Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По тропам еврейской истории

  Все выпуски  

По тропам еврейской истории Глава 20 (#01)


"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ"
Рут Сэмюэлс

ГЛАВА 20. СИЛА ЦЕРКВИ (#01)

ЕВРЕИ В РИМЕ

Со времен Александра Македонского и особенно после образования Римской империи еврейские купцы были связаны с торговыми центрами Европы. При Иехуде Маккавее Иудея установила дипломатические отношения с Римом, и евреи начали посещать Апеннинский полуостров в политических и торговых целях.

После завоевательного похода Помпея в Рим были привезены первые еврейские пленники, обращенные в рабство. Вскоре еврейские купцы начали доставлять великому городу пряности, красители и шелковые ткани в обмен на римское оружие и товары из кожи. Использовать еврейских рабов было не слишком выгодно, например, из-за того, что они отказывались работать в субботу. К тому же евреи отвергали определенные виды пищи, постились согласно законам Торы, решительно противились попыткам заставить их поклоняться римским богам и упрямо чтили своего незримого Бога. Римлян раздражали эти упрямые рабы-евреи, и они были рады отделаться от них. Поэтому еврейские поселенцы, прибывшие в Рим как свободные люди, вскоре обнаружили, что не так уж трудно выкупить своих порабощенных соплеменников.

В дни Ирода многие представители иудейской знати получали образование в Риме. В еврейских катакомбах, обнаруженных археологами в наши дни, сохранились надписи того периода, сделанные на иврите. Ко II веку н.э. в Риме уже сложилась еврейская община. Хотя большую ее часть составлял бедный трудовой народ, в нее входило также некоторое количество богатых торговцев и даже потомки знати, приведенной сюда вместе с пленниками.

Когда римляне покорили Галлию и земли германских племен, они основали на этих территориях свои поселения. Еврейские купцы, следуя за римскими поселенцами, проложили торговые пути в Галлию и вдоль больших рек, таких, как Рейн и Дунай. Эти купцы ездили туда и обратно, доставляя новые товары в Рим и снабжая поселенцев в покоренных странах всем необходимым. Евреи-виноградари и земледельцы, лишившиеся своих участков в Иудее, также селились в новых римских колониях, где начинали применять свои прежние навыки.

Под властью Рима еврейские поселенцы пользовались большой свободой передвижения. В 212 году н.э. император Каракалла издал указ, даровавший римское гражданство всем свободным людям, проживающим в Римской империи; таким образом, евреи также приобрели права и обязанности римских граждан.

Однако еврейских граждан Рима отличал от всех прочих особый налог, называвшийся "фискус юдаикус". Те полшекеля, которые евреи некогда посылали в Иерусалим как ежегодный взнос в пользу Храма или теперь в римскую казну как напоминание о победе Рима над Иудеей. Многие язычники проявляли глубокий интерес к религии и обычаям своих соседей-евреев и даже посещали синагоги. Немало римлян из самых различных слоев населения приняли иудаизм. Но с возникновением христианства положение изменилось, и не к лучшему для евреев.

ХРИСТИАНСТВО СТАНОВИТСЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ РЕЛИГИЕЙ РИМА

Христианство довольно долго оставалось уделом сравнительно небольшой секты нередко преследуемой официальными римскими властями. Но в 325 году император Константин созвал Никейский собор, после которого христианство превратилось в официальную религию государства. Вскоре после смерти Константина империя раскололась на две части: восточную, Византийскую империю со столицей в Константинополе - городе, построенном на развалинах древнего Византия, - и западную, столицей которой остался Рим. В каждом из государств был свой император и собственная церковная организация. Они сильно разнились в области ритуала церковной музыки и церковного изобразительного искусства, а также в структуре духовенства. Церковная организация Византии стала известна как Греческая православная (ортодоксальная) церковь, а Рима как Римско-католическая.

ПАДЕНИЕ РИМА

В V веке Рим был захвачен язычниками готами. Готы были одним из германских племен, двигавшихся из Северной Европы на юг в поисках новых земель. Начиная с III века н.э. эти племена варваров пытались ворваться на земли Италии, и римским легионам приходилось противостоять их натиску. А между тем великая Римская империя медленно, но верно лишалась последних сил. Пышная и развратная жизнь, коррупция, плохое управление и притеснение бедных - все это ускорило падение империи. В 425 году один из вождей готов захватил и разграбил Рим, и некогда могущественная империя стала добычей новых завоевателей.

Готы подразделялись на несколько племен. Одно из них покорило Италию, другие наводнили Испанию и Галлию: еще одно племя заняло земли в вдоль реки Дунай. Этих варваров-завоевателей пленила цивилизация Рима. Они усвоили язык и законы римлян и даже приняли их новую религию – христианство. Через посредство ютов влияние католической церкви распространилось на ряд стран Европы. Епископы этой церкви усердно занимались популяризацией своей религии. Миссионеры отправлялись во все страны готской державы с целью обращения их народов в новую веру.

