Народная русская игрушка - Художественные качества народной игрушки
По достоинству
оценены сегодня высокохудожественные качества народной игрушки, и
современный зритель более всего подготовлен именно к эстетическому ее
восприятию. Так что трудно представить, даже предположить иное к ней
отношение. А оно было и еще существует, другое отношение, другое
понимание, другой взгляд. Те, кто непосредственно создавал эти игрушки
и ими пользовался, смотрели на них совсем иначе, чем мы сейчас.
Народные мастера-игрушечники не считали себя художниками, а свои
изделия - произведениями искусства. Они делали нужные, полезные,
целесообразно украшенные вещи, которые органично вливались в единый
поток жизни. Знать это не только интересно, но и важно, чтобы глубже
понять идейно-художественное содержание игрушки и других предметов
народного творчества.
Стоит поехать в любую деревню и можно
еще многое услышать о прежних забавах и игрушках. Старожилы всегда
рассказывают охотно, и воспоминания эти кажутся сегодня
далекими-далекими: «Да что ты, матушка, какие раньше были игрушки? Да и
слова-то такого не сказывали, ведь работали сызмальства. А забавы-то
только и были, что самоделки. Говоришь, красивые они были? Куда уж?
Ведь по бедности, по нужде их делали, готовых не покупали. Старались,
конечно, ну уж все одно, какая в них краса? Вот нынче-то у деток
игрушки загляденье как хороши»…
Слова эти - к размышлению. Известно,
человек всегда стремился к красоте и на разных исторических этапах и
культурно-социальных уровнях видел и выражал ее по-своему. Сфера
искусства и его границы никогда не были стабильными, они постоянно
менялись, обновлялись, расширялись. И вполне закономерно, что однажды
какое-то явление, практическая функция которого исторически исчерпана
или почти исчерпана, вдруг неожиданно ярко обнаруживает свою
художественную ценность. Так было с русской народной игрушкой.