработных плат.

2) Увеличение к 2030 году объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60 % по сравнению с уровнем 2020 года за счет постоянного улучшения инвестиционного климата.

Ключевыми факторами, обеспечивающими рост объема инвестиций в основной капитал, являются:

Реализация федеральных и региональных механизмов поддержки инвестиционных проектов (оказывающих прямое влияние на инвестиционную активность), включая:

  • поддержку крупных частных инвестиционных проектов, в том числе через механизмы соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), фабрики проектного финансирования;
  • поддержку инвестиционной деятельности через дополнительные стимулирующие механизмы, в том числе через федеральный инвестиционный налоговый вычет и стимулирующее регулирование для кредитования проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики;
  • поддержку отраслевых инвестиционных проектов в различных сферах и отраслях экономики, в том числе в транспорте, энергетике, промышленности, сельском хозяйстве реализуемых в рамках соответствующих государственных программ и национальных проектов;
  • поддержку региональных инвестиционных проектов и зон развития, в том числе за счет поддержки инвестиций за счет списания задолженности регионов РФ по бюджетным кредитам;
  • содействие исполнению инвестиционных программ компаний с государственным участием (повышение ответственности компаний с государственным участием за инвестиционную деятельность через систему показателей эффективности, увязанных с реализацией национальных целей);
  • ускорение государственных капитальных вложений за счет совершенствования механизмов их осуществления, а также за счет повышения взаимной ответственности государства и частных инвесторов в рамках проектов ГЧП;
  • использование средств ФНБ для финансирования крупных долгосрочных проектов на возвратной основе.

3) Обеспечение в 2024 - 2030 годах реального роста дохода на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства в 1,2 раза выше, чем рост валового внутреннего продукта.

Ключевыми инструментами обеспечения реального роста дохода на одного работника субъекта МСП станут меры поддержки, такие как расширение доступа к финансовым ресурсам субъектов МСП в приоритетных отраслях, а также обеспечение доступа к рынкам сбыта, в том числе путем:

  • предоставления инвестиционных кредитов субъектам МСП по льготной ставке;
  • предоставления кредитов в рамках механизма «зонтичных поручительств» АО «Корпорация «МСП»;
  • предоставления гарантий и микрозаймов региональной финансовой инфраструктурой поддержки (региональными гарантийными организациями, микрофинансовыми организациями);
  • расширения доступа субъектов МСП к закупкам крупнейших заказчиков;
  • организации и расширения сбыта продукции субъектов МСП.

4) Вхождение к 2030 году РФ в число 25 ведущих стран мира по показателю плотности роботизации.

Увеличение автоматизации производств обрабатывающей промышленности и вхождения РФ в число ведущих стран по плотности роботизации будет осуществляться посредством:

  • реализации НИОКР, необходимых организациям обрабатывающей промышленности для их роботизации;
  • создания федеральных центров развития промышленной робототехники (стимулирование НИОКР и их внедрения в промышленное производство, подготовка кадров, реверс-инжиниринг, прототипирование изделий);
  • льготного кредитования предприятий отрасли промышленной робототехники в рамках программы ФРП «Проекты развития» с возможностью списания займа за счет субсидирования;
  • реализации проектов, направленных на техническое перевооружение предприятий робототехнических решений и производящих компоненты для робототехники;
  • стимулирования спроса путем реализации субсидий и налоговых льгот, снижающих стоимость роботизации или дающих ей преференции при ведении ее деятельности;
  • популяризации роботизации обрабатывающих производств за счет осуществления аудитов таких предприятий по вопросу их роботизации, рекламы роботизации путем различных информационных ресурсов, директив компаниям с государственным участием или госкорпорациям по достижению установленного уровня плотности роботизации.

5) Снижение к 2036 году не более чем до двух раз разрыва в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наиболее обеспеченными и 10 наименее обеспеченными субъектами РФ (с учетом оказания финансовой поддержки из федерального бюджета в форме целевых межбюджетных трансфертов).

Снижение разрыва в уровнях бюджетной обеспеченности субъектов РФ будет обеспечиваться за счет развития собственной экономической базы и повышения налогового потенциала субъектов РФ, включая:

  • предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов, а также межбюджетных трансфертов, направленных в том числе на создание и развитие инфраструктуры, влияющей на повышение качества жизни населения и инвестиционный потенциал регионов, с учетом приоритетов пространственного развития и поддержки опорных населенных пунктов;
  • предоставление возвратной финансовой поддержки на инфраструктурное развитие (инфраструктурных бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов, частичное списание задолженности по бюджетным кредитам на объем средств, направленных на поддержку инвестиций и развитие инфраструктуры);
  • реализацию национальных проектов, направленных в том числе на развитие экономик субъектов РФ, наращивание ими собственной доходной базы;
  • реализацию индивидуальных программ социально-экономического развития с целью выравнивания уровня социально-экономического развития регионов;
  • реализацию комплексных государственных программ территориального развития отдельных геостратегических территорий, характеризующихся особыми условиями жизни и ведения хозяйственной деятельности.

6) Увеличение к 2030 году экспорта продукции агропромышленного комплекса не менее чем в полтора раза по сравнению с уровнем 2021 года.

Увеличение объема экспорта российской продукции агропромышленного комплекса оказывает положительное влияние на экономический рост страны путем увеличения производства сельскохозяйственной продукции, улучшения качества продукции, развития предпринимательской инициативы сельхозтоваропроизводителей, а также роста налоговых поступлений в бюджет.

Объем экспорта российской продукции агропромышленного комплекса будет увеличиваться за счет:

  • реализации мер поддержки экспортеров продукции АПК на каждом этапе жизненного цикла проекта от аналитических материалов по исследованию внешних рынков до производства и продвижения продукции за рубежом;
  • повышения конкурентоспособности российской продукции АПК: сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляются инструменты льготного кредитования, компенсируется часть затрат на транспортировку и сертификацию продукции АПК;
  • реализации потенциала аграрного экспорта за счет открытия новых рынков для российской подконтрольной продукции;
  • расширения присутствия и переориентации поставок на рынки дружественных стран путем проведения деловых мероприятий и бизнесмиссий для предприятий АПК, а также организации выставочных павильонов АПК на территории дружественных стран;
  • развития институтов поддержки экспорта и повышения компетенций в сфере внешнеэкономической деятельности;
  • увеличения объемов экспорта продукции АПК с более высокой добавленной стоимостью, в том числе кондитерских изделий, мясной и молочной продукции, сахара, муки.

