Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стратегическое планирование здоровья. Эмоции и поведение людей (1 часть)


Эмоции и поведение людей.

(патент)

 (1часть)

Эта книга о людях. Цель книги познакомить вас с основами того, как можно предсказать поведение людей и как правильно общаться с ними. Информация имеет ценность только тогда, когда приносит пользу. И это утверждение касается тех данных, на которых основаны наши решения и из которых мы исходим в своих поступках – как в личной жизни, так и в служебных отношениях.

Как часто вам хотелось бы точно знать, кому вы можете доверять. Кого вам следовало взять на работу, с кем работать, а от кого нужно бежать, как от чумы?!

Вы говорили когда-нибудь: «О боже, зачем я ему доверился!» или: «Я знал, что она какая-то странная».

Может быть, вы так и не узнали, кто же на самом деле был виноват в разрыве ваших отношений с кем-то, или по чьей вине дела в компании пошли из рук вон плохо, несмотря на все ваши усилия спасти ее от краха.

Правильный выбор делового партнера или друга определяется не удачей или интуицией. Конечно, в этом что-то есть, но вы, наверное, сами убеждались в том, что на это не всегда можно полагаться.

Когда мы ищем людей, которые должны войти в нашу жизнь, очень часто мы подходим к этому вопросу так: вот этого человека я определенно не хочу видеть рядом с собой. И обычно это происходит только после того, как на своем горьком опыте, методом проб и ошибок, мы, наконец, убеждаемся в этом.

Без надежного метода, позволяющего определить, от кого мы должны держаться подальше в бизнесе и личной жизни, и кто, наоборот, нам необходим, мы не можем чувствовать себя достаточно уверенно.

Как нам следует выбирать друзей? Как определить, кому можно доверять, а у кого на лбу написано, что он придаст вас? И как, в процессе этого отбора, сохранить человечность и чувство справедливости и не бояться собственной предвзятости и предубежденности?

Иными словами, каким образом мы можем конфиденциально выбирать себе сослуживцев, друзей, любовников и знать, что наш выбор будет конструктивным, полезным и ПРАВИЛЬНЫМ? Другой жизненно важный вопрос – как нам вести себя в разных эмоциональных ситуациях, которые уже являются неотъемлемой частью нашей жизни? Что, если мы уже женаты, а наш брак «прокис»? Что, если мы уже наняли кого-то, кто оказался «посланником преисподней» или работаем на кого-то, кого сами предпочли бы изжарить на сковородке?

Что, если наш самый крупный заказчик – это наша постоянная головная боль, спасение от которой мы находим только в домашней аптечке?

А как насчет эмоциональных конфликтов между представителями разных групп, национальностей, культур, которые угрожают не только нашей безопасности, но и самому существованию. Есть ли возможность решить и эту проблему? Возможно, вы и сами знаете, ответы на эти вопросы, только не догадываетесь об этом. Если вы сядете, и запишите все ваши многолетние наблюдения за людьми, а затем особым образом систематизируете их, вы будете поражены точностью выводов, к которым вы придете.

К примеру, вы, вероятно, замечали, что когда кто-то очень злится на вас, этого человека не особенно интересует то, что вы хотите ему сказать.

Или – вы, возможно, наблюдали, что в конфликте двух сторон всегда незримо присутствует третья сторона.

А если вы достаточно хорошо знаете людей, вы видели, что люди, критикующие других, всегда сами делают что-то не то и скрывают это от других.

И вот, наблюдая все это, что же вы делали для того, чтобы решить проблемы, порожденные этими ситуациями? Как вы применяли ваши знания? Что вы делали, чтобы покончить с конфликтом, критикой или правильно разговаривать с разгневанным человеком?

Мы видим большую брешь между нашими наблюдениями и тем, что необходимо сделать для того, чтобы превратить их к руководству к действию.

Если мы систематизируем наши наблюдения и облечем их в удобную для использования форму, мы получим замечательный инструмент, с помощью которого мы сможем решить массу проблем. С первого взгляда мы сможем определить, кого брать на работу и почему. Мы сможем конфиденциально решать конфликты и восстанавливать испорченные отношения.

Точно так же, как плотники используют инструменты, мы можем использовать инструмент приведенных в систему знаний для того, чтобы создавать семьи, группы и мир, которым мы можем гордиться.

 

Если наши наблюдения за поведением людей не будут систематизированы, они превратятся в случайные факты, не имеющие между собой ничего общего. Они будут слишком громоздкими для того, чтобы ими пользоваться. И они неизбежно уступят место расхожим мнениям и теориям, не имеющим никакого практического применения и ценности и дающим, в лучшем случае, кратковременное облегчение.

Нам необходимо понять, как нам жить в гармонии друг с другом, как общаться на рынке, дома, как себя вести, решая повседневные проблемы. Как добиться того, чтобы автомеханики работали быстрее (и лучше!)? Как добиться слаженности в работе коллектива? Как эффективно помочь человеку оправиться от эмоционального шока и как поднять человека вверх – человека, который настолько привык находиться внизу, что ему кажется, что «быть в низу» равнозначно понятию «жить»? Как сохранить энтузиазм в группе? Как, как, как?

Нам трудно стало понимать друг друга из-за невероятного количества неверной информации, с помощью которой пытаются объяснить поведения людей. «Лекари-экстрасенсы» превратились в посмешище, изобретая все новые и новые «заболевания» и добавляя их к уже нагроможденным ими грудам. «Терапии», используемые ими, и «лекарства» существуют в таком же огромном количестве. Возрастающее их число говорит об отсутствии основополагающего понимания того, что дает людям силы жить.

Запрограммированные запретами нашей культуры, которая делает ставку на сходство индивидуального мышления, мы с ранних лет учимся соответствовать им, в то время как истинную ценность представляет собой личная неповторимость каждого человека. Мы превращаемся в точную копию людей, окружающих нас, и представляющих собой устойчивую модель социального поведения.

Недавний всплеск интереса к так называемым «записям подсознания» говорит о том, что нам грозит либо дальнейшее программирование, либо мы должны противопоставить существующим программам свои альтернативные программы. В противном случае нас погубят фантазии и «теории мозга», сменяющие друг друга.

Очевидно, что нам не нужно дальнейшее программирование. Нам не нужны стереотипы и мнения «экспертов».

Нам необходимо практическое применение понимания.

Когда мы понимаем что-либо, мы освобождаем себя, от необходимости опираться на социальные «подпорки» и соглашаться с непонятными объяснениями, которые заставляли Алису поверить в разумность Страны Чудес.

Эта статья излагает новую и простую точку зрения людей, которые не лишают себя права иметь свою собственную индивидуальность и не наносят ей вред.

Информация, которая содержится в этой статье, развеивает представление о сложности обучения людей и превратит эту проблему в плоскость овладения точными и применимыми на практике знаниями.

Эти знания не являются специфическими для какой-то одной культуры, конкретного географического места или нации. Они не отображают ни политических, ни религиозных предпочтений. Эти знания дают возможность понимать, предсказывать, оценивать и улучшать человеческое поведение.

Эмоции – это основа.

Эмоциональное состояние – это трамплин к успеху. Эмоциональные расстройства – это первопричина организационных неудач и семейных неурядиц.

Эмоции нужно изучать на практике, потому что это МОЖНО делать. Они не существуют в теории, и не зависят ни от каких гипотетических предположений.

Когда какой-то человек злится на вас, не имеет значения, где вы находитесь в этот момент - В России, Европе, Израиле, или Штатах. Вы знаете, что этот человек готов разорвать вас на куски. Вы знаете это, потому что характеристики злости постоянны для всех. Точно так же, характеристики всех остальных эмоций НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ и являются общими для всех людей вне зависимости от их культуры, цвета кожи, вероисповедания или политических предпочтений.

Поэтому эмоции – это ключ к настоящему пониманию и предсказанию человеческого поведения. Надежность и достоверность содержащейся в статье информации проверена на практике.

Изучение эмоций требует умения наблюдать. Из этих наблюдений делаются практические выводы. На основе полученных выводов принимаются правильные решения, которые и определяют наши личные и профессиональные взаимоотношения.

«Наблюдение – это не пассивное занятие. Оно активно и включает в себя максимально полное изучение того, что мы наблюдаем. Необходимо приучить себя реагировать следующим образом: если что-то является для нас тайной или приводит в недоумение. Или вы не можете найти выход из ситуации, это значит, что вы не располагаете достаточной информацией и все, что нужно сделать – получить её.

Информация, которая лежит в основе технического обоснования предмета нашего обсуждения, - это результат обширных наблюдений и исследований многих людей. Примеры и шутки, содержащиеся в книге, помогут вам применить полученные знания на практике. В последнем разделе книге от вас потребуется вдохнуть жизнь в полученную вами информацию, применяя ее в повседневной жизни. Это покажет вам её истинную ценность.

