Выпуск 14 "Психология. Психодинамический подход. Психоанализ. Психоанализ З. Фрейда"
З. Фрейд и история появления психоанализа
Зигмунд Фрейд (Freud) родился 6 мая 1856 года в австрийском городке Фрейберге. Он был первым сыном сорокалетнего торговца шерстью Якоба Фрейда от
его второго брака с двадцатилетней Амалией. Говорили, что мальчик родился "в сорочке". Мать с самого рождения уверовала в великое будущее своего
первенца и назвала его Зигмундом в честь популярного героя моравских легенд. Семья Фрейда долго скиталась по городам Европы в поисках убежища от
еврейских погромов и, в конце концов, осела в венском гетто. Зигмунду в это время было 4 года. В Вене он прожил почти всю жизнь.
История психоанализа начинается с 1880, когда Й.Брейер, венский врач, сообщил Фрейду, что одна больная, рассказывая о себе, по-видимому, излечилась
от симптомов истерии. Под гипнозом она смогла раскрыть глубоко травмирующее событие своей жизни, испытав при этом чрезвычайно сильную эмоциональную
реакцию (катарсис), и это привело к смягчению симптомов. Выйдя из гипнотического состояния, пациентка не помнила о том, что рассказывала под гипнозом.
Фрейд использовал ту же самую методику с другими пациентами и подтвердил результаты Брейера.
Они сообщили о своих наблюдениях в совместной публикации Исследования истерии (Studien über Hysterie, 1895), в которой предположили, что симптомы истерии
определяются замаскированными воспоминаниями о забытых «травмирующих» событиях. Память об этих событиях исчезает из сознания, но продолжает, тем не
менее, оказывать значительное влияние на пациента. Причину такого исчезновения из сознания Фрейд видел в конфликте между определенными импульсами,
связанными с данным событием, и моральными устоями.
По личным причинам Брейер отошел от исследований. Работая независимо, Фрейд обнаружил, что сходный опыт имеет место не только при истерии, но и при
неврозе навязчивых состояний сексуальной природы, который нередко возникает в детском возрасте. Сексуальные желания ребенка вовлекают поочередно рот,
анус и гениталии, что происходит в биологически определенной последовательности, достигая кульминации между тремя и шестью годами, когда сексуальные
потребности адресуются родителю противоположного пола.
Это приводит к соперничеству с родителем того же пола, сопровождающемуся страхом наказания. Все эти переживания вместе носят название «эдипов комплекс».
Наказание, которого страшится ребенок, принимает в его воображении форму телесных повреждений, например повреждения гениталий. Для фазы эдипова комплекса
характерна мастурбация, сопровождающаяся фантазиями, связанными с объектом любви.
Фрейд считал этот комплекс ключевым для неврозов, имея в виду, что желания и страхи эдиповой ситуации те же самые, что и при развитии невроза. Процесс
формирования симптома начинается, когда бессознательные детские влечения угрожают прорвать барьер, поставленный вытеснением, и выйти в сознание для
реализации, что оказывается неприемлемым для других частей психики, как по моральным соображениям, так и из страха наказания. Выход запретных импульсов
воспринимается как опасный, психика реагирует на них неприятными симптомами тревоги. Психика может защитить себя от этой опасности, снова и снова
изгоняя нежелательные импульсы из сознания, т.е. как бы обновляя акт вытеснения.
Если это не удается или удается лишь частично, достигается компромисс. Какие-то неосознаваемые желания все же достигают сознания в ослабленном или
искаженном виде, что сопровождается такими знаками самонаказания, как боль, дискомфорт или ограничение активности. Навязчивые мысли, фобии и истерические
симптомы возникают как компромисс между конфликтующими силами психики. Таким образом, согласно Фрейду, у невротических симптомов есть смысл: в
символический форме они отражают безуспешные попытки личности разрешить внутренние противоречия.
Фрейд обнаружил, что принципы, которые позволяют интерпретировать невротические симптомы, в равной степени относятся и к другим психическим феноменам,
как моральным, так и психологическим. Сновидения, например, представляют собой продолжение дневной жизни в таком измененном состоянии сознания, как сон.
Применив психоаналитический метод исследования, а также принцип конфликта и формирования компромисса, зрительные впечатления от сновидения можно
интерпретировать и перевести на повседневный язык.
Во время сна детские бессознательные сексуальные желания пытаются выразить себя в форме зрительного галлюцинаторного опыта. Этому противостоит
внутренняя «цензура», которая ослабляет или искажает проявления бессознательных желаний. Когда цензуре это не удается, прорвавшиеся импульсы
воспринимаются как угроза и опасность, и человеку снится страшный сон или кошмар – знак неудачной защиты от угрожающего импульса.
Центр развития "ОТКРЫТАЯ РЕАЛЬНОСТЬ" создан для поддержки людей в их жизненном развитии: в поиске путей познания себя и окружающего мира,
в духовном развитии, в самосовершенствовании. Центр дает практическую возможность сориентироваться в большом количестве направлений развития,
существующих в настоящее время, и выбрать то, что наиболее подходит конкретному человеку. Вопросы и пожелания пишите нам
на эл.почту openreality@mail.ru.
В выпусках рассылки представлена полезная и интересная информация по направлениям "Философия", "Религия", "Психология"
и "Эзотерика". По каждому из направлений будут описаны основные идеи и теоретические основы, а также информация о практических тестах, программах
и тренингах, которые смогут помочь людям в поисках себя и своего пути в жизни.
Телефоны: (495) 959 86 37, 959 96 82.
E-mail: openreality@mail.ru
Адрес: Москва, м. Октябрьская, ул. Донская, дом 11, строение 2, этаж 3 Схема проезда