Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассказ от замысла до публикации Выпуск 18. Герой рассказа - 1


Рассказ от замысла до публикации

Выпуск 18

Герой рассказа - 1

Здравствуйте, уважаемые читатели и писатели!

Анкета о пользе моей рассылке пошла мне на пользу. Я услышала ваше мнение, пожелания и замечания. Если вы ещё не ответили на вопросы анкеты, можете это сделать по ссылке http://www.anketer.ru/vote/51564E497D7AE269CEFF4503E003F271/

Следующие несколько выпусков рассылки будут посвящены герою рассказа.

Сегодня я хочу поспорить с мистером Фрэем, который в своей знаменитой книге «Как написать гениальный роман» высказал такое мнение: «Персонаж должен отличаться от нас, людей из плоти и крови. Читатель стремится к исключительному, особенному; обыденное его не интересует. Читатель хочет, чтобы человек вымышленный был красивее или безобразнее, подлее или благороднее, злее или великодушнее настоящего человека, живущего в реальном мире. У человека вымышленного страсть горячее, а ярость холоднее, он больше путешествует, больше дерётся, чаще влюбляется, он чаще меняется и сексом занимается чаще. Гораздо чаще. Человек вымышленный превосходит человека разумного во всем. Даже если персонаж простоват, скучен и зануден, в своей простоте, скуке и занудстве человек вымышленный даст своему двойнику из реального мира сто очков вперёд».

Согласиться с этим высказыванием можно только наполовину. Герой любого произведения должен обладать определённым набором качеств, которыми писатель наделит его для того, чтобы точнее изобразить идею, выразить мысль, заложенную им в произведение. По Фрэю однако получается, что герой может быть хорошим, плохим или никаким, чтобы принести своему создателю много денег. Но, как нам известно, русская литература создавала таких героев, у которых все качества присутствовали: и положительные, и отрицательные. Именно такое сочетание естественно для любого живого человека. Именно поэтому в классику мировой литературы входят герои, наиболее чётко выражающие внутренний мир живого человека, а не супер-героя. Хотя и им было когда-то место в сердцах человечества. Вспомните романтизм.

Супер-герои вроде человека-паука и черепашек ниндзя сейчас больше привлекают детей и подростков. И это вполне объяснимо: нужно иметь положительный пример перед глазами, идеал, к которому можно стремиться. Однако вопрос спорный. Я просто высказываю своё мнение. Несогласных прошу высказывать своё. Интересно видеть мир с разных позиций и высот, поэтому не стесняйтесь высказываться.

Так вот, ещё один вопрос, который вытекает из вышеприведённого отрывка, такой: чем отличается герой романа и повести от героя рассказа.

Подход к созданию героя и тех и других жанров одинаков: своего героя нужно знать в лицо, знать всё о нём, все мелочи его жизни и характера. Отличаться будет только результат. Если в романе и повести всё, что написано вами о герое в черновиках войдёт в произведение, с рассказом этого не произойдёт. Вам нужно будет выбрать только то, что наиболее характерно для героя, что больше всего подходит для реализации замысла. Если в романе и повести будут подробный портрет героя и описание его жизни, то в рассказе всё это уместится в половину страницы или будет вплетено в сам рассказ.

А вот вам и пример. Читаю сейчас замечательного мастера рассказа Юрия Сотника. Да детский писатель, но зато мастер и у него есть чему поучиться. Заодно и настроение поднимается. Ведь рассказы юмористические.

Вот описание учителя из рассказа «Исследователи» http://biblioteka.org.ua/book.php?id=1120002220&p=33: «Как-то раз, ещё будучи студентом-практикантом, я присутствовал на уроке Николая Николаевича. Николай Николаевич стоял, вытянувшись перед классом, чуть приподняв седую бородку клинышком. Белая, вся в вихрах и завитушках шевелюра его резко выделялась на фоне классной доски, а чёрная суконная блуза-«толстовка» почти сливалась с ней. В правой руке он держал раскрытую книгу, а левой – пенсне на чёрной тесёмочке. Не глядя в книгу, чуть помахивая пенсне, он взволнованно читал…»

Вот он – главный герой рассказа. Повествование ведётся от первого лица, но это совсем не значит, что сам автор был в такой ситуации. Об этом говорит развитие сюжета. Если вы знакомы с биографией автора, ни за что не согласитесь с тем, что студент-практикант равно писатель. Вообще ситуация с ними произошла очень забавная. Почитайте.

А в рассказе этом героев шесть человек, не считая педагогического коллектива, который как обычно заседал на педсовете, да тридцати шести затылков, которые в начале рассказа слушали бы внимательно учителя, если бы не происшествие, отвлёкшее их от великого Лермонтова. И все эти герои ну ничем, вопреки мнению Фрэя, не отличаются от обычных людей.

Чувствуете, сколько народу собралось на пространстве небольшого рассказа.

Сколько же может быть героев в рассказе?

Ответ на этот вопрос будет в следующем выпуске.

=====================================================================

До следующего выпуска.

Начинающий мастер рассказа Надежда Лимонникова

Блог www.chelcel.blogspot.com

Почта nwl31@yahoo.com


В избранное