Все куклы-самоделки получались разными
и одновременно похожими друг на друга. Они повторяли местный тип
игрушки, отвечали общему вкусу, но двух абсолютно одинаковых среди них
найти было невозможно. Каждая игрушка - своеобразная интерпретация
традиционной куклы, а часто и новый ее вариант. Дети свободнее
взрослых обращались с материалом, смелее преображали его в нужную им
вещь. Если обычная безликая кукла мало устраивала, лицо «пятнали сажей,
мазали углем, выводили чернилами, отмечали карандашом», вышивали
цветными и однотонными нитками, клеили из конфетных оберток и т. д. В
этом проявлялось индивидуальное творчество, художественное и игровое.
Известно, что среди детей всегда есть знатоки и хранители игровых
традиций, лучшие исполнители считалок и других произведений
фольклора. Более одаренные дети выделялись и в игре. Именно так
раскрылось дарование знаменитой И. А. Федосовой, выступившей в 13 лет в
роли вопленицы и авторитетного «режиссера» свадебной игры. Умение
ребенка показать в чем-либо свое мастерство обязательно оценивалось и
в детском коллективе, и взрослыми. Старшие, как правило, контролировали
работы детей, одобряли их успехи. Кукла рассматривалась как эталон
рукоделия, поэтому часто на «посиделку» вместе с прялкой
девочки-подростки брали повозочку с куклами. По ним судили о вкусе и
мастерстве их владелицы. В народе всячески поощрялось изготовление
кукол и игры с ними. С чем это связано? Прежде всего, с необходимостью
раннего трудового обучения. Деревенское крестьянское общество было
чрезвычайно заинтересовано в подготовке девочек к женскому ручному
труду. А в кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать,
прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в
прямом отношении к деятельности будущего члена общества.
Как и у других народов, у русских в эту
игрушку вкладывался определенный смысл - она наделялась магической
силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы,
наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали свадебное печенье
«рощу», «куличку», «пряницу» (в разных губерниях России жертвенный
хлеб назывался по-своему). Куклу или ребенка давали также на руки
невесте, чтобы обеспечить новой семье потомство. Этот древний свадебный
обычай превратился постепенно в шуточную церемонию. Ее и сейчас можно
иногда наблюдать на деревенских и городских свадьбах. За свадебным
столом невесте делают подношение и она должна «принародно» посмотреть
его. Подарок необычный, завернут, укутан, спрятан нарочно так, что не
скоро найдешь. Наконец, под шум, смех, шутки гостей «молодая»,
смутившись, находит маленькую куколку - намек на потомство, пожелание
молодой семье иметь детей. Обычай этот, но в новой форме, широко
распространен в наши дни. Редкий свадебный поезд, теперь он из легковых
машин, украшенных лентами, бантами, шарами, цветами, кольцами, не
украшен еще и игрушками. Пожалуй, они почти главные знаки во всей этой
современной предметной свадебной символике. Большой мягконабивной
медведь - на машине жениха и красивая, дорогая, специально по такому
случаю купленная кукла-на машине невесты. Почему медведь? Раньше этот
образ никогда не присутствовал в русской свадебной обрядности. И
все-таки выбор не случаен, хоть и сделан всего лишь 15-20 лет назад.
Сделан негласно, казалось, помимо воли людей, но сделан верно, потому
что обычай принят многими, очень многими. Именно этот предмет, а не
другой, обычный игрушечный мишка, смог вместить в себя важный духовный
смысл. В необычной, торжественной обстановке свадебного ритуала он
приобрел силу знака, символизирующего мужскую силу и доброту. Этого
конкретного значения игрушки никто из тех, кто
придерживается обычая и принимает его, скорее всего объяснить не
сможет. Для того и выбран предмет-знак, чтобы не словами, а наглядно,
зримо выразить сложные жизненные понятия, разные чувства и переживания.
Содержание же знака всем понятно и ясно без объяснений, по интуиции,
потому что в глубинах народной памяти издавна сложилось и живет
совершенно определенное отношение к образу медведя. В народе медведь
всегда считался подателем доброй силы, добрым вестником пробуждения
природы, был одним из главных сказочных героев. Естественно, образ
этот давно уже далек от своего первозданного смысла. Но в сегодняшнем,
чисто человеческом к нему отношении остались ассоциации того же
значения. Медведь - это добрая сила. Вот потому с такой легкостью
любимая детская игрушка, мягкий пушистый мишка, выполняет еще и
современную обрядовую функцию.