Спасибо всем участникам рассылки за мудрые притчи и их проживание :)
В поиске книги для подруги, открыла книгу Весельницкой <Не женское это
дело>. Сюжет так и не поймала, но оторваться не смогла, пока не дочитала.
Для тех, кто не найдет времени или желания на всю книгу выбрала несколько
цитат.
Марина
******
ЕВА ВЕСЕЛЬНИЦКАЯ
<НЕ ЖЕНСКОЕ ЭТО ДЕЛО:>
Она ехала туда, где все начиналось. Когда-то Карлос Кастанеда очень
веселил ее своим постоянным беспокойством о том, сможет ли он вернуться в
Лос-Анжелес? Как будто нужна большая духовная продвинутость, чтобы понять,
что никогда никуда вернуться нельзя.
********
Он не любил ярких женщин. Она не любила заметных, неординарных мужчин.
Сейчас, по прошествии стольких лет, она с изумлением обнаруживала, каким
сложным узором сцеплялись события, которые в конце концов привели к их
встрече. Они долгие годы жили на одной улице, но никогда не встречались. Они
учились в одной школе, но не запомнили друг друга. Их матери ходили в одни и
те же магазины за хлебом и молоком, но не были знакомы. Через много лет,
когда знакомство уже состоялось, она вспомнила, что видела его на сцене,
играющим в спектаклях собственной постановки. Когда же они, наконец,
встретились, она думала, что ей уже нечего терять, а он уже знал, что обрел
то, что потерять невозможно.
********
Он не пел по утрам в клозете. Он просыпался долго, медленно
возвращаясь из одного мира в другой, стараясь не разорвать связь между ними.
Ни один из миров не казался ему лучше другого. В одном рождались вопросы, в
другом жили ответы. Ему нравились оба.
********
Он ездил на это место много лет подряд. Сначала на электричке с
отчимом, потом один, когда все на той же электричке, когда стопом, теперь на
шикарной машине. Но по существу в его поездках ничего не менялось уже многие
годы с того самого раза, как он понял, что магия этого места не в
потрясающей рыбалке, не в реликтовой красоте озера, скал и сосен, и даже не
в столь ценимой им неприкосновенной тишине. Это было единственное известное
ему место, где два мира, в которых он жил, соединялись. Здесь находилась
точка их соприкосновения, и не было у него другого способа сохранить себя в
обоих этих мирах, кроме как время от времени приезжать сюда.
Это было место, где встречались и исчезали друг в друге вопросы и
ответы.
*******
- Пока вы боитесь людей, дорогие мои, ничто не имеет значения. Мы
сделаны из людей - родственников, знакомых, случайных попутчиков,
литературных героев, исторических персонажей. Ответ на мой риторический
вопрос проще пареной репы. Кстати, кто-нибудь из вас ел пареную репу? Я -
нет. А говорят она проще всего. Некоторые из вас знают, кто я, некоторые
слышали, что я Мастер. Вас так напугал мой средний брат Ошо? <Мастер - это
смерть>. Умел братец сказать. Я е просто зеркало. Помните, как в детстве
мама к зеркалу подносила и говорила: <Смотри - это ты>. Вот и я говорю:
смотрите - это вы.
*********
- Пока ты верила, вопросов не возникало, когда закрывается сердце,
глаза видят только маску.
********
- Но ведь сегодня вы пели один. Вы нарушили принцип?
- А что есть такая вещь как принцип?
*******
- С некоторых пор мужчины вызывают у меня огромное сочувствие. Их
судьба очень не проста. Мы, женщины, в своем легкомысленном эгоизме привыкли
попрекать мужчин их преимуществами, их, якобы, свободой и тем, что они
присвоили себе слишком много прав. Эта чепуха так давно повторяется на
разные лады, что многие в нее совершенно поверили, и относятся к ней вполне
серьезно. Но ведь возможен совсем другой взгляд. Смотрите, как все
происходит. Испокон века, когда в семье ждут ребенка, особенно первого, ждут
мальчика, и не вообще мальчика, ребенка, подарок судьбы. Ждут очень
конкретно, наследника, продолжателя рода, носителя лучших черт семьи,
Заранее зная, каким он должен быть, чтобы все были довольны, чтобы оправдать
ожидания рода, предков. И вот он, долгожданный, появляется.
Думаете, ему рады просто потому, что еще один человек родился? Нет,
ему радуются, потому, что есть на кого возложить надежды и ожидания. Даже
мать не всматривается в него с радостным удивлением и не спрашивает тихо:
<Кто ты?> И с первых дней до смертного часа мужчина, чтобы он ни делал, в
действительности, занят лишь одним, он стремится оправдать ожидания.
Сопротивляясь или покорствуя обстоятельствам, он, так или иначе, стремится
соответствовать.
Мужчины не плачут, и он стыдится слез.
Мужчина должен быть сильным, и он прячет тонкость чувств и нежность
души.
Мужчина должен, мужчина обязан, у нас в роду мужчины никогда:
Его все время сравнивают, он все время соревнуется:
И ищет любви. И, кажется ему, иногда находит. Но там тоже сравнивают,
и там тоже приходится соревноваться. И он идет дальше и продолжает искать.
Искать не приза и награды, а женщину, которая примет и полюбит его ни за
что. Просто потому, что он - это он. И он сможет, наконец, снять все
доспехи, отказаться от всех соревнований и безбоязненно раскрыть душу.
Но самое печальное, что доспехи прирастают, а дух соревнования так
въедается в плоть, что если и посылает судьба чудо такой любви, то чаще
всего нечем ее принять и нечем в нее поверить.
- По-твоему получается, что женщины вообще никому не нужны, от них
никто ничего не ждет, на них не возлагаются надежды. Им, что кухня, церковь,
дети?
- Вообще-то не мало - жизнь, любовь, будущее. Так не приходило в
голову посмотреть? Собственно, не все ли это, чем оправдывается жизнь
человеческая? Женщина - поток, мужчина - берега - это уже давно не
откровение, а банальность. Во что превращается поток без берегов? Что за
абсурд - берега, из которых давно убежал поток? Так и происходит: мужчины
боятся женщин, женщины себя. Кто здесь говорит о любви?
- А, если женщина творец, художник, если у нее талант, если она
ощущает свое предназначение в другом?
- Кто против? Но только не за счет мужчины. А сама, и без нытья на
тему: я, все-таки, женщина. Играешь в мужские игры, учитывай их правила.
Правда, женщины теперь даже в поднятии тяжестей соревнуются, но ведь никто
еще не потребовал общих соревнований. Даже феминистки не рискуют объявить
раздельные спортивные соревнования для мужчин и женщин дискриминацией.
Слишком очевиден результат.
- Ты не любишь женщин!
- Я не люблю торги.
- А где ты видела мужчину, способного принять и оценить такую любовь?
- А при чем здесь это?
- Интересно, что знала та, что первая сказала: <Я тебя так люблю, что
мне от тебя ничего не нужно>?!
********
- Согласись, самый приятный способ себя жалеть - это ранней осенью, в
дождь сесть в машину и ехать, куда глаза глядят, но чтобы обязательно лесная
дорога, и мокрый асфальт, и желтые листья на нем, и плохо видно, и непонятно
то ли от слез, то ли от дождя, а потом свернуть к заливу, открыть дверцу и
так сидеть под шорох дождя, шелест деревьев и плеск волн:
*******
Мужчинами легко управлять, а вот любить их очень не просто.
Роскошная фраза под занавес. Мастер произнес ее уже в дверях, выходя
из холла, где о чем-то долго беседовал с женщинами, живущими на этой вилле.
Он присел за стол на веранде, где несколько человек молчаливо пили кофе, и
продолжал:
- Пока мужчина привязан к внешним признакам своей мужественности, к
своим достоинствам самца, каждая мало-мальски разумная женщина легко
справится с ним. Немного сочувствия, чуточку лести, несколько комплиментов -
и он готов. А вот любить: Любить без всяких условий. Ничего не ждать, ничего
не требовать, принимать таким, каков есть: Даже мать не всегда на это
способна.
*********
<Счастливо умереть>, - сказал Мастер на прощание, когда она по его
совету за одни сутки оставила всю свою предыдущую жизнь, и отправилась в
края совершенно неведомые без сожаления и страха, в сильном волнении и без
надежд. Рада бы надеяться, да непонятно было на что.
*******
Очаровательный, ухоженный, спокойный и зажиточный край. <Рай>,- говорил
Великий Мастер. <Ложись и помирай>, - добавлял, хихикая, Мастер, постоянно
подначивая мечущихся между желанием комфорта и экзотики местных жителей. Но
в семье не без урода, и здесь были друзья, те, кто рискнул отказаться от
гарантированного будущего ради не гарантированного, но полного переживаний и
смысла настоящего
*******
- Ты - воин, уважаемая Тень, тебя так учили, но, поверь, женщины стоят
тех трудов, которые приходится на них тратить, если даже только одна
прорвется. Мы без них мертвы. Мы, мужчины, логос, знание, а знание мертво,
если не соединено со стихией бытия, с плотью жизни, а это они, женщины.
- Плоть-то я вижу, а жизнь, и тем более бытия не очень.
- Терпение, мой друг, терпение. То, что растет правильно, растет
медленно. Они делают все, что могут. Они приблизились к самому главному: им
стали интересны женщины, а не мужчины, они могут уже по несколько часов
общаться между собой и находить другие темы для разговоров кроме мужчин. Они
почти поверили, что быть женщиной - это просто быть женщиной, а не нести
наказание. Скажу больше, они уже минут пятнадцать в день могут прожить не
соревнуясь.
******
Мальчишка уже долго сидел на окне и смотрел в окно. Эта привычка
появилась у него очень давно, сколько он себя помнил, он любил сидеть на
этом подоконнике. Сначала он так ждал мать, чтобы увидеть, как она
возвращается с работы, а потом это долгое молчаливое сидение стало
необходимой частью его жизни. Окно первого этажа - почти на уровне лиц
прохожих. Хмурые, озабоченные усталые лица двигались мимо него вот уже
несколько часов, и что-то неясное нарастало в нем: тоска, жалость? Он сам
удивился, когда понял. Не то и не другое. Это был протест, возмущение. Он
вдруг понял, нет, увидел, ясно, полно с оттенками и красками этих людей
совсем другими: открытыми, сильными, радостными. В них жили ростки талантов,
несовершенные подвиги, любовь.
Мысль, неожиданная, четкая, рожденная не им, но в нем, казалось,
прозвучала вслух: <Нет недостойных людей, есть недостойная людей жизнь>.
Голова закружилась, картинка исчезла. Начался новый отсчет времени,
будущий Мастер, еще сам того не ведая, вступил на Путь. Со стороны казалось
- мир остался прежним.
******
- Ты помнишь, Мастер, последнее время много говорил о том, что человек
о не природное существо. Мы еще никак не могли понять, о чем он, в
действительности говорит. Тема еще так и зависла. По принципу - не
отзывается, значит рано. Она в поезде так ко мне прилипла, что ни спать, ни
есть. А тут еще одна вещь всплыла, помнишь суфийское: человек создан, чтобы
учиться. Так вот главное, что создан. <Создан> и <не природное существо>. Я,
кажется, знаю, в чем суть.
Планета Земля - это учебное заведение. Понимаешь, однажды они сидели
с друзьями и пили это вино, когда еще не было виноградной лозы, и увидели,
что вина много, и может быть что-нибудь и получится, если научить кого-то
еще его пить. И они создали Землю с детскими садами, начальными и средними
школами, колледжами, академией. Вот тебе и разгадка незримого колледжа. Эти
книги, которым тысячи лет. Эти слова, которые разные люди повторяют с
незапамятных времен. Все самые тайные знания, все есть. Ничего не скрыто,
просто надо увидеть.
Может быть, это такое начальное условие отбора - учиться могут все, а
вступительный экзамен, просто надо увидеть или услышать. Поэтому так много
разных Путей, вариантов, традиций, религий. - Максимум шансов. Только увидь,
дальше все начнет происходить. Ты узнаешь все к чему ты готов, ты встретишь
всех, кто тебе для этого нужен. Постепенно ты можешь учить тех, кто тоже
увидел и так до бесконечности. Они же никуда не спешат. Человек
действительно не природное существо, потому, что создан, чтобы учиться.
Идея, что тяжкий физический труд создал человека - от лукавого. Вся
история и современная ситуация очевидно доказывают обратное. Такой труд
притупляет душу, ум чувства, он-то как раз и приводит человека максимально
близко к природе, к единственной цели р выживанию. Слушай, может быть, это
обезьяны произошли от человека с помощью тяжелого физического труда?
- Ты когда-нибудь обращала внимание на то, какие глаза у благополучных
пожилых людей здесь, да и повсюду, где бродят они толпами праздных туристов?
- заговорил Поэт, когда они вдоволь насмеявшись, двинулись дальше. - Это
безмятежные глаза детей, как будто нет у них за спиной долгой и далеко не
безоблачной жизни. Такое чувство, что реальность, так и не дождавшись, чтобы
задумались они о смысле, о том, зачем пришли в этот мир, в благодарность за
труды, хлопоты и продолжение рода вернула им детство. Они не выполнили
заповедь. Они были как дети, и остались детьми.
*******
- <Не найдя себя, одни ищут истину, другие - толпу>. Без яростного
интереса к самому себе как человеку, ни поиск истины, ни поиск хорошего <Мы>
не имеет никакого духовного смысла. Мне кажутся нелепыми, банальными и
примитивными отношения между людьми, в которых реализуется зависть, а
деловое соперничество подменяется жаждой разоблачения другого. Гуманизм
требует выбирать сторону сложного и поэтому достаточно лживого, но лишённого
агрессии социума, против простого и поэтому очень агрессивного>.
*******
- Наша Традиция утверждает, что знание существует только в форме
людей. Заметьте, очень категорично: только в форме людей. Значит, качество
общения с людьми полностью определяет возможности в постижении смысла. Нет
никаких других способов. Книжки, тексты - это всё поводы, толчки. Но они не
дадут вам постижения, а уж тем более преображения - трансформации, если
качественно не изменятся ваши отношения с людьми. Я в этом убеждён
абсолютно.
- Ты говоришь это уже несколько тысяч лет, как только терпения и сил
хватает.
- Работа такая.
И он продолжил. - Один йог тридцать лет медитировал в пещере. Наконец
решил, что уже просветлел, достиг, преобразился и спустился в город. Кто-то
случайно задел его плечом, и он воспылал гневом. Тут же, правда, это
отследил. Всё-таки тридцать лет. И заплакал от обиды: что же я делал в
пещере все эти годы?>
И действительно, что же он делал тридцать лет в пещере?
Он искал истину и не нашёл. Он пытался спрятаться от банальностей
жизни, но небанальности находятся там же, где и банальности. Ни в каком-то
другом месте. Что дороже, что важнее, что ценнее - это уже вам самим надо
разбираться.
****
- Господи! Как же у нас в стране все хорошо, если у вас есть столько
времени на все эти глупости!
****
Он не знал, сколько часов шел по этому промерзшему и заваленному
снегом лесу. Когда идут умирать, не смотрят на часы. А он шел умирать. Что
гнало его? Не возможность сохранить достоинство, а значит себя. Страстная и
романтическая его природа подсказывала только одно - лучше умереть, чем
потерять себя. И он шел в никуда по безбрежному, девственному лесу, не
разбирая дороги. Все было обставлено красиво: никому ни слова, угощение
друзьям, по какому-то вполне оправданному выдуманному поводу и тихий,
незаметный уход. Вполне приличная режиссура.
Выбившись из сил, он споткнулся, и рухнул в ближайший сугроб. Казалось
бы, желанная, нежная морозная смерть близка. Стало почти тепло, небо над
головой было бездонным, полным мерцающих звезд, блаженство охватило его.
Мучивший его последнее время вопрос о загадке шекспировского <Гамлета> вдруг
разрешился, и он понял то, что еще никто не понимал про эту пьесу. Теперь он
знал, как ее надо ставить.
- И это все на что ты способен? Назло кондуктору <благородно> умереть
в этом поганом лесу? Стоило, конечно, ради этого рождаться. Да уж, жить-то
потяжелей будет, чем помереть здесь под корягой.
Выныривать из подступившего блаженства не хотелось, но голос был
настойчив и раздражал. От него было не спрятаться, и он вдруг разозлился.
Разозлился на себя.
Жить, сохраняя свою уникальность и свое достоинство, - это задача,
решение которой стоит любых усилий. А он с детства отличался любовью к
неординарным задачам и нестандартным решениям.
Когда через два часа он тихо вернулся туда, где еще не успели заметить
его исчезновения, и в умывальне, глянув на себя в зеркало, он не узнал себя.
Обмороженное лицо могло принадлежать и двадцатилетнему юноше и старцу, но
это было не главное. Глаза человека, смотревшего на него из зазеркалья, были
ему совершенно не знакомы.
