К труду приучались рано. Уже малые дети
работали много, серьезно, и входили в трудовую жизнь охотно, с
готовностью во всем походить на взрослых. Вместе с ними дети шли в лес
за дровами, собирали ягоды и грибы, помогали в поле косить, жать,
молотить, ходили за скотиной, зимой пряли, пестовали младших… А с
семи-восьми лет труд становился основным занятием крестьянского
ребенка. Для этого, конечно, требовалось здоровье. Не зря еще в
колыбельных песнях материнское пожелание здравия, силы и красоты -
важнейшее. Суровой была школа народного физического воспитания. Ее
условий не мог вынести слабый организм. Такой вывод делает в своих
исследованиях большой знаток народного быта Е. А. Покровский. О том же
говорит и официальная статистика тех лет. Ужасающую информацию давала,
например, международная научно-промышленная выставка «Детский мир» в
1903 году - только в 50 губерниях европейской части России ежегодно
умирало около 2 миллионов детей. Выживали здоровые, сильные,
выносливые, как говорили в народе, дюжие. Крепли в раннем труде,
учились у старших и друг от друга, развивались в подвижных играх,
придумывали и мастерили игрушки.
Крестьянская игрушка отличалась
большими возможностями, побуждающими ребенка к активной игре. Она
служила импульсом к действию, требовала от ребенка живого участия.
Чисто созерцательных игрушек не было. Погремушку трясли - тогда она
звучала, каталку возили и она оживала, куклу одевали и тогда она
походила на человека. Никогда не доводилась игрушка до такой
законченности, когда ребенку нечего было с нею делать. С ранних пор он
должен был вложить в игрушку частицу своего труда, а позднее -
творчества.