Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 03/03/2025


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
https://www.blagovest-info.ru/

Новости за 03/03/2025
============================================================
В Тиране совершили панихиду по архиепископу Албанскому Анастасию и огласили его завещание

03.03.2025 22:26
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=110628
------------------------------------------------------------




Фото: sedmitza.ru



Тирана, 3 марта. В кафедральном соборе Воскресения Христова в Тиране иерархи нескольких Поместных Церквей 1 марта отслужили панихиду по почившему архиепископу Тиранскому, Дуррескому и всей Албании Анастасию (Яннулатосу), сообщает «Седмица» со ссылкой на Orthodoxie.



На богослужении в 40-й день после кончины архиепископа Анастасия в кафедральном соборе Тираны собралось большое количество духовенства и мирян Албанской Церкви.



Божественную литургию и панихиду возглавил митрополит Иоанн Корчинский в сослужении митрополита Исаака Германского и Центрально-Европейского Антиохийского Патриархата, митрополитов Нектария Корфского и Димитрия Кефалоникского Элладской Православной Церкви, а также членов Священного синода Православной Церкви Албании.



Также за богослужением молились представители Константинопольского патриархата – митрополиты Иосиф Приконисский и Мелитон Филадельфийский.



После богослужения митрополит Иосиф Приконисский отслужил литию у могилы почившего архиепископа, расположенной в крипте под алтарем собора. Затем была организована трапеза для всех присутствующих.



Собор был заполнен духовенством и мирянами Албанской Церкви, а также представителями религиозных, образовательных и благотворительных учреждений архиепископии и многочисленными посетителями, которые собрались, чтобы почтить память предстоятеля Албанской Церкви на 40-й день после его кончины.



Во время панихиды митрополит Иосиф Приконисский, представляющий Константинопольский Патриархат, и митрополит Иоанн Корчинский, временно исполняющий обязанности главы Албанской Церкви, произнесли проповеди.



Иерархи подчеркнули его большой миссионерский, духовный и социальный вклад, благодаря которому Православная Церковь Албании была восстановлена после разрушений, вызванных атеистическими гонениями.



Затем был зачитано завещание почившего архиепископа Анастасия.



Согласно завещанию, архиепископ Албанский не владел никакой недвижимостью и просил, чтобы деньги, записанные на его имя, были использованы на завершение строительства собора и на инвестиции, которые пойдут на выплату заработной платы священнослужителям Албанской Церкви, а также на помощь молодым людям в получении образования. Он также завещал свои книги библиотеке Духовной академии Дурреса.


============================================================


Российские буддисты встречают Новый год по лунному календарю

03.03.2025 17:30
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=110626
------------------------------------------------------------




Фото: Эльвира Балганова/ tass.ru



Улан-Удэ, 3 марта. Год синей змеи наступает в ночь на 1 марта, с рассветом его встречают все буддисты России, рассказали в Буддийской традиционной Сангхе России, сообщает ТАСС.



«1 марта в шесть часов утра начнется торжественный молебен Цедор Лхамо, будет отмечаться наступление Цагаалхи, пройдет обмен хадаками (ритуальными шелковыми шарфами. – Прим. ТАСС), обряд призывания удачи и благоденствия», – сообщили в Сангхе.



В Бурятии, где расположен Иволгинский дацан – монастырь, являющийся центром Буддийской традиционной Сангхи России, Новый год по лунному календарю называется Сагаалган, или праздник Белого месяца. Жители республики отметят его массовыми гуляниями, концертами, ярмарками, где можно будет приобрести товары ремесленников, буддийскую атрибутику, продукты местных фермерских хозяйств.



В этом году впервые для жителей Бурятии, Забайкальского края и соседней Монголии в первый день Сагаалгана будет организован совместный прямой телеэфир. По словам главы Бурятии Алексея Цыденова, это стало возможным благодаря открытию филиала «Буряад ТВ» в Забайкалье и созданию первого и единственного российско-монгольского телеканала AIST Global в Монголии.



«Праздник Белого месяца – это время, когда дальние родственники встречаются и делятся новостями и благопожеланиями. Благодаря телемосту близкие люди смогут поприветствовать друг друга, посмотреть, как исконные традиции и в наши дни сближают нас, – подчеркнул Цыденов. – Так сохраняется и крепнет мост дружбы, который соединяет большую бурят-монгольскую общность».



В Забайкальском крае 1 марта в честь праздника прошел фестиваль «Сагаалган в России начинается с Аги». В поселке Агинское состоялось шествие в национальных бурятских костюмах, театрализованное представление, а также флешмоб «Гранд-ёхор» – бурятский хоровод для всх желающих.



В Республике Тыва праздник называется Шагаа. Он начнется 1 марта с обряда возжигания священного огня Сан-Салыр. В регионе проходят турниры по национальным видам спорта – это стрельба из тувинского лука и борьба хуреш.



Центром празднования Нового года по лунному календарю в Санкт-Петербурге является Дацан Гунзэчойнэй – старейший буддийский храм в европейской части России.



В честь праздника 3 марта в Бурятии, Забайкалье и Туве официально объявлен выходным днем. Отмечать же Новый год буддисты будут по традиции на протяжении месяца: в это время принято посещать молитвенные хуралы в дацанах, ходить в гости к близким, дарить подарки и угощать друг друга.


============================================================


Госархив Латвии оцифрует архив и коллекцию нот лютеранской общины в Лиепае

03.03.2025 16:48 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=110625
------------------------------------------------------------




Фото: lv.sputniknews.ru



Лиепая, 3 марта, Благовест-иинфо. Государственный архив Латвии подписал договор с Лиепайской общиной Святой Троицы (Латвийская Евангелическо-Лютеранская Церковь) о сотрудничестве по оцифровке архива документов прихода, в том числе части уникальной коллекции старинных нот.



Госархив планирует завершить работу к июлю 2026 года. Среди прочего она будет включать оцифровку нот музыкальных произведений XVIII века и старинных печатных книг до 1840 года.



В Лиепайском кафедральном соборе Святой Троицы хранится уникальная коллекция старинных нот Лиепайского кантората, которая на сегодняшний день признана ценным культурным наследием и может считаться одной из ветвей барочной и классицистической саксонской церковной музыки в странах Балтии.



Коллекция старинных нот содержит около 170 музыкальных рукописей и редких нотных изданий, большинство из них – сочинения второй половины XVIII века. Основную часть рукописей составляют кантаты двух саксонских композиторов: Готфрида Августа Гомилиуса (1714–1785) и Иоганна Фридриха Долеса (1715–1797) – учеников Иоганна Себастьяна Баха.



Категория редких изданий включает несколько напечатанных в XVIII веке произведений Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Джованни Баттиста Перголези и других авторов.



В 2011 году в сотрудничестве с Латвийской музыкальной академией имени Язепа Витола, Латвийской национальной библиотекой, Фондом восстановления Лиепайской Церкви Святой Троицы, Институтом музыковедения Лейпцигского университета и Лейпцигского архива Баха была проведена первая в истории кафедрального собора инвентаризация и каталогизация коллекции, которая включена в словарь Международного каталога музыкальных источников (RISM, Répertoir international des sources musicales). В настоящее время осуществляется следующий шаг – оцифровка нот из этого уникального собрания, что обеспечит сохранность и доступность ценного материала для будущих поколений.



Государственный архив Латвии также оцифрует исторически значимые документы – списки членов Лиепайской общины лютеранской общины Святой Троицы с 1900 по 1920 год и с 1939 по 1950 год, картотеку прихода с 1939 по 1959 год, книги регистрации браков с 1928 по 1932 год, свидетельства о рождении, смерти, лицах, присоединившихся к приходу, крещеных детях, усыновлениях и изменении имен, а также браках с 1872 по 1945 год.







Фото: Государственный архив Латвии



Отрывки из коллекции нот, хранящейся в приходе, фрагменты кантат Вольфганга Амадея Моцарта, Готфрида Августа Гомилиуса, Иоганна Трауготта Перле, Георга Филиппа Телемана и Иоганна Адама Хиллера прозвучали на концерте духовной музыки, который прошел в кафедральном соборе 1 марта, положив начало празднованию 400-летия Лиепаи.



В соборе Святой Троицы находится крупнейший в мире не подвергавшийся перестройкам механический орган. Его построил один из лучших европейских мастеров того времени Генрих Андреас Конциус.



Собор строился с 1742 по 1758 год в стиле позднего барокко с элементами классицизма. Внутреннее убранство собора отличают роскошь и изысканность, присущие стилю рококо. Строительство церкви было полностью завершено только в 1866 году.



Диана Чучкова


============================================================


Старой усадьбе вернули мозаики

Отреставрированы мозаичные иконы XIX века на фасадах зданий бывшей детской больницы св. Ольги

03.03.2025 15:24 | The Art Newspaper Russia
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=110624
------------------------------------------------------------

============================================================


300-летие первого походного храма Калмыцкой степи отмечают в Элисте

03.03.2025 14:59
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=110623
------------------------------------------------------------




Фото: blagovest-elista.ru



Элиста, 3 марта. В ознаменование открытия торжеств в честь 300-летия походного храма Калмыцкой степи архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.



Архиепископу сослужило духовенство Элистинской епархии, сообщает епархиальный сайт.



В храме присутствовали представители органов государственной власти, общественные и культурные деятели региона.



По окончании литургии архиепископ Юстиниан освятил хоругви и иконы с изображением иконостаса храма Воскресения Христова и объявил о начале празднования 300-летия освящения первой походной церкви Калмыкии.



*



17 февраля 1725 года по повелению императора Петра I и по решению Святейшего правительствующего синода было совершено освящение первого походного храма для крещеных калмыков. Церковь была освящена в честь Воскресения Христова и передана в распоряжение новокрещенного внука Аюки-хана – Баксадая Дорджи (после крещения – Петра Петровича Тайшина). До революции в Оренбурге хранился иконостас этого храма. К настоящему времени сохранилось его литографическое изображение. Внизу иконостаса надпись: «Повелением благочестивейшаго Государя Петра Великаго, Императора и Самодержца Всероссийского, благословением же Святейшего правительствующего синода состроися храм сей походный Воскресения Христова и освятися 1725 г. февраля 17 и дадеся владельцу калмыцкому новопросвещенному Петру Петровичу Тайше» (И.И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г. Историческая монография В.Н. Витевского. Казань, 1897).


============================================================


Состояние Папы Франциска стабильно - пресс-служба Ватикана

03.03.2025 13:24
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=110622
------------------------------------------------------------




Фото: vaticannews.va



Рим, 3 марта. «Папа провёл ночь, хорошо отдохнув». Об этом говорится в сообщении для журналистов, распространённом утром 3 марта пресс-службой Ватикана относительно здоровья понтифика, который с 14 февраля находится в римской больнице «Джемелли».



Также в вечернем бюллетене Зала печати от 2 марта сообщается, что Папа Франциск находится в стабильном состоянии, однако его общий диагноз сложный, поэтому «прогноз остаётся сдержанным». В ходе брифинга для СМИ было отмечено, что у Папы нет повышенной температуры и «ему не потребовалась неинвазивная механическая вентиляция лёгких, а только высокопоточная кислородная терапия». Кроме того, стало известно, что «никаких прямых последствий изолированного приступа бронхоспазма в прошлую пятницу не было», однако «однако риск осложнений сохраняется», сообщает Vatican News.



В воскресенье Папа Франциск принял в больнице государственного секретаря Ватикана кардинала Пьетро Паролина и его заместителя по общим делам архиепископа Эдгара Пенья Парру. Они уже ранее навещали понтифика, которого окружают только ближайшие помощники и медперсонал. Согласно ватиканским источникам, Франциск пьет кофе на завтрак, читает газеты и может самостоятельно передвигаться, хотя ему помогают. Он даже спускается с 10 этажа, где находится его палата, в больничную капеллу для короткой молитвы. В воскресенье он в третий раз пропустил традиционную проповедь, но его обращение было распространено в письменном виде. В нем понтифик призывает прекратить войны и благодарит за поддержку и мольбы о его здоровье, передает ТАСС.


============================================================


Троицкий "Градо-Клинский" соборный храм

03.03.2025 12:35 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=24&id=110621
------------------------------------------------------------




Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru



В настоящее время в Клину ведется благоустройство бывшей Торговой площади, доминантой которой является величественный Троицкий собор. В советские годы здание храма было обезображено, лишено исторического фасада и пятиглавия. В храме продолжается внутренняя отделка, но уже сейчас клинский собор впервые за многие годы предстал в своем историческом облике.



Строительство Троицкого собора в Клину началось в 1802 году при московском митрополите Платоне (Левшине). Эта стройка затянулась более чем на 30 лет. Большие размеры и дороговизна здания, выпавшая на это время война с Наполеоном, а также серьезные ошибки строителей стали причинами промедления. Об этих трудностях говорил митрополит московский Филарет (Дроздов) в своей речи, произнесенной 24 мая 1836 года при освящении уже построенного собора: «Не без заботы был и я свидетелем трудностей в его созидании. Здание предпринято было почти не по силам вашего малого града. Надлежало не только созидать, но и частию и пересозидать неблаголепно созданное. Надлежало по временам останавливать дело…»



Казанский и Никольский приделы трапезной части собора были освящены раньше главного престола в 1804 году. Главным украшением храма был одноярусный иконостас с колоннами и пилястрами в стиле ампир, устроенный по проекту архитектора Осипа Бове. Необычными были и резные царские врата со встроенным в них трехметровым деревянным крестом. В архитектурном отношении облик «Градо-Клинского» собора отражал в себе черты более ранней Екатерининской эпохи.







Архивное фото иконостаса Осипа Бове из Троицкого собора Клина



К северу от Троицкого собора стоит старинная Воскресенская церковь, построенная в 1712 году. На протяжении почти ста лет до постройки нового храма она считалась соборной. Советский искусствовед Алексей Некрасов замечал, что Воскресенский храм по своей архитектуре хотя и является примером нарышкинского барокко, но «плох и мало выражает стиль… рука провинциального мастера несомненна».



До революции в Воскресенской церкви по левую сторону царских врат хранилась старинная икона святителя Николая Чудотворца, пожертвованная в 1683 году. Надпись на ризе этой иконы подтверждала версию, что на месте Воскресенской церкви стояла прежде другая – более древняя. Около трапезной Троицкого собора прежде стоял кирпичный столб с железным крестом, который, возможно, отмечал место алтаря этого старинного храма. Воскресенская церковь в XIX веке сильно обветшала и богослужения в ней долгое время не совершались. Только в 1892 году храм был отремонтирован и обновлен.







Фото: azbuka.ru



Между старым Воскресенским храмом и Троицким собором высится одиннадцатиметровая колокольня. Суровая и лишенная украшений башня напоминает боевую стрельницу. Соборная колокольня в Клину является примером консерватизма в архитектуре – она возведена во второй половине XVIII столетия, но выглядит так, будто ее строили на два столетия раньше.







Воскресенская церковь 1712 года постройки. Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru



На рубеже XIX и XX веков в клинском соборе служили два знаковых в истории прихода священника: Павел Воскресенский и Иван Озерецковский. Павел Иванович Воскресенский после окончания Вифанской семинарии в 1878 году был назначен священником к Троицкому собору в Клин, где и прослужил всю жизнь около 40 лет. Пастырь был особенно любим горожанами. О нем вспоминали так: «Утром его можно было видеть окруженного детьми, после службы беседующим с прихожанами… и князь и нищий для него были все равны». Павел Воскресенский состоял законоучителем в городских женском и мужском училищах, а также в 1-й роте 28 пехотного батальона, расквартированного в Клину.



Священнику Павлу Воскресенскому было только 65 лет, когда он заболел тяжелым недугом, от которого он так не оправился. Не помогли ни поездка на курорт, ни операция. 20 ноября 1915 года он скончался в одной из московских больниц. Гроб с его телом был перенесен духовенством храма Христа Спасителя на Николаевский вокзал. Оттуда на поезде тело пастыря было перевезено в Клин. Несмотря на мороз и ветер, в Клину гроб ожидала толпа народа. Через три дня состоялось погребение. День был будний, но купцы оставили торговлю, магазины и присутственные места были закрыты, а в училищах были отменены все занятия. Торжественное и скорбное богослужение описывалось так: «весь Клин участвовал на погребении пастыря… собор никогда не видал такого количества народа».







Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru



В том же 1915 году всего месяцем ранее в Клину прощались с другим священником Троицкого собора – Иоанном Озерецковским. В отличие от похорон Павла Воскресенского, ставших городским событием, отпевание отца Иоанна прошло, как писали в епархиальных ведомостях, «скромно, но любвеобильно и сердечно». Иоанн Озерецковский прожил долгую и деятельную жизнь, и скончался в возрасте 86 лет.



Ранее в 1902 году в Троицком соборе отмечали полвека служения отца Иоанна Озерецковского в священном сане. Многие удивлялись энергии 76-летнего священника. После литургии в своем поздравлении городской староста доктор Анненский отмечал бодрый и свежий вид юбиляра: «Видно, Господь сохраняет жизнь и долгоденствие почтенного старца, своего служителя». Сам же отец Иоанн отвечал на это: «Старость не в количестве прожитых дней, а измеряется чистой, непорочной жизнью». Священник рано лишился супруги и последние годы жил с дочерью, а потом и внуком С. М. Фаворским, также служившим в Троицком соборе.



Отец Иоанн Озерецковский за свою долгую жизнь сменил не один приход, но почти все они находились в Клинском уезде. После семинарии он 6 лет служил диаконом в селе Никольское-Сверчково, затем был переведен священником в село Троицкое-Александрово. С 1870 года он стал настоятелем Успенской церкви в селе Обухово, где прослужил более 25 лет. В обуховской церкви трудами отца Иоанна была расширена трапезная, устроены два новых придела. До его назначения в храме, как писали очевидцы, было «мрачно, холодно и крайне бедно», а благодаря отцу Иоанну он стал «одним из самых величественных в провинции». В 1896 году по решению московского митрополита Владимира (Богоявленского) Иоанн Озерецковский был переведен в городской Троицкий собор, где и служил до своей кончины.



До революции в Троицком соборе существовали две ежегодные традиции. 28 июля по улице «Поповка» шел крестный ход в память избавления от холеры 1872 года. А 11 июля проводился другой крестный ход «в благодарение Богу за помилование от огненной стихии». Шествие проходило в той части города, которая уцелела при опустошительном пожаре 1885 года. Тогда сгорело около 150 домов городских жителей, а также дома причта и церковная сторожка.







Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru



С 1901 года церковным старостой Клино-Градского собора был купец Василий Григорьевич Орлов. Его отец был помощником генерала Александра Меншикова – правнука петровского фаворита, открывшего стекольное производство в Клину. Предприятие Меншикова производило люстры и зеркала для знати, а Орлов начал производство дешевого стекла.



Стекольное дело в Клину в дальнейшем пошло по двум путям: одни делали елочные игрушки, другие – медицинскую посуду. Будущий соборный староста Василий Орлов развивал второе направление. В 1886 году он открыл завод по производству флаконов, градусников и прочей аптекарской посуды. На первом этаже дома Орлова работала первая в городе аптека. Основанная Василием Орловым фабрика в советские годы получила название «Химлаборприбор». Предприятие действует до сих пор. Сохранился и двухэтажный дом Орлова, который стоит совсем недалеко от Соборной площади и возрождаемого Троицкого храма.



Антон Саков


============================================================


Мистика человекообщения в "Православном Деле" матери Марии (Скобцовой)

03.03.2025 12:02 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=110620
------------------------------------------------------------




Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru



Москва, 3 марта, Благовест-инфо. Презентация книги «Мать Мария (Скобцова). Православное Дело» состоялась 25 февраля в Культурном центре «Покровские ворота». Это четвертая книга из серии томов сочинений матери Марии, выходящих в издательстве «Русский путь/YMKA-PRESS» (Москва-Париж, 2024) В настоящее издание вошли самые поздние богословские и религиозно-философские сочинения матери Марии (Скобцовой; Е.Ю. Кузьминой-Караваевой; 1891–1945), написанные во Франции во второй половине 1930-х и в 1940-х гг., в период активной работы созданного ею социально-миссионерского объединения «Православное Дело». Выход этой книги недавно анонсировала одна из ее составительниц Наталья Ликвинцева.



Татьяна Викторова, профессор Страсбургского университета, главный редактор журнала «Вестник РХД» и составитель книги, по видеосвязи напомнила о предыдущих томах сочинений матери Марии: первый том в этом собрании – «Встречи с Блоком» – вышел в 2012 г., второй – «Россия и эмиграция» – в 2019 году; третий под названием «Путь», куда вошли богословские и религиозно-философские сочинения, появился в 2022 г. Четвертая книга дает возможность «прикоснуться к сердцу матери Марии, потому что «Православное Дело» – это ее кредо, ее программа, это великое множество православных дел», – сказала Викторова. Она отметила, что каждый текст матери Марии был «динамитным», всегда вызывал полемику, а то и протесты в эмигрантской среде. Но и сейчас ее осмысление цели христианской жизни, опыт объединения «Православное Дело» как новой формы «братотворения» п
робуждает, «выводит нас из состояния полусна». Викторова кратко рассказала о содержании четвертого тома, отметив, что издание дополняют письма и дневниковые записи этого периода, в том числе – письма из заключения. Публикуемые свидетельства соузниц матери Марии о ее последних днях в лагере Равенсбрюк послужили одним из оснований для ее канонизации в 2004 г. Константинопольским патриархатом как мученицы. Многие тексты публикуются впервые.



Наталья Ликвинцева, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья имени А. Солженицына, составитель книги и автор вступительной статьи об историческом контексте поздних сочинений матери Марии, считает, что в книге представлено ее «итоговое богословие, связанное с главным в ее жизни – созданием «Православного Дела». Это произошло в 1934 г., когда мать Мария сняла дом на улице Лурмель – «как всегда, без денег; как всегда, это было «хождение по водам», она говорила: «Это должно быть – и это будет», рассказывала Ликвинцева. Мать Мария мыслила «Православное Дело» как социально-миссионерское объединение, у которого были три основные цели: социальная работа («помощь всякой душе страждущей»), просветительская деятельность (забота о душевном и духовном состоянии подопечных – «брань за образ Божий в каждом человеке») и организация «братского единства» тех, кто вкл
ючен в эту работу. Устройство общежития для русских эмигрантов, столовой, воскресной школы, конференций, вечеров культуры и многое другое – все это, по убеждению матери Марии, должно было основываться на «соборно-личном методе работы»: увидеть в каждом человеке «живую личность» и строить «общую жизнь во Христе». Поэтому монахиня так заботилась об устройстве церкви на ул. Лурмель, формировала круг единомышленников-помощников (в него входили Н. Бердяев, Г. Федотов, К. Мочульский, И. Фондаминский, священники Лев Жилле и Дмитрий Клепинин и другие).



Ядром «Православного дела» мать Мария считала «внехрамовую литургию», поясняя в своих текстах, что благодать приобщения ко Христу в богослужении должна изливаться и вовне, за пределы церковных стен, превращаясь в деятельную любовь и помощь ближнему. Этому посвящен раздел книги «О социальной работе и любви к ближнему», где мать Мария раскрывает «феноменологию второй заповеди» и представляет «Православное Дело» как «лабораторию для будущей России». Ликвинцева также обратила внимание на раздел, озаглавленный «Церковь и свобода» – в этих текстах мать Мария размышляет о Церкви, которая в эмиграции действительно оказалась совершенно свободной от влияния светских властей, и в этих условиях «выявляется сама суть церковности». В сборнике также много размышлений о страдании, войне и смерти: в условиях исторических катастроф мать Мария призывает сохранить живую душу, «внутреннего
человека», уберечь себя от «нравственной контузии», отметила Ликвинцева.



«Сейчас мы буквально, в библейском смысле, можем говорить о пророческом даре матери Марии», – считает Анна Шмаина-Великанова, библеист, доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ, автор вступительной статьи в сборнике о позднем богословии матери Марии. По словам выступавшей, то, что говорила монахиня о будущем Церкви – и как общины верных, и как социального института, и о церковно-государственных отношениях – во многом исполнилось. Ее пророчеству о преображении христианства «в ежедневное дело любви и заботы, в братскую жизнь, в общину учеников Христовых» «не суждено было сбыться», но образ «свободного сотрудничества, данный “Православным Делом”», пережил ее и стал, как считает Шмаина-Великанова, «одним из символов нового видения христианства».



Выступавшая затронула также еще один аспект пророческого прозрения матери Марии – о войне и Холокосте. По ее словам, мать Мария была «единственным человеком, который увидел в событиях в Европе (имеется в виду массовое уничтожение евреев во время войны- прим. ред.) зерно будущей Церкви, ставшей рядом с гонимым сообществом Израиля». «Нет еврейского вопроса, есть христианский вопрос», – писала мать Мария.







Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru



Игумен Пантелеимон (Королёв), настоятель Свято-Троицкого Данилова мужского монастыря г. Переславля-Залесского, назвал «огненными» тексты матери Марии, опубликованные в новой книге. По его словам, в статье «Типы религиозной жизни» она несколько «карикатурно» описывает те подходы в православии, которые не направлены на служение деятельной любви. Но все эти типы в той или иной степени необходимы для служения ближним, и это доказал пример прп. Даниила Переяславского, святого покровителя монастыря, отметил о. Пантелеимон. Опыт волонтерского объединения «Божье дело», созданного в 2021 г. при обители, свидетельствует о том, что без совместной молитвы на литургии, без «единения в делах милосердия» благотворительные проекты «закисают», и это подтверждает мысль матери Марии о «внехрамовой литургии» и «братотворении». Напомнив ее слова: «Человек человеку – стена», игумен отм
етил, что в делах милосердия необходимо «пламенное прожигание этой стены, чтобы открыться ближнему, вместе с которым к нам приходит Христос», и именно этому учат тексты матери Марии.



