Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Выбери свой путь в жизни!

  Все выпуски  

Философия. О классификации и периодах





ЦЕНТР РАЗВИТИЯ   ОТКРЫТАЯ  РЕАЛЬНОСТЬ

 
Выпуск 2 "Философия. О классификации"

В историческом плане выделяются различные периоды зарождения и становления философской мысли. Философия впервые в истории человечества возникла в древности в первых классовых обществах древнего Востока – в Египте, Вавилонии, Индии, Китае и впоследствии особого расцвета достигла на первом этапе в античном мире – древней Греции и древнем Риме.

Китайская философия. Древнекитайская философия не сильна в познания природы. Происхождение мира она объясняла скорее мифологично, чем философски. Вначале был Хаос, затем в нём возникли два начала - мужское ("Ян" - небо) и женское ("Инь" - земля). Их взаимодействие (оплодотворение посредством дождя, который играл роль "мужского семени") привело к рождению видимых вещей. В древнекитайских философских учениях нет понятия "бытие" или его аналога. Китайцев больше интересовала не природа вещей, а их ценностные аспекты, полезность для человека.

Преуспели же китайские философы в разработке теорий государства и гражданина. Каким должно быть совершенное устройство государства? Каким должен быть идеальный гражданин? Как сделать так, чтобы каждому человеку жилось хорошо, и чтобы государство было богатым и могущественным? Эти и подобные им вопросы волновали их в первую очередь. Наиболее известным философом Древнего Китая, почитаемым и по сей день, был Конфуций (551-479 до н.э.).

Индийская философия. Философские идеи этого времени, во-первых, тесно переплетались с религией, и, во-вторых, отличались взглядами на мир, как на единое целое. Космос представлялся как живой, целостный организм, имеющий душу - "Брахман". Каждая вещь - частичка этого организма, которая не может существовать изолированно: любое событие в Космосе отзывается на ней, и каждое изменение в ней самой так или иначе затрагивает весь Космос, не проходит бесследно.

Космос живёт по законам Добра, Справедливости и Красоты. И поскольку всё связано со всем, Космос чутко реагирует на любое нарушение этих законов, ничего не оставляя без последствий. Душа Космоса бессмертна, считали индийские мудрецы, а так как душа каждого существа или предмета - это "часть" Брахману, то бессмертна и каждая отдельная душа. Она может лишь менять свою материальную оболочку, никогда при этом не умирая. Поскольку Древнейшие письменные памятники ближневосточных областей не представляют целостных философских систем с точным понятийным аппаратом и в них не отражена проблематика бытия и существования мира, нет чёткости в вопросе о возможностях человека познать мир, мы не будет рассматривать философию Египта и Вавилонии отдельно.

Восточная цивилизация имела традиционный характер и развивалась до XIX в. практически независимо от европейской философии, а Западная цивилизация прошла в своём развитии ряд отчётливо различимых этапов, обусловленных сменой нескольких основных типов общественного устройства (общественно-экономических формаций). Согласно этим социальным типам и соответствующим им основным эпохам в истории европейского общества история западной философии разделяется в первом приближении на следующие основные периоды:

Античная философия - это философия древних греков и древних римлян. Она сформировалась в 6 – 7 веках до.н.э. Древнейшие античные философы жили в греческих колониях Малой Азии, в торговых и экономических центрах, где они не только были окружены восточной материальной культурой, не только ощущали политическую мощь государств ближневосточного региона, но и знакомились с различными специальными знаниями, религиозными представлениями и т.д.

Этот живой и всесторонний контакт с разными культурными слоями должен был влиять на греческих мыслителей, которые стремились теоретически оформить своё мировоззрение.Для античной философии характерны были космизм и предметновещественная интерпретация реальности. Мир выступал как макрокосм, а человек микрокосм. Античная философия – исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, её роль чрезвычайна высока.

Именно здесь зародилась Европейская культура и цивилизация, здесь начало западной философии, почти всех её последующих школ идей и представлений, категорий проблем. Во все времена, вплоть до сегодняшних дней, европейская наука, культура, философия возвращаются к античной философии как своему источнику и колыбели, образцу мышления.

