После трех уже поздно Стимулирование и стремление к порядку
Как добиться успеха, нарушая все правила??
"Можно быть пессимистом, параноиком, раздолбаем, тугодумом, скандалистом и мизантропом - или всем этим одновременно - и всё равно добиваться успеха благодаря этому секретному оружию"
Музыкальная гармония лучше всего усваивается в раннем
детстве
"В фильмах часто показывают, как семья или группа
друзей, увлеченные совместным пением, организуют свой
досуг. Простые сельские жители, не имеющие образования,
с удовольствием поют хором, и их голоса звучат
удивительно мелодично и стройно. Слушая такое
исполнение, ребенок обучается музыкальной грамоте не с
отдельных нот, а сразу с целых созвучий. Это помогает
ему понять разницу между звуками при их сопоставлении.
Ребенку легче понять то, что имеет определенную
структуру. Комбинации звуков помогают ему интуитивно
почувствовать взаимоотношения звуков и индивидуальные
качества каждого звука. Совершенный слух нельзя
выработать у взрослого, но можно у маленького ребенка,
если дать ему правильное музыкальное образование.
Обучение игре на скрипке развивает способность к
концентрации внимания
В 1970 году на ярмарке в Осаке состоялся концерт
маленьких скрипачей в честь Дня ООН. Он начался в 11
утра, но уже в 8 утра большинство детей, в том числе
трех- и четырехлетние, уже стояли на площади, несмотря
на холод, репетируя и настраивая свои скрипки. Я был
поражен целеустремленностью детей.
Конечно, ребенок должен оставаться ребенком, живым и
любопытным. Но живость и неусидчивость - это не одно и
то же. Последнее качество весьма нежелательно у
взрослого человека. Тот, кто не способен долго
сосредотачиваться на чем-то одном, тратит впустую массу
времени и энергии на каждое задание.
Тот, кто выработал в себе высокую степень концентрации
внимания, обладает огромными преимуществами. Считается,
что ученики музыкальных школ дисциплинированы и хорошо
воспитаны. Вы можете подумать, что родители держат этих
детей в строгости, и это может сделать их скучными и
серьезными с самого детства. Ничего подобного! Они
хорошо себя ведут не потому, что на уроках присутствуют
родители, а потому, что они способны к высокой степени
концентрации внимания без всяких особых усилий. Учеба
дается им легко, и они успевают сделать больше других
детей за то же время. Таким образом, у них остается
больше свободного времени.
Все родители, чьи дети посещали скрипичный класс доктора
Сузуки, утверждали, что их дети никогда не мучились,
готовясь к экзаменам, что они без напряжения хорошо
учились, хотя проводили много времени, играя с детьми во
дворе. Этот вопрос выявил совершенно новый тип
ребенка-интеллектуала: жизнерадостный, смышленый и
совсем не похожий на общепринятый стереотип бледного
худого очкарика.
Известно изречение Конфуция "в гармонии с музыкой".
Имеется в виду, что музыка смягчает душу и улучшает
характер. Музыкальные занятия требуют регулярных
тренировок, которые в свою очередь воспитывают
способность к концентрации внимания. Таким образом,
музыка также способствует правильному формированию
характера.
Игра на скрипке развивает черты лидера
Способность руководить другими людьми считается
исключительно взрослой чертой, и поэтому это качество
воспитывается в более позднем возрасте. На самом деле
качества лидера начинают развиваться гораздо раньше, чем
многие думают. Замечено, что в любой группе детей кто-то
обязательно начинает играть роль лидера. В своей книге
"Детская психология" доктор Ямашита говорит, что
потенциальный лидер всегда остается сосредоточенным на
своих мыслях и действиях, даже если вокруг него полно
других детей. В игре или других занятиях он всегда
пытается создать что-то новое и первый берется за
воплощение своих идей.
Эти же качества воспитываются и занятиями на скрипке.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что ученики
доктора Сузуки - это жизнерадостные, энергичные дети со
склонностью к лидерству, а вовсе не бледные гении. Эти
дети со временем станут лидерами в обществе, которое
всегда нуждается в таких людях.
Многие ученики доктора Сузуки заняли ведущие посты в
самых прославленных оркестрах мира.