7) Обеспечение в 2025–2030 годах темпа роста инвестиций в отечественные решения в сфере информационных технологий вдвое выше темпа роста валового внутреннего продукта.

Обеспечение в 2025–2030 годах темпа роста инвестиций в отечественные решения в сфере информационных технологий вдвое выше темпа роста валового внутреннего продукта должно способствовать развитию отечественной ИТ-отрасли, созданию собственных перспективных разработок и долгосрочному укреплению цифрового суверенитета.

Опережающий рост инвестиций в отечественные ИТ-решения планируется обеспечить за счет всесторонней поддержки российских ИТ-компаний, являющихся разработчиками таких решений, а также поддержки заказчиков российских ИТ-решений, в том числе посредством софинансирования соответствующих проектов и налоговых льгот.

8) Переход к 2030 году не менее 80 % российских организаций ключевых отраслей экономики на использование базового и прикладного российского программного обеспечения в системах, обеспечивающих основные производственные и управленческие процессы.

Переход к 2030 году не менее 80 % российских организаций ключевых отраслей экономики на использование базового и прикладного российского программного обеспечения в системах, обеспечивающих основные производственные и управленческие процессы, должен способствовать укреплению цифрового суверенитета и снижению рисков, связанных с зависимостью от импортных ИТ-решений.

Ключевыми факторами и инструментами, влияющими на достижение показателя национальной цели, станут:

  • увеличение доли основных производственных и управленческих процессов, выполнение которых возможно реализовать на базе российских ИТ-решений, за счет софинансирования разработки прототипов российских ИТ-решений, аналогов которых нет на рынке, доработки функциональности существующего ПО под требования отраслевых заказчиков.

Поддержка заказчиков российских ИТ-решений, в том числе посредством софинансирования проектов пилотного внедрения и налоговых льгот при закупке отечественного ПО.

Информирование и популяризация отечественных ИТ-решений высокой степени зрелости из реестра ПО.
 

Минфин подвел предварительные итоги исполнения федерального бюджета за 2024 г.

20 января на официальном сайте Минфина РФ появилась информация о предварительной оценке исполнения федерального бюджета за 2024 год.

По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в 2024 году составил 36 707 млрд рублей, что на 26% выше объема поступления доходов за 2023 год.

По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета за 2024 год составил 40 192 млрд рублей, превысив показатели предыдущего года на 24,2% г/г.

Как видно из вышеприведенных цифр дефицит федерального бюджета в 2024 г. составил 2.956 млрд. руб. (в пределах целевых 3.1 трлн.руб.), что составляет порядка 1.7% ВВП.

Как по этому поводу пишет газета «Коммерсантъ», так же «…как и в предыдущие годы, основные параметры фактического исполнения отличаются от того, что было изначально заложено Минфином в законе о бюджете-2024: доходы оказались на 5%, а расходы — на 10% выше запланированных. Это при том, что жестким бюджет не был: при его верстке уже был заложен заметный рост как поступлений, так и трат — на 20% и 13% соответственно к итогу 2023 года.

Также издание отмечает, что «… из-за увеличения расходов в конце года дефицит-2024 получился почти вдвое выше начального плана в 0,9% ВВП (в середине года поправками к закону о бюджете он было увеличен до 1,1% ВВП). Итоговые 3,5 трлн руб. дефицита, как и прежде, закрыты из двух главных источников. 1,3 трлн руб. были взяты из Фонда национального благосостояния — его ликвидная часть (юани и золото) в результате «похудела» еще на треть и на 1 января 2025 года составляла 3,8 трлн руб. Остальной дефицит был закрыт внутренними заимствованиями через размещение ОФЗ».

Минфин приступил к работе над комплексными поправками в НК РФ

23 января на сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения размещён проект «О внесении изменений в ч. I и II НК РФ и отдельные законодательные акты РФ».

В настоящий момент текст предлагаемых поправок недоступен, однако в паспорте проекта в качестве обоснования необходимости подготовки проекта нормативного правового акта указано следующее:

«Устранение проблемных вопросов, выявленных в результате анализа действующего законодательства РФ о налогах и сборах, и его совершенствование. Реализация отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ».

Кроме того, в кратком изложении целей регулирования отражено следующее:

«Уточнение законодательства РФ о налогах и сборах в части налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, имущественных налогов, налогообложения подакцизных товаров и специальных налоговых режимов».

Публичное обсуждение проекта продлится до 5 февраля.

Комментарий от «НФП»: Необходимо отметить, что речь идём о традиционном, ежегодном законе, в котором комплексно находят своё закрепление самые различные положения о налоговом законодательстве, которые получают идейное воплощение в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политике на очередные ближайшие финансовые года. Так и в данном случае, Основные направления налоговой политики на 2025-2027 гг., обнародованные Минфином 30 сентября 2024 года, получили своё развитие в данном законопроекте.

В ГосДуме предлагают откорректировать размеры соц/вычетов по НДФЛ

Председатель Комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Александр Демин, предложил проиндексировать социальные вычеты по НДФЛ в соответствии с реальным ростом цен, сообщает «Парламентская газета» (со ссылкой на пресс-службу партии «Новые люди»)

«В последние годы наблюдается дисбаланс между финансовыми обязательствами граждан перед государством и мерами поддержки со стороны государства: штрафы, налоги и обязательные платежи ежегодно индексируются, тогда как налоговые вычеты, предоставляемые гражданам, остаются практически неизменными в течение длительного времени», — указывается в обращении.

Например, размер имущественного налогового вычета для физических лиц при строительстве или приобретении на территории России одного или нескольких объектов недвижимости не менялся с 2013 года, хотя стоимость жилья увеличилась в 3,5 раза.

В связи с этим указывается, что индексация всех налоговых вычетов для граждан с момента их введения на уровень инфляции либо на индекс потребительских цен обеспечит сохранение реальной стоимости налоговых вычетов, говорится в обращении. Кроме того, это позволит гражданам получать налоговые льготы, соответствующие текущему уровню цен на товары и услуги.

Комментарий от «НФП»: Интересно отметить, что о необходимости индексации социальных вычетов по НДФЛ говориться из разных источников уже несколько лет подряд В 2023 г. были проиндексированы социальные вычеты на образование, однако остальные вычеты так и остаются в прежних размерах. Достаточно сказать, что максимальный вычет «за лечение» в размере 120.000 руб. был установлен еще в 2028 году (Федеральный закон от 30 апреля 2008 года № 55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»)

Комитет ГД по законодательству поддержал реформу налог/администрирования по физлицам

20 января Комитет Государственной Думы по госстроительству и законодательству рекомендовал к принятию в первом чтении законопроект № 782260-8, предусматривающий внесудебное взыскание задолженностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов.

Соответствующее заключение размещено в Системе обеспечения законодательной деятельности.

Напомним, что законопроект предусматривает применение внесудебного порядка взыскания в отношении задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, исчисляемым физическим лицом самостоятельно. Если же сумма задолженности начислена налоговым органом на основании налогового уведомления или решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения, решения об отмене (полностью или частично) решения о предоставлении налогового вычета полностью или частично, то внесудебный порядок может быть применен только при отсутствии возражений физического лица, то есть в случае отсутствия спора.

Оспаривание физическим лицом сумм, исчисленных в налоговом уведомлении, осуществляется посредством подачи заявления о перерасчете или жалобы как до, так и после наступления срока уплаты налога. Если физическое лицо в течение 30 дней со дня получения от налогового органа сообщения об отказе в перерасчете или решения вышестоящего налогового органа по жалобе повторно выражает несогласие с суммой обязанности по налоговому уведомлению путем подачи жалобы или, соответственно, уведомления о несогласии с решением вышестоящего налогового органа по жалобе на действия налогового органа по исчислению суммы соответствующего налога, указанной в налоговом уведомлении, взыскание таких сумм осуществляется только в судебном порядке.

В случае пропуска физическим лицом по уважительной причине указанного тридцатидневного срока по его ходатайству этот срок может быть восстановлен налоговым органом, если соответствующая обязанность не исполнена на дату подачи такого ходатайства.

Также взыскание в судебном порядке осуществляется в случае направления физическим лицом жалобы (апелляционной жалобы) на решение о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), вынесенное в порядке, предусмотренном статьями 101 и 101.4 НК РФ, или на решение об отмене (полностью или частично) решения о предоставлении налогового вычета полностью или частично. Жалоба (апелляционная жалоба) на решение подается в сроки, установленные статьями 139 и 139.1 НК РФ.

При подаче физическим лицом заявления о перерасчете или жалобы (апелляционной жалобы) предусмотрено обязательное приостановление уплаты налогов, указанных в обжалуемом налоговом уведомлении, или исполнения обжалуемых решений, что предполагает исключение спорных сумм из сальдо единого налогового счета до вступления в законную силу решения суда о взыскании для устранения риска взыскания таких сумм посредством распределения единого налогового платежа.

Кроме этого, учитывая возможность обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера (требования об уплате задолженности, решения о взыскании задолженности), законопроект предусматривает приостановление взыскания указанных в данных актах сумм задолженности по налоговому уведомлению и (или) решению налогового органа, принятому в порядке, предусмотренном статьями 101 и 101.4 НК РФ, решению об отмене (полностью или частично) решения о предоставлении налогового вычета полностью или частично, в размере, не взысканном на дату получения налоговым органом жалобы, до принятия решения по соответствующей жалобе, что является важной гарантией прав налогоплательщиков, плательщиков сборов (страховых взносов).

Таким образом, внесудебный порядок взыскания задолженности предлагается использовать только в случаях отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о возникновении спора. Бесспорность требований налогового органа обусловливает отсутствие необходимости обращения к судебному порядку взыскания.

Законопроектом также устанавливаются переходные положения, предусматривающие направление физическим лицам информационных сообщений о переходе на внесудебный порядок взыскания задолженности с предоставлением физическому лицу срока для представления возражений относительно исчисленных налоговым органом сумм налоговой обязанности для приостановления взыскания таких сумм.

Комментарий от «НФП»: Можно предположить, что вопрос о проведении практически полноценной «реформы» налогового администрирования в отношении физических лиц является предрешенным. Поэтому всё, что связано с внесудебным порядком взыскания недоимки с физлиц, с обязательным досудебным порядком урегулирования споров с налоговыми органами (и т.д.), в скором времени появится в действующем законодательстве.

 

                                                                                                                                                       

ГОСДУМА И НАЛОГИ

Календарь рассмотрения ГосДумой налоговых законопроектов в феврале-марте 2025

На официальном сайте Государственной Думы опубликован календарь рассмотрения вопросов в феврале-марте 2025 года.

Так, в феврале-марте заседания Государственной Думы состоятся:

  • 11, 12, 13 февраля;
  • 18, 19, 20 февраля;
  • 25, 26, 27 февраля;
  • 4, 5, 6 марта.

В частности, будут рассмотрены следующие законопроекты, касающиеся области налогов и финансов:

27 февраля:

  • Законопроект № 789869-8 «О внесении изменений в ст.ст.50 и 56 БК РФ» (об уточнении нормативов распределения доходов от налога на добычу полезных ископаемых) – в первом чтении;
  • Законопроект № 671698-8 О внесении изменений в статью 242.13.1 БК РФ (в части приведения положений БК РФ в соответствие с законодательством о противодействии финансированию экстремистской деятельности) – во втором чтении.

В ГосДуму внесены законопроекты:

… о ратификации Соглашения о системе определения происхождения товаров из ЕАЭС

17 января Правительство РФ внесло в ГосДуму законопроект № 820276-8 «О ратификации Соглашения о гармонизированной системе определения происхождения товаров, вывозимых с таможенной территории Евразийского экономического союза».

Согласно содержанию пояснительной записки, законопроектом предусматривается ратификация Соглашения о гармонизированной системе определения происхождения товаров, вывозимых с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее соответственно - законопроект, Соглашение, ЕАЭС), подписанного в г. Москве 4 декабря 2023 г.

Соглашение направлено на реализацию следующих целей:

  • администрирование ограничительных мер в отношении вывозимых товаров (количественное ограничение вывоза, запрет вывоза, разрешительный порядок вывоза, вывозные таможенные пошлины) при их перемещении через территории других государств - членов ЕАЭС путем подтверждения страны происхождения товаров;
  • унификация подходов государств - членов ЕАЭС по определению и подтверждению страны происхождения товаров, вывозимых за пределы таможенной территории ЕАЭС;
  • гармонизация организаций, уполномоченных на выдачу сертификатов о происхождении товаров, в том числе в части развития безбумажных технологий и дальнейшего перехода на электронный формат взаимодействия;
  • создание правовой основы для внедрения в ЕАЭС системы самостоятельного декларирования происхождения товаров.

Соглашением предусмотрен механизм контроля за вывозом товаров с единой таможенной территории ЕАЭС, в отношении которых в государствах- членах действуют отдельные меры регулирования экспорта, зависящие от происхождения товаров, таким образом, Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством РФ.

В связи с этим решение о выражении согласия РФ на обязательность для нее Соглашения после подписания на основании подп. "а" п. 1 ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах РФ» подлежит ратификации в форме федерального закона.

