"Приходилось ли тебе когда-нибудь замечать, как люди внезапно меняются?
Как подменили, говорят в таких случаях. Не приходило ли тебе в голову,
что людей в самом деле подменяют? Куда деваются прежние - вот в чем
вопрос". В этом завораживающем романе герои существуют в кажущемся реальным
мире. И сами они как будто обычные люди. Только на самом деле -
все немного иначе. А может быть даже совсем не так. Двадцать лет назад
после появления сериала "Твин Пикс" миллионы людей хотели знать "Кто
убил Лору Палмер?" - загадочный роман Татьяны Дагович так же, как гениальное
творение Дэвида Линча, рождает вопросы, на которые хочется искать...
и не находить ответы. В 2010 году роман "Ячейка 402" стал
единственным призером национальной литературной премии "Рукопись года"
в номинации "Оригинальная идея".
Эргали Гер - прозаик, эссеист, переводчик. Родился в Москве в 1954 году,
долго жил в Вильнюсе. Стал знаменит после публикации рассказа "Электрическая
Лиза". Автор книги "Сказки по телефону" и очерка "Белорусское
зеркало", который был опубликован в интернете и наделал много шума как
в Белоруссии, так и в России. Повесть "Кома" вошла в лонг-лист премии
"Национальный бестселлер" и в шорт-лист "Премии И.П. Белкина". Так что
же все-таки произошло с нами в девяностые? Эргали Гер написал мудрую
повесть о брошенном на произвол судьбы поколении и о не нашедших себя
в "десятилетие перемен" их детях. Кома, Комэра Георгиевна Протасова,
когда-то бойкая комсомолка и альпинистка, а сейчас московская пенсионерка
с хромоногим сыном-историком, находит правду в "Православном ордене
воителей и воительниц Святого Духа", которым руководит мудрый Учитель.
Вступив в орден, почувствовала себя молодой и нужной, стала одной из
"апостолов". Только для строительства общего Дома членам Ордена приходится
продать свои московские квартиры... В повести "Кома" сделана
смелая попытка осмыслить то, что происходит с Россией. Здесь есть отточенный
русский язык и есть драматическое произведение, которое читается
на одном дыхании, а конец бьет наповал. Дмитрий Орехов
Homo homini lupus est. Не убьешь ты - убьют тебя. Так они говорили и так
они думали. Римская империя эпохи своего наивысшего расцвета. Сердце
империи - Рим, Вечный город, центр античного мира. Здесь бесконечно
плетут интриги и заговоры. Здесь наслаждаются кровавыми зрелищами и
предаются разнузданным оргиям. Здесь соседствуют вызывающая роскошь и
бесправное рабство. Здесь процветают глубоко порочные личности, и именно
они постоянно оказываются на вершине власти. Гай Цезарь Калигула
идет к вожделенному римскому трону, никого не щадя. Рядом с ним Юния
Клавдилла, сообщница, любовница и жена. Это поистине роковая женщина:
умная, красивая, кружащая головы мужчинам. И вместе с тем она же - само
коварство, хладнокровная убийца, двуликое создание. Необычайно умело
пользуясь своими чарами, она превращает грозных государственных мужей
в послушных агнцев, слепо исполняющих ее волю. Величайшая преступница,
какую только видел свет. И величайшая женщина, которой нельзя не
восхищаться...
Хотя он живет в Донецке, все тексты, собранные в этой книге, впервые увидели
свет именно в Одессе, на страницах юмористического журнала "Фонтан".
Вячеслав Верховский - борец. Он вечно разрывается между любовью
к себе и любовью к людям. Когда побеждает первое, становится печален,
когда второе - начинает шутить. Непонятно, как это все в нем уживается?!
Тонкое, в высшей степени лирическое и - воробьиное, хулиганское,
задорное, себе-на-уме. Иногда юмор его вещичек снят с поверхности
"бытовухи" - но стоит вставить чешуйку в рамочку, и она становится афоризмом.
Хороший тренинг: поклюешь верховских фразочек - и сам начинаешь
стрелять глазами и разворачивать уши. Мир наполняется смехом. Чужая
глупость уже не злит, поскольку ты охотишься за ней как псих-энтомолог
- за редким тараканом. Несовершенство мира - почва, где произрастают
ирония и юмор. Верховский собирает урожай!
Фаина Раневская - легенда на все времена. Известная своим острым языком,
в артистических кругах называемая "злой Фуфой", сама она выбрала псевдоним
в честь чеховской героини - изломанной дамы Серебряного века. Со
сменой фамилии и отчества она навсегда отказалась от предначертанной
судьбы, выбрав жизнь, отмеченную тяжелыми утратами, и до конца дней скрывая
тайну, которая могла стоить ей слишком дорого.
"Кафедра А&Г" не книга "о врачах". Нет здесь боли и крови пациентов - зато
есть кровь простодушной Дуси Безымянной, которая в один из дней поняла,
что все свое у нее уже было и больше ничего своего у нее не будет...
Нет здесь шприцов и скальпелей - зато есть неуместный в деле родовспоможения
секционный нож, предназначенный для вскрытия мертвой плоти,
который в один из дней IF перережет петлю на шее достаточно молодой еще
жизни... Это и не книга об ученых, сколько бы раз ни упоминались в
ней кандидатские и докторские, степени и звания, профессора и академики.
"Кафедра А&Г" - долгий разговор о людях: о любви и ненависти, об
амбициях и лени, о желаниях и разочарованиях. Это словесный фарс, представление
в прозе, художественная ложь. Но в ней - жизнь! А жизнь -
"самое интересное расследование, потому что поиск главного подозреваемого
всегда приведет вас к самим себе. К вашим рогам, вашим крыльям, вашим
перинатальным матрицам и вашей собственной, самой главной науке -
знанию о самом себе".
"Зеленый шатер" - это роман о любви, о судьбах, о характерах. Это настоящая
психологическая проза. Но вместе с тем, новое произведение Улицкой
шире этих определений. "Зеленый шатер" звучит широко, нота общей
вины, общего несчастья и сияющий зыбкий намек на всеобщее прощение имеет
отношение ко всем людям конца двадцатого века. Это роман о том, что
настоящая зрелость в нынешней цивилизации почти никогда не достигается,
особенно когда на желающую взлететь и развернуть крылья личность надавливает
некий груз идейный, властный, свинцовый, кастрирующий.
"Победитель остается один" - новый роман Пауло Коэльо, где основная тема
творчества писателя - поиск человеком своей судьбы, - получает неожиданное
остро драматическое и современное освещение. События развиваются
на Каннском фестивале в течение 24 часов. Герои, опьяненные своими мечтами,
- от начинающих актрис и моделей до знаменитых кутюрье, режиссеров
и продюсеров, - словно бабочки, натыкаются на острие безжалостной
личной воли "победителя", вооруженного идеей любви, но несущего с собой
хаос и смерть. Так, по замыслу автора, смыкаются в романе современное
и вневременное.