Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Юридическая информация" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Январь 2007 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Статистика
0 за неделю
НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ
|
Номер выпуска рассылки: 154 Дата выпуска рассылки: 2007-01-14 НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В.П. МАЛКОВ Наказание в виде лишения права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не
пользуется популярностью в судебной практике, хотя это наказание
предусматривается в качестве основного в
Так, судами Республики Татарстан данное наказание
в качестве основного было назначено в
-------------------------------- <
Вероятно, это связано с тем, что, с одной стороны,
в науке уголовного права и судебной практике пока нет полной ясности
относительно понимания новых правовых оснований и условий применения этого
наказания, а с другой - с недооценкой доктриной и судебной практикой (да и
законодателем) карательно-предупредительного значения данного наказания. По
тяжести оно помещено в системе видов наказаний (ст.
В ст.
В учебниках по уголовному праву, в комментариях к
УК РФ утверждается, что основанием к назначению этого наказания является
совершение лицом преступления с использованием соответствующей должности или в
связи с занятием определенной деятельностью. Таким образом,
основания к применению этого наказания были сформулированы в п. "и"
ст.
-------------------------------- <
<
Однако по смыслу ст.
Согласно ч.
Такого указания нет в ст.
Однако изучение санкций статей (частей статей) Особенной части УК, в которых данное наказание указано в качестве основного, показывает, что оно предусматривается за преступления, совершаемые с использованием служебного положения (должности) либо в связи с занятием определенной деятельностью. Отсутствие в ст.
В статье
Согласно ч.
Как видно, при законодательной характеристике наказания в виде лишения права занимать определенные должности ныне не подчеркивается то, что данное наказание заключается в запрещении осужденному занимать определенные должности на государственной службе и в органах местного управления, а однозначно указывается на "запрещение занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления". Изменение закона в этой части, по моему мнению,
дает основание считать, что по УК
Сказанное выше означает, что в резолютивной части приговора суда не следует конкретизировать должность (должности), а также вид службы (государственной или в органах местного самоуправления). В названной части приговора следует указать: подсудимого "Х" признать виновным в совершении преступления, предусмотренного соответствующей статьей (частью статьи) УК РФ и назначить наказание в виде лишения права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления на срок (два, три, четыре) пять лет. Если данное наказание назначается в качестве дополнительного, в резолютивной части приговора следует указать: "назначить лишение свободы на срок пять лет с лишением права занимать должности на государственной службе и службе в органах местного самоуправления на срок два (три) года". Применительно к наказанию в виде лишения права
заниматься определенной деятельностью в ч.
В п.
-------------------------------- <
Однако Пленум не обнародовал своей позиции по
вопросу о том, надо ли в приговоре суда конкретизировать должности и вид службы
(государственной, муниципальной либо той и другой одновременно), которые
запрещается занимать осужденному в соответствии с приговором суда. Не
определена позиция Пленума Верховного Суда РФ по данному вопросу и в его
Постановлении N
-------------------------------- <
Раскрывая особенности назначения
наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью, М.Н. Становский (председатель Новгородского областного суда) пишет, что при назначении данного
наказания одним из важных моментов является правильная формулировка в приговоре
вида должности, на занятие которой осужденный лишается права, что суд в
резолютивной части приговора должен конкретно обозначить должность <
-------------------------------- <
Такая научная позиция пропагандируется также
докторами юридических наук Благовым Е.В. <
-------------------------------- <
<
<
<
<
<
<
Противоречивую позицию по рассматриваемому вопросу
занимает Шнитенков А.В. По
его мнению, конкретизация должностей в судебных решениях вполне возможна, но не
является обязательным условием назначения данного вида наказания, суд может
использовать либо формулировку, указанную в ч.
