Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Shabbat shalom vechag sameach!


Кто победил или что празднуем-то, товарищи?

Этот мучительный вопрос впервые предательски прокрался в мое сознание в воскресенье, 5 декабря 1999 года, на лекции доктора Варди о древнегреческом театре в переполненной аудитории Иерусалимского университета. Но чем же отличался этот день от всех последующих и предыдущих? Да так, почти ничем. Разве что тем, что в этот день мы зажигали вторую ханукальную свечу в честь исторической победы евреев над греками.
Но чтобы охватить весь смысл наболевшего вопроса, вынесенного в заголовок, сегодняшней статьи, необходимо вспомнить историю. Войну Маккавеев против греко-сирийцев принято считать войной сугубо территориально-освободительной, но на самом деле такое представление является ничем более, как грубой подтасовкой фактов. Итак, как предлагает Дейл Карнеги, «давайте рассмотрим факты».
После смерти Александра Македонского, настолько милостиво относившегося к евреям, что его именем евреи начали называть своих детей (честь до тех пор просто неслыханная), произошел раскол Великой Империи великого полководца. При этом территория Земли Израиля перешла под владычество греко-сирийской династии Селевкидов. Прогрессивным греческим правителям пришло в голову, что неплохо было бы приобщить и отсталый еврейский народ к мировой цивилизации в лице эллинистической культуры. Давайте просвятим-ка евреев,
что не скурпулезное следования требованиям какого-то там Творца (действительно, о каком-таком Едином Творце можно говорить в рамках многоликого древнегреческого паганизма?), а Красота спасет мир. И, вообще, дорогие евреи! Оставьте свое нелепое прославление духа, и займитесь своим телом!
И потянулась, потянулась за греческими лозунгами передовая, «золотая», еврейская молодежь. Но тут и им самим, и их просвятителям стало ясно, что невозможно усидеть на двух стульях одновременно. Невозможно одновременно быть и евреями, и эллинистами. Невозможно одновременно поклоняться человеческом телу, и делать обрезание. Невозможно сегодня соблюдать шабат, освящать время, говорить о вечности, а назавтра устраивать вакханалии. Невозможно одновременно следовать эллинистической философии и изучать Тору. Одно из
двух! А значит, вводим новый лозунг: Красота (та самая, «спасительная») требует жертв. А значит, с завтрашнего дня евреям под страхом смертной казни запрещено делать обрезание, соблюдать шабат, освящать новомесячье и, разумеется, изучать Тору!
Да, кстати о жертвах! А почему бы не устроить в ближайшее время фестиваль жертвоприношений, а заодно поиздеваться над этими седобородыми мракобесами, все еще предерживающихся еврейских традиций? Возьмем пару-другую свиней и заставим-ка самых уважаемых старейшин публично принести их в жертву какому-нибудь одному из длинного перечня наших олимпийских идолов. Что вы говорите? У нас, греков, в принципе, не слишком распространено приносить в жертву именно свиней? Ну что ж, у нас это всего лишь непринято, зато для
евреев это будет просто святотатством! И станет та самая свинья символом пережитков прошлого, принесенных в жертву будущего! Чем не Красота, а? А если заставить евреев еще и попробовать эту «красоту» на вкус, то нашей изощренности (вы называете это извращенностью?) – цены не будет!
И тут горстка тех самых «дряхлых мракобесов» не выдержала и под предводительством старика-коэна Матитьягу Хашмонея воспользовалась против греков их собственным оружием – оружием силы. Не год, и не два продолжалась война. Продолжители династии Хашмонеев, и впервую очередь пятеро сыновей Матитьягу во главе с Йеудой Маккавеем (Маккаби - аббревиатура фразы «Кто подобен Тебе, Всевышний?» на иврите), втечение тридцати лет вели эту войну. Причем, к величайшему нашему стыду, не стоит забывать, что война эта была не
только война освободительная против захватчиков-чужеземцев, а одновременно – война гражданская, ибо немало той самой прогрессивной элитной молодежи встало на сторону столь полюбившихся им греков...
Но вот что интересно. Хотя евреи в этот раз и добились военной победы, праздником Ханука мы отмечаем совсем другие события. События, на первый взгляд гораздо более скромные по своему мировому резонансу. Дело в том, что еще в самом начале войны, за 27 лет до ее окончания, евреи отвоевали оскверненный греками Храм и решили восстановить его работу прежде всего с зажигания светильника-Меноры, еврейского вечного огня (в простом и переносном смысле), огня, символизирующего вечный свет Торы. Но вот беда! Оливкового
масла, необходимого для зажигания, хватало только на один день, тогда как на его изготовление было необходимо, по меньшей мере, неделю. Но Маккавеи, невзирая ни на что, решились хоть на один день, но зажечь светильник немедленно. И о, чудо! Масла, едва хватавшего на один день, хватило на все восемь!
Военная победа не принесла евреям долговечной свободы и независимости. Да и в духовном плане по сей день, то тут, то там подают голоса все новые и новые «прогрессивные эллинизаторы». И с именем Макаавеев (Маккаби) в современном Израиле связаны марка пива и спортивные клуба, а также спортивные состязания в олимпийско-греческо стиле. Другими словами, как раз все то, против чего воевали сами Маккавеи.
Но свет Торы с тех пор чудесный образом продолжает светить, и до сих пор продолжает греть нас ее вечный огонь, хотя с реально-прагматической точкой зрения, как в принципе и предрекали реформаторы всех веков и народов, казалось, что он обречен вот-вот потухнуть. И это – выше всех побед! Это – праздник Ханука!
Счастливого вам праздника!

Недельная глава «Ваешев» ( «Сидел»)

Недельная глава повествует о взаимоотношениях любимого сына Яакова, Йосефа, и его остальных братьев. В ней рассказывается об испытаниях, взлетах и падениях, выпавших на долю Йосефа в Египте, о том как он стал домоуправителем влиятельнейшего министра, о попытках его хозяйки соблазнить его, о том, как Йосеф попал по ее ложному навету в тюрьму и о разгаданных им там снах двух провинившихся царедворцев.

Мы уже говорили, что названия недельных глав не просто являются первыми словами, с которых начинается та или иная глава, но и несут в себе достаточно серьезную смысловую нагрузку. Так, один хасидский ребе заметил последовательность глав «После смерти», «Святые», «Говори» и пояснил, что только после смерти того или иного человека, вокруг вдруг начинают говорить о его святости. И кажется невероятным, насколько мы не ценили того самого человека при жизни. Да что там не ценили! Пройдя по кладбищу и почитав эпитафии,
нельзя никак понять, а где же похоронены все неидеальные люди? Так давайте же лучше ценить друг друга при жизни! Ведь именно тогда мы все так нуждаемся в этом! А вот как раз после смерти не следует восхвалять человека больше, чем он того заслуживал. Так как, согласно еврейской традиции, за каждую чрезмерную, незаслуженную похвалу на этом свете, человек рискует быть наказан на том...
Но это все только к слову. Наша недельная глава называется «Ваешев» - «Сидел». Давайте попытаемся сравнить ее название с названием других глав Торы - «Вышел» (Ваеце), «Послал» (Ваишлах), «Умолял» (Ваэтханан), «Слушайте» (Аазину), «Пошел» (Ваелех) и др. На этом фоне совершенно четко выражается контрастная пассивность названия текущей главы. И это неслучайно.
Еврей никогда не должен сидеть на месте. Да, у нас есть глава «Ницавим» (Вы крепко стоите, стоите в постойке «смирно»), ибо еврей должен крепко стоять на ногах, даже когда все рушится вокруг. Но насколько больше душевных сил необходимо, чтобы ТАК стоять!
Но просто сидеть, расслабившись, считая, что ты уже дошел до совершенства, сидеть, сложа руки, когда вокруг столько работы – работы прежде всего над самим собой?! Ведь, человек, который в духовной плоскости не пытается идти вперед, подниматься ввысь, неизбежно тянется вниз! И сколько сил и испытаний нужно пройти, чтоб не потерять этот достигнутый уровень! Стопроцентность этого закона в духовной области равна стопроцентности закона всемирного тяготениия в области физической. Доказательство? Наша недельная глава!
Говорит мидраш, что как только Яаков решил расслабиться и посидеть спокойно, началась новая эпопея страданий – на сей раз в связи с Йосефом. Затем, как только Йосеф, пробившись «из грязи в князи», пройдя путь от последнего раба до домоуправителся влиятельнейшего вельможи, начал расслабляться, любуясь своей красотой, начались испытания сексуальными домогательствами прекраснейшей и обольстительнейшей жены его хозяина, ее ложным наветом, после того как Йосеф напрочь отверг ее многообещающие предложения, и тюрьмой.
Есть знаменитая поговорка о разнице между умным, мудрым и глупым: умный учится на своих ошибках, мудрый – на чужих, глупого же ничего не научит! Так давайте же все будет мудрыми и пусть судьба наших праотцов послужит нам примером! Евреи! Ни на минуту не оставляйте свой духовный рост! Всегда будьте в движении! В движении вперед! В движении вверх! В движении в вечность!