Вместе с развитием церкви менялся статус евреев, так как молодая церковь опасалась их духовного влияния. Новые законы запрещали переход в иудаизм и браки между евреями и христианами. Но в остальном евреев не беспокоили, и они могли свободно жить на землях бывшей Римской империи. Большинство жило общинами, имело синагоги и школы. Евреи упорно отказывались переходить в христианство, и так как "еретики" (то есть люди, чьи верования не совпадали с догматами христианской церкви) считались опасными для религиозного единства империи, епископы тех времен оказывали нажим на светские власти, требуя издать законы, направленные против евреев.

К концу V века завершилось отделение западной части империи от ее центра Ряд стран, прежде входивших в империю, находился теперь под властью королей-варваров. Они вели с церковью отчаянную борьбу за влияние, в которой евреи оказывались не более чем пешками. Некоторые короли, вопреки воле епископов, отказывались проводить строгие антиеврейские законы. Эти короли считали весьма выгодным защищать "своих" евреев, так как те владели полезными для их с гран профессиями и ремеслами. Они были законопослушными подданными и хорошими налогоплательщиками. Они знали по несколько языков и не боялись ездить в отдаленные страны, налаживали там торговые связи и умели приобретать и обменивать нужные товары. По мере развития католичества епископы, эти "князья церкви", приобретали все больший вес. Епископ Рима, глава католической церкви, присвоил себе титул папы Римского и со временем начал претендовать на право короновать императоров христианской державы, продолжавшей называться Римской империей. Постепенно как религиозное, так и политическое влияние римских пап настолько возросло, что положение королей и князей нередко зависело от их расположения и поддержки.

ЦАРСТВОВАНИЕ КАРЛА ВЕЛИКОГО

В 800 году папа Лев III короновал Карла Великого в качестве "императора римлян". Впоследствии принадлежавшие Карлу земли получили название Священной Римской империи в знак того, что христиане-католики и их правители признали авторитет папы Римского. Карл Великий происходил из племени франков. Франки же были германским племенем, родственным готам. По мере развития своей цивилизации, франки приняли многие обычаи римлян, а затем и христианство.

Однако Рим перестал быть столицей и центром имперской власти. Столица Карла находилась далеко от Рима, на севере, в стране, получившей название "Франция" (от слова "франки"). Эта столица тогда называлась Аахен (в нынешней французской форме - Э-ля-Шапель). Карл был выдающейся личностью и поистине великим правителем. Его королевство составляли земли на восток и на запад от реки Рейн, впоследствии ставшие известными как Германия и Франция. Карл заботился о благосостоянии своей державы, о расширении ее торговых связей и путей коммуникации. Он понимал, что его еврейские подданные могут внести немалый вклад в развитие торговли. Пренебрегая советами епископов. Карл защищал евреев и не налагал на них ограничений.

Карл создал эффективную администрацию, которую сам же и возглавлял, чиновники должны были отчитываться перед ним, а знать демонстрировать свою верность и нести военную службу. Считая себя носителем высшей власти в своих владениях, Карл заправлял и церковными делами: он сохранил за собой право самостоятельно назначать епископов и других служителей церкви, независимо от Рима.

Однако созданная им система управления сохранялась недолго. После его смерти началась долгая и жестокая борьба между папами и императорами. Потомки Карла Великого, называемые Каролингами, короновались в Аахене. Время Каролингов было мирным для подвластных им народов. При Людовике (Луи) Благочестивом, сыне Карла, продолжавшем политику отца, еврейские общины процветали. Тщетно пытались епископы повлиять на нового императора и ограничить права евреев. Людовик Благочестивый защищал своих еврейских подданных так же, как это делал его отец.

Еще до Карла Великого многие короли Галлии (так прежде называлась Франция) находились под сильным влиянием церкви, всеми силами стремившейся распространять христианство среди языческих народов, покоренных христианскими монархами. В только что завоеванные страны отправлялись миссионеры, достигавшие Британских островов и Ирландии. Тем временем в Византии правил христианский император Ираклий (610—641). Он очень опасался растущей силы ислама. Стремясь как можно надежнее защитить христианство, Ираклий запретил все остальные религии в своих владениях. Таким образом, иудаизм оказался вне закона в Византийской империи. Многие короли последовали примеру Византии. Один из королей Галлии изгнал из своих владений всех евреев, отказавшихся креститься. То же делали короли Бургундии и Ломбардии. В Испании под властью готов евреям приходилось еще хуже.

Продолжение следует...

 

В избранное