При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Subscribe. Дети" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Часть 4. Принципы воспитания Интерес - лучшее побуждение Двух- и трехгодовалых детей часто против их воли каждый день приводят за руку на уроки скрипки к доктору Сузуки. Они с любопытством оглядываются, прыгают и резвятся в коридоре и совсем не интересуются скрипкой. Если родители пытаются заставить их учиться музыке, то все подобные попытки кончаются слезами и истериками. Дети начинают ненавидеть скрипку. Их бурная реакция объясняется тем, что в этом возрасте у них просыпается самосознание и чувство собственного "Я", которое не терпит никакого насилия. Поэтому вначале доктор Сузуки позволяет детям делать все, что они хотят, но не допускает их близко к скрипке. Очень скоро маленький ученик успокаивается и с удовольствием наблюдает, как играют другие дети. В течение двух-трех месяцев ребенок хорошо запоминает всю пьесу, которую играет его товарищ, и вот уже ему тоже хочется попробовать. Учитель ждет, чтобы нетерпение ребенка достигло апогея и только тогда дает ему первый урок. Период подготовки у всех детей разный. Самый долгий - 6 месяцев. Главный принцип метода доктора Сузуки - вызвать интерес, а это лучшее побуждение. По его мнению, принуждение - худший способ обучения. Если у ребенка возникает интерес к скрипке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания учителя. Вызвать интерес ребенка к предмету обучения - это и есть лучший педагогический метод. Поэтому главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребенка, - пробудить интерес. Так, например, вместо того чтобы учить ребенка считать, лучше заинтересовать его цифрами. Вместо того чтобы учить его писать, пробудите его интерес к процессу письма. Другими словами, задача родителей - подготовить ребенка к обучению. Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия. Например, для того чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появилось желание к чему-либо, если условия для этого не созданы. Многие взрослые, равнодушные к музыке или живописи, могут подтвердить, что причиной их нелюбви было принуждение в раннем детстве или отсутствие условий для возникновения интереса. Ребенку нравится все ритмичное В Америке есть необыкновенно популярная пластинка с уроком английского языка. Текст в стихах про лису сопровождается такой ритмичной музыкой, что даже взрослые, вроде меня, начинают пританцовывать. И слова сами собой запоминаются под ритмичную музыку. Запоминание происходит само собой, под музыку, без специальной тренировки или зубрежки. К сожалению, в Японии не разработана техника обучения языку под музыку. Успехи в раннем обучении языку в США стали возможны именно благодаря тому, что ребенка пытаются заинтересовать, а не заставить. Большинство из нас отрицательно реагируют на слово "учиться". Мы заранее настроены отрицательно, поскольку учеба в нашем сознании прочно ассоциируется с насилием над волей. А между тем учеба должна сочетаться с удовольствием, и тогда мы сделаем большие успехи. Так, сын одного монаха без труда выучил все сутры, которые каждое утро распевал его отец. Сутры распевают под звуки гонга, поэтому мальчику не трудно было их запомнить. Но если бы его просто заставляли учить их наизусть, это была бы для него очень трудная задача. Интересное дети считают правильным, а неинтересное - неправильным Вы будете ругать ребенка за оторванные обои? Как вы ему объясните, что это нехорошо? Для вас "хорошо" или "плохо" зависит от вашего личного опыта, от общепринятых моральных норм. Но у маленького ребенка нет опыта, ему не на что опереться, чтобы решить, хорошо или плохо рвать обои. Если его как следует отругают, он, возможно, не будет больше этого делать, чтобы избежать неприятных последствий. В то же время этот эпизод может убить в нем зарождающееся стремление к творчеству. Детский психолог Сейширо Аоки специально исследовал образование таких понятий у ребенка, как "хорошо" и "плохо", и пришел к выводу, что "хорошо" для ребенка - это то, что интересно и увлекательно. Например, когда похищенных детей спрашивали, почему они дали увести себя незнакомым людям, несмотря на все предупреждения, они объясняли: "С ним было интересно". Похитители детей, по всей видимости, хорошо знают психологию ребенка. Они умеют его заинтриговать и знают чем привлечь. Маленький ребенок, считая, что все, что интересно, то и хорошо, следует за похитителем, ничего дурного не подозревая. Это соединение понятий "хорошо" и "приятно" характерно только для раннего возраста. Постепенно ребенок приобретает опыт, и теперь уже он считает, что "хорошо" - это то, за что хвалят. Если он выполняет поручение и его за это хвалят, он думает, что поступил правильно, хорошо. И