Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Учимся выступать публично

  Все выпуски  

Учимся выступать публично


Информационный Канал Subscribe.Ru

f
УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО

  написать автору | новости | статьи | календарь | архив | отзывы | клиенты
 


ЕГИПТА БОЛЬШЕ НЕТ

Досрочно заканчивается формирование группы, которая поедет на майские в Египет на совместный тренинг автора рассылки «Как с успехом выступать публично» и Владимира Багрунова «Голос и успех. Три секрета настройки голоса». На сегодня осталось три места. По возвращении обещаю опубликовать подробный отчет с фотками и отзывами участников. Аналогичный проект предварительно планируется осенью.


НОВЫЙ САЙТ АВТОРА РАССЫЛКИ

Точнее, сайт прежний www.radislavgandapas.com, но с существенными дополнениями и в новом дизайне. Он сделан черно-белым. Что на нем появилось принципиально нового?
Фотогалерея
Интернет-магазин
Форум, где можно обсудить что-либо, попросить о помощи, задать вопрос
Полностью обновлены программы тренингов
Добавлены новые статьи
Короткий фрагмент видеокурса можно теперь посмотреть без загрузки дополнительного медиаплеера

Посмотрите и напишите мне о ваших впечатлениях. Особенно большое спасибо будет тем, кто напишет, что на сайте не так и что хотелось бы изменить/добавить.


У МАТРОСОВ ЕСТЬ ВОПРОСЫ - 2

Продолжаем тему, начатую нами в прошлом выпуске – Как отвечать на вопросы слушателей.


Как поступить, если вместо вопроса следует “самовыражение” журналиста или другого участника, например, такое: “Пользуясь случаем, я хотел бы вам сказать…”? Можно прервать монолог разъяснением того, что форма проведения пресс-конференции (или презентации) не предполагает дискуссию, или даже обмен мнениями. Еще лучше произнести короткую фразу: “Итак, пожалуйста, ваш вопрос!”. Как правило, хватает одного раза.

Самое важное – нельзя наказывать за вопросы, нельзя не поощрять. Если вопрос был задан (независимо от его содержания) – поблагодарите хотя бы взглядом. Отвечая на вопрос, постоянно возвращайтесь взглядом к спросившему. После ответа удостоверьтесь, удовлетворен ли спросивший ответом, был ли он достаточен. Только не злоупотребляйте надоевшей уже фразой: «Я ответил на ваш вопрос?». Будьте оригинальнее – ищите синонимы. Очень стимулирует поступление новых интересных вопросов оценивание вопроса оратором. Здесь тоже нужно учесть, что чувствительность к безликой оценке «Хороший вопрос!» у публики почти нулевая. Иногда это может даже дать отрицательный эффект. У аудитории может сложиться впечатление, что вы используете дешевые манипулятивные приемы и проявляете неискренность. Так оценивают вопрос, о котором больше нечего сказать. Вы можете сами предложить целую гамму вариантов оценки. Попытаюсь вас опередить. Итак: «Какой необычный вопрос!», «Вы задаете очень актуальный вопрос…», «О, какой неожиданный вопрос!», «Слушайте, такого острого вопроса я еще никогда не получал…», «Да у вас просто нокаутирующие вопросы!!!», «Ваш вопрос звучит как комплимент», «Какой приятный вопрос!», «Смелый вопрос», «О, наконец прозвучал этот долгожданный вопрос!». Теперь ваша очередь:…

Не бойтесь оценивать вопрос в негативе. «Острый» и так далее. Это лучше, чем никакой оценки. Помните, что у аудитории женская психология. А для женщины нет ничего более страшного, чем безразличие.

А как быть, если вопрос действительно оказался настолько острым, что поставил вас в тупик. Или вывел из равновесия. Или смутил. Не исключено, что именно этого и хотел спрашивающий. Ваше положение тем более комично, чем больше вы пытаетесь скрывать ваши ощущение. Самый сильный ход – прямо признаться в том, что вы смущены. Только не говорите: «Я смущен» или «Я растерялся». Перенесите акцент на «виновника» вашего состояния: «Вы знаете, должен признаться, вы меня заставили смутиться…», «Э, да вы, кажется, загнали меня в угол», «Должен признаться, вы умеете вести дебаты, - я уже почти в нокауте». Пусть вас не смущает такая формулировка. Вы просто констатируете факт. Возможно, немного сгущая краски. Ничего страшного. Есть у католиков такой афоризм об исповеди: «Если ты обвиняешь себя, Господь оправдывает тебя; если ты оправдываешь себя, Господь обвиняет тебя». То же касается и публики. Помните, как Путин неоднократно во время пресс-конференции для трехсот журналистов признавался в том, что был загнан в угол при перекрестном допросе. И ничего кроме аплодисментов и одобрительных улыбок это не вызвало. Конечно, нельзя не принять во внимание, что чем напряженнее обстановка, тем интенсивнее разрядка, что в зале были только лояльные репортеры и прочего. Но все равно нельзя не отметить, что приемом, которого горделиво сторонимся мы – простые смертные, не брезгуют и президенты. Все мы там будем. Не в президентах, конечно, не приведи Господь, а в эксплуататорах таких простых и таких эффективных приемов коммуникации.


НАШ ЭПИСТОЛЯРИЙ

Подскажите, пожалуйста, как можно скрыть волнение перед аудиторией: волнение в голосе подавить довольно просто, а вот чисто физиологические процессы (например, дрожание рук или частое переступание с ноги на ногу) довольно трудно, как это сделать?

Когда конь предвкушает быструю прогулку по чистому полю, когда он будет лететь навстречу ветру, который станет щекотать его ноздри и заставлять развеваться пышную гриву - он в нетерпении бьет копытом. Тело просит движения - а наездник не спешит запрягать. Когда мы испытываем сильные переживания, мы подпрыгиваем, мечемся по комнате, бьем рукой по столу. Когда мы находимся на сцене - уровень переживаний тот еще. А мы вынуждены стоять истуканами. Вот и бьем копытом: трясемся, дергаемся, переминаемся. Все это вкупе я называю нефункциональной моторикой. Избавиться от нее есть только один способ - дайте телу то, чего оно просит - движение. Активнее перемещайтесь, занимая собой все доступное вам пространство, жестикулируйте не просто активнее, а увеличивая амплитуду жестов. Чтобы унять дрожь пальцем, рекомендую что-нибудь взять в руки - ручку, маркер, бумаги, свернутые в трубочку. Если дрожат руки, кстати, не пользуйтесь лазерной указкой. Луч будет прыгать и о ваше волнение заметят уже все. От этого вы станете волноваться еще больше.


Что делать, если выступавший перед тобой человек практически полностью раскрыл тему твоего выступления? В прошлый раз я отшутился и привел побольше примеров к той части выступления, которая все-таки досталась мне. Насколько это правильно?

Правильно. Разумеется, глупо повторять то, что аудитория уже слышала. Если у вас достаточно опыта, чтобы импровизировать, вы можете углубленно рассмотреть один из аспектов, сосредоточиться на тех моментах, в которых вы не согласны со своим предшественником, или просто обобщить сказанное им.


Я прочитал в каком-то учебнике по психологии, что человек может внимательно слушать выступающего около 15 минут, если тот не разряжает аудиторию, дальше срабатывает механизм психологической защиты, люди начинают отвлекаться, появляется шум в аудитории. Допустим, можно прилечь внимание анекдотом, отвлеченной фразой, но перегружать выступление анекдотами тоже не хочется, тем более чем дольше выступаешь, тем чаще приходится привлекать внимание аудитории. Что при этом делать, если сократить выступление не представляется возможным?

Мы уже это обсуждали в рассылке. Почему школьный урок длится именно 45 минут? Цикл внимания составляет 20 минут. 2 минуты преподавателю отводится на оргмомент: поздороваться, навести порядок и начать урок. 20 минут на проверку домашнего задания. 20 минут на объяснение нового материала. 3 минуты задать домашнее задание и попрощаться. 2+20+20+3=45. Как видите, хоть урок и продолжается более 20 минут, внимание детей удается удерживать за счет изменения характера действий. Вначале они стороятся, затем отвечают на вопросы, затем слушают, затем записывают, затем прощаются. Как мы можем это использовать. Мы тоже в течение продолжительного выступления не реже, чем раз в 20 минут меняем характер действий. Мы можем предложить аудитории что-либо записать, затем пусть зададут вопросы по уже освещенному материалу. Затем можно предложить посмотреть слайды или видео. Затем, действительно, анекдот. Потом снова рассказывайте. И так далее.


У вас довольно серьезная профессия, вы обладаете знаниями и большим опытом по работе с людьми. Согласитесь ли вы, что человек это своеобразная машина, лишенная воли, разума...и многих других вещей которыми она себя наделяет. Что это машина предсказуема, легко управляема. Все ее существо можно разделить на несколько органов-аппаратов, ответственных за какие либо функции, либо их эмуляцию. Что данная машина не способна принимать решения самостоятельно, и все ее действия являются лишь результатом воздействия внешних факторов... например, ловкий оратор вовсе не убеждает эту машину, он лишь управляет ею? Дмитрий

Это вопрос скорее философский, мировоззренческий. Помню, когда я учился в десятом классе, новый учитель по литературе начал урок с вопроса: "Что такое человек?". Тогда я ответил: "Самая совершенная машина". Он тогда со мной не согласился. Сегодня я сам не согласен с собой. Во-первых, не совершенная. Во-вторых, не машина. Конечно, значительная часть человечества неспособна, да и не хочет принимать никаких решений. Эти люди не обладают волей и не способны что-либо изменить в своей жизни. Они легко и охотно поддаются влиянию Личностей, которые, обладая волей и решимостью, могут вести их куда угодно. Как раз, в частности, об этом мой тренинг "ХАРИЗМА. Трудно ли быть богом". Такая масса управляема силой авторитета, но когда воздействие личности ослабевает, масса пребывает в тревоге, которая трансформируется в агрессию, могущую быть направленной именно на носителя авторитета. Что чаще всего и происходит. Оратор для аудитории обладает авторитетом априори. Это выражено в символике власти. Он находится на возвышении, он говорит - все молчат, он задает правила игры. И так далее. Во-многом, управляемость аудитории определяется этим. Ловкий оратор, конечно, стремится сохранить авторитетное (или даже харизматическое) влияние на аудиторию. Это во многом определяет успех выступления. Утрата же влияния на аудиторию может уничтожить плоды выступления даже если доводы были весомыми. Поэтому так важно держаться уверенно, спокойно, не занимать подчиненного положения по отношению к аудитории даже если в ней находятся значимые для вас персоны. Но сравнивать такое управление аудитории с управлением механизмом - не совсем правильно, на мой взгляд. Хотя есть целые направления в науке, которые усматривают общность законов для всех систем, будь то трактор или зрительный зал. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), например. Но это не значит, что сидящие в зале сравнимы с колесом, или, чего доброго, с топливным фильтром. Я тоже могу находить аналогии. И могу обоснованно сравнить презентацию с половым актом. Что я и делал в рассылке. Но это не значит, что этот человек в третьем ряду - и не человек вовсе, а эдакой какой-нибудь клитор или даже, не к столу будет сказано, - мошонка. И тем более это не означает, что дама, находящаяся на должности руководителя отдела и задающая сейчас выступающему вопрос, может быть приравнена к половым губам. Пусть даже и внутренним.

Таким образом, аудитория управляема. Чем более непринужденно управляет ею оратор, тем выше ему должен быть памятник. Чем охотнее аудитория поддается управлению, тем филиграннее работа выступающего. Но аудитория управляема не всегда. Именно об этом мы и толкуем уже не первый месяц. А человек сравним с машиной по ряду параметров. Но ею не является. Во всяком случае, я не – машина...я - не машина...я - не машина...я - не машина...я - не машина…


Ваш Радислав Гандапас
orator@radislavgandapas.com
www.radislavgandapas.com






Веб-дизайн: Светлана Казьмина
http://www.gazetabo.da.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное