Заголовок: Balanced ScoreСard: тонкая настройка бизнеса
Компания: Форус Консалт
Сегодня консалтинговые фирмы заявляют о готовности разрабатывать для предприятий
оптимальную стратегию управления на основе системы сбалансированных показателей.
Но эксперты в области консалтинга уверены: рынок еще только подходит к пониманию
всех преимуществ этой методики. О разработке стратегии управления на основе
системы сбалансированных показателей (Balanced ScoreCard, BSC), а также об общих
тенденциях на рынке консалтинга рассказывает генеральный директор компании "Форус
Консалт" Сергей Цодиков.
-- Сергей Давыдович, насколько популярна сегодня услуга по внедрению BSC на предприятии?
-- По моему ощущению, пока немногие консалтинговые компании способны профессионально
оказывать услуги по построению BSC-систем. Консультанты еще не наработали достаточную
практику и не прошли процесс обобщения этой практики, чтобы полноценно формировать
услугу внедрения BSC.
Это касается в равной степени и клиентов. Они тоже, по большому счету, в процессе
поиска и понимания того, что бизнес нуждается в выстраивании, стратегическом
управлении. Поэтому и консультанты, и их клиенты сейчас находятся на стадии наработки
опыта по внедрению системы сбалансированных показателей.
Реально работающие системы управления, разработанные на основе методики BSC,
появятся тогда, когда потребитель консалтинговых услуг поймет, чего можно ожидать
от внедрения BSC, и обратится к профессиональному консультанту.
Но в целом рынок консалтинга постепенно переходит от систем MBO (Management by
Objectives -- управление по целям) или от управления через KPI (ключевые показатели
деятельности) к BSC.
Если говорить о компании "Форус Консалт", то мы точно так же находимся в состоянии
наработки опыта. Внедрение BSC-системы управления пробуем сейчас на себе. В частности,
мы связываем эту работу с внедрением системы менеджмента качества ISO 9000, сертификацию
по которой недавно прошли. Здесь нам помогает разработка системы сбалансированных
показателей, поскольку в системах менеджмента качества, помимо того что предприятию
необходимо организовать управление бизнес-процессами, нужно еще и измерять эффективность
этих процессов для постоянного улучшения состояния дел.
-- Затратное ли это дело -- внедрение BSC?
-- Затраты нужно соизмерять с результатами. Если клиент сталкивается с продвинутым
консультантом, затраты будут достаточно высокими. Потому что такой консультант
имеет право на премию за то, что он умеет. Для остальных случаев, я думаю, затраты
не очень высоки и укладываются в несколько десятков тысяч долларов, потраченных
на работу группы консультантов.
Крупный же проект по внедрению BSC требует построения и внедрения процессной
системы управления предприятием. При этом получается совсем другая совокупная
стоимость внедрения. Тогда разработка BSC-системы может составлять до 20% от
общей стоимости проекта по постановке на предприятии процессной системы управления.
-- А созрел ли в целом сибирский бизнес до такого уровня, на котором целесообразно
внедрять такие методики управления?
-- Вопрос измерения собственной деятельности стоял перед бизнесом всегда. Ранее
для этого использовались, как правило, финансовые показатели. Сейчас является
общепринятым мнение о недостаточности только этих критериев, поэтому вводятся
новые методики: управление по целям, процессам, сбалансированным показателям.
Любой бизнес, который уже состоялся, созрел для собственного осознания.
-- Как достигается "индивидуальность" в разработке консалтинговых рекомендаций?
Насколько важна при этом погруженность консультанта в проблемы конкретного предприятия?
-- Проводя соответствующий анализ, мы можем ориентировать предприятие на показатели
двух типов: те, которые говорят о лидирующей позиции компании, и те, которые
говорят о стандарте, о соответствии требованиям отрасли. Если BSC-система будет
ориентироваться на второй тип показателей, то предприятие окажется на рынке всего
лишь "крепким середнячком". Ориентация же на первый тип показателей позволяет
отыскать в компании точки создания прибыли, дать ей конкурентное преимущество,
занять ведущие позиции. При этом
для разных компаний есть разные стратегии выхода в лидеры. Отсюда и индивидуальность
тех рекомендаций, которые может предложить консультант.
Что касается того, насколько важна погруженность консультанта в проблемы конкретного
предприятия, то в них может быть погружен только собственный топ-менеджер. А
вот как консультант использует эту погруженность для реализации своих консалтинговых
проектов -- другое дело.
В частности, мы часто используем мозговые штурмы, коммуникативные сессии, чтобы
выявить знания клиента в полной мере. Консультант владеет технологией, а предприятие
владеет проблематикой, и задача консалтингового проекта -- соединить их для того,
чтобы добиться успешного результата.
Контактная информация:
------------------------------
Контактное лицо: Артюхова Л.В
пр-менеджер
E-mail: pr@forus.ru
Телефон: +7 3952 258-311