Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Террариум и его обитатели

  Все выпуски  

Террариум и его обитатели




Террариум и его обитатели
на сайте "Живая вода"
vitawater.ru


Выпуск # 45 (28 ноября 2010 г.)

В этом выпуске:

1. Новости террариумной части сайта "Живая вода":

В разделе "Выставки, конференции" опубликованы две статьи, посвященные организации и итогам конкурса дизайна террариумов, прошедшего в рамках выставки ЗООСФЕРА в Санкт-Петербурге 16-20 ноября:
Е.Рыбалтовский "Конкурс террариумного дизайна на выставке ЗООСФЕРА 2010" и
А.Громов "Конкурс террариумного дизайна на ЗООСФЕРЕ 2010. Комментарий заинтересованного наблюдателя"

    Если у Вас есть замечания или пожелания относительно содержания рассылки, пишите нам. Мы постараемся учесть Ваше мнение. Ведь рассылка делается для Вас!

Оставайтесь с нами!        А.Г. (Anthr)


Конкурс террариумного дизайна на выставке ЗООСФЕРА 2010

    В 2010 г. международная выставка товаров и услуг для животных ЗООСФЕРА проводилась в 19-й раз. Следует отметить, что это крупнейшая выставка данного направления, проводящаяся в России, на которую собирается 150-200 фирм из 15-17-ти стран и которую посещает до 30 тысяч гостей. ЗООСФЕРА всегда старается охватить все возможные области зообизнеса и услуг в этой сфере – здесь представляют свою продукцию производители кормов для различных домашних животных, от собак и кошек до хомячков и аквариумных рыб, модельеры модной и повседневной одежды для наших любимцев, поставщики клеток и вольер. Изготовители аквариумов демонстрируют лучшие образцы своей продукции; проводится масса конкурсов и шоу – от показа модных собачьих причесок, выступления хорьков, гонок ездовых собак и до ставшего уже традиционным конкурса аквариумного дизайна, где признанные мастера творят настоящие чудеса. А 2010-й ознаменовался рождением нового конкурса – конкурса террариумного дизайна, сразу получившего название Всероссийского. Возможно, громкий титул присвоен несколько преждевременно, ведь среди участников присутствовали лишь представители двух столиц, но, для первого раза и это уже неплохо. Тем более что за ежедневными отчетами в Интернете с интересом следили террариумисты всей страны, высказывая свое мнение и активно болея за понравившиеся произведения террариумного мастерства. Именно произведениями искусства можно назвать некоторые работы, представленные талантливыми участниками.

    Идея проведения этого конкурса возникла несколько месяцев назад и была активно поддержана директором выставки ЗООСФЕРА Ольгой Алексеевной Новоженовой. Она же стала "родной матерью" конкурса, убедив администрацию ЛЕНЭКСПО выделить необходимые для этого площади на выставке и поддержать "новорожденного". Организацию взяла на себя частная фирма ЗООКОМ, объединив воедино возможности выставки, желание фирмы ФЕРПЛАСТ помочь в проведении конкурса и самих конкурсантов. Как ни странно, самым сложным оказалось объединить и привлечь конкурсантов. Это поразительный факт – сначала удалось оговорить и получить необходимые площади на ЗООСФЕРЕ, получить от фирмы ФЕРПЛАСТ великолепные экспозиционные террариумы для проведения конкурса и награждения победителей, выделить призовые деньги для победителя и только потом, с огромным трудом убеждать террариумное сообщество в необходимости мероприятия. Хотели все. Но все боялись. А может, стеснялись. А может, просто сомневались. Короче, кто что. Иные просто не верили или выражали сожаление, что конкурс проводится не в Москве и заработать призовые 20000 р. не удастся – если участников 10, стоит ли ехать в Питер? Вот если бы только 1 и гарантированный первый приз… Некоторые даже готовы были ехать, но желали получить оплаченную гостиницу (спасибо, не оплату дороги вдобавок). Словом, самым сложным оказался именно процесс организации участников. Признаться, мы опасались паломничества желающих, придумывали критерии, по которым следует проводить справедливый отбор, но столкнулись с явной нехваткой конкурсантов. Террариумисты оказались настолько самодостаточным народом, что даже серьезные призы с трудом могли поколебать холоднокровное спокойствие. Но главное все же было сделано – были зарегистрированы необходимые 10 конкурсантов. И, хотя один из них отказался от участия в самый последний момент, конкурс состоялся. Для его проведения фирма ФЕРПЛАСТ выделила 10 террариумов: 7 горизонтальных, прекрасно подходящих для некрупных наземных животных и 3 вертикальных – для древесных. Следует отметить, что эти экспозиционные террариумы как нельзя лучше подошли для целей конкурса.

    Итак, в конкурсе приняли участие:
    1. Ремизова Софья, Санкт-Петербург, тропический лес, смарагдовый сцинк.
    2. Юдин Вадим, Филиппов Олег, ООО "Партнер", Санкт-Петербург, тропический лес, зеленая игуана.
    3. Седунов Анатолий, Москва, тропический лес, беспозвоночные.
    4. Пугач Сергей, Санкт-Петербург, пустыня, кубинская игуана.
    5. Пономарева Юлия, Компания "Иванко", Санкт-Петербург, пустыня, бородатая агама.
    6. Мельников Даниил, Санкт-Петербург, пустыня, круглоголовки.
    7. ООО "АКВАЛОГО", Москва, пустыня, бородатая агама.
    8. Печерский Олег, Санкт-Петербург, тропический лес, древолазы.
    9. Сыромятников Вадим, Магазин ООО "Природа", Санкт-Петербург, модерн, мадагаскарские тараканы.

    Удивляло отсутствие в заявках змей. Похоже, самые популярные некогда обитатели террариумов потихоньку сдают позиции. Либо их владельцы не уверены в обаятельности своих питомцев, заранее согласившись с проигрышем.

    Заезд на конкурс начался 16 ноября. По условиям конкурсантам давалось время на оформление террариумов до 18 числа, когда к середине дня все работы должны были быть готовы и представлены на суд зрителей. Но уже в день заезда прибыло пятеро участников, и к вечеру 3 террариума были полностью готовы. Особенно хочется отметить двоих: Софью Ремизову и Олега Печерского. Софья, заявившая оформление вертикального террариума, демонстрировала смарагдового сцинка. Здесь чувствовался не только творческий подход, но и серьезная заблаговременная подготовка: самостоятельно изготовленный по нужным размерам фон неотличимо имитировал скалу, в которую органично вписались коряги и растения, из расселины несколькими струями стекал небольшой водопад. Террариум сразу привлекал внимание своей естественностью – все было на своих местах, никаких лишних деталей, маленький кусочек настоящих индонезийских джунглей. Единственной проблемой оказалась естественная же скрытность животного – одинокий смарагдовый сцинк, несмотря на свою ярко-зеленую окраску, мгновенно затерялся в девственном лесу и лишь иногда показывался, выглядывая из-за коряги.

    Террариум Олега Печерского можно назвать настоящим произведением дизайнерского искусства – сочетание простоты и изысканности, свойственное китайским мастерам. Нежно-зеленый ковер мха взрывался ярким цветком бромелии, оттенялся растениями с белыми и вишневыми листьями, приглушался бурыми опавшими листьями. Даже крошечный водоемчик на переднем плане слегка зарос ряской, будто не был создан только сегодня, а простоял уже много месяцев. От этого террариума не хотелось отводить глаз. Но его обитатели, древолазы двух видов, отличаясь излишней скромностью, подвели хозяина. Они мгновенно нашли укромные уголки за растениями и показывались лишь изредка, внезапно шокируя зрителей своей фантастической расцветкой. Третьим был оформлен пустынный террариум с кубинскими игуанами Сергея Пугача.

    К середине второго дня все участники представили свои работы. Прибавились 2 террариума с бородатыми агамами (Юлия Пономарева, Компания "Иванко", Санкт-Петербург и ООО "АКВАЛОГО", Москва), террариум с зеленой игуаной (Вадим Юдин, Олег Филиппов, ООО "Партнер", Санкт-Петербург), террариум (или инсектарий?) с тропическими бронзовками и бабочками (Анатолий Седунов, Москва), был закончен террариум с круглоголовками (Даниил Мельников, Санкт-Петербург). Последней была выставлена провокационная композиция (Вадим Сыромятников, ООО "Природа", Санкт-Петербург). Конкурсант отказался от предоставляемого террариума и выставил сложную пластиковую конструкцию из переплетения пластиковых труб для грызунов, заполненную мадагаскарскими тараканами.

    Голосование проводилось 19 и 20 ноября. К сожалению, при проведении первого конкурса оказалось невозможным выработать четкую стратегию. Несколько несправедливым было участие наравне с любителями представителей фирм и магазинов, зачастую имеющих большие возможности. Но при столь малом количестве заявок это было неизбежно. Большие сложности возникли при проведении голосования за призовые места. Отсутствие опыта подобных конкурсов значительно затруднило подведение итогов и вызвало немало нареканий. К сожалению, в отличие от аквариумистики, в отечественной террариумистике еще не существует признанных мастеров дизайна, как и самих критериев. Ряд террариумистов считают идеальным практичный минимализм, кто-то обращает внимание на функциональность, кому-то больше по душе природные композиции. Было ясно, что подобрать в Петербурге или Москве членов жюри, мнение которых было бы принято безоговорочно, не удастся. Попытка пригласить независимых судей из Прибалтики и Чехии, к сожалению, не удалась из-за минимальной спонсорской поддержки конкурса. Поэтому пришлось отдать выбор победителей на суд зрителей, голосовавших за наиболее понравившийся им террариум.

    Нужно сказать, что основная задача – демонстрация террариумов широкой публике и привлечение внимания к этому увлечению – удалась вполне. Вокруг экспозиции всегда было многолюдно. Зрителям было не просто интересно – посетители сравнивали работы, активно голосовали. Конечно, мнение террариумиста и среднестатистического посетителя выставки далеко не всегда совпадают. Конкурс показал, насколько важно не только представить красиво оформленный террариум, но и самих животных, которые не прячутся и не ведут себя пассивно. Наибольшее внимание привлекали террариумы с подвижными животными.

    Больше всего зрителей собиралось вокруг террариума с круглоголовками Даниила Мельникова. Оформленный как уголок иранской пустыни, он включал реальные элементы декора – и камни, и сухие солянки и даже стреляные и уже проржавевшие гильзы – все было привезено из мест обитания выставляемых животных и представляло точную копию природного ландшафта.
    Несколько мелких круглоголовок и ящурка, руководимые Даниилом, как опытным дирижером, устраивали настоящие шоу – демонстрировали полосатые хвосты, активно ловили подбрасываемого им сверчка, пили "дождевые" капли. Несмотря на внешнюю скромность, эти ящерицы произвели настоящий фурор среди посетителей. Да и большинство террариумистов были в восторге от активных малышей, считающихся одними из самых сложных рептилий в террариумной культуре. Даниилу удалось продемонстрировать, что знание биологии, соблюдение правил общественной психологии вида и успешное их применение способны превратить даже пустыню в потрясающе интересный уголок.

    Конечно, следует отметить и террариум Анатолия Седунова. Конкурсант взял на себя смелость продемонстрировать тропических бабочек. К сожалению, попытка оказалась неудачной – к созданию оптимальных условий для чешуекрылых следовало подготовиться заранее. Бабочки были малоактивны и, хотя и привлекали внимание, произвести ожидаемый эффект не смогли.

    Вполне ожидаемо нравились бородатые агамы. Крупные и эффектные ящерицы всегда притягивают взгляды. Несколько обидно, что один из этих террариумов представлял собой лишь "зоомагазинную" версию – стандартный искусственный фон и пластиковый кактус. Явно недостаточно для творчества.

    Немало нареканий вызвал террариум с зеленой игуаной. Хочется посоветовать конкурсантам внимательнее следить за состоянием животного, выставляемого на конкурс. Животное не должно быть худым и вызывать жалость. Да и оформление объема, даже для игуаны, можно продумывать тщательнее.

    И, естественно, изумление вызывала "таракановая" конструкция. Вероятно, это сооружение следовало выставлять как внеконкурсное – очень уж оно отличалось от прочих. Но в первый раз возможны некоторые поблажки и исключения. Именно таким исключением и оказались 100 "мадагаскарцев", курсирующие по прозрачным пластиковым рукавам. К счастью, зрители были достаточно цивилизованы, чтобы не присудить призовое место этой работе, скорее всего получившей бы признание на выставке современного искусства.

    Итоги голосования выявили 3-х победителей:

    1-место с огромным преимуществом получил Даниил Мельников с его круглоголовками. Ему вручен диплом "Победителю в первом всероссийском конкурсе террариумного дизайна", приз от фирмы ФЕРПЛАСТ – вертикальный террариум и денежный приз – 20000 руб. от организаторов.

    2-е местоПономарева Юлия. Диплом "2-е место на первом всероссийском конкурсе террариумного дизайна" и приз от фирмы ФЕРПЛАСТ – вертикальный террариум.

    3-е местоРемизова Софья. Диплом "3-е место на первом всероссийском конкурсе террариумного дизайна" и приз от фирмы ФЕРПЛАСТ – вертикальный террариум.

    Остальные участники получили почетные дипломы участников от ЛЕНЭКСПО.

    Так или иначе, первый подобный конкурс состоялся. Мы хотим выразить благодарность директору выставки ЗООСФЕРА Новоженовой Ольге Алексеевне за всестороннюю помощь, ОАО ЛЕНЭКСПО за экспозиционные площади для проведения конкурса, фирме ФЕРПЛАСТ – за террариумы, предоставленные как для оформления конкурсных работ, так и в качестве призового фонда.

    Е.М.Рыбалтовский

Статья иллюстрирована фотографиями Олега Печерского и автора.

 Подробнее>>


Конкурс террариумного дизайна на ЗООСФЕРЕ 2010. Комментарий заинтересованного наблюдателя

    В рамках выставки ЗООСФЕРА 2010, проходившей 17-20 ноября в Санкт-Петербурге, состоялся конкурс дизайна террариумов. Участники получили дипломы, победители – призы. Мероприятие в целом можно считать удавшимся. Хочется в будущем году снова увидеть такой конкурс, только еще лучше организованный и с более интересными, концептуальными работами. Это желание, собственно, и побудило меня написать данные комментарии. Помогли мне в этом неизменные члены жюри всех проходивших в последние годы на Зоосфере конкурсов аквариумного дизайна, Владимир Ковалев и Сергей Чубаров.

Преамбула

    Организатором конкурса выступила фирма ЗООКОМ, директор которой, Евгений Рыбалтовский, хорошо известен террариумистам, особенно питерским. Генеральным спонсором стала компания ФЕРПЛАСТ, которая предоставила конкурсантам производимые ею террариумы, а также приняла участие в формировании призового фонда, вместе с СБД "Голиаф". В отличие от конкурсов аквариумного дизайна, в данном случае участники имели возможность выбрать тип террариума: вертикальный, размером 81.5×36×73 см (Explora 80H) или горизонтальный – 62.5×34.5×46 см (Explora 60) со светильниками на две люминесцентные лампы. Кроме того организаторы предоставили субстраты на выбор (песок, гравий, керамзит, сосновая мульча, кокосовый субстрат). Остальные элементы декора и дополнительное оборудование конкурсанты должны были принести с собой.
    Важным условием конкурса было то, что по окончании участникам нужно было вернуть террариумы генеральному спонсору в первозданном состоянии, т.е. и речи не могло идти о том, чтобы что-то приклеить к стеклу террариума или проделать где-то дополнительное отверстие.
    Изначально предполагалось, что оценивать работы будет жюри, а кроме того будут подсчитаны зрительские голоса. В конце концов все ограничилось последними.

    Конкурс стартовал 16 ноября, в подготовительный день, когда выставка была закрыта для посетителей. Но уже на следующий день все желающие могли наблюдать за работой конкурсантов. Впрочем, оценивать нужно готовые произведения Вот они:

Террариум № 1

Автор – Софья Ремизова, Санкт-Петербург

Тип оформления – "Тропический лес", террариум Explora 80H
Итоговое 3-е место (42 голоса)
Обитатель – смарагдовый сцинк (Lamprolepsis smaragdina)

    По количеству вложенного труда террариум Софьи, несомненно, занимает первое место. Она не поленилась заранее изготовить объемный фон, имитирующий скалу, по которой стекал водопадик. Помпа, сток и резервуар для воды были полностью скрыты внутри фона.
    Террариум был оформлен большим количеством живых растений (плющ, сциндапсус, шеффлера, селагинелла и др.). С помощью вертикальных и наклонных ветвей организовано пространство для лазания древесного сцинка. С другой стороны, фон занял довольно много места в и так узком террариуме. Картинка получилась практически плоской, без перспективы. Сцинка могли увидеть только очень пытливые посетители выставки, которые догадывались заглянуть снизу под крышку, где ящерица одновременно скрывалась от нескромных взоров и грелась под лампой. Софья расположила лампу на крышке террариума, не нарушая вид скальной стенки плафоном, но при этом увела единственного обитателя из поля зрения. Стоит отметить, что смарагдовый сцинк, очень красивая и эффектная ящерица, тем не менее того же цвета, что и многочисленные растения, которыми декорирован террариум. Если подходить с точки зрения дизайна, то животные в декоративном террариуме должны создавать определенный акцент, либо цветовой, либо динамический. Здесь не получилось ни того, ни другого. Однако опытные террариумисты высоко оценили работу Софьи. Действительно, террариум сделан грамотно, в нем можно содержать не только смарагдовых сцинков, но и многих других рептилий. А вот с экспозиционной точки зрения сцинк Софью подвел.

В.Ковалев: Благодаря умелому размещению трех коряг сложной формы очень узкий террариум обрел пространство и все оформление приобрело вид довольно гармоничной композиции. Без коряг такой террариум с весьма объемным фоном смотрелся бы некрасиво.

