Альберт Эйнштейн спорил со своим профессором и приводил аргументы "из его
карты". Если проанализировать стратегию мысли Эйнштейна, то он мыслил "за
границами" (за пределами принятых правил) и это позволило ему делать свои
открытия.(Р. Дилтц "стратегии гениев" том 2
http://www.webbl.ru/?action=show_book&grup=all&id=1960&query= ).
А вот с кем спорите Вы, Алексей?.... с призраком Альберта?
И что предлагаете взамен его теории?
******
Самый главный вопрос. Притча
В начале 50-х годов Альберт Эйнштейн, удалившись от публичности, продолжал
работать в своей Нью-Йоркской квартире над Общей теорией поля. Жить ему
оставалось немного, и он берёг своё время. Поэтому прислуга ревностно
охраняла покой мэтра, выполняя его неукоснительное требование - никаких
посетителей!
Но непонятным образом, в один прекрасный день, в его комнату влетел молодой
незнакомец и, представившись журналистом, попросил дать ему интервью.
<Какая ужасная наглость!> - подумал мэтр и хотел было немедленно его
выставить. Но, подумав, отдал должное его профессионализму - умению
преодолевать препятствия, выполняя свой журналистский долг.
- Я согласен дать вам интервью, молодой человек, но при условии, что вы
зададите мне только один вопрос, - сухо произнес Эйнштейн.
- У меня к вам есть только один вопрос! - обрадовано воскликнул парень. -
Мой вопрос заключается в следующем: какой вопрос вы бы задали самому себе,
уважаемый Альберт Эйнштейн?
Эйнштейн, осев в своём кресле, погрузился в глубокое и долгое молчание. Его
трубка погасла, а глаза прикрылись. Журналисту стало не по себе: что это со
стариком, может быть надо помощь позвать? Но Эйнштейн, медленно выпрямился
и, посмотрев ему прямо в глаза, произнёс:
- Молодой человек, самый главный вопрос который я бы задал самому себе, -
следующий: является ли Вселенная для нас дружественной? Потому, что от
ответа на этот вопрос зависит, возводить ли нам стены или наводить мосты.
*******
Немного об Эйнштейне (из книги "сратегии гениев")
Альберт Эйнштейн (1879-1955) не только всемирно признанный гений, но и
личность, практически ставшая символом гениальности нашего столетия.
Проблемное пространство его идей столь же осязаемо для духовной и социальной
сфер жизни, как научная и физическая реальность. Он представил новую
парадигму мышления, повлиявшую на различные сферы нашей жизни.
Благодаря открытиям Эйнштейна области теоретической физики стало возможным
наступление "атомного века", а его гуманизм служил и продолжает служить
примером для всех ученых. Теория относительности изменила все наше
представление о Вселенной и о таких базовых аспектах реальности, как время,
пространство, материя и энергия. Эйнштейн сконструировал новые модели
реальности и одновременно творчески подверг сомнению существующие модели
своего времени.
******
Однажды Эйнштейна спросили, почему он выбрал своей областью физику. Вместо
того, чтобы сослаться на желание получить Нобелевскую Премию, на особый
интерес к скорости атомов или фотонов или к удаленным звездам и т.п., он
ответил:
"Я хочу узнать, как Господь создал этот мир. Мне неинтересно отдельно то или
иное явление, спектр того или иного элемента; я хочу знать его мысли. Все
остальное - детали".
*******
Эйнштейн верил и прилагал все усилия к тому, чтобы стало явным следующее:
все во Вселенной взаимосвязано и едино. Он утверждал, что "Бог приоткрывает
себя в гармонии всего сущего", и превратил в дело своей жизни открытие этой
гармонии в мире. "Рациональный ученый", Эйнштейн, по глубинной сути своей
был духовным человеком. Однако его концепция "Бога" более широка и
всеобъемлюща, чем большинство официальных религий. Он писал:
"Для наивного человека Бог - существо, от которого с надеждой ждут блага и
наказания, которого страшатся; это сублимация чувства, сходного с тем, что
ребенок испытывает к отцу; существо, отстраненно отстоящее от нас на неком
расстоянии, как бы глубоко и благоговейно мы ни относились к нему...
Но ученый наделен чувством универсальной причинности. Будущее для него ни на
йоту не менее необходимо и определенно, чем прошлое... Его религиозное
чувство принимает форму восторженного изумления перед гармонией естественных
законов природы, которое приоткрывается в разуме такого уровня, что по
сравнению с ним все систематическое мышление и действия земных созданий -
лишь слабое отражение. Это чувство - ведущий принцип его жизни и работы, но
только если ему удается удержаться от соблазнов эгоистичных притязаний. Это
запредельный вопрос, качество сродни тому, которым обладали религиозные
гении всех веков".2
Комментарии Эйнштейна указывают, что его восприятие Бога более духовно, чем
восприятие им "религии". Стратегии Эйнштейна, скорее, открывали "гармонии
естественных законов", чем поддерживали или навязывали какую-либо особую
религию или научные убеждения. И, как мы вскоре увидим, это включало
возможность интегрировать казавшееся фундаментально противоположным. Данный
процесс максимально ясно отражен в теории относительности, он охватывает все
сферы его жизни. Перед Эйнштейном как ученым стояли столетиями не решенные
проблемы и конфликты, которые он стремился решить.
*****
"Наука - это многовековое устремление системного мышления объединить все
сущие явления мира в наиболее полное сообщество...
Религия - многовековое устремление человечества ясно и полно осознать
[фундаментальные - Р.Д.] ценности и цели и постоянно усиливать и
распространять их влияние...
Когда человек постигает религию и науку в соответствии с этими
определениями, тогда конфликт между ними представляется невозможным. Для
науки достоверно то, что есть, а не гипотетическое "что было бы"... Религия,
с другой стороны, связана с оценками человеческих помыслов и деяний и не
может законно судить о фактах и взаимоотношениях между ними".10
Эйнштейн говорит, что функции религии (убеждения и ценности) и науки (знания
и технические способности) расположены на совершенно разных уровнях и,
следовательно, не могут конфликтовать - до тех пор, пока мы ошибочно не
разрушим или не смешаем эти уровни (что не единожды случалось в истории
человечества). Если вы можете узнавать эти разные уровни, то очевидно, что
эти два процесса скорее поддерживают, чем препятствуют друг другу.
*****
"С простой человеческой точки зрения нравственное поведение не означает
просто неумолимо требовать вожделенных радостей жизни, но, скорее, желать
более счастливой доли всему человечеству...
В этой концепции одно требование превалирует над остальными - у каждого
индивидуума должна быть возможность развивать скрытый в нем дар... потому
что все действительно великое и вдохновляющее создано свободной личностью.
Ограничение оправдано только в том случае, когда есть угроза существованию.
:Есть еще одно следствие этой концепции - мы должны не только терпимо
относиться к различиям между людьми и группами, но и приветствовать нашу
непохожесть и видеть в ней возможность обогатить свой мир"
******
В своей теории относительности Эйнштейн утверждал, что ни одна точка зрения
на Вселенную не может быть "реальнее" других. Это убеждение было глубоко
личным для Эйнштейна
******
Существует история об Эйнштейне, перекликающаяся с некоторыми из этих
вопросов. Однажды к Эйнштейну подошел корреспондент и, желая получить
эффектное интервью, задал такой вопрос: "Вы признаны во всем мире истинным
гением нашего столетия и, может быть, всей истории человечества. Ваш разум
способен охватить всю Вселенную - от крохотного атома до космоса. Вы видели,
как ваши открытия обогащали мир, но в то же время калечили и разрушали
человеческую жизнь, так высоко Вами ценимую. Скажите, какой самый важный
вопрос стоит сегодня перед человечеством?"
Эйнштейн помедлил, глядя куда-то в бескрайность пространства, затем перевел
взгляд вниз и, наконец, взглянув на репортера, произнес: "Думаю, самый
важный вопрос: "Дружественная ли среда - наша Вселенная? "
Это самый важный вопрос, на который каждый должен ответить себе. Ибо если мы
ответим отрицательно, то вся наша технология, все научные открытия и
природные ресурсы будут брошены на обеспечение спасительной безопасности -
строительство еще больших стен - защиту от этой враждебности и создание еще
более мощного оружия разрушения, и я убежден, что, продолжая в этом духе, мы
придем к такой технологии, что сможем полностью изолироваться от внешнего
мира, равно как и уничтожить самих себя.
Если мы решим, что Вселенная вообще безразлична к нам и что Господь Бог на
самом деле просто играет в кости со Вселенной, то мы лишь жертвы случайного
жребия и жизнь наша бесцельна и бессмысленна.
Но если считать Вселенную дружественной, то все технологические, научные
открытия, природные ресурсы послужат созданию способов и моделей ее
познания. Ибо сила и безопасность приходят через понимание ее действий и
побуждений".
Эйнштейн очень любил высказывание: "Бог неуловим, но не злонамерен".
Комментарий Эйнштейна о дружелюбии или враждебности Вселенной перекликается
с глубинным принципом НЛП о "позитивном намерении" (на некоем уровне все
способы поведения имеют позитивную направленность). Это значит, что все
способы поведения (с точки зрения "действующего лица") воспринимались или
воспринимаются как приемлемые или необходимые в определенной для этого
человека модели мира. Люди, в соответствии с данными им возможностями и
способностями, делают самый лучший выбор, доступный в их модели мира. Любое
поведение, неважно, сколь дурным, безумным или причудливым оно кажется,
воспринимается осуществляющим его человеком как лучший в данный момент
выбор.
-----Original MessageFrom: Алексей Гребенник [mailto:grebennik***@m*****.ru]
Sent: Saturday, May 01, 2010 3:59 PM
To: history.ayurveda.pritchi (3677327)
Subject: [Притчи] Зла не существует
Можно задать вопрос молодому Альберту Эйнштейну? :-) Что-то мне не верится,
что создавая Мироздание, Бог мог допустить столько проколов, создавая людей,
ангелов, животных и еще "бог знает кого" с пустыми (читай - злыми ) душами.
Может
быть добро и зло, любовь и ненависть и т. д. - это всего лишь
противоположности
одного целого? Может ли существовать Рай, если не будет Ада? И как можно
представить
души в Аду? Как души в пустоте, до которой у Бога еще не дошли руки?
Номер письма: 625
Количество подписчиков листа: 1454
Лист создан по инициативе участников
тренинга <<Формирование и достижение цели>>
http://ayurveda-land.ru/trening.htm
Цель листа - поделиться с другими участниками
текстами Мастеров, вдохновляющими на собственные
достижения. Приветствуются тексты собственного сочинения
вдохновляющего характера.
Дискуссии по поводу кто кого <<духовнее>> не приветствуются
и будут прекращаться модератором без предупреждения.
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback
Номер письма: 626
Количество подписчиков листа: 1454
Лист создан по инициативе участников
тренинга <<Формирование и достижение цели>>
http://ayurveda-land.ru/trening.htm
Цель листа - поделиться с другими участниками
текстами Мастеров, вдохновляющими на собственные
достижения. Приветствуются тексты собственного сочинения
вдохновляющего характера.
Дискуссии по поводу кто кого <<духовнее>> не приветствуются
и будут прекращаться модератором без предупреждения.