… о донастройке налогообложения НДФЛ иностранных граждан

21 января инициативной группой депутатов от фракции «ЛДПР», а также сенаторами РФ Е.В. Афанасьевой и В.Е. Деньгиным внесён в ГосДуму законопроект № 822256-8 «О внесении изменения в ст. 210 ч. II НК РФ».

Как следует из текста пояснительной записки, законопроект разработан в целях совершенствования налоговой системы в отношении иностранных граждан.

Законопроектом предлагается лишить права иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором на выполнение работ (оказание услуг) на основании патента, на получение налоговых вычетов независимо от статуса налогового резидента РФ при уплате НДФЛ.

Реализация законопроекта, как полагают инициаторы, позволит снизить размеры выпадающих доходов в регионах и направить высвобождающиеся средства на решение социальных проблем граждан России.

… о введении повыш/ответственности за нарушение бюджетного законодательства

23 января инициативной группой депутатов от фракции «СРЗП» внесён в ГосДуму законопроект № 824926-8 «О внесении изменений в КоАП РФ в части введения повышенной ответственности за нарушение бюджетного законодательства».

Как следует из содержания пояснительной записки, законопроект разработан в связи с необходимостью сделать административную ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ более эффективной и соразмерной совершенному правонарушению.

Законопроект предлагает ужесточить санкцию данного положения, установив следующую ответственность за указанные правонарушения - административный штраф для должностных лиц в размере от 2 до 3 % суммы полученной бюджетной инвестиции или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Кроме того, законопроект также предлагает скорректировать в сторону увеличения административную ответственность за названные правонарушения, установив для должностных лиц административный штраф в размере от 3 до 5 % суммы полученной бюджетной инвестиции или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; для юридических лиц - от 5 до 12 % суммы полученной бюджетной инвестиции.

Как полагает инициатор законопроекта, предлагаемые законопроектом изменения в части повышения административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства будут способствовать реализации принципа соразмерности наказания совершенному правонарушению.

… об усилении уг/ответственности за незаконное использование банковской/налог/комм/тайны

23 января Правительством РФ в ГосДуму внесён законопроект № 825103-8 «О внесении изменений в ст. 183 УК РФ».

Согласно содержанию пояснительной записки, законопроект подготовлен в целях усиления ответственности за незаконное получение и использование коммерческой, налоговой или банковской тайны, содержащейся в том числе в базах данных таможенных органов.

В современных условиях внешнего санкционного давления, предусматривающих различные дискриминационные меры в отношении экономики РФ, особое значение приобретает сохранение сложившихся производственно-технологических цепочек, обеспечивающих стратегическое развитие экономики РФ.

В целях дополнительной уголовно-правовой защиты коммерческой, налоговой или банковской тайны, содержащейся в том числе в базах данных таможенных органов, законопроектом предлагается ужесточить ответственность за незаконное получение и использование информации, в том числе содержащейся в информационных системах государственных органов, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайны, путем:

- исключения из санкции части 3 статьи 183 Кодекса основного наказания в виде штрафа и введение нижнего порога наказания в виде лишения свободы от 2 лет, с одновременным дополнение санкции дополнительным видом наказания в виде штрафа до 5 млн. рублей;

- введение в части 4 статьи 183 Кодекса нижнего порога наказания в виде лишения свободы от 3 лет, с одновременным дополнением санкции дополнительным видом наказания в виде штрафа от 1 до 5 млн. рублей.

… об уточнении обязанностей нотариусов в НК РФ

31 января Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан внесён в ГосДуму законопроект № 830867-8 «О внесении изменения в ст. 85 НК РФ в части уточнения обязанностей нотариусов».

Как следует из содержания пояснительной записки, законопроект разработан в целях уточнения отдельного положения НК РФ.

В частности, проектом предлагается уточнить положение ч. 6 ст. 85 НК РФ, согласно которой органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Согласно ч, II ст, 1 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с указанными Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

При совершении нотариальных действий нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и занимающиеся частной практикой, обладают равными правами и несут одинаковые обязанности (ч. II ст. 2 данных Основ).

В соответствии с ч. IV ст. 5 данных Основ справки о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения направляются нотариусом (то есть как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой) через единую информационную систему нотариата в налоговый орган не позднее пяти дней со дня совершения соответствующего нотариального действия, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах.

Таким образом, обязанностью сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы наделены не только нотариусы, занимающиеся частной практикой, но и нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах.

В связи с этим проектом предлагается в ч. 6 ст. 85 НК РФ исключить слова «занимающиеся частной практикой».

… о бессрочном праве Правительства издавать норм/акты в местностях чрезвыч/положения

31 января депутатом ГосДумы от фракции «ЛДПР» С.А. Наумовым внесён в ГосДуму законопроект № 831061-8 «О внесении изменений в ст. 4 ч. I НК РФ».

Согласно содержанию пояснительной записки, законопроект разработан в целях создания правовых механизмов введения некоторых мер поддержки граждан и предпринимателей, которые не могли осуществлять свою деятельность в связи с введением на территории РФ или отдельных ее частей чрезвычайного положения, военного положения, режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации или правового режима контртеррористической операции.

В настоящее время в соответствии с ч. 3 ст. 4 НК РФ Правительство РФ вправе в 2020, 2022 - 2028 годах:

  • издавать нормативные правовые акты, предусматривающие приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, в том числе проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также приостановление течения сроков, предусмотренных этим кодексом, в том числе сроков назначения (проведения) проверок, на период приостановления или переноса указанных мероприятий налогового контроля;
  • продление установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов;
  • продление установленных законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу;
  • продление сроков представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений), а также некоторые другие особенности исполнения налогового законодательства.

Практика показала востребованность таких полномочий Правительства Российской Федерации, которое, пользуясь предоставленной компетенцией, неоднократно издавало соответствующие постановления, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций и введении режима контртеррористической операции 

С учетом изложенного предлагается предоставить Правительству РФ полномочие на постоянной основе издавать предусмотренные ч. 3 ст. 4 НК РФ нормативные правовые акты при введении в РФ или отдельных ее местностях чрезвычайного положения, военного положения, режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, правового режима контртеррористической операции.

ГосДума приняла в 1м чтении законопроекты…

… об обеспечении стабильности кредит/организаций в условиях иностр/санкций

15 января ГосДума приняла в первом чтении законопроект № 752996-8 «О внесении изменений в ст. 250 ч. II НК РФ» (в части установления особенностей признания доходов банков, потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций).