С.Чубаров: Автор террариума – молодец! Раскритиковать можно любого, но это, пожалуй, один из немногих хорошо озелененных террариумов на выставке и мне, как ботанику и любителю растений, было приятно на него посмотреть. Очень приличный самодельный задник. Пожалуй, автору можно посоветовать больше использовать возможности фона для посадки лиан и эпифитных растений. Мне кажется, что растения с цветными листьями (например, мелкие бромелиевые с красными или полосатыми листьями) очень выигрышно смотрелись бы на общем коричнево-зеленом фоне и сделали бы экспозицию более привлекательной.


Террариум № 2

Авторы – Вадим Юдин и Олег Флиппов,
ООО "Партнер", Санкт-Петербург

Тип оформления "Тропический лес", террариум Explora 80H
Итоговое 5-е место (31 голос)
Обитатель – зеленая игуана (Iguana iguana)

    Это единственный террариум с большим водоемом, который занимает всю площадь дна. Туда была запущена даже пара золотых рыбок. В водоем установлено несколько разнотипных коряг. Кустик спатифилума образует яркое зеленое пятно, оживляя картину. Обратное впечатление создают вялые листья салата, развешанные на одной из коряг. Игуана, наверное, неплохо бы смотрелась на большой горизонтальной коряге над водой. Однако она предпочла вскарабкаться на тонкие отростки другой коряжки, где, видимо, ощущалось хоть какое-то тепло от ламп. Само животное, очевидно, было не в лучшем состоянии. Стоит отметить, что было выставлено молодое животное. Взрослой игуане нужен много больший объем. В целом данным террариум можно охарактеризовать как образец минимализма. Тем не менее, он набрал довольно много голосов, так как животное было все время на виду и само по себе оно достаточно популярно.

В.Ковалев: Листья салата играют в этом террариуме далеко не последнюю роль. Они бросаются в глаза первым делом. Почему? Потому что художественной композиции в этом террариуме создать не удалось. Использованные коряги ни по размерам, ни по форме, ни по фактуре не гармонируют друг с другом. Они никак не объединяют пространство террариума. Они в него просто помещены... совершенно независимо друг от друга. А вот зеленые объекты: спатифиллум, игуана и салат расположены на виду и вблизи сильных точек всей картинки в целом. Салат объемнее, имеет более агрессивный цвет и ярче всего освещен. Вот и вышел террариум имени салатных листьев.

С.Чубаров: К сожалению, никогда не держал зеленых игуан. А спатифиллум она не съест?? Если не съест, то расти он будет, болотные растения как раз для этого террариума. Но тогда можно было бы добавить и другие растения, растущие в сходных условиях.


Террариум № 3

Автор – Анатолий Седунов, Москва

Тип оформления "Тропический лес", террариум Explora 80H
Итоговое 4-е место (39 голосов)
Обитатели – тропические бабочки и жуки-бронзовки

    За саму идею выставить террариум с насекомыми автор, несомненно, заслуживает большого уважения. В качестве декоративных элементов Анатолий расположил в террариуме несколько очень ярких растений. По всей видимости, было задумано устроить этакий тропический праздник цвета – яркие бабочки над яркими растениями и яркие жуки вокруг. Но бабочки вели себя пассивно (отсутствие подогрева) и в результате сильнее бросались в глаза не они, а растения. Большинство бронзовок попряталось. Мне удалось обнаружить трех, в то время как при разборке террариума Анатолий набрал их целую коробку. Тем не менее, террариум с насекомыми потенциально может быть гвоздем такого конкурса и хотелось бы видеть продолжение усилий автора в этом направлении. Зрители достаточно высоко оценили данный террариум, занявший 4-е место.

В.Ковалев: Оформление террариума не представляет собой целостной композиции. Стебли бамбука, довольно большая коряга и растения – все существуют вне какой-либо связи друг с другом. Возможно, закладывая диагонали из бамбука, автор хотел придать объем всей картинке, но в данном случае такая идея была заранее обречена на провал: диагонали не создадут объем, если они никак не перекликаются с другими элементами аранжировки. К примеру, они никак не сочетаются с задним фоном (вспомним, как коряги и фон гармонично сочетаются в террариуме № 1).

С.Чубаров: В террариуме собраны растения с разными потребностями к поливу и влажности воздуха. Так для каланхоэ воздух может быть более сухим, а для аллоказии более влажным. Но, поскольку растения – в горшках, каждое из них можно поливать, а при необходимости и опрыскивать, отдельно друг от друга. Вот только неудобно это для обслуживания. Да и вообще, растений можно было посадить значительно больше. Включить, например, цветущие нектароносные растения.


