Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все для этикетки и упаковки.

  Все выпуски  

Все для этикетки и упаковки.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

 

ПолиграфМаркет
Полиграфический портал

                   Рассылка "Все для этикетки и упаковки"              Выпуск N 5
Реклама:AКВАЛОН: Печатное, отделочное, фотонаборное оборудованиеАКВАЛОН: Печатное, отделочное, фотонаборное оборудование.

ПолиграфМаркет - рынок полиграфической индустрии


Грузите апельсины бочками... или какую упаковку предлагают российские производители (Обзор рынка производства упаковки в России)

Продолжение (начало в выпуске N4)

Экологические аспекты
При выборе упаковки для своей продукции производитель должен заботиться не только об удобстве ее использования, но и удобстве ее утилизации.
В современных экологических условиях при огромном количестве производимой упаковки (представьте: на каждый вид приобретаемой вами продукции есть своя упаковка, которую после использования продукции необходимо куда-то девать) очень важно думать о будущем.
Возможны различные способы решения этой задачи: использование самоуничтожающейся упаковки (разлагающейся на экологически приемлемые ингредиенты), вторичная переработка использованной упаковки, использование многоразовой упаковки. Однако в настоящее время самыми распространенными способами уничтожения упаковки являются захоронение и сжигание. И тот, и другой способ нерациональны и неэкономичны и имеют достаточно весомые минусы. При захоронении отходов занимаются огромные земельные площади, период разложения некоторых материалов может достигать периода человеческой жизни. В нашей стране на свалках хоронят в качестве отходов стекло, пластмассы, макулатуру, металлы, которые можно было бы использовать как вторичное сырье. При сжигании, как правило, в атмосферу выделяется огромное количество ядовитых химических веществ. Оборудование для сжигания мусора достаточно дорого и очень быстро приходит в негодность.
В связи со сказанным приятно отметить, что в России начинается производство самоуничтожающейся упаковки.
Новгородский молочный завод "Лактис" уже выпускает молоко, кефир и соки в эколиновой упаковке, которая разлагается под воздействием тепла и света, превращаясь в мел. Это изобретение ввела на рынок упаковки шведская компания EcoLean, которая намерена наладить производство данной упаковки в России, в той же Новгородской области. По заявлениям в прессе, в проект инвестируется около 12 млн. долларов, из которых 3-4 млн. будет потрачено уже до 2003 года. Необходимо отметить, что это тот редкий случай, когда забота об экологии не стоит больших дополнительных затрат и выгодна производителю, так как эколиновая упаковка оказывается еще и дешевой.
Московская компания "ЛангаМ", являющаяся дочерним предприятием латвийской фирмы "Ланга", уже несколько лет производит коррексы для шоколадных конфет, используя в качестве материала экологически безопасную ПЭТФ-пленку. Она безвредна для пищевых продуктов, легко утилизируются без выделения ядовитых веществ и очень хорошо поддаются переработке.
Еще одним ярким примером заботы об экологической обстановке своего края является открытие на ЗАО "Зареченское" в Нижнем Новгороде приема и переработки ПЭТ-бутылок, которые уже стали серьезной экологической проблемой для города. Предприятие намерено в ближайшем будущем организовать собственное производство из данного вида вторсырья.
Таким образом, мы постепенно перешли к рассмотрению рынка производства упаковки в России.

Количественный анализ рынка
Необходимо отметить, что упаковочная промышленность в том или ином виде присутствует в каждом регионе России. Процентное распределение упаковочной промышленности выглядит следующим образом:
Более половины "упаковочных" предприятий находится в Центральном регионе, в основном в Москве. Второе место занимает Северо-Западный регион -- конечно, благодаря тому, что Санкт-Петеребург является вторым после Москвы городом по количеству предприятий, выпускающих упаковку. Третье место делят три региона - Западно-Сибирский, Северо-Кавказский, Уральский.
По данным агентств деловой информации в Северном и Восточно-Сибирском экономических регионах упаковочная промышленность отсутствует. Однако проведенное исследование показало, что в этих регионах также имеются предприятия по упаковочной продукции. Но количество этих предприятий не превышает 4 на весь регион.
В это последнее место по производству упаковки материалов попал и Центрально-Черноземный регион. Однако его соседство с Центральным регионом и, соответственно, дешевые транспортные перевозки, не делают столь необходимым развитие собственной упаковочной промышленности, как у других регионов.
В рассматриваемой нами совокупности компаний порядка 85% предприятий имеют иностранное происхождение и собственность. Выпускают упаковку они как за рубежом, так и в России. Другие западные компании реализуют различные виды готовой упаковки и упаковочных материалов через российские оптовые и торговые организации, не имея официальных дистрибъютеров в России. Их мы не включили в наш анализ.
Также интересно заметить, что 72% рассматриваемых нами предприятий производят не только упаковку. В ассортиментый ряд таких предприятий входит продукция "первичная" или "сопутствующая": например производство упаковочных материалов (картона, бумаги, различных полимерных пленок), производство упаковочного оборудования, преформ для ПЭТ-упаковок, производство фармацевтических препаратов и т.д., а также сопутствующие услуги: многокрасочная печать по картону, дизайн упаковки, этикетки и т.п.
Как правило, закономерности по сочетанию нескольких направлений производства или направлений деятельности достаточны очевидны. Либо предприятие производит упаковку для другой своей продукции и сбывает излишки (фармацевтика - фольга, канцтовары - блистер-упаковка), либо оно производит несколько видов продукции из материала, являющегося в том числе и упаковочным (картон, бумага - плакаты, буклеты, каталоги, этикетки и т.д.). Также предприятие может производить упаковочный материал как некое конечное звено из общей производственной цепи (нефтехимия - полимерная упаковка).
Интересен также и тот факт, что большая часть упаковочных предприятий (65 %) выпускают только один вид упаковки. Наглядно ситуация представлена на этом рисунке:
В России выпускается достаточно большое количество различных типов упаковки. Мы возьмем за основу классификации типов упаковки род упаковочного материала. Таким образом, в нашей стране выпускают следующие виды упаковки:
- картонная упаковка (картон, гофрокартон, микрогофрокартон, картонная намоточная тара, картонные защитные уголки)
- бумажная упаковка
- упаковка из хромэрзаца
- полимерная упаковка (полистирольная, полиэтиленовая, полипропиленовая, из поливинилхлорида, пластиковая, пластмассовая, упаковка из пленки, блистер-упаковка)
- одноразовая посуда
- металлическая упаковка (жесть, сталь)
- алюминиевая упаковка, фольга
- стеклянная упаковка

В исследовании мы условно разделили всю упаковочную продукцию по основным видам материалов, из которых она изготавливается: картон, бумага; полимеры: пластик (все твердые формы полимерной и пластмассовой продукции) и пленки (мягкие формы полимерных и аналогичных материалов); стекло и металл (в том числе жестяная, алюминиевая упаковка и фольга). Распределение предприятий по используемому материалу для выпускаемой упаковки представлено на рисунке:
Закономерно, что среди всех предприятий, выпускающих картонную и бумажную упаковку, компании, которые выпускают и картон, и бумагу, составляют 20,8 % от всех специализирующихся на этом типе упаковке. Только картон производят 74,9 % предприятий, а только бумагу -- 4,9 %.
Подобная ситуация и сложилась и на рынке полимеров. Из предприятий, использующих полимерные материалы для изготовления своей продукции, 9,2 % производят и твердую пластиковую упаковку, и мягкие пленочные материалы для упаковки; 64,9 % предприятий производит только пластиковую упаковку, а 25,9 % специализируются на производстве упаковки из мягких пленочных материалов.
Необходимо отдельно остановиться на рынке упаковки из пленочных материалов. Как правило, производство пленочных материалов и упаковки из них является дополнительным звеном в производственной цепи химических и нефтехимических предприятий. Данные предприятия либо производят пленку сами, либо создают дочерние предприятия, куда поставляют произведенное ими необходимое сырье. Практически в каждом регионе существует компания, а то и несколько, производящие упаковку из пленочных материалов.
В настоящее время упаковка из пленки занимает второе место по объемам производства после картонно-бумажной упаковки. Связано это прежде всего с ее дешевизной. Короткий цикл производства, низкая цена, высокий спрос населения, давно уже освоенные производственные мощности и технологии позволяют данным предприятиям "без отрыва от производства" осваивать новые разновидности пленочных упаковок - ламинированные, с нанесением печати и т.п., постепенно приобретать иностранное оборудование, разрабатывать и устанавливать свое.
А вообще, в обозримом будущем просматриваются тенденции рынка упаковочных материалов к большему использованию именно полимерной продукции.
Объясняется все очень просто. Качество такой отечественной упаковки в России не уступает мировым стандартам, тем более, что для их изготовления применяются новые технологические линии. Эти материалы универсальны в использовании и легко вновь перерабатываются. При этом любой производитель может создать свой неповторимый стиль, используя такие виды упаковки. Но об этом позднее.
К видам полимерной упаковки относятся полистирольная, полиэтиленовая, полипропиленовая, поливинихлоридная, пластиковая, пластмассовая, упаковка из пленки, блистер-упаковка.
Мы приведем отдельный график, отображающий распределение компаний по типу используемого полимерного материала Отдельно оговорим, что блистерная упаковка относится к полимерной упаковке, а может относиться к упаковке комбинированной, создаваемой из картона и полимера. Мы включаем блистер в разряд полимерной упаковки.
Необходимо отметить что в общем количестве 174 предприятий, выпускающих полимерную упаковку, 51 выпускает несколько видов полимерной упаковки, как, например, компания "Полимерпленка" (Москва), которая производит и мешки из полимера, полиэтилена, и блистер-упаковку, и пакеты из пластика.
Исходя из немного более подробной классификации упаковочных предприятий по роду используемого упаковочного материала мы также вывели распределение производства различных видов упаковки по регионам:
Как видно, сейчас можно говорить о насыщении столичных регионов всевозможными видами упаковок. Выбор упаковки уже достаточно разнообразен для всех видов промышленности. Интересно, что наряду с производством пластмассовых ящиков до сих пор имеются производства деревянных ящиков, которые до недавнего времени были популярными у многих производителей (сейчас представляют всего 0,5 % от всех производителей упаковки).
Наиболее значительным регионом на рынке производства упаковки, конечно, остается Центральный. Здесь представлены все виды упаковок, поэтому мы приводим для него отдельное распределение производителей основных видов выпускаемых упаковочных материалов.