Средневековая философия. Средние века принято отсчитывать, начиная с V в. н.э., то есть со времени упадка Римской империи, и до XVII в. Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения. Философская мысль могла существовать только как богословская мысль, всякий философский вопрос мог обрести права гражданства только при условии, если он увязывался с той или иной религиозной проблемой.

Лучшие искания и идеи античных философов были почти забыты, а из учений Платона и Аристотеля было взято лишь то, что не расходилось с церковными догматами. Однако среди пустых дискуссий иногда встречались проблемы, которые так или иначе имели прямую связь с философией. Примером могут служить многолетние споры между "реалистами" и "номиналистами". Внешне они выглядели как дискуссия о правильном толковании "троичности" Бога (Бог - отец; Бог - сын; Бог - дух святой) и "единства" Бога в этих трёх ипостасях. В действительности же это был спор о взаимоотношении категорий "общее" и "единичное".

Центральной своей задачей философы средневековья считали поиск убедительных доказательств существования Бога.

Философия эпохи Возрождения - Европейская философия XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к магии, что выразилось в установке гуманизма и в практическом критерии истины (опыт+польза), а также заложило фундамент для расцвета естественных наук.

В философии эпохи Возрождения два центра - Бог и человек. Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль и не науку, а искусство и вместе с ним прекрасное.

Философия Нового времени. Девиз этого времени: имей смелость пользоваться собственным умом. Его ведущие принципы:
- автономия (самозаконность) и верховенство разума
- свобода, самостоятельность и самоопределение личности.

Для этой эпохи характерно критическое отношение к прошлому, к традиции (к обычаю, “позитивному”, “данному”) и авторитету (особенно церковному) и вера в будущее, в прогресс. Неиссякаемым источником прогресса человечества может и должен быть разум. Вера в Бога уступает первенство оптимистической вере в разум. Власть церкви просветители хотели заменить властью науки.

Просвещение – значит распространение света, изгнание тьмы. Свет – знание, наука. Тьма – невежество, предрассудки, церковный обскурантизм, религиозный фанатизм.

Новейшее время - философия XIX в. и философия XX в. Начинается этот период с того, что философия только-только подготавливает пространство для самостоятельного существования, а заканчивается серьезным ослаблением роли религии и доминированием светских концепций, опирающихся на человеческий разум и опыт социально-политической жизни общества.

Такое изменение ситуации стало возможным главным образом благодаря потребностям экономического развития преимущественно европейских государств. Жизнь, развитие производства настоятельно требовали эмпирических данных, их систематизации и выяснения причинно-следственных связей. Наука Нового времени, и в частности, естествознание стремятся к познанию действительности, опирающейся на чувственные знания.

Не меньшее значение имеет систематизация, классификация открываемых явлений, способствующих развитию теоретического мышления, которое, в свою очередь, стремится не только отыскать причинно-следственные связи, существующие между явлениями, но и создать на основании полученных знаний новую картину мира и показать роль в нем человека и Бога.

В соответствующих разделах мы раскрываем основные моменты в становлении и развитии вышеуказанных направлений философской, а также взаимодействие философии с религией и психологией.

Громов Артем
Центр развития "ОТКРЫТАЯ РЕАЛЬНОСТЬ"



Центр развития "ОТКРЫТАЯ РЕАЛЬНОСТЬ" создан для поддержки людей в их жизненном развитии: в поиске путей познания себя и окружающего мира, в духовном развитии, в самосовершенствовании. Центр дает практическую возможность сориентироваться в большом количестве направлений развития, существующих в настоящее время.

В наших выпусках рассылки представлена полезная и интересная для обычного человека информация по направлениям "Философия", "Религия", "Психология" и "Эзотерика". По каждому из направлений будут описаны основные идеи и теоретические основы, а также информация о конкретных практиках, центрах и известных людях.



Телефоны: (495) 959 86 37, 959 96 82.
E-mail: openreality@mail.ru
Адрес: Москва, м. Октябрьская, ул. Донская, дом 11, строение 2, этаж 3
Схема проезда

В избранное