В начале XX века замечательные исследователи В. С. Воронов, А. И.
Некрасов, Н. Д. Бартрам, А. В. Бакушинский, А. И. Деньшин, Л. Г.
Оршанский открыли игрушку как самобытную область русского народного
искусства. Тогда же были собраны первые ее коллекции, написаны о ней
первые книги, ставшие сегодня библиографической редкостью. С тех пор
игрушка получила право называться произведением искусства. В наши дни
художественная роль народной игрушки выступает еще значительней,
интерес к ней становится все более широким. Современник восхищается
искусной поделкой народного умельца, ставит ее в один ряд с новейшими
изделиями, с самыми совершенными произведениями профессиональных
художников. И невольно возникают вопросы: откуда у народного мастера
такая проникновенность в суть формы, материала, цвета, орнамента и
эта потрясающая уверенность в истинности творимого? Откуда такая
одухотворенность в этих маленьких вещицах и где источник их
впечатляющей образности? Неужели все это создано только чутьем,
художественной интуицией? И как быть со скромной самооценкой тех, для
кого игрушка была предметом повседневным, просто нужным в обиходе?
Ответить на эти вопросы - значит попытаться понять природу народной
игрушки. Для этого мало ее созерцать и анализировать, мало быть
неравнодушным. Нужно увидеть ее рядом с человеком, с его жильем,
представить ее в руках детей.