Динамика российского рынка производства упаковки
Мы рассмотрим развитие рынка производства упаковки в России за год с середины 2000-го до середины 2001 года, опираясь исключительно на результаты мониторинга печатных СМИ и Интернета.
За последние полтора года было введено в действие 20 новых производств, связанных с упаковкой: это и целые предприятия, и просто линии по производству упаковки, а также линии по фасовке некоторых типов продукции в новый вид упаковки. Интересно отметить, что 8 из них было направлено на производство того или иного вида полимерной упаковки, в частности полипропиленовой. В Самарской, Воронежской, Белгородской областях, в Башкирии и даже на Сахалине открыты новые производства полипропиленовых мешков. В Пермской и Орловской областях налажено производство упаковочной пленки (АО "Нытва"; компания "Ливныпластик"). Арамильский завод пластмасс на Урале запустил линию по производству полипропиленового рукава. Открылось новое производство упаковочных ящиков из вспененного полистирола на псковском заводе "Пластпром".
Второе место по количеству открытых производств занимает картон. ЗАО "Полиграфический центр" (Санкт-Петербург), освоив инвестиции в 5 млн. долларов, открыл производство картонной упаковки. В Омске и республике Марий Эл открыты новые производства гофрокартона. В Новгороде создан завод "Амкор Ренч Новгород" по производству упаковки для сигарет. Вложивший 2 млн. долларов австралийский концерн "Амкор"" намерен инвестировать этот проект дальше и развивать производство.
Из компаний, которые осваивают новые виды упаковки для своей продукции, можно выделить Уссурийский молочный комбинат и смоленское ООО "Тасис-Агро", которые освоили самоуничтожающуюся упаковку из эколина для своей молочной продукции. В Красноярском крае Артемовский молокозавод начал упаковывать молоко в "пюр-пак" (до этого молоко разливалось из фляг), в Санкт-Петербурге Масложировой комбинат осваивает упаковку "твист-офф" для майонеза вместо прежних стеклянных баночек. Интересные события происходят в сфере алюминиевой упаковки: в Санкт-Петербурге "Балтика" начала розлив пива в алюминиевые банки, изготовляемые пока в Польше. Московский МПБК "Очаково" выпускает теперь капустный рассол в алюминиевых банках и намерен попробовать разливать его в ПЭТ по 0,5 л (пиво этот завод уже начал разливать в пластиковые бутылки по 2,25 л).
Интересная новость есть в области упаковки вина. "Suvoroff International" в Приднестровье начал разлив вина в упаковку "тетра-пак". Что из этого выйдет - посмотрим.
По заявлениям, приведенным в различных СМИ, в ближайшие два года разными компаниями планируется вложить в эту отрасль более 200 млн. долларов.
На первом месте по принятию инвестиций стоят Москва (Московское НЗП - производство упаковки из полипропилена, одноразовой посуды; "Ростар" - производство алюминиевых баллонов для аэрозолей; Черкизовский молочный комбинат, который намерен освоить новую упаковку "новобокс" для разливного пастеризованного молока) и Санкт-Петербург ("Балтийский алюминий" - производство алюминиевых банок для пива и газированных напитков; "Филита Нова" - вторая линия по производству упаковки глубокой печати для продуктов питания; Санкт-Петербургский фольгопрокатный завод намерен освоить 108 млн. долларов инвестиций для открытия производства гибких упаковочных материалов на основе фольги).
Второе место занимает Новгород, где предполагается открыть производство самоуничтожающейся упаковки шведской компанией EcoLean и еще одну линию по производству упаковки для сигарет на упаковочной фабрике "Амкор Ренч Новгород". Самые крупные инвестиции -- 500 млн. долларов -- необходимы для перевода Усть-Илимского лесопромышленного комплекса (Иркутская область) на производство гофрокартона. В настоящее время уже ведется работа по модернизации ряда действующих цехов и установок; предполагается, что возврат вложенных средств возможен уже через четыре года.
В Нижнем Новгороде также предполагается открытие нового производства гофрокартона; правда, тут инвестиций предполагается значительно меньше - финская компания "Стора Энсо" планирует затратить на это 40 млн. долларов.
Еще один интересный проект намечен во Владимирской области: турецкая компания Sise Cam, крупнейший в Европе производитель стекла, собирается начать производство стеклянных бутылок в России, в г. Гороховце. Компания выкупила у местного завода "Элеватормельма ш" недостроенный корпус и намерена вложить 24 млн. долларов в реализацию своего проекта. При этом, надо заметить, что компания "Раско" в прошлом году освоила инвестиции в 15 млн. долларов на производство стеклянных бутылок , в частности для российского производства турецкого пива Efes Pilsener. Можно предположить, что в будущем две турецкие компании на российском рынке будут партнерами.
Также хотелось бы обратить внимание на еще интересный факт: в Татарии, в Набережных Челнах скоро будут изготавливать редкую марку гофрокартона, которая до сих пор производилась только в одной стране мира - Испании.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в нашей стране активно развиваются рынки картонной и полимерной упаковки. Это точно соответствует общей тенденции развития мирового рынка упаковки:

