Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Народная русская игрушка

  Все выпуски  

Народная русская игрушка - Значение куклы


Все куклы-самоделки получались разными и одновре­менно похожими друг на друга. Они повторяли местный тип игрушки, отвечали общему вкусу, но двух абсолютно одинаковых среди них найти было невозможно. Каждая игрушка - своеобразная интерпретация традиционной кук­лы, а часто и новый ее вариант. Дети свободнее взрослых обращались с материалом, смелее преображали его в нужную им вещь. Если обычная безликая кукла мало устраивала, лицо «пятнали сажей, мазали углем, выводили чернилами, отмечали карандашом», вышивали цветными и однотонными нитками, клеили из конфетных оберток и т. д. В этом проявлялось индивидуальное творчество, художественное и игровое. Известно, что среди детей всегда есть знатоки и хранители игровых традиций, луч­шие исполнители считалок и других произведений фоль­клора. Более одаренные дети выделялись и в игре. Именно так раскрылось дарование знаменитой И. А. Федосовой, выступившей в 13 лет в роли вопленицы и авторитетного «режиссера» свадебной игры. Умение ребенка показать в чем-либо свое мастерство обязательно оценива­лось и в детском коллективе, и взрослыми. Старшие, как правило, контролировали работы детей, одобряли их успе­хи. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, поэтому часто на «посиделку» вместе с прялкой девочки-подростки брали повозочку с куклами. По ним судили о вкусе и мастерстве их владелицы. В народе всячески поощрялось изготовление кукол и игры с ними. С чем это связано? Прежде всего, с необходимостью раннего трудо­вого обучения. Деревенское крестьянское общество было чрезвычайно заинтересовано в подготовке девочек к женс­кому ручному труду. А в кукольных играх дети непроиз­вольно учились шить, вышивать, прясть, постигали тради­ционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

Как и у других народов, у русских в эту игрушку вкладывался определенный смысл - она наделялась маги­ческой силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситце­вые лоскутья, украшали свадебное печенье «рощу», «ку­личку», «пряницу» (в разных губерниях России жертвен­ный хлеб назывался по-своему). Куклу или ребенка давали также на руки невесте, чтобы обеспечить новой семье потомство. Этот древний свадебный обычай превратился постепенно в шуточную церемонию. Ее и сейчас можно иногда наблюдать на деревенских и городских свадьбах. За свадебным столом невесте делают подношение и она должна «принародно» посмотреть его. Подарок необыч­ный, завернут, укутан, спрятан нарочно так, что не скоро найдешь. Наконец, под шум, смех, шутки гостей «моло­дая», смутившись, находит маленькую куколку - намек на потомство, пожелание молодой семье иметь детей. Обычай этот, но в новой форме, широко распространен в наши дни. Редкий свадебный поезд, теперь он из легковых машин, украшенных лентами, бантами, шарами, цветами, кольцами, не украшен еще и игрушками. Пожалуй, они почти главные знаки во всей этой современной предметной свадебной символике. Большой мягконабивной медведь - на машине жениха и красивая, дорогая, специально по такому случаю купленная кукла-на машине невесты. Почему медведь? Раньше этот образ никогда не присут­ствовал в русской свадебной обрядности. И все-таки выбор не случаен, хоть и сделан всего лишь 15-20 лет назад. Сделан негласно, казалось, помимо воли людей, но сделан верно, потому что обычай принят многими, очень многими. Именно этот предмет, а не другой, обычный игрушечный мишка, смог вместить в себя важный духов­ный смысл. В необычной, торжественной обстановке свадебного ритуала он приобрел силу знака, символизиру­ющего мужскую силу и доброту. Этого конкретного значения   игрушки   никто   из   тех,   кто   придерживается обычая и принимает его, скорее всего объяснить не сможет. Для того и выбран предмет-знак, чтобы не словами, а наглядно, зримо выразить сложные жизненные понятия, разные чувства и переживания. Содержание же знака всем понятно и ясно без объяснений, по интуиции, потому что в глубинах народной памяти издавна сложи­лось и живет совершенно определенное отношение к образу медведя. В народе медведь всегда считался подате­лем доброй силы, добрым вестником пробуждения приро­ды, был одним из главных сказочных героев. Естественно, образ этот давно уже далек от своего первозданного смысла. Но в сегодняшнем, чисто человече­ском к нему отношении остались ассоциации того же значения. Медведь - это добрая сила. Вот потому с такой легкостью любимая детская игрушка, мягкий пушистый мишка, выполняет еще и современную обрядовую функцию.

Искусство и ремесло русской народной игрушки 


В избранное