Музыкальное образование в раннем возрасте отражается
даже на внешности ребенка
Считается, что внешность человека целиком зависит от
наследственности. И все же вы наверняка не раз замечали,
как меняется внешность человека в зависимости от того,
как складывается его жизнь. Конечно, изменить
кардинально форму глаз или носа можно только с помощью
пластической операции, но внешность в целом и манера
поведения очень заметно меняются в зависимости от
жизненных обстоятельств. Особенно наглядно эти изменения
можно наблюдать у детей. Так, например, внешний облик
ребенка, который слушает музыку или берет уроки музыки,
безусловно меняется под влиянием этих занятий. Мы
провели эксперимент в Ассоциации раннего развития с
группой младенцев, которые вначале, когда матери впервые
собрали их вместе, ничем друг от друга не отличались.
Затем произвольно отобрали из этой группы часть детей и
дали им слушать "Маленькую ночную серенаду" Моцарта.
Через четыре месяца эти дети существенно отличались от
остальных: они были живее и их глазки блестели ярче.
Известный японский музыкальный критик Маруо писал мне в
письме: "Звуки оказывают огромное воздействие на
человека. Внимательные матери, вероятно, заметили, как
изменились дети со времени второй мировой войны. Это
произошло по трем причинам: 1) вырос культурный уровень
самих матерей; 2) улучшилось питание; 3) усилилось
воздействие звуков на детей. Маруо уверен, что музыка
меняет выражение лица. Он замечал этот интересный
феномен неоднократно. Поэтому он пользуется методом
"погружения человека в музыку", в полной уверенности,
что музыка делает человека красивым. Он считает, что уже
месячному ребенку недостаточно слушать только речь, он,
безусловно, слышит и музыку, которая звучит по радио,
телевидению, с магнитофонных записей.
Заучивание стихов тренирует память
Снег тает
на ветке дерева,
где голубь воркует.
Смотри, маленький котенок
мягко ступает
по опавшим осенним листьям.
Ползает и смеется ребенок, ему исполнилось два года этим
утром.
В нашей экспериментальной школе воспитания талантов
такие хайку учат для тренировки памяти. Хайку очень
подходят для этой цели, потому что они короткие,
ритмичные - они легко запоминаются. Кроме того, они
отвечают тем требованиям, которые предъявляют к детской
поэзии: "стихи для запоминания должны воспитывать в
ребенке благородные чувства, и они должны быть
красивыми, изысканными и заслуживающими того, чтобы их
помнить всю жизнь. И в то же время они должны нравиться
ребенку".
Сначала дети учат по одному стихотворению Иссы каждый
день. Им рассказывают о содержании стихотворения, на
следующий день они читают его наизусть и получают
задание выучить новое. Таким образом, ребенок тренирует
память, но при этом получает удовольствие. Если в первый
раз ребенку нужно услышать стихотворение десять раз,
прежде чем он его запомнит, то в следующий раз ему
достаточно трех-четырех повторений, а потом и одного
раза. Мне говорили, что ребенок выучивает 170 стихов
Иссы в год.
Повторение - мать учения. Это аксиома. Если ребенок
забыл строчку, пусть повторит все стихотворение от
начала до конца. Те, кто тренировал свою память таким
образом, могут запомнить целую сказку после четырех или
пяти прочтений.
Некоторые читатели с сомнением отнесутся к такому методу
тренировки памяти. Я тоже вначале считал, что хайку Иссы
не совсем подходят для детей. Однако цель таких занятий
не просто заучивать наизусть, но также развивать
эстетическое чувство ребенка, его умственные способности
и творческие потенции.
Мозг ребенка способен удержать в памяти от 100 до 200
коротких стихотворений. Но память ржавеет, если ее не
использовать. Чем интенсивнее она используется, тем
лучше она функционирует и развивается.
Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать,
пока он находит удовольствие в повторении.
Масару Ибука
Как добиться успеха, нарушая все правила??
"Можно быть пессимистом, параноиком, раздолбаем, тугодумом, скандалистом и мизантропом - или всем этим одновременно - и всё равно добиваться успеха благодаря этому секретному оружию"