Продолжаем изучение
книги Элизабет Кюблер-Росс «О смерти и умирании»
Умирающие как
наставники
Но что представляет собой эта «приемлемая форма»? Как врачу
определить, чего хочет больной: услышать короткую фразу или долгие научные
пояснения? Быть может, пациент вообще стремится избежать такого разговора? Как
решить эту задачу, если врач сталкивается с необходимостью найти правильное
решение, еще не успев изучить характер больного?
Ответ зависит от двух факторов. Первым и самым важным
является наше собственное отношение к смерти и умение обращаться с умирающими.
Пока смерть остается крупнейшей трагедией нашей жизни, пока мы считаем ее
пугающей, ужасной и запретной темой, нам не удастся сохранять спокойствие и
помочь пациенту. Я намеренно говорю о смерти, даже если в конкретном случае нам
нужно ответить на вопрос о характере опухоли, злокачественности или
доброкачественности. Первый случай всегда связан с неизбежной, разрушительной и
мучительной смертью, и потому именно он пробуждает самые сильные чувства. Разве
мы сможем помочь пациенту, если сами не в силах невозмутимо воспринимать
смерть? Итак, врач втайне надеется, что больные просто не станут задавать ему
этот ужасный вопрос. Он ходит вокруг да около, говорит о всяких пустяках или
чудесной погоде, а впечатлительный пациент поддерживает такую игру и с
готовностью мечтает о следующей весне, даже если в глубине души догадывается,
что для него весны уже не будет. Затем такие врачи объясняют нам, что его
пациенты не хотят знать правду, никогда не спрашивают о ней и верят, что все
кончится хорошо. В действительности, врачи испытывают огромное облегчение от
отсутствия прямых вопросов со стороны больных и часто даже не подозревают, что
сами подталкивают пациентов к такому поведению. Доктора, которые испытывают ту
же неловкость, но хотят сообщить больному правду, обращаются за помощью к
священнику и просят его поговорить с пациентом. Врачам становится легче, когда
тяжелая ответственность откровенной беседы переносится на чужие плечи, но это
все же лучше, чем всячески избегать правдивого разговора. С другой стороны,
врач может испытывать такую тревогу, что недвусмысленно запрещает
обслуживающему персоналу и священнику говорить пациенту правду. Четкий характер
подобных запретов выдает обеспокоенность врача намного явственнее, чем его
собственные слова.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.