Террариум № 4

Автор –Сергей Пугач, "Экзомир", Санкт-Петербург

Тип оформления "Пустыня", террариум Explora 60
Итоговое 8-е место (20 голосов)
Обитатели – кубинские игуаны (Leiocephalus cubensis)

    Автор попытался воссоздать пейзаж североамериканской пустыни. Декорации хорошо сочетаются с фоном, создавая перспективу. Живые суккуленты, посаженные в горшочки, вкопаны в песок. Некоторые специалисты отмечали неуместность использования в данном пейзаже криптантусов – растений другой природной зоны, но визуальной картины они не портили. А вот обитателей террариума увидеть не удалось – так хорошо они спрятались. Отчасти из-за непривычной обстановки, но больше, видимо, из-за отсутствия нормального подогрева. В террариуме магазина Сергея эти ящерицы ведут себя весьма активно, демонстрируя свои интересные поведенческие особенности. Хочется отметить, что представленный дизайн предполагает обитателей мелкого размера. Взрослая кубинская игуана будет смотреться там диспропорционально. По словам автора, все три ящерицы, запущенные в конкурсный террариум – молодые животные. Но оценить соответствие их размера декорациям террариума не удалось.

В.Ковалев: Здесь попытка создать законченную композицию налицо. И действительно что-то получилось. Тематика обозначена и подчеркнута. Но есть одно "НО" – ярко выраженная искусственность всей композиции. Эта искусственность сильна до чрезвычайности: даже вполне живые растения на первый взгляд кажутся пластмассовыми. Причем на фото этот террариум выглядит лучше, чем вживую. А именно при непосредственном рассматривании этого террариума растения кажутся искусственными. Почему так происходит? На мой взгляд, отчасти потому, что изображенные на заднике столовые горы оказались расположенными не совсем там, где следовало бы. Представьте, как изменилась бы композиция, если самую большую из них переместить правее и расположить над куртинками длиннолистных растений.

С.Чубаров: Приятно, что растения посажены достаточно разнообразные и создана композиция. Но вот за криптантусами будет сложно ухаживать. Раз они примотаны к коряге – субстрата у них не много, а значит пересыхать субстрат будет быстро, тем более что и воздух в "пустыне" сухой. Выдержат ли криптантусы, если включат ультрафиолетовую лампу? Аир злаковидный, вариегатный сорт, расположенный в грунте у задней стенки, это бесспорно выносливое, но все же не пустынное, а болотное растение. Его иногда даже в аквариуме выращивают. В "пустыне" аиру несладко придется.


Террариум № 5

Автор – Юлия Пономарева, компания "Иванко", Санкт-Петербург

Тип оформления "Пустыня", террариум Explora 60
Итоговое 2-е место (48 голосов)
Обитатель – бородатая агама (Pogona vitticeps)

    Заявленный тип оформления "пустыня" к данному террариуму не очень подходит. Скорее это будет "агама в интерьере". Автор попыталась сделать просто красивую декорацию и это ей удалось. Когда к декорации добавилось крупное ручное животное, которое, к тому же давали подержать в руках посетителям выставки, успех был предрешен.

В.Ковалев: Агама – это солист в данном террариуме. Для солиста надо было создать подходящую сцену. И это вполне получилось. Постамент для агамы вышел достойный. И удобный, и цвет подходящий. Надо признать, что вся декорация в целом удалась. В общем-то, это законченная композиция. Несколько надуманной там выглядит только окаменелость.

С.Чубаров: ...–...


Террариум № 6

Автор – Даниил Мельников, Санкт-Петербург

Тип оформления "Пустыня", террариум Explora 60
Итоговое 1-е место (88 голосов)
Обитатели – 5 видов круглоголовок (Phrynocephalus przewalskii, Ph. frontalis, Ph. maculatus, Ph. helioscopus, Ph. mystaceus) и ящурка Пржевальского (Eremias przewalskii)

    Даниил очень ответственно подошел к конкурсу. Террариум представлял собой естественный для его обитателей биотоп. Большинство декоративных элементов было привезено непосредственно из мест обитания экспонированных круглоголовок. Автор был единственным, кто развернул террариум задом наперед, в результате чего к зрителям были обращены не дверки, а сплошное стекло. Сами дверки были прикрыты легким бумажным фоном, который позволял при необходимости проникать в террариум.
    Все декоративные элементы – мелкие, в результате чего создалось впечатление объема и перспективы, которого трудно достичь в террариуме таких размеров. Следует отметить, что обитатели террариума соразмерны его объему и декорациям. Ушастые круглоголовки, довольно крупные ящерицы, были представлены молодыми особями, не отличавшимися по размеру от мелких видов. Молоденькая ящурка Пржевальского со своей узкой мордочкой создавала необходимый контраст лобастым круглоголовкам. Автор, пожалуй, единственный, кому удалось организовать адекватный подогрев. Светильник в левом переднем углу, конечно, портит вид террариума. Но за счет него Даниилу удалось создать горячее пятно прямо у переднего стекла и вывести круглоголовок на всеобщее обозрение. Дело того стоило.
    Все представленные ящерицы имеют не слишком яркую окраску. Чтобы понять их прелесть, к ним нужно присмотреться. Но за счет правильных температурных условий конкурсанту удалось поддерживать их в активном состоянии, создавая тот динамический акцент, который составляет важную часть декоративной композиции.
    Стоит отметить, что, кроме самого террариума, Даниил представил материалы по биологии своих питомцев и всегда был готов дать необходимые пояснения, а также продемонстрировать отдельные формы поведения круглоголовок. В условиях данного конкурса это несомненно оказало влияние на результат.
    С точки зрения специалиста, самое интересное здесь – это набор видов, большинство из которых уникально для террариумной культуры и сложно в содержании.

В.Ковалев: Естественность созданной композиции подкупает с первого взгляда. Лаконичный пустынный пейзаж. Отлично подобранный задний фон, тщательно продуманное расположение камней и хитро расположенный свет. Такой террариум – это своеобразное окошко, позволяющее заглянуть в пустыню не выходя из комнаты. Причем смотреть можно и под ноги, и вдаль.

С.Чубаров: Гильзы как элемент дизайна мне очень понравились, они явно добавляют драматизма в экспозицию.


Террариум № 7

Автор – ООО "АКВАЛОГО", Москва

Тип оформления "Пустыня", террариум Explora 60
Итоговое 6-е место (22 голоса)
Обитатель – бородатая агама (Pogona vitticeps)

    Этот террариум оформлял также Анатолий Седунов, который является сотрудником фирмы "АКВАЛОГО". Все оформление состоит из фона и пары пластмассовых растений. В данном случае Анатолий наступил на те же грабли, что и участница прошлогоднего конкурса аквариумного дизайна, потратившая много времени на помощь своему сотруднику, но не успевшая довести до ума собственную композицию. Здесь пострадал "фирменный" террариум. Он занял, тем не менее, удивительно высокое место, видимо, за счет того, что ящерица была в отличном состоянии и все время на виду (деваться ей было некуда).

В.Ковалев: В этом террариуме даже не пытались создать композиционно законченное оформление. Кактус тут никак не может быть палочкой-выручалочкой. Что с ним, что без него – все едино. А итог получился вполне предсказуемый: в узком террариуме толстый фон съел все пространство. Бедная зверюшка кажется зажатой между фоном и фронтальным стеклом. Зато ее видно хорошо...

С.Чубаров: Мнение ботаника: пластиковые растения – первый шаг к резиновой женщине!


Террариум № 8

Автор – Олег Печерский, Санкт-Петербург

Тип оформления "Тропический лес", террариум Explora 60
Итоговое 9-е место (15 голосов)
Обитатели – древолазы: голубые (Dendrobates azureus) и священные (D. leucomelas)

    Если бы оценки выставлялись за эффектность представленных животных, то первое место Олегу было бы обеспечено. Его древолазы – одни из самых декоративных террариумных животных. Накладка получилась с фоном. Из объяснений организаторов Олег понял, что нельзя использовать фон. В действительности, как оказалось, его нельзя было приклеивать к стеклу террариума. В результате террариум с одной стороны потерял в декоративности, а с другой увеличился стресс для лягушек, которых мало того что посадили в новое место, да еще и беспокоили со всех сторон. В результате древолазы попрятались и, если азуреасов удалось обнаружить за цветочным горшком, то лейкомеласов не удалось найти никакими силами.
    Тем не менее, и без скрывшихся древолазов в террариуме было на что посмотреть. Отличный покров из мха – дикрантума, яркая вриезия, которую уравновешивала куртинка спатифиллума с другой стороны. Водоемчик, покрытый ряской. Пожалуй, здесь наиболее ярко проявилось несоответствие занятого места и качества работы.

В.Ковалев: Попытка оформить террариум только живыми растениями и естественным декоративным материалом не может не импонировать. Видны попытки превратить все это в целостную композицию. Надо признать, что получилось это лишь отчасти. Уж очень несоразмерно всему остальному велики растения слева, да еще и оранжевые соцветия, которые они несут, оказались расположенными там, где яркий чужой цветовой акцент совсем не нужен. В итоге они успешно перебивают другие композиционные акценты. Тем не менее, симпатичный террариум получился.