Я надеюсь, что, прочитав эту книге, вы гораздо лучше будете понимать и себя, и людей, которые вас окружают.

А еще я мечтаю о том, что знания, полученные вами, станут той искрой, которая побудит вас заново открыть для себя все богатство самого ценного, что у нас с вами есть: друг друга.

 

Понимание эмоций.

Слово «эмоция» происходит от двух слов, означающих движение, направление наружу (вовне). Словарь определяет эмоцию как «любое специфическое чувство, такое как любовь, ненависть, страх, злость и т. д.».

Если мы рассмотрим данную проблему более детально, то обнаружим, что эмоция на самом деле означает выражение готовности и способности человека переносить и контролировать движение.

Жизнь – это движение. Вне зависимости от того, с чем мы имеем дело – с детьми, начальниками или подчиненными, с изучением нового предмета или регулированием механизма – общим для них является движение. Это может быть коммуникация, корреспонденция, мысли, услуги или продукты, продаваемые на рынке или эмоциональные напряжения, перерождающиеся в войны. О чем бы мы ни говорили – о частицах атома или о разрушении скал – любая форма жизни включает движение.

Основным фактором, определяющим насколько велика или мала способность человека к выживанию, является его готовность переносить и контролировать движение. Если он хорошо переносит движение, его способность к выживанию выше. Человек, который не в состоянии переносить движения, не способен выжить вообще! Мы можем дать полное описание человеческих эмоций, наблюдая за тем, как люди реагируют на движение.

Кроме того, когда у человека повышается или снижается способность переносить движение, его поведение очень четко и предсказуемо меняется.

Например, когда люди катаются на американских горках, наступает момент, когда они начинают кричать. Это происходит тогда, когда механизм превышает способность человека переносить движение.

Но аттракцион и существует для того, чтобы создать этот эффект, поэтому в данном случае непереносимость приносит удовольствие. Как и фильм ужасов.

А теперь давайте представим себе, что «аттракцион», на котором человек катается, - это работа, на которую он ходит каждый день. Когда скапливается куча не оконченных дел, когда возрастают требования шефа, способность служащего переносить эти движения снижается и соответственно снижается его способность контролировать объем работы.

 

Поведение и эмоции.

Эмоция – это не более чем набор тех характерных особенностей, которые проявляет человек, сталкиваясь с движением жизни.

Родители, которые хорошо переносят движение, могут устраивать дни рождения, хоккейные соревнования, успокаивать плачущего ребенка и т. д. Они ровно и спокойно воспитывают детей, относятся к ним справедливо и с уважением. Родители, которые плохо переносят движение, легко раздражаются, когда дети требуют их внимания. Такие родители относятся к дисциплине с точки зрения того, насколько она удобна им, а не с позиции того, что было бы полезно для их ребенка.

А это, безусловно, приводит к несправедливым и не заслуженным наказаниям, которые непонятны детям – и дети становятся неустойчивыми. Это, в свою очередь, увеличивает движение в их окружении и побуждает родителей, которые и так плохо переносят движение, к более жестоким действиям.

И потом наступает момент, когда родители до такой степени оказываются не в состоянии переносить движение, что они начинают стремиться, к тому, чтобы покинуть дом в поисках «покоя», а их дети оказываются предоставленные сами себе.

 

Шкала эмоциональных тонов.

Тонами мы называем различные проявление эмоций.

«Тон» - это «способ выживания». Это слово мы используем для определения эмоционального состояния человека. Каждая эмоция сопровождается определенным поведением. Человек находящийся вверху на шкале тонов, оптимально ведет себя в окружающей его обстановке и хорошо себя чувствует. Человек находящийся внизу на шкале тонов, действует нерационально и плохо себя чувствует.

Когда мы рассматриваем эмоциональную шкалу тонов, нас интересует, каким образом ведут себя люди в зависимости от того, насколько хорошо или плохо они переносят увеличение или уменьшение движения.

Обратимся к уже существующим, уже присвоенным номерам всем эмоциям для того, чтобы показать, насколько далеко или близко друг от друга расположены эмоции, а также для того, чтобы показать, как эмоции соотносятся друг с другом.

Тон – «2.0 – антагонизм» - находится посреди шкалы, и эту точку мы используем для дифференциации высокого и низкого тона. Все тона, расположенные выше тона 2.0, считаются высокими, а ниже 2.0 – низкими.

Изучая эмоциональную шкалу тонов, обратите внимание на то, что каждая эмоция, расположена ниже предыдущей, является проявлением снижающейся (ухудшающейся) переносимости движения.

4.0 – энтузиазм

3.5 – бодрость

3.0 – консерватизм

2.5 – скука

2.0 – антагонизм

1.8 – боль

1.5 – злость

1.2 – отсутствие симпатии

1.1 – скрытая враждебность

1.0 – страх

0.9 – сочувствие

0.8 – умилостивление (жертвоприношение)

0.5 – горе

0.1 – апатия

0.0 – смерть

Шкала тонов в действии.

Человек, находящийся высоко на шкале тонов, имеет высокий потенциал выживания и принимает решения, направленные в сторону выживания.

Люди, находящиеся на шкале тонов ниже тона 2.0 (антагонизм), имеют низкий потенциал выживания, и общей их характеристикой является стремление уступить давлению извне. При этом способ выражения этого стремления будет зависеть от конкретной эмоции, но результат будет один: отсутствие стремления к выживанию.

Люди, находящиеся высоко на шкале тонов, двигаются, действуют, живут, говорят и принимают решения с такой скоростью движения, которая недоступна для людей, находящихся низко на шкале тонов. Понимание этого принципа и применение его в общении с людьми дает фантастические результаты. О чем бы мы ни говорили – о двух людях, двух группах или двух нациях, та сторона, которая находится ниже на шкале тонов, будет негативно реагировать на движения той, которая находится выше.

Это реакция противодействия и она меняется в зависимости от того, где именно на шкале тонов ниже тона 2.0 находится человек или группа.

Реакция не зависит от политических или религиозных различий, цвета кожи или каких-то других внешних характеристик. Она является ничем иным, как драматизацией способа реагирования на движение.

Партнеры по браку часто оказываются на разных ступенях шкалы тонов. Если тон мужа ниже, он будет стараться либо замедлить, либо вовсе проигнорировать движения жены в зависимости от его положения на шкале тонов. Если тон жены ниже, она, в соответствии со своим тоном, будит либо ссориться с ним, либо избегать его, либо подчиняться его требованиям (если ее тон – апатия).

Из-за того, что люди, находящиеся низко на шкале тонов, плохо переносят движение, они избегают общения, «забывают» важную информацию, жалуются на окружающих и т. д.

Зная это, можно практически применить эти данные для правильной расстановки персонала на рабочих местах.

Например, если тон человека ниже 2.5 (скуки), ему не следует работать с механизмами, поскольку движение машины будет действовать на него раздражающе. К тому же механизмы плохо работают в руках людей с низким тоном, а если этот тон очень низкий, например, 1.1, такой человек специально ломает машину, чтобы остановить ее движение!

Нельзя доверять человеку с низким тоном рту в приемной офиса или на телефоне во время встреч с перспективными заказчиками. Результаты будут катастрофическими!

Приходилось ли вам когда-нибудь звонить в какое-нибудь учреждение, чтобы получить необходимую вам информацию, и нарываться при этом на человека, который грубо и не терпеливо разговаривал с вами? И возможно, вы помните, что вашим желанием было никогда больше не иметь дела с этим учреждением!

Если тон человека, отвечавшего по телефону , был еще ниже, вы могли и вовсе не дождаться ответа! Если поставить на руководящую должность человека с низким эмоциональным тоном, для организации это будет равносильно гибели!

«Восстановление здоровья группы зависит от изучения шкалы тонов и высокого интеллектуального оснащения руководителя группы».

От эмоционального состояния руководителя группы - будь то семья, компания или нация зависит потенциал выживания этой группы. Не толерантный руководитель, который находится низко на шкале тонов, будет направлять свои усилия на то, чтобы остановить движение этой группы и приспособить ее к своему личному, очень ограниченному, пределу переносимости.

Толерантный руководитель (который находится высоко на шкале тонов) будет поощрять инициативу и коммуникацию и все то, что необходимо для конструктивной, продуктивной и слаженной работы организации.

Это утверждение справедливо для всех групп, но в качестве примера давайте разберем типичную семейную ситуацию.

Отец в хорошем настроении возвращается домой после успешного дня. Войдя в дом и слыша возню детей, он бросается на кухню, где у него храниться водяной пистолет. Он заливает в него воду, затем врывается в детскую и начинает обливать их водой из пистолета. Дети в восторге кричат: «ПАПА ПРИШЕЛ!». Они начинают брызгаться водой друг в друга, и всё заканчивается общей свалкой на куче одеял на полу и разговорами о том, какими интересными делами был наполнен этот день.

Толерантный отец, внося свой вклад в движение окружающего мира, получает удовольствие от активности других.

А вот пример отца, имеющего низкий эмоциональный тон. Он приходит домой с работы. У него был неудачный день, или неудачи преследуют его последние десять лет. Он злиться, и поэтому очень не толерантен к движению.

Он слышит, что дети с восторгом во что-то играют в верхней комнате, и когда до него доходит, что они являются причиной такого движения, он кричит: «А ну, прекратите немедленно эту возню!»

Дети, слыша его крик, моментально «опускаются» вниз по шкале тонов до тона который находится ниже «злости». Это может быть «страх» или «горе». Эти эмоции уже переносимы для отца, поскольку включают в себя меньше движения. Точно также

Руководитель, имеющий низкий эмоциональный тон, может полностью разрушить группу!

Сварливый управляющий своими низким эмоциональным тоном создает атмосферу, не способствующую высокой производительности. Одного только взгляда на уровень тона руководителя страны достаточно для того, чтобы написано целые тома о характере ее жителей и о состоянии внутренних дел этой страны.

 

Поведение.

Такие характеристики, как состояние здоровья, то, насколько эффективно можно использовать человека для передачи информации, его память, отношение к сексу и детям и т. д., изменяется в зависимости от того, какая эмоция выражается человеком.

Например, если вы бросаете мяч в кого-то, кто находится в тоне энтузиазма, этот человек вполне толерантен к скорости мяча и с готовностью принимает его, и затем, в процессе игры, отбрасывает.

Но если вы бросаете мяч в человека, тон которого эмоционально враждебен, он в раздражении забросит его и, вы сами пойдете его подбирать!

При эмоциональном тоне 1.5 (злость) человек схватит мяч, который вы ему бросили и, поскольку его толерантность еще ниже, он захочет в ярости проколоть этот мяч или (если вам повезет) он просто зашвырнет его за забор.

А человек, эмоциональный тон которого 0.1 (апатия), попросту не заметит мяч, брошенный в него. Кроме этих физических реакций на движения в окружающей среде, необыкновенно интересно наблюдать за тем, как изменяются мотивации и намерения людей по мере того, как они двигаются по шкале тонов.

Например, люди, которые находятся в хорошей эмоциональной форме, ориентированы на будущее, их деятельность и планы связаны с будущим. Они работают в настоящем ради будущего.

Люди, находящиеся на шкале тонов несколько ниже, погружены в текущие дела, нервно реагируя на напряженные ситуации. С будущим они связывают больше тревог, чем планов. Они много времени тратят на «переживание» прошлого и не уверены в себе. Люди, находящиеся внизу на шкале тонов, погружены в прошлое. Они говорят о прошлых неудачах, трудностях, болезнях и т. д. Они избегают будущего и настоящего, они «застряли в прошлом».

Проиллюстрируем вышесказанное.

Д. едет в Ч. на машине на встречу с друзьями. Не успевает он выехать из города, как прокалывает колесо. Но вот и все в порядке, он ставит запаску и продолжает путь.

Вскоре у машины заклинивает двигатель. У Д. сразу же падает настроение, он опускается вниз по шкале тонов, жалуется на судьбу, ему жаль терять время, ожидая ремонта. Он вспоминает обо всех своих прошлых несчастьях и начинает подумывать о том, так ли ему уж необходимо ехать в Ч. , встречаться с друзьями

Но вот он опять в пути, и тут налетает ураган, и ему приходится устраиваться на ночь в гостинице. Он в оцепенении сидит перед телевизором, и не может заснуть из-за того, что его обуревают проблемы! Теперь он уже не сомневается в том, что ему не следовало ехать в Ч. , и начинает переживать по поводу того, что еще может с ним произойти в дороге из-за того, что удача отвернулась от него.

На следующее утро он обнаруживает, что у него проколоты шины – и берет билет на автобус домой, дав себе слово, что он никогда в жизни не поедет в Ч на встречу с друзьями!

 

Изменение эмоций.

Как в вышеизложенном примере, наша толерантность увеличивается или уменьшается постепенно. Никто сразу не скатывается из энтузиазма в апатию. Т хотя это может произойти довольно быстро, переход к апатии обязательно включает в себя все промежуточные состояния.

Скажем, человек обнаруживает, что в его любимый автомобиль, оставленный у бордюра, врезался какой-то лихач. Обычно находясь в тоне 4.0 (энтузиазм), он испытывает горе, увидев свою разбитую машину. По мере того, как он обдумывает создавшуюся ситуацию, он быстро поднимается по шкале до тона злости. Продолжая размышлять над тем, что случилось, он может вновь соскользнуть вниз по шкале до тона горя. Думая: «сколько сил и времени было потрачено на то, чтобы довести до ума эту машину». А при мысли о человеке, виновном в том, что случилось, он вновь поднимается до тона злости и уже готов бежать и найти этого мерзавца.

Спустя какое-то время, поразмыслив еще, он, в конце концов, поднимается вверх по шкале, но прежде чем полностью оправиться то перенесенного потрясения, он еще несколько раз, как на американских горках, «прокатится» по каждому из эмоциональных состояний между тоном горя и энтузиазма.

Человек опускается вниз по шкале тонов из-за того, что кто-то или что-то разрушает его планы на будущее, мешает осуществлению решений, действий, игре и т.д. Когда люди не могут достичь цели в жизни, бизнесе, личной жизни – они опускаются вниз по эмоциональной шкале тонов.

И наоборот. Когда человек получает хорошие известия, когда будущее выглядит светлым, и планы осуществляются – он поднимается по шкале. Цель, которую он потерял много лет назад, вновь перед ним! Как старый и дорогой друг, которого вы неожиданно встречаете на вечеринке – захватывающее чувство предстоящих свершений поднимает нас вверх по шкале!

 

Пример изменения эмоций.

Для того чтобы проиллюстрировать эмоциональную шкалу и то, как изменяется поведение человека с изменением его эмоционального состояния, давайте рассмотрим типичный случай из жизни ребенка.

Питеру 7 лет и он играет в песочнице. Ему скучно играть, потому что он уже миллион лет строит вот эти замки из песка (или ему так кажется).

Рассеянно наполняя песком ведро, он слышит вдали знакомый звук колокольчика. Он думает, что это колокольчик тележки с мороженым, но, поскольку ему скучно, то он не вполне доверяет своим ощущениям. «Что это такое?» - думает он. Его внимание переключается на внешний мир. Его тон переключается до тона бодрости.

Он снова слышит тот же звук колокольчика, но и уверен в том, что он означает: «МОРОЖЕНОЕ!!!»

Он поднимается еще выше по шкале тонов до энтузиазма и начинает мысленно рисовать свое будущее с вафельным стаканчиком в руке. Полный энтузиазма, он бежит к дому.

Взлетев по ступенькам со скоростью 100 км. в час, он чуть притормаживает у входной двери и, открыв ее, взлетает в гостиную, где вынужден остановиться и оглядеться, чтобы затем направить льющуюся через край энергию на поиски няни. Ах! Она, наверно, на кухне!

Перепрыгивая через стулья в гостиной, и промчавшись в столовую, он видит на кухне няню Сюзанну, разговаривающую по телефону со своей подругой Эллис. Он вытягивает вперед руку ладонью вверх, привлекая ее внимание.

Теперь давайте предположим, что эмоциональный тон Сюзанны – скрытая враждебность. Возможно, она распространяет злобные слухи и рассказывает другим деликатные подробности, которыми делится с ней ее лучшая подруга, и которые касаются их общей знакомой Мери.

В тот момент, когда перед ней возникает Питер, ее импульс – остановить его движение. Она злится на него и поэтому говорит: «Питер! Сколько раз тебе повторять, чтобы ты не мешал мне, когда я разговариваю по телефону. Иди в свою комнату».

Ее злость заставляет Питера потерять скорость и задерживает осуществление его планов. Он быстро соображает, что если он будет продолжать в таком же духе, он не получит мороженого никогда, и отступает. Он замедляет движение и оказывается в тоне консерватизма. Его импульс – поддержать существующий статус-кво!

Сюзанна, видя, что его поведение уже не такое требовательное, а движение замедлилось, больше не возражает против его присутствия. Она снова соскальзывает в тон скрытой враждебности и продолжает прерванный разговор по телефону, не замечая того, что она больше не настаивает на том, чтобы он ушел в свою комнату.

Между тем Питер, пребывая в тоне консерватизма, ищет себе занятие на кухне. Сначала он двигает магниты по холодильнику, потом играет с зубцами вилки – одним словом, одним словом просто занимает себя, пока Сюзанна успокаивается. Он не продолжает наступление, но он и не уходит с кухни! Сохраняет спокойствие!

И снова до него долетает звук проезжающей тележки с мороженым, И Питер через кухонное окно следит за тем, как она едет вдоль соседнего дома. Он оглядывается на Сюзанну, которая продолжает разговаривать по телефону, и ему кажется, что она никогда не закончит свой разговор. Он снова впадает в тон скуки и надеется на то, что «скоро что-то произойдет», а сам продолжает ждать.

Звук колокольчика слышится вновь, и Питер видит, как она движется по направлению к его дому! Он снова оглядывается на Сюзанну, не видит никаких признаков того, что разговор подходит к концу, и его эмоциональный тон понижается до антагонизма.

Он проходит к ней и слегка раздраженно говорит: «Эй, Сюзанна. Извини! Мороженой… малыш… деньги…? Он имеет в виду: «В чем дело? Давай купим мороженое, которое продается на улице!» Его отношение к происходящему: «Жизнь должна подарить мне что-то вкусненькое!».

И опять движение Питера раздражает няню. Она кричит: «Ну, все, хватит! Убирайся отсюда!».

Испуганный ее реакцией, Питер поворачивается и идет через кухню. Он бормочет себе под нос (так, чтобы Сюзанна слышала): «Ведьма!».

Сюзанна моментально отрывается от разговора по телефону, снова впадает в тон злости и говорит: «Что Вы сказали, молодой человек?».

Он говорит ей неправду (потому что пугается, и его тоном становится страх, когда он понимает, что натворил): «Я сказал, что у меня чешутся ноги. Когда я играл, песок попал мне в носки», (в английском языке слова «ведьма» и «зуд» созвучны друг другу).

Она возвращается к телефону, а Питер демонстративно ходит по кухне (он быстро вернулся к тону антагонизма), с треском выдвигает ящики шкафа и рассуждает на тему «отсутствия справедливости»: «Вот мама бы меня поняла».

И снова с улицы слышен колокольчик тележки с мороженым. Питер выглядывает из окна и видит, что на этот раз тележка уезжает от его дома! Она еще ниже спускается по шкале и оказывается в тоне эмоциональной боли.

Эмоциональная боль – это ощущение близкой потери. Питер очень недолго испытывает это эмоциональное состояние: «О нет! Я лишаюсь мороженого!» и тут же опускается по шкале еще ниже до тона злости. Он поворачивается к Сюзанне и кричит и кричит ей, то, что всегда приводит ее в бешенство: «Безмозглая курица!» Она ненавидит, когда он ее так называет.

Его цель сейчас, несомненно, направлена в сторону разрушения.

Слыша это, Сюзанна говорит в трубку: «Эллис, я тебе перезвоню позже. А сейчас мне нужно решить одну маленькую проблему!» Она вскакивает на ноги и поворачивается к Питеру, чтобы разобраться с ним, но Питер к этому времени сполз из тона злости в тон страха и улизнул с поля брани!

Сейчас Сюзанну не интересует восстановление справедливости. Ее задача – окончательно заставить этого мальчишку замолчать. Она запрет его в его комнате, и он будет сидеть там, пока не поумнеет!

Выиграв время у этой «чертовой няни» и чувствуя себя от этого в большой безопасности, Питер оказывается в тоне «скрытой враждебности» и остается в нем, пока случайно не задевает вазу в столовой и не роняет ее на пол. Она разлетается на мелкие кусочки.

На какой-то момент его охватывает чувство радостного возбуждения оттого, что он отомстил этой злодейке. Но это чувство быстро сменяется страхом, когда он слышит ее приближающие вопли. Вдруг до него доходит, что ваза, которую он разбил, принадлежала совсем не Сюзанне. Это была любимая мамина ваза! Он бежит в свою комнату, крича: «Сюзанна, извини! Я не хотел!».

Его воображение рисует картину того, что должно произойти (он делает по аналогии с тем, что уже бывало в таких случаях, т. е. с прошлым опытом – обратите внимание, с прошлым, а не с будущим). И эта воображаемая картина накладывается в его сознании на чужую реальность – на то, что происходит с ним сейчас. Он вбегает в свою комнату, захлопывает за собой дверь и запирает ее на ключ.

Между тем, Сюзанна уже тут, у его двери, и он слышит ее вопль: «Питер, сейчас же открой дверь!».

Питер понимает, что его загнали в угол. Он ничего не может сделать! Он опускается еще ниже до тона умилостивления (жертвоприношения). «Умилостивление» означает: «дать что-то кому-то, чтобы избежать наказания». Эта эмоция проявляется тогда, когда человек пытается откупиться от неприятностей.

К этому времени он находится в состоянии сильного эмоционального стресса. Сюзанна пытается ворваться в дверь его комнаты, а звук ее голоса становится непереносим для него. Он через дверь начинает молить ее о пощаде: «Сюзанна, прости меня. Ты не безмозглая курица. Честное слово, я больше никогда не буду тебя так называть, и я буду си деть здесь, в комнате, до вечера, и никуда не выйду, и вообще я сделаю все, что ты захочешь».

Сюзанну настолько раздражает непереносимая для нее скорость движения, порожденная данной ситуацией, и, кроме того, ей еще столько всего предстоит сделать, что ей и в голову не приходит беспокоиться по поводу эмоционального состояния маленького мальчика, трясущегося от страха по ту сторону двери.

Она слышит, как он через дверь извиняется перед ней, и понимает, что она «победила». Но это не радует ее. Она также расстроена, как и он.

И она кричит через дверь: «Вы правильно сделаете, молодой человек, что останетесь здесь». И перед тем, как уйти: «Вот подожди, придут твои родители…!»

Этот прощальный залп, выпущенный по нему хоть и неумышленно, тем не менее, ставит под угрозу его будущее.

Тяжело переживая случившееся, он рисует в своем воображении картину того, что сделают с ним родители, когда придут домой. Итак, будущее представляет угрозу, в настоящем он чувствует себя очень неуютно, а прошлое связано с потерей мороженого и уважения к себе – и все это вместе взятое лишает его всяких надежд. Он начинает плакать. Это горе.

И вдруг Питер, поглощенный мыслями о своей потере и о безысходности положения, слышит удаляющийся звук колокольчика – это все дальше уезжает тележка с мороженым. Еще одно сильное ощущение горя – и он соскальзывает в тон апатии.

Дело кончается тем, что приходят его родители, выслушивают сообщения Сюзанны о том, как «безобразно вел себя Питер весь день», и что по его вине разбилась ваза, а она здесь ни при чем.

Жизнь продолжается, и родители Питера могут оказаться в недоумении, отчего так изменился характер их сына? И они никогда не поймут, что причиной этих изменений была его реакция на несправедливость со стороны другого человека, лишившего Питера его законных прав в то время, когда родителей не было рядом с ним.

 

Устойчивые (навязчивые) эмоции.

У людей, оказывается, бывают устойчивые эмоции.

Гарри всегда пребывает в тоне злости. Бывают периоды, когда его тон повышается, но чтобы не случилось в окружающем мире, его реакцией является злость. Диктор, читающий новости, всегда проявляет одну и тоже модель поведения. Служащий фирмы при первых же признаках того, что ему будет трудно, справится с работой, проявляет эмоцию горя.

Это - примеры устойчивых эмоций.

Устойчивые эмоции – это тот уровень эмоциональной реакции, на котором со временем человек воспринимает то, что связано с выживанием: комфорт, деньги, восхищение, согласие и т. д. и который становиться моделью его поведения.

Поскольку устойчивые эмоции не изменяются в разных ситуациях, они могут рассматриваться как нечто нерациональное. Устойчивые эмоции – это не что иное, как необычное «решение», которое принимает человек в нежелательных для себя обстоятельствах. Если ребенок постоянно слышит: «Не делай это», перед тем как его движение принудительно останавливается, он, в конечном счете, войдет в тот эмоциональный тон, который у него ассоциируется с этими словами. И это будет его стандартной реакцией. Остановка его движения ассоциируется со словами, голосами, манерами людей из его окружения, и когда он видит или слышит это, он реагирует в определенном эмоциональном тоне. Это является защитным механизмом, который он используется для того, чтобы избежать остановки своего движения.

Если управляющий в офисе имеет низкий эмоциональный тон, одного звука его голоса достаточно, чтобы служащие расстроились и замолчали. Всплеск злости в общественном месте может стать причиной того, чтобы люди оказались в тоне страха! Их собственный прошлый опыт столкновения со злостью диктует им запрограммированную реакцию на ее проявления, когда бы это ни произошло.

Давайте рассмотрим еще один пример того, как проявляются устойчивые эмоции. Вернемся к нашему юному Питеру.

Прошло три недели после инцидента с няней. Мы снова видим, что он играет в песочнице. Ему кажется, что он что-то слышит. «Что бы это могло быть?» - думает он, и его тон поднимется до бодрости. Он снова слышит колокольчик и бежит на улицу убедиться в том, что это действительно то, что он думает. «Да, это мороженое!»

В энтузиазме он бежит через газон, по ступенькам, и вот он уже в доме. Он знает, что няня сидит на кухне и разговаривает по телефону. Он мчится через гостиную, перепрыгивает через стулья в столовой и медленно подходит к кухонной двери.

Замедленное движение – это его реакция на недавнее столкновение с няней. В тот раз она остановила его движение, и он испытал тогда облегчение только после того, как он проявил эмоцию умилостивления.

Поэтому он, опустив голову и шаркая ногами, подходит и говорит (мягко потянув ее за рукав): «Сюзанна? Сюзанна? Сюзанна? СЮЗАННА!!!» С каждым разом он все более настойчиво повторяет ее имя, но бормочет его в тоне неискреннего умилостивления. Это продолжается до тех пор, пока она не говорит: «Подожди минуточку, Эллис. Питер что-то хочет мне сказать». Она поворачивается к Питеру, видит, что его движения медленные и поэтому переносимы для нее, и она с большей симпатией спрашивает: «Что, дорогой?»

Он отвечает тихо, мило и скромно: «Сюзанна, на нашей улице стоит тележка с мороженым, и если ты дашь мне доллар, я буду весь день хорошо себя вести».

«Конечно, дорогой». Она дает Питеру доллар. Она понимает и ценит его тон умилостивления и тем самым преподает ему урок, усвоенный ею еще в юности: хочешь чего-нибудь добиться – умилостивляй

Теперь маленький Питер знает, что делать. Большую часть времени он находится в тоне энтузиазма, но интуитивно он чувствует, что скорость движения имеет что-то общее с мороженым.

В дальнейшем, в особенно напряженный период своей жизни он снова использует этот прием, и чем лучше это «работает, тем чаще он его использует.

Чем больше необходимого для выживания он может получить, таким образом, тем более «запрограммированной» становится его реакция. В стрессовых ситуациях она самопроизвольно проявляется в виде определенной манеры себя вести. И в результате, конечно, тон умилостивления становится его устойчивой навязчивой эмоцией.

Когда мы говорим о том, что в случае с Питером тон умилостивления работает, это означает всего лишь то, что он помогает Питеру избежать ситуаций, когда он может быть остановлен. Ирония судьбы состоит в том, что он сам останавливает себя при этом, без всякой помощи извне!

И это может стать трагедией. Если то движение, которое впоследствии он может расценить, как чью-то попытку остановить его, на самом деле будет обычным движением. Движением, которое необходимо для выполнения работы, дающей средства к существованию. И если такая ассоциация у него возникнет, это будет означать, что его устойчивая эмоция будет «работать» таким образом, что его будут увольнять с работы. Все! Ни одного движения больше!

 

Постоянные хронические эмоции.

Общий эмоциональный тон человека складывается из ряда факторов, включающий обучение, опыт, тон, ближайшего окружения, травмы , а также количества жизненной силы или энергии, находящейся в его распоряжении.

Давайте дадим определение «постоянной эмоции» как явно не выраженного скрытого тона человеческой жизни.

Для того, чтобы определить этот тон, необходимо принимать во внимание каждый из перечисленных выше факторов. Для того, чтобы понять, что это такое постоянный тон, сравнить черты характера, обычно ассоциируемые с молодостью (идеализм, энергия, сила и т. д.), с тем, что имеется в старости. Это сравнение покажет нам контраст между не сомневающимся оптимизмом молодости и разрушительным воздействием жизни на эмоциональное состояние человека.

Постоянный тон имеет тенденцию постепенно снижаться.

Каждый человек ежедневно перемещается вверх-вниз по шкале тонов, но этот повышающийся или понижающийся тон (который называют «социальным» или «острым») всегда связан с эмоциональным постоянным состоянием человека. Эмоциональный постоянный тон не меняет своего положения на шкале тонов.

Острый («социальный») тон может неожиданно измениться из-за получения хороших известий или перевода разговора на более приятную тему. Этот тон непостоянный и меняется под влиянием окружающей среды.

Постоянный тон оказывает доминирующее влияние на то, насколько продуктивно человек действует и насколько хорошо себя чувствует. Люди с высоким постоянным тоном быстрее восстанавливаются после получения плохих новостей, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей, обладают способностью более быстрого восприятия и лучшего контроля над всеми сферами жизни.

В нашей повседневной деятельности нас больше интересует состояние острого и устойчивого тонов. Эта статья описывает и анализирует их.

Наша задача заключается не в том, чтобы превратить свои рабочие места в реабилитационные центры для людей с низким постоянным тоном. Нам и нашим коллегам необходимо иметь высокий уровень тона и продуктивно работать, причем сделать это безотлагательно. А значит, что мы сами должны научиться выходить из нежелательных острых кратковременных состояний, а состояние низкого постоянного тона доверить специалистам, работающим по моей технологии, которая специально была разработана мной, чтобы решить эту проблему. Я уже писал в предыдущих статьях: «Кто управляет эмоциями, тот управляет жизнью».

 

Теперь рассмотрим некоторые характеристики эмоциональных тонов. Здесь дается краткое описание каждого тона, и указываются те отличительные особенности, которые позволяют распознать определенный тон.

В конце каждого раздела, посвященного описание конкретного тона, я привожу перечень кино-персонажей для того, чтобы проиллюстрировать эти эмоциональные состояния. Перефразируя Шекспира, можно сказать: весь мир – театр, а люди – всего-навсего актеры.

Начнем с нижней строчки шкалы тонов и будем, поднимется по ней вверх.

 

0.1 АПАТИЯ

Пребывающий в апатии человек избегает общения и полностью не осознает ни того, что происходит в мире вокруг него.

Этот человек хронически болен и неустойчив, как неустойчив по отношению к себе самому, так и к другим людям. Он не передает и не получает информацию. И даже представить себе не может, что есть внешний мир, с которым он может общаться. «Это не имеет никакого значения. Все равно я умру».

Его готовность переносить движение практически равно нулю. Его готовность контролировать движение равно нулю.

Он привержен наркотикам и заядлый игрок. Он полностью подчиняется внешним движениям, и изолировался от жизни.

Люди, которые вышли на пенсию и удалились от дел, вскоре обнаруживают, что движение их работы давало им определенный азарт в жизни. Если они не будут поддерживать свою активность на прежнем уровне, они неизбежно согласятся с отсутствием движения и войдут в тон апатии.

В жизни встречаются люди, которые не хотят разговаривать о своем будущем. Их настоящее было совсем не таким, о каком они мечтали, но если бы вы только слышали, как они говорят о своем прошлом!

Единственное движение, которое существует для всех этих людей, это движение из памяти, когда они вспоминают события давно минувших дней.

Сказанное мной вовсе не означает того, что апатия – это возрастная категория. Апатия – это эмоция, а не старость.

Однажды я помог одному молодому человеку, который окончательно оставил надежду когда-либо научиться водить машину. Он не помнил даже, с каким энтузиазмом мечтал когда-то, что будет разъезжать повсюду на собственном автомобиле. Он рассуждал о том, что для него это не так уж и важно, потому что его вполне устраивает велосипед – и опять же, это полезный для здоровья. Но могу поклясться, что он отнюдь не выглядел при этом счастливым человеком.

Прошла неделя, и когда он прошел тест, невозможно было поверить, что это был тот же самый человек. Его тон быстро поднялся вверх, когда мы определили причину его трудностей, и он сиял от гордости! И он полностью избавился от чувства апатичной безнадежности в отношении вождения машины.

Был случай, когда я работал с одним продавцом, который успешно занимался своим бизнесом, но в один прекрасный день, столкнувшись с множеством проблем, оставил его. Он кое-как перебивался, установив минимальные цены на свои продукты. А все дело в том, что когда движение стало для него невыносимо, как бизнесмен он вошел в тон апатии и совсем забыл о том радостном возбуждении, которое сопутствует удачному бизнесу.

Когда люди счастливы в браке и долгие годы живут, завися друг от друга, в тон апатии, часто впадает тот, кто переживает смерть партнера. Пережив горечь утраты, он оказывается в тоне апатии, если не найдет какое-то занятие или деятельность, которая отвлечет его внимание.

Если этого не происходит, за его апатией иногда быстро следует смерть, т. е. полное эмоциональное опустошение и прекращение физического существования.

 

Дастин Хоффман в финале фильма «Полночный ковбой», Стив Мак-Кин в фильме «Папиллион» в последние дни пребывания в одиночной камере.

 

0.5 ГОРЕ

Горе – это потеря. Человек оказывается в тоне горя, когда что-то теряет.

Для этого тона характерны проблемы со здоровьем и подверженность несчастным случаям. Это может быть самоубийство или автокатастрофа. Такого человека легко распознать, он очень неуверен в себе, и у него сильно занижена самооценка.

В состоянии горя человек полностью погружен в горечь своей утраты. И хотя его внимание полностью интравертно, он, тем не менее, способен откликнуться на мягкое прикосновение руки человека, выражающее ему свое сочувствие.

Чего бы это ни касалось – поражения в соревновании, потери любимого человека или вещи, горе – это всегда потеря.

Жизнь для человека, переживающего горе, - это жизнь без света и радости, это тоскливое и бесцельное существование.

Потеря тех, кого мы любим, представляет собой настолько драматическую потерю невообразимого количества единиц жизненной энергии, что наш запас жизненных сил начинает таять под влиянием мысленных образов этих утрат, часто бессознательно воссоздаваемых нами.

Эти переживания о пережитом нами горе подобны камню ша шее. Они остаются где-то на заднем плане, в глубине нашего сознания, но, тем не менее, в полной мере способны оказывать влияние на наше поведение, когда кто-то или что-то в окружающем нас мире «приводит» их в действие.

Банкротство, увольнение с работы, предательство того, кому мы доверяли, драматическим образом влияет на нашу жизнь. Под влиянием этого человек может полностью сменить жизненную ориентацию, т. к. стремится к тому, чтобы ничто в окружающем его мире не напоминало ему о происшедшей с ним трагедии.

Людей в состоянии горя гипнотизирует сам ход жизни. Они могут иметь все, но отказываются от всего, и в силу этого их поведение будет отражением действий этого мира.

Такие люди не могут нормально работать, потому что их внимание фиксируется на определенных вещах. Они могут сидеть, не сводя взгляда с выключателя, или ручки, или любого другого предмета. Они считают, что думают, о чем-то или мечтают, но на самом деле они просто фиксируют свое внимание на определенных объектах окружающей обстановки. Они быстро устают, часто получают травмы, их легко втянуть в бунт. Скажем, у руководителя организации возникает неблаговидная цель, для осуществления которой ему нужны послушные исполнители. Он заваливает их бесчисленными приказами, а они безропотно начинают их выполнять. Они слепо подчиняются самым жестоким распоряжениям, и при этом их совершенно не интересует моральный аспект того, что происходит. Джордж Орвел в своей книге «1984 год» очень точно описал, что происходит с людьми, находящимися в данном тоне, когда ими правят жестокие угнетатели.

Крестовые походы совершались во имя того, чтобы вернуть бесценные священные реликвии, попавшие в руки «варваров», и этот заряд горя и апатии был использован для того, чтобы «уничтожить язычников», не допуская даже возможности их оправдания. Гипноз!

Если вы сталкиваетесь с проявлением деспотизма в коллективе, знайте, что в этом коллективе работают не способные разумно действовать люди в тоне горя или апатии, а и руководят ими люди в тоне злости.

Прикованный к постели Том Круз в фильме «Где-то в это же время» после того как он расстался с любимой женщиной и перед тем как опустился до тона апатии, а затем смерти. Джон Войт в «Полночном ковбое». Соседка по комнате в фильме «Единственная белая женщина». Все персонажи книги «Время убивать».

 

0.8 Умилостивление.

От горя совсем недалеко до умилостивления. Для поведения человека, находящегося в тоне 0.8, характерно стремление откупится от обидчика всем, чем угодно, только бы заставить его отступить. Это - отчаянная попытка «перейти на сторону» источника опасности.

Умилостивление означает «избирательное дарение, жертвоприношение одаривание с целью избежать наказания». Его используют тогда, когда необходимо отвести от себя угрозу и сдаться на милость победителя, используя для этого подарки, улыбки, что-то принадлежащее вам и т. д.

Следует иметь в виду, что человеку, который находится в тоне умилостивления, может просто казаться, что определенные люди представляют для него угрозу. В то время как это может совсем не соответствовать действительности. Это – особенность его восприятия, поскольку в тоне 0.8 способность адекватного восприятия настолько понижена, что человека переполняют воображаемые угрозы.

Вот несколько примеров данного состояния.

Врач откупается от разгневанных пациентов тем, что лечит их бесплатно. Продавец делает неправомочные скидки на товары из-за того, что не может спокойно смотреть в лицо будущего.

Заказчик соглашается на все условия продавца и покупает совсем не то, что собирается, только потому, что хочет избежать гнева продавца, который так много времени потратил не переговоры с ним.

Служащий пишет отчеты своему боссу с целью заслужить его благосклонность, хотя эти отчеты не соответствуют действительности.

Это и те, кто всюду сует свой нос: доносчики, лизоблюды, подхалимы, вызывающие раздражение всех служащих офиса.

Это руководитель, так сильно старающийся, чтобы все его любили, что его подчиненные перестают что-либо делать. Это происходит от того что, находясь в тоне 0.8, он утрачивает способность контролировать движение, и люди, находящиеся у него в подчинении, разбрасываются в своей деятельности, погрязая в незавершенных делах и хаосе.

Умилостивление – это тон, находясь в котором шантажист и насильник стремятся загнать в клетку свою жертву, а «слуга церкви» пытается тайно соблазнить свою прихожанку. Добившись, этого они будут продолжать преследовать их угрозами разоблачения и осыпать проклятиями, лишив их положения, здоровья, покоя и всего, что им было дорого.

Чарли Шин в фильме « Уолл-стрит» (пытаясь заполучить большой счет). Джеймс Канн в фильме «Нищета». Марлен Брандо в фильме «Отражение в золотом глазу». Ингрид Бергман в фильме «Газовая лампа».

 

 

0.9 СОЧУВСТВИЕ

Очень часто неверно понимают, что значит сочувствие. Необходимо учитывать, что этот тон имеет два аспекта: 1 - состояние человека, который выражает сочувствие; 2 – состояние человека которому выражают сочувствие.

Первый аспект отражает тон человека, который принимает эмоциональное состояние, в котором находится тот или те, кому адресовано его сочувствие. Такой человек всегда чувствует боль окружающих его людей, раненных животных и сопереживает им.

Действия родителей, осыпающих детей подарками и создающих им тепличные условия во время болезни, приводят к тому, что их дети, вырастая, начинают донимать своих начальников больничными листами и жалобами на то, что им «тру-у-удно». Ведь это всегда у них получалось тогда, когда они были маленькими, ведь так?

Это не значит, что сочувствие не имеет право на существование. Если бы мы не выражали сочувствие друг другу, мы не смогли бы выжить как вид. Мы говорим о другом. Сочувствие как эмоциональное длительное состояние приносит вред.

Управляющий, находящийся в тоне 0.9, может до такой степени проникнуться жалобами своих подчиненных, что сильно рискует довести компанию до банкротства.

Второй аспект тона 0.9 – это эмоциональное состояние человека, которому выражают сочувствие. Этот аспект выражает как бы другое направление потока. Человек стремится к тому, чтобы его пожалели и поддержали.

Это поддержка совсем иного рода, чем помощь друга по дому в воскресенье днем. Это смиренная коленопреклоненная мольба о моральной и физической поддержке. При этом человеку не нужно, чтобы его научили ловить рыбу, ему гораздо более необходимо, чтобы нашелся человек, который дал ему рыбу. Он разыграет целый спектакль на тему того, сколько трудностей он пережил, как тяжко ему было работать, и как от многого ему пришлось отказаться и т. д. К тому же он так болен!

В этой категории мы находим таких, которые плачутся по поводу того, что «они не перенесут этих изменений в политике компании» и что «на выполнение этого проекта уйдут годы работы».

В этом тоне пребывают люди, которые не верят в то, что смогут выжить без поддержки других.

Сочувствие имеет практическую ценность тогда, когда человек получил травму и нуждается в помощи.

Поскольку человеку в таком состоянии естественно выражать сочувствие, он действительно нуждается в поддержке. Вы, наверное, не раз наблюдали, что больных или травмированных людей окружают бодрые и энергичные люди. Это – часть механизма сочувствия.

Вы могли заметить, что в последнее время увеличивается количество людей в тоне сочувствия, которые работают, «чтобы заработать себе на хлеб». Если вы все же решитесь нанять такого человека на работу, не подпускайте его близко к оборудованию, которое может сломаться. Движение механизма будет раздражать человека в тоне 0.9, и он допустит его поломку просто, чтобы избавиться от дискомфортного состояния.

С этими людьми «не в порядке» лишь то, что они находятся низко на шкале тонов и поэтому они не обращают внимания на то, что их окружает. Они подвержены несчастным случаям. У них неясные ощущения, и их способность контролировать движение падает по мере того, как они опускаются вниз по шкале тонов.

Интересно отметить, что когда к человеку, находящемуся в этом тоне, систематически проявляется милосердие, это ему не помогает! Ему становится еще хуже, поскольку его бессилие подтверждается теми, кто дарит подарки, оказывает поддержку, а от него не требуется ничего взамен!

Сказанное выше не предполагает, что для того, чтобы люди нормально работали, необходимо ввести режим жесткого подчинения или иные суровые меры, как не предполагает и того, что мы не должны обращать внимание на людей, нуждающихся в помощи! Сказанное выше означает лишь то, что сочувствие, как эмоция, имеет очень ограниченное практическое применение. Мы должны понимать, что реальная помощь означает изменение ситуации таким образом, что человеку больше не требуется помощь. И нам нужно очень хорошо подумать для того, чтобы понять, как именно нам следует поступать в подобных ситуациях, чтобы человеку, которому мы хотим помочь, от нашей помощи не стало еще хуже!

Нашей целью должно быть не выражение сочувствия, а эффективная помощь. В результате мы будем иметь процветающие группы и высокий моральный дух их членов.

Устойчивый тон 0.9 означает потери в бизнесе и личной жизни, и его необходимо поднимать – ради всеобщего блага, а особенно ради блага человека, находящегося в этом тоне!

В фильме «Унесенные ветром» - соперница Скарлет О`Хара, благовоспитанная леди, которая вышла замуж за Эшли мать убийцы в фильме «Мертвая зона».

 

1.0 СТРАХ

Страх - это очаровательный тон. Люди, пребывающие в тоне 1.0, врут даже тогда, когда вполне можно сказать правду. Этому тону сопутствуют болезни, на которые люди тратят большую часть своей жизни. Такие люди подчиняются всем, но их преданность оч5ень не постоянна. Они дружат с теми, кто в данный момент представляет для них самую большую угрозу, и разрывают дружбу, как только чувствуют, что угроза миновала.

Это трусы, которые избегают любого соприкосновения с опасностью – реальной или мнимой.

Поскольку они находятся низко на шкале тонов, их внимание обращено в прошлое, и их легко обмануть людям пребывающим в тоне скрытой враждебности и контролировать тем, чей тон 1.5 – злость.

Один из аспектов того, почему люди, находящиеся в тоне страха, опасны для окружающих – это то, что они создают огромный беспорядок вокруг себя. На их наблюдения совершенно нельзя полагаться, их выводы неверны и приукрашены трагичными домыслами.

Сталкивались ли вы с тем, что кто-то, не имеющий абсолютно никакого личного опыта в том, что вы хотите сделать, яростно доказывал вам опасность последствий?

Однажды, когда я еще учился в колледже, наша группа собиралась идти в поход в горы, и мы пригласили одну девушку присоединиться к нам. Так вот, ее реакцией было предупреждение о том, как это опасно, потому что в горах живет огромное количество людей, до зубов вооруженных топорами, и они убивают всех подряд!

Она рассказывала жуткие истории про эти горы, и только после того, как мы вернулись из похода , мы узнали, что она никогда в жизни не была в горах!

Я вспоминаю, как во время этого похода мы лежали в спальных мешках, смотрели на звезды над головой и уже собирались заснуть, и тут моя девушка спросила меня, есть ли в горах медведи. Этого я не знал, но, на всякий случай, просто чтобы она выбросила это из головы, сказал, что здесь слишком высоко и медведей здесь не бывает.

Она спокойно заснула, а я провел всю ночь без сна. Я боялся, что где-то поблизости бродят эти свирепые звери, и я даже видел какие-то подозрительные тени!

Я хочу еще раз подчеркнуть, что ни тон страха, ни другие тона, которые находятся внизу шкалы, не являются чем-то плохим. Каждый из них существует в силу того, что, находясь на более высоких уровнях, мы не всегда можем получить то, что нам необходимо для выживания. Каждый тон занимает место в общей схеме и оказывается даже полезным в игре, называемой жизнью.

Например, гуляя по лесу и встретив медведя, вы не станете говорить ему: «Здравствуй, Мишка!» и протягивать руку, чтобы потрепать его за ухом. Естественным чувством, которое испытывает нормальный, рационально действующий человек в тот момент, когда встречает медведя в лесу, является чувство страха. Страх необходим для выживания – испытывая чувство страха, мы ощущаем, что наши ладони и ступни покрываются потом. Это включает ваше внимание и скорость. Вы лучше видите дорогу, ветки деревьев, поверхность скалы и все остальное – и вот вы уже с воплем несетесь прочь, спасая свою жизнь!

Оказавшись в безопасности, вы снова поднимаетесь вверх по шкале!

Надо иметь в виду одну важную вещь, которая касается тонов, расположенных внизу на шкале: все они представляют ограниченную ценность для выживания. Но если человек долгое время находится в низком тоне, его жизнь становится все более и более невыносимой и все труднее поддается контролю.

Джуди Форстер в фильме «Молчание ягнят», когда она сталкивается с характером Хопкина. Энн Арчер в фильме «Узкая полоса». Все те, кто смотрит фильмы с участием Стивена Кинга. Майкл Дуглас в фильме «Фатальный исход». Рой Шнейдер, когда он думает о лодках в «Челюстях». Молодой священник в фильме «Экзорсист». Дастин Хоффман в фильме «Человек дождя».

 

1.1 СКРЫТАЯ ВРАЖДЕБНОСТЬ

Скрытая враждебность – это самый опасный тон на шкале. Кроме того, его труднее всего определить, поскольку человек в тоне 1.1 демонстрирует вам, что он – ваш друг, между тем, как истинное его намерение скрыто, и он в любой момент готов вонзить нож вам в спину.

Тон 1.1 находится на шкале тонов между страхом и злостью. Человек злиться на что-то, но боится того, что произойдет, если он продемонстрирует свою злость. Поэтому он улыбается, но готов нанести вам удар сзади. Скрытая враждебность разрушает бизнес, репутацию, брак, культуру. Враждебность называется скрытой, потому что это эмоция, проявление которой не видно. Истинная цель человека – не показать своих разрушительных намерений, и скрыто контролировать других.

У человека не хватает смелости открыто говорить то, что он думает, и поэтому его бунт будет скрыт ото всех, он подрывает и парализует деятельность других.

Человек в тоне 1.1 говорит вам «как друг», что вам стоит похудеть не несколько килограммов. Истинным его намерением при этом, конечно, не является желание помочь вам. Он стремится к тому, чтобы вы сосредоточились на самом себе, чтобы ваше внимание обратилось на себя, а это именно тот случай, когда человек не способен заметить «змею, притаившуюся в камнях».

В отличии от тона выраженной злости, тон 1.1 способен убить вас. Ведь вы живете, совершенно ничего не подозревая, в то время как за кулисами, не покладая рук, трудится человек, желающий вашей гибели!

Он опасен. Он постоянно меняет мнение по поводу проектов и решений. Такой человек передает только плохие новости и высылает других на посмешище, преследуя свои неблаговидные цели.

В отличие от людей, находящихся в тоне «отсутствия сочувствия» (1.2), которые испытывают удовлетворение, видя, что вы страдаете, люди, находящиеся в тоне скрытой враждебности, заставляют вас страдать!

Они контролируют других без их ведома, причем делают это, сводя на нет их достоинства и уничтожая их как личности.

Для людей в тоне 1.1 главное – придерживаться условностей, принятых в обществе. Обычно они хорошо выглядят, подтянуты, одеты таким образом, чтобы подчеркнуть, что у них более тонкий вкус, чем у других людей, а также для того, чтобы скрыто контролировать внимание людей, их окружающих.

Несколько лет назад я присутствовал на одном семинаре. Во время перерыва я обратил внимание на молодую особу, которая разговаривала со своим боссом. На ней была плотно облегающая фигуру кожаная блузка, молния которой была наполовину расстегнута.

Всякий раз, когда она поворачивалась, чтобы бросить взгляд на присутствующих (что она делала довольно часто), она наклонялась так, чтобы была видна ее грудь. И каждый раз при этом глаза ее босса на мгновение оказывались прикованными к ее груди. Он не хотел, чтобы она видела его взгляд. Он не понимал, что она знала, что он смотрит на нее. Она играла с ним, как с марионеткой!

Они продолжали разговаривать, их разговор показался непринужденной дружеской болтовней, но оба они находились в состоянии скрытой враждебности, и каждый из них хотел контролировать другого тайно. Это было интересное соревнование!

Я подошел к ним и спросил ее, знает ли она о том, что ее грудь видна всякий раз, когда она поворачивается. Он покраснел, она заморгала, а я сказал: «Пожалуйста, застегните блузку. Это неприлично».

Они не знали, что делать – то ли смотреть на часы, то ли в пол, и я отошел от них. На следующий день она подошла ко мне и стала говорить, как ей понравился семинар, и на этот раз на ней была очень милая блузка с высоким воротником! Она случайно потерпела банкротство. Но, пройдя обучение на семинаре, поднялась по шкале тонов, добившись хороших результатов.

Пожалуйста, запомните: эти тона не являются постоянными. Тон человека можно очень легко поднять, если знать, как это сделать. Об этом мы поговорим в следующих главах, а пока что не впадайте в панику, если вы обнаружите себя или кого-то из ваших близких в одном из рассмотренных нами тонов. Важно, то, что этому можно помочь, и вам станет легче, когда вы узнаете, что это совсем не сложно!

А вот еще один пример тона скрытой враждебности в действии. Когда я был в одном городе, я дал задание группе людей познакомится с тремя незнакомыми людьми, которые находились в той же комнате. Они приступили к выполнению задания, а я наблюдал за тем, как изменяется их тон.

Мое внимание привлек человек, классический пример тона 1.1 Он был безупречно одет, на нем была яркая спортивная куртка и бабочка, волосы великолепно уложены, и у него были точеные черты лица, словно он сошел с плаката, рекламирующего смокинги. Боже мой, как же он был хорош!

На его лице было написано: «Я такой замечательный и заботливый». И с этим выражением лица он пожимал кому-то руку и затем тряс ее двумя руками. И продолжал, продолжал, продолжал трясти!

Тем временем жертва нашего денди с бабочкой, старалась не показаться обиженным или невежливым, пытался закончить это бесконечное рукопожатие. На лице его было написано: «Отдайте мне, пожалуйста, назад мою руку». Он все более и более сосредотачивался на самом себе и чувствовал себя очень неловко.

А человек с бабочкой все продолжал трясти руку, глядя ему в глаза.

Тот, кто стал жертвой грубой выходки, окончательно ушел в себя и решил, что это он делает что-то не то. На самом деле он все делал правильно. Он просто ощущал себя как человек, испытавший на себе воздействие тона скрытой враждебности.

Другой пример, тетя Хелен спрашивает вас, и ее голос полон тревог: «Как у тебя дела, дорогой?» Вы отвечаете: «Все прекрасно, тетушка».

Ее брови ползут вверх, и она говорит: «Ты в этом уверен?» - подразумевая, что совсем не все прекрасно. Она очень спокойно усомнилась в том, что вы ей сказали, и вы чувствуете, что уже менее уверены в том, что было сказано минуту назад, и теперь вам надо защищаться.

Случалось ли вам вступать в разговор с кем либо, чувствуя себя при этом «открытым миру», а а заканчивать его с чувством, что вы ровным счетом ничего из себя не представляете? Начинать разговор в приподнятом настроении, а заканчивать, думая: «А ведь я и не думал, что стал почти лысым». На самом деле лысина здесь ни при чем. Просто когда ваш собеседник, не отрываясь, смотрел на линию ваших волос, вы чувствовали, что вас негативно оценивают, но не понимали, в чем дело. В этом состоит скрытая враждебность.

Мы с Бредом дружили уже много лет. Несколько лет назад у нас с ним родился проект, и мы создали свою компанию. Наш бизнес процветал, мы трудились, не покладая рук, и жена Бреда была недовольна тем, что Бред полностью был поглощен своей работой. Она никогда не высказывала вслух своего беспокойства, и я вообще не знал, что ее волнует. Бред тоже не обращал на это никакого внимания!

В начале каждой новой недели Бред еле-еле, будто сонный, тащился в контору.

Время от времени он говорил, что ему необходимо быть более заботливым супругом. И довольно часто он был погружен в себя.

Интересно то, что когда дела в конторе шли плохо, она готовила ему прекрасный обед и старалась во всем угодить ему, чего никогда не было, когда дела в конторе шли хорошо!

Все это всплыло после того, как мы пережили кризис в делах. На самом деле она проводила закулисную работу, чтобы развалить наш бизнес и нашу дружбу! У нас с Бредом никогда в жизни не было разногласий. А тут вдруг ни с того ни с сего мы стали жить как кошка с собакой. Как выяснилось потом, она за моей спиной рассказывала Бреду, пикантные подробности обо мне (которые были ложью). А мне рассказывала то же самое о нем! А мы были так поглощены тем, что удача неожиданно отвернулась от нас, что нам просто некогда было оглянуться и посмотреть на то, что, на самом деле происходит вокруг!

Скрытая враждебность. Очень опасное, смертельно опасное эмоциональное состояние для не знающих и неподготовленных!

А вот еще один случай! Несколько лет назад, когда я пришел на консультацию хироманту, в приемной я увидел секретаршу, которая под самым носом у своего шефа намерено, разваливала дела его офиса!

Потребовалось немного времени, чтобы убедиться в этом. И после того, как она получила расчет (уже не было времени поднимать ее тон, поскольку по ее вине в офисе создалась чрезвычайная ситуация). Мы подошли к столу, за которым она работала, и нашли там три неоплаченных счета за аренду помещения, а также уведомление о лишении права аренды, присланное неделю назад разгневанным хозяином-арендодателем.

Все служащие взбунтовались. Помимо всего прочего выяснилось, что по офису циркулировали сенсационные (и ложные) слухи, которые исходили от кого бы вы думали? Ну, конечно же, от нашей секретарши в тоне скрытой враждебности.

Сразу же было доказано, что эти слухи не соответствуют действительности, и тем самым всем служащим стали ясны истинные цели человека, от которого исходили эти слухи.

Когда это все открылось, тут же прекращено дело, возбужденное против одного из пациентов. Она подала против него иск в суд только на основании того, что он отказывался отвечать на ее телефонные звонки. Она чувствовала себя абсолютно никому не нужной, и ей стало казаться, что именно он в этом виноват. А он и понятия не имел о том, что она ему звонила. Потому что кто кроме нее мог ему об этом сказать, если именно она сидела в приемной на телефоне!

 

Трамплин для болезней, передающихся через секс.

Для людей находящихся в тоне скрытой враждебности, характерны случайные нерегулярные беспорядочные сексуальные отношения. Здесь же мы встречаем использования секса, как наказания. К этой категории относятся также люди, жестоко обращающиеся с детьми.

Эмоциональный тон 1.1 – это почва для передачи болезней через секс, поскольку люди в тоне скрытой враждебности никому не говорят о том, что больны сами, и с удовольствием передают инфекцию своим партнерам.

Это безответственные люди. Они клянутся вам в любви и верности, а затем с мягкостью предают вас и уходят.

Учитывая, что во всем мире сейчас существует проблема СПИДа, это информация имеет важное практическое значение.

Совсем недавно по телевизору показывали сюжет о мужчине, имевшем интимные отношения с двенадцатью женщинами уже после того, как он узнал о том, что у него положительная ВИЧ-реакция. Это – худшее из преступлений, и хотя нас постоянно предупреждают о необходимости принимать меры предосторожности против СПИДа, ни одно из этих предупреждений не готовит нас к тому, что нас могут, намерено заразить. Только хорошее понимание и практическое применение знаний об эмоциональной шкале тонов является эффективным средством защиты от духовного и физического насилия со стороны этих мерзавцев.

Люди в тоне 1.1 могут быть найдены во всех слоях общества. Тон – это эмоция, а не образ жизни. Сейчас, наконец, вооруженные знанием шкалы тонов, мы можем узнать предателя по характерным признакам.

Хелен Берстен в роли Нес Речет в фильме «Полет над гнездом кукушки». Ребекка де Морней в фильме «Рука, качающая колыбель». Кэрри Хэгманг в фильме «Даллас». Гарри Баси в фильме «В осаде». Джон Форсайт в роли судьи в фильме «Справедливость одна для всех». Шарон Стоун в фильмах «Презумпция невиновности» и «Основной инстинкт».

 

1.2 ОТСУТСТВИЕ СИМПАТИИ. (СОЧУВСТВИЯ)

Человек в тоне 1.2 не интересуется состоянием других людей, он целиком и полностью погружен в проблемы собственного выживания.

продолжение следует…

*Открытие – то, что открыто, вновь установлено, найдено. (Сделать открытие. Научное открытие.)

 

Автор открытия в области медицины психолог-психотерапевт Петр Шамраев.

Web-сайт: http://www.shamraev.ru

E-mail: 7481897@mail.ru

E-mail: 89262158948@mail.ru

Консультации по телефону:  8-(499) 748-18-97 с 10:00 до 22:00

Консультации по телефону: +7-926-215-89-48 с  9:00 до 21:00

Все права защищены. Перепечатка материалов и ссылка на них только с разрешения автора.

 

Инструкция для звонка:
Для того чтобы позвонить в город Москва необходимо набрать:
1. с мобильного телефона: +7 (499) 748-18-97
2. со стационарного телефона (из России): 8 гудок (499) 748-18-97
3. со стационарного телефона (из-за границы) 00 7 (499) 748-18-97

 


В избранное