Жемчужины еврейского комментария – Тора в стихах

Уже плывет по небу ночи тень.
Пусть масла здесь не хватит и на день.
Но ты его зажги,
хотя бы до зари.
Гори, надежды свет, гори!

Мерцает одинокая свеча,
Но придают ей силы сообща
Те свечи, что гореть
С ней рядом будут впредь
И вместе память прошлого беречь.

В свои ворота ловко мы забили гол,
Назвав в честь Маккавеев пиво и футбол.
Но миг придет, мой друг,
И мы очнемся вдруг,
И в нас проснется Хашмонеев дух.

Ведь сквозь века струится тихий свет
Красноречивее, чем звон былых побед.
Пусть сумерки сейчас,
Но верь заветный час
Придет, и тьма отступится от нас!
---
Уже плывет по небу ночи тень.
Пусть масла здесь не хватит и на день.
Но ты его зажги,
хотя бы до зари.
Гори, надежды свет, гори!

(Из репертуара М. Гитлина – www.geocities.com/gitlindisk)

Женский уголок

Не возник ли у вас вопрос: почему, если события Хануки противостовляют внешнюю, физическую сторону греков духовной, внутренней стороне евреев, мы уделяем такое особое место особым ханукальным блюдам? Очевидно, не потому что мы все-таки употребляем их внутрь!
Но важно не забывать, что иудаизм не отвергает внешнюю сторону жизни. Напротив, целая глава посвящена одеждам и украшениям еврейских священников. А сам первосвященник не был обязан блистать особой мудростью и эрудицией. Зато он был обязан отличаться благочестием и...красотой. Да-да! Той самой красотой, которую так воспевали греки! Но только в отличие от греков для евреев внешняя красота имела значение только вкупе с красотой внутренней, т.е. с благочестием. В Синайской пустыне ежедневно вместе с порцией манны
выпадала порция...женских благовоний и косметики. Ибо те праведницы, в заслугу которых евреи и вышли из Египта, имели полное право подчеркнуть свою духовную красоту красотой материальной.
Итак, Тора однозначно требует, что в «человеке все должно быть прекрасно – и одежда, и тело, и душа». И хотя иудаизму совершенно чуждо греческое поклонение Красоте как таковой, тем более, что Тора запрещает нам вообще обожествлять что бы то ни было и поклоняться каким-либо кумирам, и.бессмысленная красота, красота как самоцель для нас неприемлема, ибо такой подход граничит с идолопоклонством. Но с другой стороны и отрицание важности формы под предлогом исключительности ее содержания отнюдь не соответствует
еврейскому подходу. С точки зрения Торы, внешняя форма очень важна – еще бы! Она ведь призвана служить внутреннему содержанию!
Евреи, как известно, холят и лелеят свои желудки. Одни законы кашрута чего стоят! И эта забота весьма справедлива, не только потому, что как говаривал Пушкин «желудок просвещенного человека обладает главными качествами сердца, а именно чувствительностью и благодарностью», но и просто потому, что еда дает нам необходимые силы и для физической, и для духовной работы. Вот только не следует упускать из виду тот факт, что при всем этом евреи относятся к своему желудку как благодарные и заботливые хозяева, а не как
безвольные рабы!
А теперь, не пора ли перейти от теории к практике?

Жареный сыр

Режем 200 г сыра на кубики размером в 1 см. В отдельной тарелке взбалтываем 2 яйца. Просеиваем пол-стакана муки в другую тарелку. Накалываем сыр на вилку. Обмакиваем в муку-яйцо-муку и быстро обжариваем в кипящем масле, не давая сыру расплавиться и потерять свою форму.


Пончики из варенья

Смешиваем два стакана муки с вареньем до консистенции теста. Формируем пончики и обжариваем во фритюре.



Над кем смеемся? Над собой смеемся!

Одесса. Комуналка. Телефонный звонок.
– Позовите, пожалуйста, Мойшу!
- Здесь такие не живут!
Снова звонок.
– Позовите, пожалуйста, Мишу!
Слышен крик:
- Мойша, тебя к телефону!

Еврейская мудрость: деньги лучше дарить, чем давать в долг! В первом случае ты приобретаешь благодарного друга, а во втором - неблагодарного врага!

В избранное