Напомним, что законопроект разработан в целях совершенствования налогового регулирования, обеспечения стабильности кредитных организаций и ряда иных организаций финансового рынка в условиях введения ограничительных мер в отношении граждан РФ и российских юридических лиц в связи с недружественными и противоречащими международному праву действиями США и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций.

Новые условия работы рынка и привлечения средств граждан, важность сохранения объема средств граждан в банках, а также необходимость популяризации и доведения до населения новых разрабатываемых участниками рынка способов защиты финансовых вложений и противодействия мошенничеству в последние периоды приводят к необходимости увеличения рекламных бюджетов у кредитных организаций.

Аналогичная ситуация существует и для иных финансовых организаций, доходы которых формируются в большей степени за счет процентных доходов.

В данных условиях вопрос приведения действующего регулирования в соответствие с особенностями деятельности финансовых организаций представляется крайне актуальным.

Законопроектом предусматривается возможность признания банками, потребительскими кооперативами и микрофинансовыми организациями профильного для таких субъектов вида дохода - процентного дохода - доходом от реализации, что устранит вышеуказанную проблематику, будет способствовать эффективному продвижению финансовых услуг.

… о противодействии заключению кредит/договоров, заключаемых путем обмана

15 января ГосДума приняла в первом чтении законопроект № 804702-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в части создания механизмов противодействия заключению договоров потребительского кредита (займа) и осуществлению операций с использованием денежных средств клиента без его добровольного согласия или с согласия, полученного под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием).

Напомним, что законопроект разработан в целях создания механизмов противодействия заключению договоров потребительского кредита (займа) и осуществлению операций с использованием денежных средств клиента без его добровольного согласия или с согласия, полученного под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием.

Законопроект направлен на противодействие мошенническим схемам по хищению денежных средств с использованием методов социальной инженерии. В результате применения таких схем граждане без добровольного согласия принимают на себя кредитные обязательства, попадают под долговую нагрузку и затем передают деньги злоумышленникам.

Согласно законопроекту, для установления «периода охлаждения» заемщика в рамках потребительского кредитования кредитор сможет передать заемщику денежные средства минимум через 4 часа для сумм от 50 тыс. рублей до 200 тыс. рублей и минимум через 48 часов - для сумм свыше 200 тыс. рублей.

Законопроект предусматривает требования об обмене информацией между кредиторами и бюро кредитных историй в режиме, близком к реальному времени (онлайн-режим). В рамках такого обмена кредитор будет обязан в онлайн-режиме передавать (запрашивать) и учитывать определенный перечень информации из всех квалифицированных бюро кредитных историй.

Также законопроект предполагает для более эффективной борьбы с онлайн-мошенниками предоставление МФО доступа к базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, формирование и ведение которой осуществляются Банком России на основании ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее- база данных Банка России).

Кроме того, законопроектом предлагается предусмотреть, что уполномоченный представитель Банка России в кредитной организации вправе запрашивать информацию о реализации кредитной организации мероприятий по противодействию заключению договоров потребительского кредита без согласия клиента, мероприятий по внесению наличных денежных средств на банковские счета третьих лиц с применением токенизированных (цифровых) платежных карт с использованием банкоматов или иных технических устройств без добровольного согласия лица, вносящего наличные денежные средства, а также мероприятий по противодействию осуществлению переводов денежных средств без добровольного согласия клиента.

Такая информация будет учитываться при проведении оценки эффективности реализации антифрод-мероприятий в кредитной организации.

… о праве самозанятых быть избранными

28 января ГосДума приняла в первом чтении законопроект № 750881-8 «О внесении изменения в ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (о праве кандидата указать в качестве рода занятий статус самозанятого).

Напомним, что законопроект направлен на исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 30 мая 2024 г. № 27-П, которым некоторые положения Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования и с учетом смысла, приданного им судебным толкованием, они служат основанием для отказа в регистрации кандидата, указавшего в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации, в качестве рода занятий, что он является самозанятым, если согласно справке налогового органа такой кандидат поставлен на учет как налогоплательщик налога на профессиональный доход (за исключением случая, когда он зарегистрирован в установленном порядке как индивидуальный предприниматель).

В целях устранения указанного основания для отказа в регистрации кандидата законопроектом предлагается дополнить подп. 57 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ абзацем, согласно которому кандидат, поставленный на учет в налоговом органе как плательщик налога на профессиональный доход, вправе указать в качестве рода своих занятий статус самозанятого, за исключением случая, когда указанный кандидат зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

… об отмене преимущ/права участников ООО при приобретении доли в уст/капитале

29 января ГосДума приняла в первом чтении законопроект № 788669-8 «О внесении изменений в статьи 66.3 и 93 ч. I ГК РФ» (уточнение правил о преимущественном праве участников ООО приобретать доли в уставном капитале).

Напомним, что законопроект направлен на обеспечение возможности отмены применения положений ГК РФ о преимущественном праве участников общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) приобретать доли или части доли в уставном капитале ООО (далее - преимущественное право) посредством внесения соответствующих положений в устав ООО по единогласному решению его участников.

Соответствующие изменения законодательства РФ позволят обеспечить большую гибкость корпоративной структуры ООО и оперативность в ее изменении в условиях меняющейся экономической конъюнктуры.

Кроме того, предлагаемые изменения обеспечат унификацию нормативно-правового регулирования применения преимущественного права участниками хозяйственных обществ (применительно к ООО и непубличным акционерным обществам).

Анализ правоприменительной практики свидетельствует, что императивное установление в гражданском законодательстве преимущественного права является избыточным при наличии согласия всех участников на вхождение в состав ООО новых участников.

Как было отмечено ВС РФ в определении СКЭС ВС РФ от 11 июня 2020 г. № 306-ЭС19-24912 по делу № А65-30532019, в силу презумпции диспозитивности, положенной в основу регулирования ООО, все правила, касающиеся отчуждения доли в ООО третьим лицам, включая преимущественное право, могут быть изменены или полностью отменены уставом ООО.

Для обеспечения правовой определенности применения соответствующих положений представляется целесообразным четкое и однозначное установление в ГК РФ возможности отступления от императивной нормы о наличии преимущественного права.

 

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

ВС РФ рассмотрел первые в 2025 г. «налоговые» споры:

… о налогообложении технологического оборудования

15 января Верховный Суд РФ в рамках дела № А12-12954/2023 принял определение № 306-ЭС24-10450, согласно которому дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Фабула дела: налоговый орган доначислил налог на имущество, начислил пени и штраф, сделав вывод о неправомерной переквалификации налогоплательщиком недвижимого имущества в движимое. Не согласившись с позицией налогового органа, налогоплательщик обратился в суд.

Судами трёх инстанций позиция налогового органа признана правомерной.

Судами сделан вывод о том, что поскольку выделение из электростанции спорных объектов является искусственным разделением в бухгалтерском учете единого объекта основных средств, выступающего недвижимым объектом (сооружением), квалификация налогоплательщиком спорных объектов в качестве движимого имущества является необоснованной.

Верховный Суд РФ, направляя дело на новое рассмотрение, указал следующее:

  • такие объекты, как оборудование для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, связанных с изменением предмета труда, установленное на фундамент, не относятся к сооружениям и классифицируются в соответствующих группировках машин и оборудования.

Фундамент, на котором установлены такие объекты, входит в состав данного оборудования;

  • ни факт использования имущества по общему назначению, предопределенному технологией производства, ни объединение имущества налогоплательщика в имущественный комплекс для целей совершения сделок с ним (купли-продажи, передачи в залог и т.п.) не являются достаточными основаниями для квалификации всех входящих в такой комплекс вещей, в том числе частей конструктивно-сочлененного объекта, как объектов налогообложения по налогу на имущество организаций;
  • имущество, правомерно учтенное налогоплательщиком в качестве самостоятельных инвентарных объектов движимого имущества (машины и оборудование), в том числе объекты, не являющиеся частями зданий и сооружений, либо выступающие частями зданий и сооружений, но не подлежащие учету в составе комплекса конструктивно-сочлененных предметов (требующие периодического обновления в силу существенно меньшего срока предполагаемой эксплуатации в сравнении со сроком полезного использования всего здания или сооружения и (или) не вносящие существенного вклада в стоимость соответствующего комплекса), не облагается налогом на имущество организаций;
  • подход, примененный налоговым органом, не может быть признан правомерным, поскольку из того факта, что выработка электрической и иной энергии является результатом сложного технологического процесса, в котором функционально задействованы все виды основных средств (машины и обурудование, здания и сооружения), не следует ни вывод о допустимости их совокупного налогообложения, ни вывод о возможности применения более обременительных условий налогообложения имущества в сфере энергетики в сравнении с иными видами производственной деятельностью, в которых электрическая, тепловая и иная энергия используются только в качестве ресурса, но не являются готовой продукцией;
  • из установленных обстоятельств не следует, что спорные объекты основных средств предназначены для обслуживания здания энергоцентра.

Напротив, по доводам общества все спорные объекты предназначены для осуществления процесса производства электро-теплоэнергии и холода, то есть относятся к производственному оборудованию, а здание энергоцентра - предназначено для обеспечения процесса производства энергии;

  • приводя доводы о том, что спорные объекты являются конструктивно-сочлененными предметами (выступают частями сооружений котельных), налоговый орган, в то же время, не опроверг доводы общества о правомерности их учета в качестве самостоятельных инвентарных объектов в составе машин и оборудования, и не представил доказательства того, что сроки полезного использования спорных объектов (водогрейные котлы, насосы, электроагрегаты, распределительные устройства и т.п) сопоставимы со сроками полезного использования сооружения котельной.

Рассмотрение дела в Арбитражном суде Волгоградской области назначено на 18 февраля в 9 часов 50 минут.

… о налогообложении электросетевого комплекса

17 января Верховный Суд РФ в рамках дела № А60-10009/2023 принял определение № 309-ЭС24-16395, согласно содержанию которого дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Фабула дела: Налоговый орган начислил налог на имущество организаций, пени и штраф ввиду необоснованного исключения из объектов налогообложения основных средств, входящих в состав энергоблока, со ссылкой на их отнесение к движимым вещам.

Суды трёх инстанций приняли решение в пользу налогового органа, удовлетворив требования налогоплательщика лишь в части незаконности начисления пени за период моратория, введенного за период с 01.04.2022 по 01.10.2022.

Передавая кассационную жалобу для рассмотрения в СКЭС ВС РФ, указано следующее:

  • опираясь на положения законодательства и сформулированные в судебной практике выводы, заявитель отмечает, что сами по себе критерии прочной связи вещи с землей, невозможность раздела вещи в натуре без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения, а также соединение вещей для использования по общему назначению в сложную вещь, используемые гражданским законодательством, не позволяют однозначно решить вопрос о праве налогоплательщиков на применение рассматриваемой льготы, поскольку эти критерии не позволяют разграничить инвестиции в обновление производственного оборудования и создание некапитальных сооружений от инвестиций в создание (улучшение) объектов недвижимости - зданий и капитальных сооружений;
  • приведенные доводы заслуживают внимания, в связи с чем кассационную жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании СКЭС ВС РФ.

В свою очередь, Верховный Суд РФ, направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указал следующее:

  • настаивая на необходимости квалификации объектов в качестве единого недвижимого имущественного комплекса, налоговый орган в оспариваемых решениях не приводит выводов о неправильной классификации налогоплательщиком какого-либо из 491 объекта в качестве машин и оборудования по соответствующим кодам ОКОФ или о неверном определении сроков их полезного использования;
  • доказательств искусственного разделения обществом в бухгалтерском учете единого объекта основных средств, выступающего недвижимым объектом, материалы дела не содержат;
  • общество подтвердило правомерность учета спорных объектов как самостоятельных инвентарных объектов основных средств в составе машин и оборудования, а налоговый орган – не опроверг правильность учета объекта и не доказал наличие оснований для учета спорных объектов в составе зданий и сооружений, в том числе не представил доказательства того, что сроки полезного использования спорных объектов (центробежные компрессоры с электродвигателем, турбины паровые, теплообменники, котлы-утилизаторы, дренажные баки, шкафы и другие) сопоставимы со сроками полезного использования сооружений электростанции;
  • подход, примененный налоговым органом при определении состава имущества общества, подлежащего налогообложению, не может быть признан правомерным, поскольку из того факта, что выработка электрической и иной энергии является результатом сложного технологического процесса, в котором функционально задействованы все виды основных средств (машины и обурудование, здания и сооружения), не следует ни вывод о допустимости их совокупного налогообложения, ни вывод о возможности применения более обременительных условий налогообложения имущества в сфере энергетики в сравнении с иными видами производственной деятельностью, в которых электрическая, тепловая и иная энергия используются только в качестве ресурса, но не являются готовой продукцией;
  • СКЭС ВС РФ полагает необходимым отметить, что действия налогового органа, произвольно изменившего подход к квалификации имущества налогоплательщика по результатам очередной налоговой проверки, не согласуются с предъявляемым законодательством требованием к налоговому администрированию, которое по смыслу п. 7 ст. 3, п. 2 ст. 22 НК РФ должно быть добросовестным.