-------------------------------- <
Статья
По смыслу закона при этом не требуется конкретизации должности и вида государственной службы (федеральной или субъекта Федерации) или органа местного самоуправления (того или иного уровня). Этот запрет относится к любой должности на государственной службе, а также и к любой должности службы в органах местного самоуправления. С точки зрения логики и карательно-предупредительной направленности рассматриваемого наказания было бы неразумно, с одной стороны, устанавливать по приговору суда запрет осужденному занимать какую-либо конкретную должность федеральной государственной службы и в то же время, с другой стороны, дозволять ему занимать иную по компетенции и наименованию должность государственной службы субъекта РФ. То же самое относится и к запрету занятия должностей службы в органах местного самоуправления. Нельзя же осужденному к данному наказанию за совершение преступления в связи с занимаемой должностью в органе местного самоуправления дозволять занимать другие, менее или более важные должности на службе в другом по месту дислокации органе местного самоуправления либо на государственной службе. Вот почему лишение осужденного права занимать должности на государственной службе, службе в органах местного самоуправления по приговору суда означает запрет занимать любые должности федеральной государственной службы и государственной службы субъекта РФ, а также любые должности на службе в органах местного самоуправления любого уровня (города, района, сельского поселения и т.п.). Поэтому в резолютивной части приговора суда недопустимо указывать на лишение осужденного права занимать должности на государственной службе, без указания вместе с тем и на запрет занимать должности на службе в органах местного самоуправления. Согласно Федеральному закону "Об основах
государственной службы Российской Федерации"
- Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; - субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов РФ и иных государственных органов субъектов РФ; - лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (эти лица считаются замещающими государственные должности Российской Федерации); - лиц, замещающих должности, устанавливаемые
конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения
полномочий государственных органов субъектов РФ (эти лица считаются замещающими
государственные должности субъектов РФ) <
-------------------------------- <
Из сказанного выше вытекает, что государственная служба подразделяется на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ. Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ. Государственная служба субъекта РФ - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ. Согласно Федеральному закону "О системе
государственной службы Российской Федерации" от
-------------------------------- <
Государственная гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ и лиц, замещающих государственные должности РФ. Реестры должностей федеральной государственной службы образуют перечни должностей государственной гражданской службы, перечни типовых воинских должностей и перечни типовых должностей правоохранительной службы. Эти перечни должностей утверждаются Президентом РФ. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ. Согласно ч.
В соответствии с этим законом органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальным образованием считается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Должностное лицо местного самоуправления - это выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. Из сказанного выше видно, что муниципальные образования и образуемые в них должности органов местного самоуправления характеризуются определенными различиями по объему полномочий и порядку замещения соответствующих должностей. Все, о чем говорилось выше, так подробно рассмотрено для того, чтобы показать, нужно ли в приговоре суда конкретизировать вид государственной службы (федеральной военной либо правоохранительной, федеральной гражданской или такой же службы субъекта РФ), а также вид должности службы в органах местного самоуправления соответствующего уровня (муниципального образования). Итак, при постановлении обвинительного приговора с назначением наказания (основного или дополнительного) в виде лишения права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления нет необходимости конкретизировать запрет занимать должности федеральной государственной гражданской, военной или правоохранительной службы либо должности государственной гражданской службы субъекта РФ, а также нет нужды в нем указывать на запрет службы в конкретных органах местного самоуправления соответствующего уровня. Вторым видом (подвидом) наказания,
предусмотренного ст.
Под профессиональной понимается такая деятельность, для занятия которой установлены определенные квалификационные требования, а именно наличие соответствующей профессиональной подготовки, подтвержденной официальным документом государственного образца (дипломом, сертификатом, свидетельством, удостоверением и т.п.). К профессиональным видам деятельности, например, относятся адвокатская, медицинская, педагогическая и иная деятельность. Определенные трудности в судебной практике
вызывает понимание иной деятельности. В соответствии с ч.
