Каждый родитель желает,
чтобы его малыш говорил внятно, понятно и рассудительно. В настоящее время дети
все больше сидят у компьютера, их мало что интересует. На предложение: «Расскажи
любую сказку или прочти стихотворение». Ребята не думая, отвечают: «Не знаю»
или «Не помню».
Все чаще дети отвечают на
вопросы, одним словом или же используют простые предложения. Не могут вести
диалог. Ребенок, например, придя из детского сада, пытается рассказать
интересное происшествие быстро, громко и эмоционально, но мы, к сожалению, не
всегда понимаем, о чем он хочет нам поведать…
Поэтому, я предлагаю, вам
рассмотреть структуру обучения детей связной речи:
Структура обучения детей связной
речи:
Умение отвечать на вопрос (учить детей
отвечать на вопросы полным, развернутым предложением);
Пересказ рассказа по демонстративной
деятельности (здесь можно прочитать, а затем показать сказку в действии, и
предложить малышу пересказать ее);
Пересказ с опорой на наглядность (берем книгу
с хорошей иллюстрацией, читаем произведение и предлагаем ребенку пересказать
произведение с опорой на наглядный материал);
Пересказ по серии сюжетных картинок (после
чтения, ребенок поочередно берет картинки (сюжеты из прочитанного произведения),
и, глядя на них, выставляет их поочередно и пересказывает, опираясь на
наглядность);
Составление рассказа по серии сюжетных
картинок (тоже самое, что и пересказ (см. на пункт выше), но только без
предварительного чтения – здесь малыш сам придумывает сюжет);
Составление описательного рассказа (например,
возьмем тему: «Моя любимая кукла». В данном рассказе ребенок должен
использовать прилагательные, чтобы описать свою куклу: «У меня есть кукла. Ее
зовут Наташа. У нее длинные, светлые волосы и голубые глаза. Я ее очень люблю,
потому что она очень красивая, добрая и
самая лучшая и т.д.»);
Составление рассказа по сюжетной картине
(пример сюжетной картинки: «Вся семья сидит в комнате. Папа читает газету. Мама
смотрит телевизор. Старший сын делает уроки, а маленькая сестренка играет в
куклы» - дети, смотря на данный сюжет, составляют свой рассказ);
Творческое рассказывание (ребенок сам
придумывает, фантазирует; пусть это будет небылица, но она должна быть
оформлена как рассказ: должны быть начало, развязка и конец).