… о возмещении НДС и применении пониж/налог/ставки при реализации семян для посева

27 января Верховный Суд РФ в рамках дела № А40-143474/2023 принял определение № 305-ЭС24-17887, согласно которому постановление суда кассационной инстанции и решения суда первой инстанции были отменены, и оставлено в силе постановление суда апелляционной инстанции, в полном объёме удовлетворявшего требования налогоплательщика.

Фабула дела: оспариваемым решением налогоплательщику отказано в возмещении НДС в связи с отсутствием у него права на применение пониженной налоговой ставки в размере 10 % в отношении семян сахарной свеклы для посева. Не согласившись с позицией налогового органа, налогоплательщик обратился в суд с заявлением.

Позицию налогоплательщика поддержал лишь суд апелляционной инстанции в своём постановлении, которое, в последующем, было отменено судом кассационной инстанции.

Верховный Суд РФ, оставляя постановление суда апелляционной инстанции в силе, указал следующее:

  • на основании подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ ставка НДС 10 % применяется при реализации продовольственных товаров, в том числе овощей.

Таким образом, с учетом буквального содержания подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ законодатель установил применение налоговой ставки 10 % при реализации соответствующих объектов налогообложения, в том числе в отношении семян сахарной свеклы;

  • разумные ожидания участников экономической деятельности должны формироваться на основе указанного правового регулирования, которое основано на воле законодателя, является определенным, не содержит неясностей и неопределенностей, допускающих неоднозначное толкование.

Действия налогового органа, произвольно изменившего установленное законодательством право на применение пониженной налоговой ставки в отношении реализуемого обществом товара, не совместимы с принципами поддержания доверия к закону и действиям государства.

С учетом положений п. 2 ст. 22 НК РФ при реализации своих полномочий налоговые органы обязаны обеспечивать права налогоплательщиков, то есть действовать добросовестно, учитывая законные интересы плательщиков налогов, не допуская создание условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону.

  • при таком положении суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявление общества, указав на отсутствие у налогового органа правовых оснований для отказа в применении налогоплательщиком пониженной ставки НДС 10 %, предусмотренной п. 2 ст. 164 НК РФ, при реализации семян сахарной свеклы в адрес контрагентов на территории РФ, а также при получении сумм аванса в счет предстоящей реализации таких товаров;
  • каких-либо дополнительных условий для применения ставки НДС 10 % при реализации товаров на территории РФ налоговое законодательство и Постановление № 908 не устанавливают и не требуют, чтобы соответствующие товары могли использоваться (употребляться) непосредственно в пищевых или кормовых целях.

… о возмещении НДС в результате реализации семян с/х растений

29 января Верховный Суд РФ в рамках дела № А40-229638/2023 принял определение № 305-ЭС24-17574, согласно которому постановления судов кассационной и апелляционной инстанций были отменены, и решение суда первой инстанции, которым удовлетворялись требования налогоплательщика, оставлено в силе.

Фабула дела: налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением к налоговому органу о признании недействительными решений, которым обществу отказано в возмещении НДС по операциям, связанным с реализацией семян с/х растений.

Отказ налоговых органов, в свою очередь, мотивирован тем, что в настоящее время операции по реализации семян сельскохозяйственных растений, предназначенных для выращивания сельскохозяйственных культур, в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ облагаются НДС по ставке в размере 20%.

Суды трёх инстанций поддержали позицию налогового органа.

Между тем, Верховный Суд РФ, оставляя в силе решение суда первой инстанции, удовлетворяющего требования налогоплательщика, указал следующее:

  • как следует из подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10 % при реализации в том числе следующих продовольственных товаров:

- зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;

- маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов).

Коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством РФ.

Согласно сертификатам соответствия на реализуемый товар продукции присвоен код ОКПД 2 01.11.93.110; 01.11.93.121 – «семена рапса», «семена озимого рапса», «семена ярового рапса (кользы) для посева».

Таким образом, с учетом буквального содержания подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ, законодатель установил применение налоговой ставки 10 % при реализации в том числе в отношении семян рапса, что не противоречит Перечню кодов (код 01.11.93 – «семена рапса»).

Каких–либо дополнительных условий для применения ставки налога 10 % при реализации товаров на территории РФ налоговое законодательство и Постановление № 908 не устанавливают и не требуют, чтобы соответствующие товары могли использоваться (употребляться) непосредственно в пищевых или кормовых целях.

  • разумные ожидания участников экономической деятельности должны формироваться на основе указанного правового регулирования, которое основано на воле законодателя, является определенным, не содержит неясностей и неопределенностей, допускающих неоднозначное толкование.

При таком положении суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявление общества, поскольку у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа в применении налогоплательщиком пониженной ставки налога 10 %, предусмотренной подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ, при реализации семян рапса в адрес контрагентов на территории РФ.

… о взыскании с нал/органа процентов в связи с двойным списанием налогов с ЕНС

27 января Верховный Суд РФ в рамках дела № А76-24862/2023 принял определение № 309-ЭС24-18347, согласно содержанию которого дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Фабула дела: по результатам проведенной сверки расчетов с данными личного кабинета налогоплательщиком было выявлено двойное списание налоговым органом с ЕНС общества сумм налогов.

Впоследствии учтенные в счет уплаты налогов денежные средства восстановлены путем возврата на ЕНС налогоплательщика. Полагая, что положительное сальдо ЕНС было неправомерно уменьшено по вине налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании с налогового органа процентов, начисленных на сумму излишне взысканных налогов.

Суды трёх инстанций отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.

Верховный Суд РФ, в свою очередь, указал следующее:

  • денежные средства, формирующие положительное сальдо единого налогового счета, несмотря на целевое назначение указанных денежных средств, являются собственностью налогоплательщика до момента их списания в счет исполнения соответствующих налоговых обязательств, следовательно, на данные средства распространяются все конституционные гарантии права собственности;
  • действия по произвольной (неправомерной) корректировке в сторону уменьшения положительного сальдо единого налогового счета подлежат квалификации в качестве действий по излишнему взысканию денежных средств, а восстановление нарушенного права налогоплательщика надлежит производить с использованием механизмов, установленных положениями соответствующих статей Налогового кодекса;
  • публично-правовой механизм восстановления имущественного положения плательщика при излишнем взыскании публичных платежей установлен статьей 79 Налогового кодекса.

Согласно пункту 4 статьи 79 Налогового кодекса в случае, если установлен факт излишнего взыскания денежных средств, возврат излишне взысканных средств осуществляется налоговым органом самостоятельно в пределах сумм, формирующих положительное сальдо единого налогового счета. Возврат излишне взысканных денежных средств осуществляется на открытый счет организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в банке, информация о котором имеется у налоговых органов.

Проценты на сумму излишне взысканных денежных средств начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата излишне взысканных сумм либо учета излишне взысканных сумм в счет исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента.

Отказывая в удовлетворении требований общества, суды сочли, что ошибочное списание денежных средств с единого налогового счета не привело к нарушению прав налогоплательщика.

Между тем, как неоднократно в своих решениях указывал Конституционный Суд РФ, регулирование отношений, связанных с взиманием публичных платежей и в основе своей имущественных отношений, требует соблюдения баланса частного и публичного интереса с учетом того, что государственная и частная собственность признаются и защищаются Конституцией РФ равным образом (статья 8, часть 2);

  • имущественные потери лиц подлежат компенсации в форме выплаты процентов, начисляемых за период с момента взыскания по день фактического возврата. С учетом установленного факта неправомерного двойного списания денежных средств с ЕНС налогоплательщика позиция судов по отказу в начислении процентов на суммы излишне списанных налогов повлекло нарушение законных интересов общества, а также принципа поддержания доверия к действиям государственных органов применительно к сфере публичных правоотношений;
  • судебная коллегия считает несостоятельным довод налогового органа об отсутствии с его стороны нарушения прав общества, поскольку в спорной ситуации не было факта излишнего взыскания налога, а имело место, по утверждению инспекции, лишь несвоевременное отражение информации о денежных средствах на счетах налогоплательщика;
  • неправомерное повторное изъятие денежных средств со счета налогоплательщика в отсутствие соответствующих оснований привело к нарушению прав общества.

Верховный Суд РФ истребовал дело об оспаривании мотив/мнения в рамках налог/мониторинга

17 декабря в карточке дела № А40-305870/2023 в картотеке арбитражных дел появилась информация о направлении письма Верховного Суда РФ об истребовании дела.

Фабула дела: налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением к налоговому органу об оспаривании мотивированного мнения в рамках проведения налогового мониторинга за 2022 год в связи с установлением обстоятельств, свидетельствующих о занижении НДПИ.

По мнению налогоплательщика, что оспариваемое мотивированное мнение налогового органа не соответствует налоговому законодательству, нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности, необоснованно возлагает на него обязанность доплатить НДПИ.

Суды трёх инстанций отказали налогоплательщику в удовлетворении заявления.

Суд кассационной инстанции указал следующее:

  • общество, будучи профессиональным участником экономического оборота, не могло не ожидать действий с определенной периодичностью по установлению новой оптовой цены в сторону ее увеличения;
  • гарантирующее значение во взаимоотношениях личности и публичной власти в финансово-налоговой сфере, которое призвано обеспечить устойчивость в отношениях по налогообложению, придать уверенность налогоплательщику в стабильности его правового и экономического положения, в рассматриваемом случае государством соблюдено;
  • мотивированное мнение по итогам налогового мониторинга вынесено компетентным органом в пределах его полномочий, не содержит незаконных либо неисполнимых требований, не нарушает права заявителя, предоставляет заявителю возможность самостоятельно оценить соблюдение им требований налогового законодательства, принять меры к их недопущению, не применяя в отношении общества мер государственного принуждения.

К сожалению, в настоящий момент не представляется возможным увидеть содержимое письма ВС РФ об истребовании дела. Между тем, при размещении соответствующей информации, мы обязательно её проанализируем и опубликуем.

ВС РФ рассмотрит спор о включении в нал/базу по УСН имущества в счет доли вых/участника

24 января ВС РФ в рамках дела № А40-244851/2022 принял определение № 304-ЭС23-23247, согласно которому производство по кассационной жалобе возобновлено.

Ранее ВС РФ приостанавливал производство по кассационной жалобе ввиду наличия правовой неопределённости в вопросе о соответствии отдельных положений НК РФ Конституции РФ, и обращения с запросом в Конституционный Суд РФ.

21 января Конституционный Суд провозгласил Постановление № 2-П по делу о проверке конституционности подп. 5 п. 3 ст. 39, п. 1 ст. 41, п. 1 и 2 ст. 248, п. 1 и 2 ст. 249, а также п. 1 ст. 346.15 НК РФ.

Фабула дела: в 2020 году один из участников Общества, владевший 99% уставного капитала, принял решение о выходе из Общества.

В счет оплаты действительной стоимости доли (более 56 млн. руб.) ему было передано два объекта недвижимости, рыночная стоимость которых составила около 55 млн. руб. Таким образом, ООО получило от участника доли в своем уставном капитале, а взамен предоставило ему часть своего имущества.

В ходе проверки этой операции налоговый орган пришел к выводу, что Общество получило, но не продекларировало доход, облагаемый по упрощенной системе налогообложения (УСН с объектом налогообложения доход).

При этом сумма дохода была исчислена из полной стоимости выбывшего имущества, в то время как взамен приобретенная таким образом Обществом доля в его уставном капитале имела иную стоимость. Обществу был доначислен налог в размере более 3 млн. руб., а также пени и штраф на сумму около 320 тыс. руб.

Суды указанное решение поддержали, отметив, что поскольку стоимость имущества, переданного Обществом выходящему участнику, превышает его первоначальный взнос (9900 руб.), разница между этими суммами признается реализацией и включается в состав доходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

СКЭС ВС РФ, возобновляя производство, указал следующее:

  • производство по кассационной жалобе было приостановлено до разрешения Конституционным Судом РФ запроса о соответствии Конституции РФ отдельных положений НК РФ в той мере, в которой этими положениями в системе действующего правового регулирования допускается включение в налогооблагаемую базу по УСН стоимости имущества, передаваемого в счет оплаты действительной стоимости доли лицу, вышедшему из состава участников общества с ограниченной ответственностью в порядке ст. 26 Федерального Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».
  • Конституционный Суд РФ по данному запросу принял Постановление от 21 января 2025 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности подп. 5 п. 3 ст. 39, п. 1 ст. 41, п. 1 и 2 ст. 248, п. 1 и 2 ст. 249, а также п. 1 ст. 346.15 НК РФ;
  • СКЭС ВС РФ определила производство по кассационной жалобе общества по делу № А40-244851/2022 возобновить.

Дело назначено к слушанию на 26 февраля 2025 г. в 14 часов 00 минут.

 

 


В избранное