На презентации выступил также Алексей Козлов – лингвист, богослов, катехизатор, доцент НИУ ВШЭ. Он подчеркнул неразрывную связь богословия матери Марии с православной традицией, «хотя в этом сомневаются многие». Все, что делала и писала монахиня, было мотивировано ее «крепкой верой в Церковь». «Она настаивала, что делает дело Церкви. Ей было важно, чтобы «Православное Дело» не стало почтенной благотворительной организацией, а было соборным служением вселенскому делу христианства, полным следованием по пути жертвенной любви. И в этом значение матери Марии для христиан XXI века», – сказал Козлов.



Юлия Зайцева


============================================================


Патриарх Кирилл возглавил хиротонию нового епископа, совершил чин прощения

03.03.2025 11:17
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=110619
------------------------------------------------------------




Фото: patriarchia.ru



Москва, 3 марта. 2 марта, в воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля, где находятся мощи святителя Ермогена.



За богослужением состоялась хиротония архимандрита Макария (Комогорова) во епископа Тарусского. Новорукоположенный иерарх, избранный к епископскому служению решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2024 года, стал викарием Калужской епархии с титулом «Тарусский», сообщает Патриаршая пресс-служба.



За литургией предстоятелю сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской патриархии, первый викарий Патриарха по г. Москве; митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви; архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан; епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай, руководитель и главный редактор Издательства Московской Патриархии; епископ Козельский и Людиновский Никита; иерархи и духовенство Русской Православной Церкви.



На богослужении присутствовали: депутат Государственной Думы ФС РФ, староста Патриаршего Успенского собора Н.Ю. Чаплин; помощник председателя Правительства РФ Г.И. Идрисов; глава Законодательного Собрания Калужской области Г.С. Новосельцев; представители органов власти Калжуской области, СМИ, делегация мирян Калужской митрополии.



По окончании литургии Патриарх Кирилл напутствовал епископа Тарусского Макария на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.



Вечером 2 марта Патриарх Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве.



Первая часть службы совершалась в светлых облачениях. После пения великого прокимна и закрытия царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы.



В конце вечерни была прочитана молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Патриарх Кирилл прочитал молитвы на начало Великого поста и произнес проповедь.



Затем предстоятель попросил прощения у клира и верующего народа.


============================================================


Православные христиане начинают Великий пост

03.03.2025 10:14
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=110618
------------------------------------------------------------




Фото: gi-kursk.ru



Москва, 3 марта. Великий пост – самый строгий и долгий из постов православного христианства – начинается в понедельник. Вместе со Страстной седмицей (неделей) он продлится почти 50 дней и завершится 20 апреля празднованием Пасхи, или Воскресения Христова. О духовном значении поста ТАСС рассказал иеромонах Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря Прокопий (Пащенко).



«Нам в течение года трудно выделить время на духовное преображение, мы откладываем его на завтра. А Великий пост – это уже воплощенное, наступившее завтра. Это специально выделенное время, причем выделенное многими поколениями наших предков со всей серьезностью и ответственностью. Оттого мы понимаем, что время поста – действительно то время, когда мы можем попытаться осуществить духовное преображение, насколько у кого хватит сил», – сказал он.



Иеромонах подчеркнул значимость приобретенных за время поста навыков духовной работы для дальнейшей жизни. «Когда Великий пост закончится, может, у нас уже не будет времени дальше развиваться в подобном ключе, но сам навык останется как мышечная память, будет поддерживать нас. И вот так, активируя свое стремление к преображению, если не в течение года, то хотя бы в дни Великого поста мы можем потихоньку двигаться вперед и вверх», – заключил отец Прокопий.



Великий пост, называемый еще Святой Четыредесятницей, был установлен в первые века христианства в память о том, что Иисус Христос 40 дней постился в пустыне перед выходом на проповедь и общественное служение. Этот пост является особенно строгим: на всем его протяжении рыбу, согласно уставу, разрешается есть только в праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим, а рыбную икру – в Лазареву субботу. При этом в Церкви отмечают, что каждый верующий может определить свою меру поста вместе со своим духовным наставником или с врачом, исходя из своего здоровья и жизненных обстоятельств.


============================================================

В избранное