Через много лет, уже взрослым человеком, пройдя немалую дорогу по
однажды выбранному пути, он услышит, как Великий Мастер скажет, как бы
невзначай: <Жить надо!> н и узнает голос.
******
Шумная толпа туристов развеяла наваждение. Они гомонили, как делают
это в любом месте мира, не волнуясь о настоящем, и не чувствуя прошлого. Они
смотрели на мир через глазок кинокамеры или фотоаппарата, откладывая
настоящий момент на будущее, как заядлые скупцы, откладывают запасы, чтобы
уже никогда не узнать вкус и аромат настоящего.
- Зачем вы разрешаете им фотографировать и снимать здесь?
- Каждый должен получить то, ради чего он пришел. Тот, кто приходит
ради молитвы - молитву. Тот, кто приходит за фотографией - фотографию. Они
пришли за фотографией. Пусть они ее получат.
******
Нет в моей памяти событийного ряда моей жизни. Все воспоминания это,
прежде всего люди, люди.
Правда, было одно странное событие. Я вообще-то человек энергичный,
деятельный, активный, азартный, а однажды вдруг обнаружил, что ничего не
хочется, что все <хочу> поменялись на <надо>: надо спать, надо что-то
делать. Будто угасла вся мотивация. Жизнь представилась в виде скучного
занятия, бессмысленного во многом: надо сделать то, надо сделать это:
Заранее известно, что будет, если так сделать. Такое странное занятие -
жизнь, тем более что в конце ничего не маячит, кроме смерти. Такой приступ
острого экзистенциализма, такая полная инфернальность. Это было очень
неприятно.
И тогда я понял: даже если вера это иллюзия, то все равно она имеет
смысл, потому что она мотивирует, она позволяет уйти за пределы чистого
знания, которое не мотивирует. Она создает такие ценности, постижение и
достижение которых, поддерживает интерес жить, желание действовать.
Это был момент, который и породил во мне переживание, что знание,
имеющее отношение к человеку, к его жизни, к человеческим отношениям - это
смерть. Оно лишает человека мотивации, оно лишает человека какой-либо
устремленности, потому что обесценивает жизнь, самого себя, мир,
человеческие отношения. Ты все видишь, весь предлагаемый набор, все меню,
весь список. <Весь список, пожалуйста!> Вот тебе и весь список, и его
критический анализ, когда ты уже перепробовал много чего и когда ты в
состоянии рефлексировать все, что с тобой происходит, все, о чем ты думаешь,
все, что ты чувствуешь.
*****
- И тогда я сам себе сказал: <Ты артист! Иди и играй! Может быть,
кто-то придет на тебя посмотреть>. И это как-то помогло, и потихонечку я
начал вылезать и научился придумывать и разрешать себе мотивирующие иллюзии
вопреки имеющейся информации, что этого не может быть, а я разрешал, что
может быть, и что-то такое стремился делать.
******
<Зачем человек живет? - это вопрос некорректный. Он живет, потому что живет.
Это факт. А вот как человек живет, строго говоря, это личное дело каждого. В
гуманистическом идеале, каждый человек волен жить так, как ему хочется. Но в
связи с тем, что люди живут не по отдельности, то <как я хочу>
ограничивается тем, как это надо всем. И вот эта динамика определяет все
происходящее>.
Он говорил, что задаваться вопросом: <Зачем мы живем?> Это все равно,
что задаваться вопросом: <Зачем существует мироздание?> Оно существует. И мы
живем. Поэтому, если ты хочешь быть продуктивным, то оставайся в рамках
факта и ищи ту степень свободы, которую тебе могут дать, или ты можешь
взять, или организовать. Творчество ограничено рамками, как картина. Есть
рамка или границы холста, вот внутри этих границ все что угодно, но за
границами, в воздухе картина не пишется.
Номер письма: 548
Количество подписчиков листа: 1463
Лист создан по инициативе участников
тренинга <<Формирование и достижение цели>>
http://ayurveda-land.ru/trening.htm
Цель листа - поделиться с другими участниками
текстами Мастеров, вдохновляющими на собственные
достижения. Приветствуются тексты собственного сочинения
вдохновляющего характера.
Дискуссии по поводу кто кого <<духовнее>> не приветствуются
и будут прекращаться модератором без предупреждения.