В игре, в группе сверстников ребенок
получал незаменимую возможность готовить себя к жизни, к вступлению в
общество взрослых со всеми его требованиями. Кроме того, в играх дети
легко передавали и воспринимали различные новшества и элементы
творчества. Среди взрослых ребенок чувствовал себя лишь маленьким
участником событий, зато в игре он был полновластный хозяин, который
может взять на себя какую угодно роль, проявить свой характер, выразить
любые желания. Может проиграть любую сцену из деревенской жизни, так
хорошо знакомой, земной, всамделишной, а не какой-нибудь придуманной.
И проиграть со всеми подробностями, со всей удивляющей взрослых силой
подражания. Игровой набор для таких перевоплощений был незамысловат.
Использовались предметы быта, самоделки и, конечно, игрушки, сделанные
старшими специально для детей. Они могли быть правдоподобно
изобразительны и, наоборот, предельно условны. Веточка с развилкой,
полено, повязанное платком, даже отпиленный конец старой оглобли в
руках ребенка, в его играх становились куклой - знаком человека. Однако
условность игрушки вовсе не предполагала необычность, сказочность самой
игры. Казалось бы, примитивная кукла-болванчик… Такая универсальная,
обратимая игрушка давала ребенку полную свободу для выдумки. В самом
деле, ее легко представить и барыней, и крестьянкой, и матерью, и
дочкой, просто женщиной … При всей внешней отвлеченности кукла
преображалась в игре в реальный персонаж, исполняла роль самую
житейскую, в конкретных условиях. Жизненная правда и воображение
всегда стояли здесь рядом, велик познанию и творчеству - в этом
проявлялась значительность детской игры и игрушки.
О
том, как жила народная игрушка в игре, как выполняла главную свою
функцию, известно очень немного. Исследователи народного быта изучали
в основном детские подвижные игры и гораздо меньше сюжетно-ролевые,
или, как говорят проще, подражательные. Однако они достойны самого
серьезного внимания. Именно в этих играх игрушка выступала во всей
смысловой и образной полноте. Нагляднее всего это видно в народных
играх с куклами, распространенных всюду. В них ярко отражалась жизнь
деревни, ее трудовой быт, взаимоотношения людей. И сейчас в деревне
можно еще услышать подробные рассказы о детских забавах прошлого. О
том, как в свободное от домашних дел время собирались соседские ребята,
искали сначала укромное место для игры и строили там шалаши из прутьев.
Покрывали их соломой или травой и устраивали в них все, как в настоящем
жилище: стряпущую избу, горницу, сени, хлевы, сараи. Потом начиналась
игра, парни ухолили на работы, за дровами, пахать, косить, а девки
оставались дома стряпать, прясть пряжу, ткать холсты, нянчить детей.
Все эти знакомые роли часто исполнялись с куклами. В кукольных забавах
проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего
свадьба - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный
обряд. Собиратели фольклора и этнографы неоднократно записывали
свадебную игру девочек 8-18 лет, мастерски разыгрывавших ее со своими
куклами.