Международные новости, открытия в области упаковки
Что касается международных новостей упаковки, то следует отметить два интересных события. Российская лесопромышленная группа "Жилим Пала Энтерпрайз" (Санкт-Петербург) вошла недавно в международную ассоциацию 15 крупнейших производителей картона "Kraft Institute". Петербургская компания входит в двадцатку мировых лидеров по производству товарной целлюлозы, на предприятиях этого ЗАО производится 35 % российской целлюлозы и картона.
Законодательный институт Европейского союза проголосовал за запрет на использование поливинилхлорида ввиду того, что последний наносит ущерб здоровью человеку. В настоящее время поливинилхлорид - один из самых используемых полимеров в Европе. В России упаковку из поливинилхлорида производит только одно предприятие. Продвижение данных ограничений приведет к серьезным убыткам у производителей полимерной упаковки.
Интересным изобретением в сфере упаковки можно несомненно назвать следующее. американские ученые изобрели универсальный пластик, который самовосстанавливается благодаря микрокапсулам, разрывающимся при поломке и выделяющим вещество, которое заполняет трещины.
А вообще, что только не изобретают: "говорящие" упаковки, "умные" упаковки, снабженные световыми, звуковыми и другими спецэффектами, "активные" упаковки, которые могут целенаправленно менять состав продукта, регулировать температуру обработки продуктов питания в СВЧ и т.п.
Можно еще многое рассказать об упаковке, ее видах, о тенденциях на этом рынке, последних нововведениях. Мы приводим лишь общую информацию.
В настоящее время департамент маркетинговых исследований компании "Аберкейд Консалтинг" проводит исследование рынка упаковки по нескольким направлениям. Результаты данных исследований будут опубликованы в следующих номерах журнала.
А сейчас хотелось бы еще привести данные экспертного опроса на предприятиях пищевой промышленности о степени осведомленности руководителей предприятий о новых видах упаковки из различных источников информации.
Наиболее популярными источниками информации стали выставки и специализированные издания. Ими пользуются 65 % предприятий от общего числа производителей. Далее следуют директ-маркетинг (прямые рекламные рассылки от продавцов и производителей упаковки) и личные рекомендации других производителей. Пятая часть предприятий пользуется Интернетом, причем использование этого источника наиболее распространено в Центральном и Северо-Западном регионах, что объясняется элементарной технической доступностью данного источника.
При этом столичные производители продуктов питания имеют больше возможностей выбора наиболее выгодных партнеров по поставкам упаковки, тогда как в регионах
Ограниченное число производителей упаковки не дает шансов на быструю смену или введение новых видов упаковочных материалов для своей продукции.
Рынок упаковочной промышленности меняется достаточно быстро, на данный момент предложение на рынке производства упаковки гораздо разнообразие, нежели спрос на упаковку. При этом объемы отечественного производства упаковки далеко не удовлетворяют весь российский спрос, и мы вынуждены пользоваться импортной упаковкой, хотя отечественные аналоги и возможности производства не уступают зарубежным. "Заграница" готова вкладывать в открытие упаковочных производств в России огромные деньги, понимая, что рынок развивается очень динамично и спрос на упаковку постоянно растет. Может быть, и нам обратить на это более серьезное внимание?


Султанова Гюзель
Руководитель департамента маркетинговых исследований Abercade Consulting
Russian Food Market Magazine (2001, №4)
Основные новости
Конкурс предложений по переработке мусора в Краснодаре выиграли москвичи
В администрации Краснодара подведены итоги конкурса предложений по переработке твердых бытовых отходов. Самый интересный проект, как отметил начальник управления экологической политики и инженерного обеспечения администрации города Виталий Качков, представило ООО "Региональный экологический комплекс" из Москвы.

На Михайловском заводе по обработке цветных металлов запущен в эксплуатацию новый фольгопрокатный стан
21 сентября на ОАО "Михайловский завод по обработке цветных металлов" был запущен в эксплуатацию новый фольгопрокатный стан "КВАРТО-1800". Пуск стана дает возможность "МИХАЛЮМу" нарастить объемы производства фольги из собственной литой заготовки до 12,8 тыс. т. в год. После реконструкции литейного отделения и пуска 3-й линии агрегата бесслитковой прокатки увеличение объемов производства будет доведено до 19,2 тыс. т. в год.

Ситуация на рынке слабоалкогольных коктейлей постепенно налаживается
Московский пивобезалкогольный завод "Очаково" начал производство новой серии слабоалкогольных коктейлей "Стрит". Нельзя назвать ситуацию на рынке слабоалкогольных коктейлей благоприятной для этого довольно смелого шага: традиционно пик продаж напитков приходится на лето, а в этом году все лето алкогольная отрасль привыкала к новой системе акцизов.
Unipack.ru со ссылкой на "Время новостей"

Отменен крупнейший форум по шелкографии
В связи с трагическими событиями в США руководство Международной Ассоциации Трафаретной печати (Screenprinting & Graphic Imaging Association, SGIA) приняло решение отменить все мероприятия, связанные с подготовкой и проведением международной выставки и форума SGIA 2001, которая намечалась на конец октября. Следующая выставка SGIA 2002 пройдет с 30 октября по 2 ноября 2002 года в Ст.Луисе, штат Миссури, США.
printing.ru

Интересные ссылки
ПолиграфМаркет - рынок полиграфической индустрии
Полиграфия России
Сайт компании Аквалон
ПолиPRINT: Новости мира упаковки и этикетки.
Издательское, фотонаборное и компьютерное оборудование

Есть вопросы или пожелания? Пишите нам!
Copyright © 2001ПолиграфМаркет.Ру - лоцман полиграфии: полиграфическое оборудование

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное