"Можно быть пессимистом, параноиком, раздолбаем, тугодумом, скандалистом и мизантропом - или всем этим одновременно - и всё равно добиваться успеха благодаря этому секретному оружию"
Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше
В восемь месяцев ребенок уже может удержать карандаш.
Хватательные способности лучше, чем что-либо другое,
свидетельствуют о здоровом развитии ребенка. В этом же
возрасте ребенок начинает рвать книжки, раздирать на
части игрушки, доводя мать до отчаяния. Другими словами,
ребенок входит в стадию самоутверждения.
Важно разумно направлять поступки ребенка, поскольку от
этого зависит его будущая способность к творчеству.
Дайте ему цветные карандаши. Он, конечно, сразу же
начнет малевать, где попало. Если вы дадите ему лист
бумаги, он прочертит несколько кривых линий и скорее
всего порвет бумагу. Для вас это просто каракули, а для
него это самовыражение.
Однако многие родители невольно подавляют это стремление
к самовыражению. Они навязывают ему свои представления:
"Держи карандаш вот так!" "Яблоки должны быть красные",
"Рисуй круг вот так", "Не рви книжку", "Не бросай бумагу
на пол", "Не пиши на столе". Не слишком ли много
запретов на одного маленького ребенка?
Иногда дом, где есть маленький ребенок, поражает своей
чистотой и порядком. Обычно гость делает комплимент
матери, которая держит дом в таком порядке и за ребенком
успевает смотреть. Действительно, уход за ребенком с
утра до ночи не оставляет ни времени, ни сил для
поддержания чистоты в доме. Для матери было бы шоком
узнать, что ее добросовестность в ведении хозяйства
мешает творческому развитию ее ребенка.
Все, что ребенок делает руками, - рисует, разбрасывает
игрушки, рвет бумагу - развивает его интеллект и
творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребенку
карандаши, тем лучше будут результаты. Но если
одновременно вы будете поминутно его останавливать, то
все равно вы тем самым помешаете развитию его творческих
способностей.
Стандартная бумага для рисования - стандартный
человек
Художник-иллюстратор Хироше Минабе недоволен сегодняшним
воспитанием детей до трех лет. Некоторые его идеи
кажутся мне заслуживающими внимания.
Например, он говорит, что прежде чем начать рисовать
картину, художник решает, какого формата она будет.
Ребенку же дают стандартный лист бумаги и таким образом
уже лишают его возможности выбора.
Такое же отношение мы наблюдаем и в других вопросах.
Например, считается, что ребенку подходят только
специальные детские песенки и сказки. Такое отсутствие
воображения со стороны взрослого в свою очередь
ограничивает воображение ребенка.
Когда детям предлагают листы бумаги только стандартного
размера, они подсознательно усваивают мысль, что все
картинки должны быть только такого размера, и что это
то, что от них котят родители и воспитатели.
Ребенок видит огромный мир (гораздо больший, чем
родители могут себе представить), когда он впервые берет
в руки карандаш и обнаруживает, что он может оставлять
следы на чистой бумаге. Этот огромный мир гораздо
больше, чем стандартный лист бумаги. Я бы давал ребенку
огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя.
Стандартный лист способствует воспитанию стандартного
человека, лишенного творчества и достаточной
жизнестойкости.
Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка
Мне кажется, в Японии детям дарят слишком много игрушек.
Я часто наблюдаю в магазинах, как ребенок доводит себя
до истерики, требуя купить понравившуюся ему игрушку, и
родители не выдерживают и покупают. Однако многие
специалисты по дошкольному воспитанию считают, что,
отказываясь удовлетворять любое желание своего ребенка,
родители проявляют не недостаток любви к нему, а
наоборот, действуют в его же интересах. Многие психологи
считают, что, когда вокруг ребенка слишком много
игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточиться
на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной
игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. В его
воображении кусок дерева или сломанная крышка от чайника
могут преобразиться в сказочный дом или чудесное озеро и
будут куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина.
Таким образом, если вы хотите развить у ребенка
нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте
ему все, что он просит. Этим вы достигнете прямо
противоположного эффекта.
Не стоит убирать подальше все, что может быть опасно
для ребенка
Слишком заботливые матери стараются убрать подальше все,
что может принести вред ребенку. Когда ребенок начинает
ползать пли ходить, он еще так неустойчив, что все время
опрокидывает вазы, хватается за электропроводку,
скользит на бетонном полу. Конечно, матери пытаются
избавить ребенка от любой опасности, убрав все с его
пути, и оставляя только тупые предметы и то, что он не
может сдвинуть с места.
Таким образом, они практически создают вакуум вокруг
своего ребенка.