Поэтому под иной деятельностью следует понимать выполнение управленческих функций в коммерческой и иной организации, т.е. постоянное, временное либо по специальному полномочию выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. К иной деятельности также следует относить предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, для занятия которой требуется получение лицензии (разрешения) либо регистрация в качестве индивидуального предпринимателя и постановка на учет в качестве налогоплательщика. Только при этом условии уголовно-исполнительная инспекция сможет проконтролировать исполнение приговора суда, направить приговор в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления, компетентные аннулировать лицензию либо регистрацию осужденного в качестве индивидуального предпринимателя. Во всех иных случаях, когда для
соответствующей деятельности не требуется получения лицензии, регистрации в
качестве индивидуального предпринимателя или постановки на учет в качестве
налогоплательщика, запрещать заниматься такой деятельностью нецелесообразно,
так как в подобных случаях проконтролировать исполнение приговора
затруднительно либо невозможно, а уклонение осужденного от исполнения
предписаний этого приговора не может повлечь для него неблагоприятных
последствий в виде привлечения к уголовной ответственности за незаконное
предпринимательство (ст.
Под влиянием устаревших представлений об особенностях применения рассматриваемых наказаний в судебной практике назначения их допускаются ошибки. Приговором Набережно-Челнинского городского суда Республики Татарстан от
Такая же ошибка содержится в
приговоре Параньгинского районного суда Республики
Марий Эл от
Другой пример. Приговором
Верховного суда Республики Татарстан от
Суд допустил ошибку, указав на запрещение
осужденному занимать должности в органах внутренних дел сроком на один год. Он
не учел, что согласно ч.
По рассматриваемому вопросу нет единообразия и в практике Верховного Суда РФ. Самарским областным судом
Судебная коллегия Верховного
Суда РФ
Заместитель Генерального прокурора РФ в надзорном протесте поставил вопрос об отмене этого определения в связи с тем, что исключение из приговора указания о назначении осужденному дополнительного наказания в виде лишения права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления не соответствует закону. Президиум Верховного Суда РФ
Изменяя приговор, кассационная инстанция исключила указание о назначении дополнительного наказания, поскольку в приговоре суд не уточнил, какие именно должности осужденный не может занимать в органах местного самоуправления и в каких органах не имеет права занимать государственные должности. По мнению Президиума, в том случае, когда судом первой инстанции при назначении дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не уточнены должности или виды деятельности, суд кассационной (надзорной) инстанции вправе внести в приговор соответствующие изменения, если это не ухудшает положения осужденного. Таким образом, Судебная коллегия Верховного Суда РФ вправе была внести уточнения в приговор, не исключая указания о назначении дополнительного наказания. По мнению Президиума, поскольку суд лишил Е. права
работать в органах местного самоуправления и занимать государственные
должности, внесение изменений по данному вопросу не ухудшало бы его положения
<
-------------------------------- <
Как нам представляется, приговор областного суда в
части назначения дополнительного наказания был безусловно законным и обоснованным. А решения и их обоснование судами
кассационной и надзорной инстанции обусловлены ошибочной трактовкой положений
ст.
Другой пример из практики Верховного Суда РФ. По приговору суда Добло осужден по двум
эпизодам получения взяток по ч.
По постановлению судьи о
разъяснении сомнений и неясностей, возникших при исполнении приговора,
осужденный Добло подлежал освобождению от занимаемой
им должности и.о. главного врача государственного учреждения "Центр
государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Заводском районе г.
Саратова" на основании п.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ оставила постановление судьи без изменения, указав следующее. Судья в постановлении
обоснованно сослался на нормы действующего законодательства, в том числе на Федеральный
закон от
-------------------------------- <
"Военно-юридический журнал",
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от
Дело N
Судья Верховного Суда Российской Федерации Малышкин А.В., рассмотрев истребованное по надзорной жалобе К. дело по иску К. к администрации Лебедянского района Липецкой области и отделу образования администрации Лебедянского района Липецкой области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, установил: К. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику, мотивировав свои требования тем, что работала директором муниципального образовательного учреждения - общеобразовательной школы с. Вязово Лебедянского района Липецкой области. Приказами N
Приказом N
Считая увольнение необоснованным и незаконным, К. просила суд восстановить ее на работе, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула, компенсировать моральный вред. Решением Лебедянского районного суда Липецкой области от
В надзорной жалобе заявитель просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить. Определением судьи Верховного Суда РФ от
Оснований для передачи дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции не имеется. В соответствии со статьей
Таких нарушений при вынесении судебных постановлений судами первой и кассационной инстанций допущено не было. В силу пункта
Согласно пункту
Из материалов дела усматривается, что К. с
В ходе рассмотрения дела судом тщательно проверялись доводы, приведенные в надзорной жалобе в обоснование требований заявительницы. Выводы суда, связанные с обстоятельствами привлечения
К. к дисциплинарной ответственности по приказам N
При этом порядок наложения дисциплинарных взысканий,
предусмотренный статьей
В силу статей
Принимая во внимание, что имелись основания для
увольнения К. по п.
Содержащиеся в надзорной жалобе
утверждения о том, что с вышеуказанными приказами о наложении дисциплинарных
взысканий К. не была ознакомлена, являются несостоятельными, поскольку
опровергаются материалами дела, а именно тем, что к каждому приказу о наложении
дисциплинарного взыскания приложены акты, свидетельствующие о несогласии истицы
с ознакомлением с данными приказами (л.д.
Кроме того, доводы надзорной жалобы
о том, что проверка соблюдения санитарных норм и требований охраны труда не
входят в круг вопросов, относящихся к компетенции муниципального органа
управления образованием, являются несостоятельными, поскольку пунктом
Судом дана надлежащая оценка и другим фактам, связанным с увольнением К. с должности директора школы. Доводы жалобы сводятся к переоценке собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений. На основании изложенного,
руководствуясь статьей
определил: в передаче дела по иску К. к администрации Лебедянского района Липецкой области и отделу образования администрации Лебедянского района Липецкой области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, отказать. Судья Верховного Суда Российской Федерации А.В.МАЛЫШКИН ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от
Дело N
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Зелепукина А.Н., судей Гуляевой Г.А., Малышкина А.В. рассмотрела в открытом судебном
заседании от
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила: Г. обратилась в суд с иском к детской музыкальной школе г. Лахденпохья об изменении формулировки основания увольнения, взыскании заработной платы за задержку выдачи трудовой книжки и компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что трудовая книжка при увольнении ей не была выдана, в результате чего отсутствовала возможность трудоустроиться. Ответчик иск не признал. Решением Лахденпохского районного суда Республики Карелия от
Определением судебной коллегии по гражданским делам
Верховного Суда Республики Карелия от
Определением судьи Верховного Суда Российской
Федерации от
Постановлением президиума Верховного Суда Республики
Карелия от
В надзорной жалобе Г. ставится вопрос об отмене
постановления президиума Верховного Суда Республики Карелия от
Определением судьи Верховного Суда РФ от
В соответствии со статьей
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит ее подлежащей удовлетворению. При рассмотрении данного дела судом надзорной инстанции были допущены существенные нарушения норм процессуального права. Принимая постановление об изменении
решения суда первой инстанции в части указания даты увольнения Г. и определения
суда кассационной инстанции об оставлении этого решения без изменения и изменяя
дату увольнения на
Согласно пункту
В силу ст.
Как видно из материалов дела, истица проживает по
адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район,
поселок Ласанен, улица Ленинградская, дом N
Таким образом, стороны не были надлежащим образом извещены о дне рассмотрения дела в надзорной инстанции - президиуме Верховного Суда Республики Карелия. Данное нарушение процессуального закона является
существенным, поскольку Г. была лишена возможности принять участие в заседании
президиума Верховного Суда Республики Карелия и дать свои объяснения в
соответствии с частью
При таких обстоятельствах постановление суда надзорной инстанции вынесено с существенным нарушением норм процессуального права, поэтому подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд надзорной инстанции - президиум Верховного Суда Республики Карелия. Руководствуясь статьей
определила: отменить постановление президиума Верховного Суда
Республики Карелия от
|
В избранное | ||