Немало помнят еще и разных игровых припевов и приговоров, смешных дразнилок, озадачивающих обидных поддевок.
В марте закликали «весну-красну». Для
этого обряда, восходящего к далекой древности, специально готовили
птиц, куликов и жаворонков - вестников весны. Их выпекали из теста с
особыми вычурами, украшали сусальным золотом, обмазывали медом и дарили
ребятам. Мастерили птиц также из тряпок и бумаги, лепили из глины и
сажали на сорванные ветви деревьев или просто подбрасывали вверх,
изображая птичий полет. К ним обращали дети свои заклички с просьбой
поскорее принести весну, бегали и плясали на огородах у стогов соломы,
пели «веснянку». Любимые забавы были и зимой: игры в снежки, шумные
катания на санках, колядование в святки, участие в рождественских
обрядах. Наступал черед и для летних, а потом осенних развлечений. И
каждый год снова и снова повторялся весь игровой цикл. В одну и ту же
пору дети низали бусы из красной рябины, завивали кудри из горького
стебля одуванчика, забрасывали «кто дальше» тугие зеленые шарики
процветшего картофеля. И снова ждали радостей традиционных деревенских
праздников, зимних святочных игрищ с ряжеными, веселых масляничных
гуляний по весне, богатой обрядами пасхи, урожайных и свадебных осенних
торжеств.
Так, в единстве с ритмом времен года,
переплетаясь с трудовыми буднями деревни, с ее обрядами и
празднествами, существовал мир детских интересов. В нем были свои,
негласно установленные нормы поведения, свои неписаные правила и
законы, соблюдались свои игровые традиции. И вместе с тем во всем жила
преемственность поколений, зримо ощущался реальный жизненный опыт,
вложенный в игрушку, перевоплощенный в игру.