Я уже упоминал о пользе тактильных ощущений для развития
ребенка. Мадам Монтессори рекомендует сознательно
предлагать ребенку предметы жесткие и мягкие, грубые и
нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие. Ребенку
интересно все, что его окружает. Он трогает и ощупывает
предметы, а иногда опрокидывает или рвет их на части, и
это свидетельство его растущей любознательности и
творческого потенциала.
У ребенка свое собственное представление о порядке
Хотя для ребенка вредно жить в обстановке идеального
порядка в доме, я не утверждаю, что в доме должен быть
хаос. Как я уже не раз говорит, в его мозгу активно
формируются стереотипы, и это делает его чувствительным
к цветам, формам, местонахождению в пространстве.
Поскольку его способности к распознаванию образов
развиваются в результате постоянного повторения, я
заключаю, что если он всегда находит один и тот же
предмет на одном и том же месте, это оказывает на него
положительное воздействие, как и в случаях с усвоением
других навыков.
Ребенок очень чувствителен к любым переменам в его
жизни. Иногда малыш начинает плакать ни с того ни с
сего, теряет аппетит, у него поднимается температура.
Эти симптомы могут быть реакцией на перемены в
обстановке, которые взрослый может и не заметить.
Другими словами, любые изменения нарушают представления
ребенка о порядке. Если эти изменения неприятны ему, он,
естественно, соответственно реагирует.
Мы должны понять, что дети гораздо чувствительнее к
изменениям в определенном порядке вещей, чем взрослые.
Дети воспринимают предметы не обособленно, а во
взаимосвязи друг с другом. Это в свою очередь
способствует их развитию, поэтому нам, взрослым, следует
избегать резких изменений, которые могут нарушить
представления ребенка об устойчивости и порядке в мире.
Предоставьте ребенку наблюдательный пост
Мне часто приходило в голову при виде младенца, лежащего
в коляске, что ему не на что смотреть, кроме голого
потолка или сетки от комаров. Иногда появляется лицо
взрослого и быстро исчезает.
Это нехорошо. Ребенку надо на что-то смотреть. Во всем
мире родители подвешивают погремушки над кроваткой. Я не
уверен, что этого достаточно.
Мадам Монтессори разделяет мои опасения. Она утверждает,
что в этом возрасте дети жадно впитывают любые сенсорные
ощущения и что эта потребность не может быть
удовлетворена, если ребенок постоянно лежит на спине в
своей кроватке или в коляске. Хотя взрослые периодически
наклоняются над ребенком, это только раздражает его
глаза, поскольку он силится проследить за исчезающим
предметом, не будучи в состоянии повернуть голову. Я
предлагаю класть его в наклонном положении, чтобы у него
был обзор, вместо того чтобы поминутно наклоняться над
ним или забрасывать его игрушками. Таким образом, он
сможет видеть, что происходит за пределами его коляски.
Игрушки должны быть приятными на ощупь
Художник Хироше Манабе известен своей неповторимой
манерой живописи. У него своя теория воспитания детей,
которую он испытал на своих детях.
"Я никогда не покупаю им готовых игрушек. Я даю им
наборы деталей, из которых они могут собрать игрушку
сами. Даже если у них не получается и они начинают
плакать, они знают, что им все равно никто не поможет.
Если они хотят иметь игрушку, они должны собрать ее
сами. Поэтому дети стараются изо всех сил".
Это великолепный воспитательный прием - он включает в
себя "радость достижения", которой лишен ребенок,
имеющий только готовые игрушки. Очень важно, однако,
чтобы разборная игрушка соответствовала возрастным
возможностям ребенка, иначе этот метод обернется
жестокостью по отношению к ребенку.
В детском магазине даже у взрослых разбегаются глаза от
обилия ярких, оригинальных игрушек. Мы тратим все до
копейки, ожидая, что ребенок будет в таком же восторге
от этих покупок. Но обычно ребенок играет с новой
игрушкой несколько минут и потом забрасывает ее. У
каждого родителя был такой опыт.
Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они
имеют мало общего с окружающим их миром. Им
недостаточно, чтобы игрушка была красивая или забавная.
Пожалуй, с заводной железной дорогой он поиграет
подольше, собирая и разбирая рельсы, наблюдая, как
движется поезд.
По идеям Монтессори разработана серия игрушек,
имитирующих реальные предметы быта. Их можно трогать,
бросать, помещать внутрь друг друга, расстегивать и
застегивать, открывать и закрывать. Все это навыки,
необходимые ребенку в жизни.
У взрослых часто бывают искаженные представления о
ценности той или иной игрушки, основанные на их
собственных детских впечатлениях. Малыш с любопытством
изучает окружающие его предметы и особенно реагирует на
те, которые дают ему, "радость достижения" и
удовлетворяют его потребность в "творчестве.
Масару Ибука
Как добиться успеха, нарушая все правила??
"Можно быть пессимистом, параноиком, раздолбаем, тугодумом, скандалистом и мизантропом - или всем этим одновременно - и всё равно добиваться успеха благодаря этому секретному оружию"