наоборот, если его ругают или наказывают, значит, он поступил плохо. Неприятные ощущения ассоциируются с понятием "плохо". Например, вы постоянно укоряете ребенка за плохую игру на скрипке или за недостаточно беглое чтение. Ребенок начинает воспринимать весь процесс обучения как нечто доставляющее только страдания и соответственно как нечто плохое. Многие из нас с детства ненавидят музыку или уроки английского языка только потому, что они ассоциируются с неприятными ощущениями. Поэтому вместо того, чтобы навязывать ребенку свое понимание, что такое "хорошо" и что такое "плохо", гораздо результативней было бы обеспечить ему приятные эмоции, когда он делает что-то хорошо, и неприятные, когда плохо. Способности вашего ребенка будут развиваться настолько эффективно, насколько успешно вы будете пользоваться методами похвалы и порицания. Интерес ребенка нуждается в подкреплении Конечно, интерес - это лучший стимулятор в воспитании ребенка. Но здесь есть одна проблема: интерес ребенка к чему-то одному быстро пропадает, поскольку любопытство его безгранично. Если предоставить его самому себе, его внимание будет перескакивать с одного предмета на другой. Конечно, это свойственно его возрасту, и попытки насильно удержать его внимание на чем-то одном могут иметь обратный эффект. Любопытство ребенка - важное условие познания мира и совершенно необходимо ему для его умственного и интеллектуального развития. И все-таки я бы не рекомендовал предоставлять ребенку полную свободу. Для него одинаково опасно замыкаться на одном предмете (крайняя форма этого состояния называется аутизмом) и разбрасываться из-за неспособности сосредоточиться на чем-либо долго. В результате он может вырасти легковесным человеком. Среди множества интересных вещей в окружающем мире ребенок все время находит увлечения, где ему никто не нужен. Но обычно ему все-таки необходима помощь взрослого. Часто от того, насколько быстро взрослый заметит и отреагирует на возникший у ребенка интерес, зависит, сохранится он или нет, разовьется во что-то серьезное или быстро угаснет. Поэтому очень важно не упустить его. Мы не знаем, какие интересы ребенка могут развиться в способности, но во всяком случае у него должен быть шанс развить их. Повторение - лучший способ стимулировать интерес ребенка Если взрослого заставить слушать одну и ту же историю несколько раз в день, она ему смертельно наскучит. Я сам человек нетерпеливый и даже двух раз не в состоянии выслушать одно и то же. Но в детстве я заставлял своих родителей рассказывать мне сказки по много раз и никогда от них не уставал. Повторение очень важно для тех связей, которые формируются в мозгу ребенка. Повторение желательно не только потому, что ребенку оно не может наскучить, но главным образом ввиду того, что младенчество не знает скуки, это лучшее время для формирования правильных схем в мозгу ребенка, определяющих всю его последующую интеллектуальную жизнь. Трехмесячный ребенок может запомнить сложное музыкальное произведение, если его проиграть ему несколько раз подряд. Способность младенца к усвоению информации огромна. Повторение в этот период имеет еще одну важную функцию. Запоминая сказки и песни при многочисленном повторении, ребенок начинает отдавать предпочтение какой-то одной истории или песенке, продолжая задавать свои бесконечные вопросы, связанные с ее содержанием. Он запоминает полюбившуюся ему сказку наизусть и на ее материале до какой-то поры удовлетворяет свое любопытство о мире. Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю, столь необходимую для взросления. Воля к действию не появляется на пустом месте. Воля стимулируется интересом и в свою очередь побуждает человека к дальнейшему развитию. Младенец слушает сказки, позже он проявляет интерес к картинкам, затем к буквам и, наконец, хочет научиться читать. Я знал одних родителей, которые отдали своего ребенка в интернат на год и два месяца, так как много работали. Когда ребенок вернулся домой, он сильно отставал в развитии. Однако в возрасте 4 или 5 лет у него вдруг прорезался интерес к музыке, особенно к занятиям скрипкой и фортепьяно. Недоумевающие родители не могли понять, откуда этот внезапно вспыхнувший интерес? Они понимали, что в интернате ребенок не получал достаточно интеллектуального стимулирования, хотя перед сном детям проигрывали пластинки с колыбельными Моцарта и Шуберта. Недостаточное интеллектуальное стимулирование, с одной стороны, и повторение одних и тех же музыкальных произведений, с другой, замедлили его умственное развитие, но повысили его восприимчивость к музыке. Эта история очень показательна и наталкивает на серьезные размышления о неоднозначности разнообразных воздействий на развитие ребенка в раннем детстве.
|
В избранное | ||