Ребенок может прочесть по картинкам в книжке совсем
другую историю, чем та, которую читает взрослый
Разница в восприятии и реакции у ребенка и взрослого
становится заметной, когда они вместе начинают читать
книжку с картинками или сказку. Мадам Монтессори,
великий итальянский первооткрыватель раннего детского
образования, в своей книге приводит пример поведения
маленького ребенка. Мама дала своему полуторагодовалому
ребенку цветные картинки разных животных и сцен охоты.
Ребенок показал картинки мадам Монтессори и стал
повторять на своем детском языке: "Машина, машина". Она
никак не могла найти ничего похожего на машину и
вопросительно сказала: "Здесь нет машины?" - "Вот она",
- гордо показал малыш, тыкая пальчиком в картинку. Тогда
она вгляделась внимательнее. На картинке были нарисованы
собака, охотник, лошадь, и, наконец, на заднем плане она
разглядела полоску, похожую на дорогу, и на ней точку.
Мальчик ткнул пальцем в точку и сказал: "Машина". И
действительно, это была крошечная машинка.
Мадам Монтессори приводит еще один пример.
Полуторагодовалому мальчику мама дала иллюстрированную
книжку "Самбо" и рассказала ему эту сказку.
"Маленький негритенок по имени Самбо шел по дорожке и
нес подарки, которые он получил в свой день рождения. По
дороге он встретил диких зверей, и они отняли у него все
подарки. Он заплакал и пошел домой. Но дома папа и мама
успокоили его. И счастливый, он уселся за обеденный
стол, на котором стоял большой праздничный пирог, такой
же, как на этой последней картинке," - закончила свой
рассказ мама и закрыла книжку. Ее маленький сын вдруг
возразил: "Нет, он плачет", и показал на заднюю обложку,
где был нарисован Самбо, весь в слезах.
Другими словами, восприятие маленького ребенка спонтанно
и часто кажется взрослым произвольным, поэтому,
обращаясь с детьми, мы должны учиться избавляться от
предвзятых мнений и использовать все наше воображение,
чтобы видеть мир так, как его видят дети.
Оставлять ребенка на попечение незнакомого человека -
рискованное дело
У одних хороших честных родителей было 2 мальчика, 5 и 4
лет. Младшего в детском саду все любили за его прямоту и
живость, а старшего не очень, потому что он был довольно
угрюмым и с явными дурными наклонностями. Родители были
обеспокоены этим, не понимая, откуда все это взялось.
В конце концов в полной растерянности они обратились к
врачу. После долгих расспросов выяснилось, что за
старшим сыном, когда ему был год, в течение 6 месяцев
ухаживала молодая няня, потому что его собственная мама
очень плохо себя чувствовала после вторых родов.
Доктор предположил, что причиной нынешнего состояния
ребенка являются какие-то впечатления раннего детства,
возможно, оно следствие каких-то давних переживаний. Он
встретился с няней и другими людьми, которые могли ему
что-то рассказать о детстве мальчика. И выяснилось, что
няня, это была молодая девушка, вместо того чтобы гулять
с ребенком, на самом деле встречалась со своим
любовником в старом темном сарае на заднем дворе, и
мальчик присутствовал при их свидании. Это происходило
каждый день. Разумеется, годовалому малышу было
непонятно, чем занимались няня и ее любовник, но он,
оставленный один, слышал шуршащие звуки, которые
доносились из темного угла, и наполняли его душу
неуверенностью и страхом. Беспокойное, виноватое
поведение девушки тоже каким-то образом запечатлелось в
его сознании.
Доктор заключил, что именно эти переживания раннего
детства сделали мальчика угрюмым и озлобленным. Бывает,
что условия жизни заставляют родителей оставлять своих
детей под присмотром чужих людей. Но я надеюсь, что эта
история убедит вас, каким осторожным нужно быть в выборе
тех, кому вы доверяете уход за своими детьми.
Впечатления раннего детства определяют дальнейший
образ мыслей и действий ребенка
Если вас попросить рассказать случай из раннего детства,
вы с удивлением обнаружите, что почти ничего не помните,
если только это событие не было из ряда вон выходящим.
Даже если вы и оживите в памяти какой-то случай, когда
вам было 2-3 года, скорее всего вы запомнили его не из
собственного опыта, а из рассказов мамы и других
взрослых.
Однако тот факт, что человек не помнит всего, что с ним
случилось в раннем детстве, не означает полного
забвения. Любое впечатление и любой опыт, полученный в
возрасте до 3 лет, становится частью основания
сформировавшейся личности.
Говорят, что под гипнозом любой человек, если ему
внушить, что ему только год от роду, начнет говорить и
вести себя, как годовалый ребенок. А это означает, что
любые впечатления детства навсегда сохраняются в
сознании.
Говорят, что, когда человека доводят до критического
состояния, он вдруг начинает представлять себе сцены из
детства.
Известный политический деятель Кукуэй Манака
рассказывал, что воспоминания о детстве неожиданно
нахлынули на него в госпитале во время войны, когда он
был на грани жизни и смерти. Он вспомнил, как мать
водила его в храм, вспомнил монаха, стоявшего у ворот,
его лицо, одежду, манеру говорить - все это до
мельчайших подробностей. Потом он рассказал об этом
"видении" своей матери, и выяснилось, что это
действительно происходило, когда ему было 2 года.
Господин Мориатсу Минато, президент Исследовательского
центра Никко, родился в Китае, где провел свое раннее
детство. После того как семья переехала в Японию, он
никогда больше не говорил по-китайски и считал, что
начисто забыл его. Много лет спустя он приехал в Китай в
деловую поездку. Мориатсу Минато попытался что-то
сказать, и вдруг китайские слова так и посыпались. Язык
был абсолютно естественный, и говорил он настолько
свободно, что это удивило и его самого и его китайских
коллег.
Это еще раз показывает, как прочно опыт раннего детства
отпечатывается в мозгу.
Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то
бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если
оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на
куски от сильного ветра или землетрясения.
Раннее развитие - это примерно и есть такой фундамент.
Его нужно делать крепким с самого начала, потому что
невозможно начать строить фундамент, когда здание уже
готово.