Логопед у Вас дома! Комплекс упражнений для шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ)
«Наказать язычок»: рот немного
приоткрыт, язык широкий и спокойный лежит на нижней губе; шлепаем губами по
языку и произносим ПЯ-ПЯ-ПЯ….
«Широкий язык»: учить держать
язык в спокойном и расслабленном состоянии на нижней губе; губы в улыбке, рот
слегка приоткрыт; удерживать язык в таком положении от 5 до 10 секунд.
«Конфетка»: широкий кончик языка с
небольшим кусочком ириски положить на нижнюю губу; затем ириску постараться
приклеить к небу за верхними зубами; нижняя челюсть не должна шевелиться.
«Грибочек»:Улыбнуться (зубы видны); рот приоткрыть; всей
полостью широкий язык прижимаем к небу и одновременно рот широко открываем;
язык как будто приклеивается к небу; уздечка растягивается (образуется ножка).
«Загони мяч»: улыбаясь, положить
широкий язык на нижнюю губу и дуть на ватку, чтобы она улетела на край стола
(можно соорудить воротца), при этом произносим звук Ф-Ф-Ф…; щеки не надуваем;
воздушная струя должна быть узкой; нижняя губа не натягивается на нижние зубы.
«Вкусное варенье»: рот слегка
приоткрыт; широким передним краем языка облизать верхнюю губу: вверх-вниз;
работает только язык, челюсть не шевелится; язык широкий и края языка касаются
уголков рта.
«Гармошка»: улыбнуться,
приоткрыть рот, приклеить язычок к небу (как в упражнении «Грибочек»); не
отпуская язык, открывать и закрывать рот, тем самым растягивать уздечку (как
гармонь).
«Фокус-покус»: улыбнуться и
приоткрыть рот; положив широкий передний край языка на верхнюю губу (боковые
края языка должны быть, прижаты, а посередине языка образовать ямку) сдуть
ватку, которая лежит на кончике носа; поток воздуха должен идти посередине
языка и тогда ватка полетит вверх.