Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Русская народная линия - Новости" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
О провославной вере 8 член Символа Веры
Информационный Канал Subscribe.Ru |
8
И В ДУХА СВЯТАГО, ГОСПОДА ЖИВОТВОРЯЩАГО, ИЖЕ ОТ ОТЦА ИСХОДЯЩЕГО, ИЖЕ СО ОТЦЕМ И СЫНОМ СПОКЛОНЯЕМА И ССЛАВИМА, ГЛАГОЛАВШАГО ПРОРОКИ.
Вторая часть Символа Веры начинается исповеданием нашей веры в Божество Святого Духа. Она составлена на втором вселенском соборе в 381 году. В то время были еретики, которые неправильно говорили и учили о Святом Духе. Их возглавлял некий Македоний. Восьмой член Символа Веры ясно и точно, на основании слов Христа Спасителя и всего Священного Писания, выразил веру христиан в Духа Святого. Мы знаем, что при крещении Иисуса Христа Святой Дух сошел с неба в виде голубя. Знаем, что в день Пятидесятницы Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков, после чего они исполнились благодати, укрепились в вере, заговорили на разных языках, а проповедь их сделалась так могущественна, что в тот же день по их слову сразу уверовало в Господа три тысячи человек. Как понять и объяснить силу Духа Святого и нашу веру в Него? Об этом некогда вел подробную беседу с преподобным Серафимом Саровским Н.А. Мотовилов, человек хорошо образованный и духовной жизни. Беседа происходила вне дома, недалеко от кельи преподобного. Был снежный зимний день. Преподобный Серафим говорил о цели христианской жизни и о Святом Духе. Н.А. Мотовилов хотел это понять, как можно лучше и всё спрашивал святого Серафима: «Каким же образом узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святого?» Тогда святой Серафим помолился про себя, взял Мотовилова крепко за плечи и сказал: « Мы оба теперь, батюшка (так называл он Мотовилова), в Духе Божиим с тобою… Что же ты не смотришь на меня?» Мотовилов отвечал: «Я не могу, батюшка, смотреть, потому что из глас ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли…» Преподобный Серафим объяснил Мотовилову, что Господь удостоил его теперь ясно, телесными глазами видеть сошествие Святого Духа Божия.
- Смотрите просто и не убойтесь, Господь с нами: сказал святой Серафим.
«Представьте себе, рассказывал Мотовилов, в середине солнца лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите самих себя, не фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко…»
- Что же вы чувствуете теперь? – спросил святой Серафим.
- Необыкновенно хорошо! – отвечал Мотовилов.
- Да как же хорошо? Что именно?
- Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что ни какими словами выразить не могу!
- Что же ещё чувствуете вы? – спросил опять отец Серафим.
- Необыкновенную сладость!
- А ещё?
- Необыкновенную радость во всем моём сердце!
- Когда Дух Божий сходит к человеку и осеняет его, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостью, ибо Дух Божий радостно творит всё, к чему бы он не прикоснулся. Что же вы ещё чувствуете?
Мотовилов отвечал: - Теплоту необыкновенную ( а ведь был мороз и снег) и не с чем несравнимое благоухание.
Беседа продолжалась. Преподобный Серафим объяснял ещё, что эта теплота не в воздухе а в самом человеке, потому что благодать Божия поселяется в нутрии человека, в сердце его. Если есть настоящая вера в Бога, в Господа Иисуса Христа, то тогда подается и благодать Духа Святого. Господь ищет сердце человеческое, преисполненное любовью к Богу и ближнему. « Надо стяжать Духа Святого» - говорил преподобный Серафим.
Мир, тишина, сладость, благоухание, теплота – приходят с Духом Святым.
Святой Дух есть истинный Бог так же, как Бог Отец и Бог Сын. Господь Иисус Христос перед Своим вознесением на небо, обещал ученикам, что на них сойдёт Святой Дух, дал повеление «идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28, 19). В этих словах Иисуса Христа Святой Дух поставлен на ряду с Отцом и с Сыном, как Лицо Им равное. Святой Дух есть Лицо Божеское, во всём равное Богу Отцу и Богу Сыну. Бог Дух Святой не рождён и не сотворен. Он не имеет ни начала, ни конца Своего бытия – Он вечен, Он же всемогущ и вездесущ и всеведущ. Он во всем подобен Богу Отцу и Богу Сыну, Он Одно из Лиц Святой Троицы. Его отличие от других Лиц Святой Троицы только в том, что Он предвечно исходит от Отца ( как свет исходит от солнца); это Его личное свойство, которое отличает Его от Бога Отца и Сына. Об этом свойстве Святого Духа и говорится в словах восьмого члена Символа Веры: «иже от Отца исходящаго» (который исходит от Отца). Об этом же прямо и ясно говорит и Сам Иисус Христос : «Когда же придёт Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, который от Отца исходит; Он будет свидетельствовать о Мне» (Ио. 15, 26).
Святой Дух есть третье лицо Святой Троицы и Бог истинный и совершенный, как Отец и Сын, и по существу неразделён со Отцом и Сыном, поэтому Ему принадлежит поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном. Это тоже выражено в словах символа: « Иже с Отцом и Сыном споклоняема и сславима». В христианской церкви всегда воздавалось Святому Духу Божеское поклонение и прославление. В молитвах, песнопениях, возглашениях, Дух Святой обыкновенно прославляется со Отцом и Сыном. Так мы произносим: « во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», «слава Отцу , и Сыну, и Святому Духу»… и так далее.
Велико значение Святого Духа в нашей жизни, Он оживляет всё сотворенное. Его главное дело среди людей – духовное возрождение человека. Он вместе с Богом Отцом и Сыном дарует человеку жизнь духовную. Вот почему и называется Он в Символе Веры животворящим, то есть дарующим, творящим жизнь. Вот почему на всенощной под праздники, перед чтением Евангелия, мы слышим как поют: «Святым Духом всяка (всякая) душа живиться (оживляется) и чистотою возвышается…» Дух Святой возрождает и освящает человека, делает святым. Не святыми нас делают грехи. Дух Святой очищает нас от всего греховного и направляет к добру; всё доброе в человеке происходит от Него. Святые являются носителями Святого духа; иногда они прямо сияют особым светом, как было с преподобным Серафимом, поэтому их изображают на иконах с сиянием. Особенно могущественно и славно Святой Дух открылся и действует в Новом Завете, в Церкви Христовой, после сошествия на апостолов в день Пятидесятницы (через 50 дней после Воскресения Христова). Но ещё в Ветхом Завете Бог не лишал людей Святого Духа, очищал от грехов и приуготовлял их к принятию Иисуса Христа. С особой силой Святой Дух тогда проявлялся в некоторых благочестивых и послушных Ему людях. Царь Давид это знал и молился Богу так: «научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой: Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс. 142, 10). Когда Давид тяжко согрешил, то он больше всего боялся, что бы Господь Бог не лишил его Святого Своего Духа, и взывал: «сердце чисто сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отмени от меня» (Пс. 50, 12-13). Давид знал, что человек сам собою не может очистится от грехов, что это может сделать только Бог через Святого Своего Духа. Перед своею смертью Давид сказал: « Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 кн. Царств 23. 2). Из этих слов Давида что он находился под особым водительством Святого Духа и что Дух Святой говорил через него. По внушению Святого Духа он составил и свои дивные псалмы – молитвы, которые до сих пор мы так часто слышим в церкви за богослужениями. Мы нередко говорим о вдохновении поэтов и художников, которые под влиянием вдохновения написали свои произведения (картины и поэмы). Это действительно так: что бы создать что либо прекрасное, надо получить вдохновение, приток особых духовных сил. Но обыкновенное человеческое вдохновение, хотя бы высокое, не может сравниться с тем вдохновением, тем притоком сил, который подает праведным людям Святой Дух. Это «вдохновение» просветляет всю жизнь и существо праведного человека, может одарить его силою чудотворною, сверхъестественною. Это – вдохновение божественной любви и истины.
В Ветхом Завете были и другие люди, которые тоже, как Давид, находились под особым водительством Святого Духа. Это были святые пророки. По внушению Святого Духа пророки увещаниями, обличениями и угрозами отклоняли людей от грехов, а также и утешали их предсказаниями о Христе Спасителе и приготовляли их к Его приятию. Вот почему в Символе Веры говорится: «глаголавшаго пророки»; это значит, что Сам Святой Дух говорил людям через пророков.
Иногда Дух Святой называется Духом Благодати. Он на нас сходит и дает нам свои дары без всякой заслуги с нашей стороны. Святой Дух является источником познания истины, и всех, кто Его слушает, Он руководит к познанию истины. Сам Иисус Христос называл Его Духом Истины. Тоже говориться и в молитве Святому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины». Дух Святой наставлял апостолов на всякую истину и продолжает наставлять истинных христиан. О сошествии Святого Духа на апостолов подробно рассказано в Священном Писании, в книги Деяний Святых Апостолов. Мы знаем, что Святой Дух привлекает к Богу, Помогает познать Бога и дает силу проповедовать о Нём. В день Пятидесятницы святые апостолы, исполненные Духа Святого, выступили на свое великое дело, Они проповедовали, что Иисус Христос есть Сын Божий и что нет другого имени под небом, которым можно было бы спастись, кроме имени Иисуса Христа. Без Божией благодати человек сам по себе не может ни прийти к истинной, ни прибывать в ней. До пришествия Христа Спасителя на землю и до сошествия Святого Духа, только один народ в мире хранил истинное познание о Боге, это был народ Израильский. Так было это потому только , что Сам Бог открылся этому народу и руководствовал им через Духа Своего Святого. Если бы этого не было, то израильтяне были бы так же духовно слепы, как язычники. Предоставленный самому себе человек никогда не может познать Бога. Надо знать, что у человека есть очи (глаза) двоякого рода: телесные, которыми он видит окружающие его предметы и духовные, которыми он познает Бога. Но, как телесные очи ничего не могут видеть, если нет солнечного или какого ни будь другого света, так и духовные очи не могут познавать Бога, если нет духовного света – благодати Святого Духа. Через Святого Духа Бог призывает человека к Себе. Проповедь апостолов была так сильна и могущественна только потому, что через них говорил и действовал Сам Святой Дух. О всех обратившихся тогда через проповедь апостолов к вере в Господа Иисуса Христа можно сказать, что их призвал Святой Дух. Спаситель говорил о проповеди апостолов: « не вы будите говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». Действуя через апостолов, Святой Дух вместе с тем действовал и на сердца слушателей их, располагая и внутренне привлекая их к принятию проповеди.
Мы знаем из Священного писания, что « Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (Римл. 2, 4). Благодать Божия призывает всех людей. Но не все люди хотят откликнуться на зов Божий. Сам Господь Иисус Христос призывал к Себе жителей Иерусалима, но они не отозвались на этот зов, и Господь со скорбью сказал о них: « Иерусалим, Иерусалим… сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели» (Мф. 23, 27). Правда, после проповеди апостолов в первый день Пятидесятницы ко Христу обратилось 3000 человек, правда и то, что число верующих с каждым днем увеличивалось все более и более, но, вместе с этим, возрастало также и число открытых врагов, и скоро началось гонения на верующих. То же было и при проповеди среди язычников – одни принимали её, другие восставали против и гнали христиан. Почему же не все откликаются на зов Божий и отвергают благодать, призывающую нас к спасению? Потому что люди иногда не хотят уверовать в Бога, не хотят пойти за Христом, изменить свою греховную жизнь. Пример этому мы постоянно видим в нашей жизни.
Вот и мы, с первых дней нашей жизни, призваны к вере во Христа Спасителя. Пойдём ли мы за ним? Захотим ли мы быть с Ним? Будем ли мы до конца нашей жизни Его верными учениками или не захотим отойдем от Него?
Не все, обратившиеся ко Христу, остаются верующими, верными Ему до конца своей жизни. Даже среди двенадцати учеников Иисуса Христа оказался один, отпавший от веры и предавший Господа. Как тогда, во времена апостолов, так и в наше время есть люди, которые с начало обращаются к вере Христовой, но потом отпадают от неё. Что будет с каждым из нас? Останемся ли мы всегда верными Господу, справимся ли с искушениями и трудностями, или последуем примеру тех, которые сначала уверовали во Христа, а затем отпали от веры? Кто поможет нам преодолеть все искушения, кто поможет исправиться и вернуться к вере в Бога, если мы поддадимся этим искушениям, согрешим и отойдём от Него? Сам человек, одними только своими собственными силами, не может навсегда остаться верным Господу. Как не может он сам по себе сохранить свою телесную жизнь, точно так же он не может сохранить и свою духовную жизнь. Та и другая жизнь человека в руках Божиих, зависит от Бога. Наша вера слаба и нуждается в укреплении. Благодать Святого Духа дарует это укрепление, помогает, содействует нам, но при условии если мы хотим этого, стремимся к этому. Но мало только веровать. Ведь и бесы веруют и трепещут. Кроме веры, надо жить по вере, как завещал нам Иисус Христос. В тесной и неразрывной связи с верой стоят добрые дела. Где нет добрых дел, там нет и веры. Но как для веры, так и для добрых дел нужна помощь благодати Божией. Христианские добродетели являются как бы плодами Святого Духа. Апостол Павел так говорит: « плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22.). Каждый христианин и должен стараться иметь эти плоды. Но у христиан есть и враги. Такими врагами веры и христианской доброй являются нехорошие, неправедные, невоздержанные, грешные поступки, грехи гордости и высокомерия, а также невидимый враг спасения человека – дьявол. Дух Святой помогает бороться с этими врагами, защищает христианина от них, охраняет его и освящает. Он помогает нам верить и жить по вере христианской. Поэтому православный человек в начале каждого дня и перед началом каждого дела молиться Святому Духу:
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй, Сокровище Благих и жизни Подателю, Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша.
Помощь Духа Святого дается верующим в Церкви и в Святых таинствах. О Церкви и таинствах говориться в следующих членах Символа Веры.
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.starosta |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||