С.Чубаров: Очень приятный террариум! Жаль задника нет, на нем в этом влажном террариуме могли бы хорошо расти самые разные эпифиты и лианы. Автор выбрал яркие и нарядные растения, подходящие для влажного террариума и вполне сочетающиеся с еще более яркими и нарядными лягушками.


Террариум № 9

Автор – Вадим Сыромятников, магазин "Природа", Санкт-Петербург

Тип оформления "модерн", набор для хомяков
Итоговое 7-е место (21 голос)
Обитатели – мадагаскарские тараканы (Gromphadorhina portentosa)

    Не очень понятна логика организаторов, допустивших данную конструкцию до конкурса. Все-таки изначально было заявлено о необходимости оформить определенный террариум фирмы ФЕРПЛАСТ. Если бы разрешили приносить свои готовые террариумы, уверен, мы бы увидели много интересного. Или хомячиные трубки тоже изготавливает ФЕРПЛАСТ? Надо все же отметить, что задумка автора сработала. Тараканы активно перемещались по трубкам, позволяя посетителям рассматривать себя со всех сторон. Вообще, очень удобно: заменил тараканов на хомяков и отправился на выставку грызунов.

В.Ковалев: Гибрид летающей тарелки и самогонного аппарата успешно заселен тараканами. Тараканы сами по себе – прекрасны. Сам же объект в тематику данного конкурса не вписывается.

С.Чубаров: ...–...




Некоторые итоговые наблюдения и замечания

    Почему-то получилось, что подавляющее большинство выставленных террариумов были населены ящерицами – шесть из девяти (по-настоящему даже из восьми). Ни одной змеи. Понятно, что крупный удав трудно совместим с изысканным дизайном, но есть масса других вариантов. Логическому объяснению данный факт не поддается. Так получилось.

    Формально по типам террариумов ("пустыня" и "тропический лес") участники поделились почти поровну. Но реально типу "тропический лес" соответствовали только два – террариумы № 1 и 8. В террариуме с игуаной слишком мало растений, а бабочки и жуки находились в довольно сухих условиях. Между тем, именно этот тип террариума дает самый большой простор для творческой фантазии и дизайнерских решений. Конечно, он более сложен для исполнения. Возможно, определенную роль тут сыграли условия конкурса, запрещавшие крепить что-либо к стенкам. Но ведь Софье Ремизовой это не помешало.

    Очень большую роль во впечатлениях от террариумов сыграл фактор пугливости животных. В ряде случаев – решающую. Создалась ситуация, когда террариум без всякого дизайна, но с хорошо видимым животным, получал больше голосов, чем сложно оформленный, но со скрытными обитателями. Здесь имеется коренное отличие от конкурсов аквариумного дизайна. Там в худшем случае стайка рыб плавает не в том месте, где она должна была быть по замыслу дизайнера. Здесь же проблемой становится вообще увидеть зверя. А помещать в небольшой террариум крупное животное, да еще время от времени доставать его, чтобы подержать в руках – это уже несколько иной жанр.

    Из девяти конкурсных террариумов шесть были оформлены людьми, имеющими непосредственное отношение к зообизнесу. Но, из трех призеров, двое – любители. Зообизнесу есть куда расти.

    Оценка результатов только по зрительским голосам неизбежно подвергнется критике. Почему бы не воспользоваться опытом аквариумистов, когда три приза присуждает жюри и учреждается отдельный приз зрительских симпатий? При этом у членов жюри имеется список пунктов, по каждому из которых нужно выставить оценку для каждого аквариума (террариума в нашем случае). Это позволяет минимизировать субъективизм (пример регламента одного из конкурсов аквариумного дизайна). Кстати, как показывает опыт аквариумных конкурсов, мнение членов жюри и посетителей выставки практически никогда не совпадает.
    Важным моментом условий конкурса является регламентация использования живых растений. У аквариумистов нередко по условиям конкурса к нему не допускаются аквариумы без растений (например, типа "псевдоморе"). На первом этапе вряд ли возможно разыгрывать призы в нескольких номинациях, но в будущем мы к этому неизбежно придем. Если это будущее у нас будет, конечно.
    Еще более важным критерием оценки, на мой взгляд, является жизнеспособность композиции. Представленный вариант дизайна должен обеспечивать необходимые условия существования обитателям террариума и сохраняться в своей основе на протяжении длительного времени. Варианты-однодневки должны отбраковываться жюри. Но для этого оно должно быть! При зрительском голосовании такое невозможно.

    В заключение несколько фотографий финала конкурса...

    Надеемся на продолжение...

    А.Громов (Anthr).

Статья иллюстрирована фотографиями Олега Печерского и автора.

 Подробнее>>



Наверх

   
   © Живая Вода, 2010 г. info9@vitawater.ru


В избранное