Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Виртуальный юридический кабинет


Информационный Канал Subscribe.Ru

Интернет - проект "BSM-pravo"

 

 

Виртуальный юридический кабинет
 
В рассылке «Виртуальный юридический кабинет» размещаются новости законодательства Российской Федерации, консультации по вопросам в сфере семейного, таможенного, гражданского права и.д., статьи ведущих юристов по проблемам применения отдельных положений законодательства.


У Вас возникли вопросы?

 

В настоящей рассылке Вашему вниманию предлагаются следующие материалы

к
о
н
с
у
л
ь
т
а
ц
и
и
консультации >> практика >> обзоры>> консультации >> практика >> обзоры>>
 

Вопрос: Здравствуйте. Подскажите пожалуйста:
1.Может ли сотрудник милиции изьять у меня паспорт?
1.1.В каких случаях я обязан отдать паспорт?
2. Может ли сотрудник милиции войти в мою квартиру без моего согласия? 2.2 В каких случаях я обязан пускать в свою квартиру сотрудников милиции? заранее благодарен, Павел serd@nail.ru


Ответ:  Одним из основных нормативных актов, регулирующих деятельность органов правопорядка (милиции) является Закон Российской Федерации «О милиции» (далее Закон).

В соответствии с Законом милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:
проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения, а при наличии достаточных данных о том, что они имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, производить в порядке, установленном федеральным законом, личный досмотр лиц, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию законодательством Российской Федерации;
получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;
доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище - по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества;
входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора в течение 24 часов;
при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность: беспрепятственно входить в помещения, занимаемые организациями независимо от подчиненности и форм собственности (кроме иностранных дипломатических представительств и помещений консульских учреждений иностранных государств, которые используются исключительно для работы консульских учреждений), в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства; проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества; изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей; проводить контрольные закупки; требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также проводить их; получать от должностных и материально-ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства; приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли, а равно граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, в случаях неисполнения ими законного требования сотрудника милиции о прекращении правонарушения;

Употребление законодателем в Законе словосочетания "у граждан и должностных лиц" означает, что при наличии к тому законных оснований милиция в лице соответствующих сотрудников уполномочена на проверку документов, удостоверяющих личность, у любого физического лица, вне зависимости от того, является он гражданином Российской Федерации или нет, осуществляет он функции представителя власти (выполняет организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях ) или нет.

Основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, являются:
- паспорт гражданина Российской Федерации;
- дипломатический паспорт;
- служебный паспорт;
- паспорт моряка (удостоверение личности моряка) (ст. 7 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" п. 1 Указа Президента РФ от 21 декабря 1996 г. N 1752 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации" п. 1 Постановления Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 298 "Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

Документом, удостоверяющим личность, признается также свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста).

Согласно ч. 2 п. 7 ст. 4 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" документом, удостоверяющим личность лица, заявившего ходатайство о признании его беженцем, является свидетельство о рассмотрении по существу данного ходатайства. Документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем, признается удостоверение беженца (ч. 2 п. 7 ст. 7 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах").

Документом, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего (офицеров, прапорщиков, мичманов) Российской Федерации, является удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации (п. 1 Положения об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации.

Документом, удостоверяющим личность солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту, признается военный билет.

Для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, рассматриваемым документом следует считать справку об освобождении из мест лишения свободы (п. 1.5 Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:
а) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
б) разрешение на временное проживание;
в) вид на жительство;
г) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства (ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" .

Достаточные основания подозревать гражданина и (или) должностное лицо в совершении преступления нельзя ограничивать лишь перечисленными в ст. 91 УПК РФ основаниями задержания лица по подозрению в совершении преступления. Это более широкое понятие.

Жилище, о котором говорится в Законе - это индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания . Причем жилищный фонд образуют находящиеся на территории РФ жилые дома, а также жилые помещения в других строениях. Однако в него не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера (ст. 4 ЖК РСФСР). Жилищный фонд состоит из:

а) государственного жилищного фонда (жилых домов и жилых помещений в других строениях, принадлежащие государству);
б) общественного жилищного фонда (жилых домов и жилых помещений в других строениях, принадлежащих кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям);
в) фонда жилищно-строительных кооперативов (жилых домов, принадлежащих жилищно-строительным кооперативам);
г) индивидуального жилищного фонда (жилых домов и квартир, находящихся в личной собственности граждан).

К жилищному фонду относятся также жилые дома, принадлежащие государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям (ст. 5 ЖК РСФСР).

Закрепленные в Законе права милиции - уголовно-процессуальные. И поэтому принятие нового УПК РФ внесло в них некоторые изменения. По общему правилу сейчас только суд правомочен принимать решения о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, а также о производстве обыска и (или) выемки в жилище (п. п. 4 и 5 ч. 2 ст. 29 УПК РФ).

В этой связи у органов внутренних дел как у органов дознания право беспрепятственно входить в жилые помещения имеется лишь в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище не терпит отлагательства:

а) внезапно появились фактические основания проведения указанного следственного действия;
б) принимаются меры к уничтожению или сокрытию предметов (документов), имеющих отношение к делу;
в) для пресечения дальнейшей преступной деятельности;
г) необходимо срочное обеспечение личной безопасности граждан и (или) общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках;
д) иные случаи.

Без получения судебного решения может также проводиться обыск в целях поимки преследуемого преступника.

Только в этой ситуации указанные следственные действия можно произвести на основании постановления дознавателя без получения судебного решения. В этом случае дознаватель в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет не только прокурора, но и судью о производстве следственного действия.

К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья не позднее 24 часов с момента поступления уведомления, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со ст. 75 УПК РФ (ч. 5 ст. 165 УПК РФ).

Когда осмотр жилища, обыск и выемка в жилище произведены без судебного решения, а судья признал произведенное следственное действие незаконным, недопустимым считается не только протокол следственного действия, но и все изъятые при этом предметы и документы, а также результаты применения технических средств (видеозапись, фототаблица и т.п.).

В случае же необходимости (наличия к тому оснований) производства осмотра не в жилище, а в ином помещении граждан, на принадлежащих им земельных участках, на территории и в помещениях, занимаемых организациями, орган дознания (дознаватель) в пределах своей компетенции вправе произвести данное следственное действие вне зависимости от высказанных по этому поводу возражений со стороны собственников (владельцев или пользователей) помещением (территорией).
Уведомлять прокурора о производстве такого проникновения в помещение (на территорию) милиция не обязана.

Постановлением ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 8 июля 1997 г. N 828 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПАСПОРТЕ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОБРАЗЦА БЛАНКА И ОПИСАНИЯ ПАСПОРТА ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» утверждено «Положение о паспорте гражданина Российской Федерации».

Согласно п.22 запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Приказом МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 15 сентября 1997 г. N 605 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ, ЗАМЕНЫ, УЧЕТА И ХРАНЕНИЯ ПАСПОРТОВ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» утверждена «Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации».

П.67 Инструкции предусмотрено, что изъятие у граждан паспортов, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятие должностными лицами паспортов в залог запрещаются.

Незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) (ст.19.17 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.

 


(при использовании материалов рассылки ссылка на нее обязательна)


Интернет - проект "BSM-pravo"

редактор выпуска Сергей БАСТРЫГИН
bsm-pravo@rambler.ru



Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.advice.vopros2005
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное