Мы с радостью
ответим на Ваши вопросы (пишите на
vertical.centr@gmail.com) и ждем Ваших комментариев к рассылке.
На этой неделе мы рассуждаем о взаимоотношениях с детьми в кризисные моменты и о детских негативных эмоциях.
"Закрасить детские негативные эмоции или взаимодействовать с ними?
Что
делать, если ребенок капризничает, ноет, чего-то требует или, наоборот,
чему-то сопротивляется? Как быть родителям, которые хотели бы
оставаться христианами рядом с маленьким ангелом гнева?
Ремонт
дома — очень интересное время. Это
проверка на прочность нравственной
позиции хозяев. Конечно, не сравнить с
испытанием, которое Господь попустил
для Иова, но мне — современной маме —
справиться бы с одним ремонтом. Мы делаем
его вместе с соседями, и поэтому приходится
учитывать взаимные пожелания и интересы.
Представьте себе, ухожу я как-то раз
погулять с детьми, возвращаюсь, а наши
стены красят... в ржаво-коричневый. Не
помню, чтобы я выбирала краску, да и цвет
не в моем вкусе. Осторожно выясняю, что
происходит. Оказалось, наш сосед в
цейтноте выбрал краску, не посоветовавшись
с нами, а рабочие уже взялись за дело.
Моя
реакция на произошедшее удивила даже
меня саму — я села и разрыдалась фонтаном.
Через некоторое время к нам зашла соседка
и поинтересовалась: «Оля, ну что Вы
плачете?» Объясняю ей свое горе и слышу
до боли знакомый ответ: «Перестаньте.
Плакать глупо, а цвет очень красивый».
Стоп — мне так отвечали все детство!
Наверное, потому так обидно.
Откладываю
мысли о ремонте и словно в первый раз
круглыми глазами смотрю на детей — у
меня их трое. Неужели и я также отвечаю
на их огорчения? И тут замечаю четвертое
дитя: это мой «внутренний ребенок» —
детская часть психики — так разорался,
что вышел из привычного укрытия. Давай-ка
и с тобой поговорим, дружок. Точнее,
подружка. :)
Итак,
вспоминаю и анализирую ситуацию с
краской. С чего начала моя соседка —
интеллигентная и уважаемая мною женщина,
которой хотелось меня утешить? С призыва
«перестать плакать», перестать огорчаться.
Действительно,
часто первое, что приходит в голову
родителям — изменить «неудобные»
чувства ребенка. Чем-нибудь закрасить
или завесить, чтобы их не было видно и
слышно. И жить дальше, словно их не было.
Перестань плакать — это означает не
просто «перестань выражать свое
разочарование», это гораздо больше:
«перестань это разочарование чувствовать».
Перестань горевать, испытывать неудобные
для родителя эмоции, потому что взрослым
кажется, что реального повода нет.
Что
делать? Обращаюсь к надежному источнику.
Апостол Павел говорит: «Носите тяготы
друг друга» (Гал. 6:2). В
ситуации с рыдающим или насупившимся
ребенком реплика «Перестань плакать —
это глупо» выглядит, как просьба к
ребенку, чтобы он эту тяготу сам с себя
снял, осознав, что она смехотворна. Но
ребенок не в состоянии этого сделать
именно потому, что он еще маленький. По
своей природе он не может и еще долго
не будет способен проанализировать
эмоции и управлять ими.
Апостол
же просит понести эту тяготу. И тут я
вспоминаю о психологах, которые в
громкоговоритель кричат о том, что детям
надо разрешить выражать негативные
чувства. Задача родителя — понести
вместе с ребенком тяготу его расстройства,
даже если повод к разочарованию
минимальный: упал, что-то сломалось или
не получается. Выслушать его жалобы и
признать за ним право на разочарование
и скорбь. Просто понять его, разобраться
почему ему плохо и в чем дело — это и
есть понести тяготы негативных детских
чувств. Выслушать его и вместе
проанализировать ситуацию — и таким
образом научить ребенка контролировать
чувства.
Финал
соседской реплики: «А цвет — очень
красивый», — резонировал еще громче,
чем просьба перестать плакать. О чем
загоревал мой внутренний ребенок? О
том, что родительская фигура снова
попыталась внушить ему «правильное» —
с ее точки зрения — отношение. Которое
при этом полностью противоречит тому,
что ощущает ребенок.
С моей
точки зрения, при таком подходе к
воспитанию совмещаются две принципиальных
ошибки:
Идея,
что можно продавить и изменить чувства
ребенка.
Идея,
что поступки ребенка должны вытекать
из его чувств. И если изменить чувства
ребенка, то удастся и перенаправить
дела в более правильное и цивилизованное
русло.
По поводу
первого пункта все более-менее ясно.
Психологи много написали о том, что
заставлять человека изменить свои
чувства — это эмоциональное насилие.
Как человек, переживший ржавый окрас
своей стены, должна подтвердить, что
это — сущая правда. И об этом большинство
родителей слышали.
Со вторым
пунктом сложнее. Многие взрослые люди
считают нормой тот факт, что поступками
руководят чувства. Приятно и удобно —
делаю, неприятно — не делаю. И на этом
основании многие взрослые неосознанно
пытаются повлиять на поведение ребенка,
«нажав» на его чувства.
Обращаясь
ко взрослым галатам, апостол Павел
написал: «Поступайте
по духу, и вы не будете исполнять
вожделений плоти, ибо плоть делает
противного духу»
(5,16-17). Под «плотью» апостол понимает
эгоистические чувства. И просит поступать
не под их диктовку, но совершать поступки
по духу, по закону Бога. В учебнике
Протоиерея Стефана Жилы (Руководство
в изучению посланий святого апостола
Павла и Апокалипсиса) есть такое пояснение
к этой фразе апостола Павла: «...верующие
приняли Духа Святого, Который в сердцах
их пишет Свои духовные законы. По ним и
должны жить верующие, преодолевая
плотские похоти. <...>
«Плотию» назвал
здесь апостол наклонность воли к
греховным и страстным чувствам, которые,
исходя из души, проявляются в нашей
чувственной телесной природе».
Действительно, поступками зрелого
человека должен руководить нравственный
закон, а не чувства. И задача родителей
— постепенно научить ребенка жить по
такому же принципу.
Дети
могут руководствоваться в своих поступках
своими эмоциями. Им это разрешается,
потому что они маленькие, и никто их не
просит досрочно «распинать свою плоть»1.
А вот взрослые должны, понеся бремя
детских страданий, помочь им понять
следующую истину: испытывать чувства
— можно! Причем всякие: и удобные и
неудобные, и нежные и бурные, и позитивные
и негативные. Их все надо проговорить,
понять и прочувствовать до конца. Но
поступать разумно по нравственному
закону и для начала тренироваться в
этом за ручку с мамой.
Например,
наш средний ребенок нежно любит игрушечный
квадроцикл соседского паренька. Пока
разрешают его катать — все прекрасно.
Но когда приходит время расходиться по
домам и возвращать транспорт законному
владельцу, случается буря. Я уже знаю,
что уговоры, типа: «да ладно, это ерунда,
перестань» — не сработают и только
навредят, потому что это было бы насилием
над чувствами ребенка. Всю бурю приходится
выслушать, пережить вместе с ним и
разрешить ему чувствовать гнев, печаль
и все остальное, что чувствуют влюбленные
в квадроцикл маленькие мальчики при
расставании с ним. А потом, когда будет
хотя бы небольшая пауза, объяснить, что
его чувства правомерны и мне понятны,
но поступать мы будем по закону —
возвращать сокровище «на базу». Буря
начинается с новой силой — опять слушаем,
легализуем негативные эмоции. Наступает
просвет — снова, вместе стараемся
выяснить, как будем поступать. В итоге
через несколько итераций возвращаем
квадроцикл. Откуда терпение на все это?
Пожалуй, стоит написать на эту тему в
следующий раз. :)
Инцидент
с краской напомнил мне о детстве и
заставил заново пересмотреть отношение
к негативным эмоциям моих детей и, как
говорят психологи, «отработать детский
сценарий». Смысл в том, что не надо было
по привычке заставлять себя «полюбить»
эту краску. Но вести себя — вне зависимости
от испытываемых чувств — лучше по
закону. Я посоветовалась с мужем, и мы
вместе вежливо попросили главного
соседа пересмотреть решение о краске.
Он согласился, наш вариант показался
ему симпатичным. Начатый кусок
перекрасили.
А на
следующий день случилось чудо. К нам
снова зашла соседка и неожиданно сказала:
«Оля, Вы — молодец! Вот Вы сели и поплакали,
а в результате у нас получается очень
красиво, и всем нравится.» Конечно, меня
это сообщение окрылило, но ремонт
продолжается, и, видимо, найдутся поводы
для новых статей.
1.
«Те, которые Христовы, распяли плоть
со страстями и похотьми (Гал. 5, 24)»