При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Записная книжка бизнесмена" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
ВИТАМИНЫ ДЛЯ УМА
1 Февраля 2005 г. |
Сегодня вы там, куда вас привели ваши мысли. |
Приветствую Вас на страницах рассылки «Витамины для ума»!
Продолжаем разговор об альтернативных центрах по книге Стивена Кови "7 навыков высокоэффективных людей".
Напомню - Кови утверждает, что у каждого из нас - свой центр жизненных интересов, хотя подчас мы не замечаем этого. Равным образом от нас
ускользает всеобъемлющий характер влияния этого центра на все стороны нашей жизни. В предыдущем выпуске мы рассмотрели несколько альтернативных центров и сегодня продолжим...
Чтобы освежить в памяти, линки на предыдущие выпуски по теме:
Выпуск 33, 2004. Стивен Кови. Система взгядов, основанная на принципах.
Выпуск 2, 2005. Стивен Кови. ЦЕНТР ЖИЗНЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ.
Выпуск 3, 2005. Стивен Кови. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЦЕНТРЫ - 1.
Стивен Кови. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЦЕНТРЫ - 2.
Ориентация на собственность
Движущей силой для многих людей стало обладание собственностью, причем под собственностью подразумеваются не только материальные блага: модная одежда, дома, автомобили, яхты, драгоценности,- но и такие неощутимые, как слава, положение в обществе и тому подобное.
Большинство из нас знает по собственному опыту, как ненадежна такая ориентация: ведь собственность имеет свойство внезапно исчезать; обладание материальные благами зависит от множества внешних факторов.
Если мое ощущение безопасности неразрывно связано с моей репутацией или обладанием некоторыми вещами, мне суждено постоянно трястись от страха, что это будет утеряно, похищено или обесценено. В компании людей, чьи достаток, известность, общественный статус или богатство уступают моим собственным, я чувствую себя "на коне". Тем не менее, мое чувство собственной значимости все время колеблется. У меня нет ощущения стабильности, прочности моего положения. Мне приходится заботиться о сохранности имущества и поддержании
репутации. Все мы слышали о случаях самоубийства в связи с банкротством, падением курса акций или политическими переменами.
Ориентация на удовольствия
Вот еще один распространенный жизненный интерес, тесно связанный с предыдущим. Решающая роль здесь принадлежит кино и телевидению, усилившим в людях потребность в развлечениях, наглядно демонстрирующим, что можно иметь и делать в свое удовольствие.
Но, хотя блеск такого образа жизни бросается в глаза, а преимущества видны неворуженным глазом, его влияние на внутренний мир человека, его продуктивность и связи с другими людьми далеко не столь очевидны.
Невинные развлечения в умеренных дозах дают разрядку телу и душе, укрепляют семью и прочие отношения. Но сами по себе развлечения не приносят глубокого, прочного удовлетворения. Они быстро приедаются; наступает пресыщение; чтобы испытать наслаждение, людям с установкой на развлечения требуется что-то новое, более яркое и сильнодействующее. Человек впадает в нарциссизм, привыкает смотреть на жизнь с точки зрения удовольствий.
И пошло-поехало! Нескончаемая вереница праздников, кинопремьер, высиживание по много часов перед телевизором или видео. В этой обстановке сплошных каникул человек выбирает путь наименьшего сопротивления и, убивая время, убивает дни, месяцы и годы своей жизни. Его способности дремлют; ум и душа погружаются в летаргический сон; сердце пустеет. Где в это время находятся безопасность, целеустремленность, мудрость и энергия? Ясно – в нижней точке континуума!
Малколм Маггеридж пишет в "Скрижалях ХХ века":
"Оглядываясь на свою жизнь (есть такая привычка), я более всего поражаюсь тому, что вещи, некогда казавшиеся вожделенными и значительными, впоследствии представляются пустыми и абсурдными. Например - успех во всех видах, слава, псевдосокровища вроде денег, обладания женщинами и суматошных метаний по белому свету, уподобившись Сатане, превознося и хватаясь за все, что может предложить Ярмарка Тщеславия. Задним числом все эти способы ублажить свое "Я" и изведать наслаждение кажутся мне шарлатанством чистейшей
воды - Паскаль называл это 'лизать землю'".
Ориентация на дружбу (вражду)
Это особенно свойственно молодежи, хотя и не только. Быть принятым в группу, стать "своим" - кажется исключительно важным. Кривое, постоянно меняющееся "социальное зеркало" становится источником всех четырех факторов жизнеобеспечения; это влечет за собой высокую степень зависимости от настроений, чувств и поступков других людей.
При этом в центре ваших жизненных интересов может находиться всего один друг - это во многом напоминает брак и приводит к огромной эмоциональной зависимости. Кривая "любви-ненависти" круто взмывает вверх. Результат - тесное взаимодействие с отрицательным знаком.
А что вы скажете о враге в качестве центра жизненных интересов? Большинство удивится: "Придет же такое в голову!"- и уж во всяком случае, вряд ли кто-то сознательно выберет подобную цель и подобный стиль жизни. И тем не менее, ориентация на врага - чрезвычайно распространенное явление, особенно если конфликтующие в силу обстоятельств вынуждены часто сталкиваться. Если вам кажется, что человек, играющий большую роль в вашей жизни, несправедливо к вам относится, возникает соблазн преисполниться обиды и возмущения,
зациклиться на этом человеке, отвести ему центральное место в вашей мини-вселенной. Валить все неудачи на предполагаемого врага - гораздо легче, чем взять на себя ответственность.
* * *
Одному моему знакомому, преподавателю университета, не давали покоя гнусные черты характера администратора, с которым у него сложились плохие отношения. Он постоянно думал об этом человеке; со временем это перешло в манию, которая до такой степени завладела моим знакомым, что отравила его отношения с родными, коллегами и членами церковной общины. Наконец он пришел к выводу, что ему ничего не остается, как сменить место работы.
- Если бы не этот администратор, ты предпочел бы по-прежнему работать в университете?- спросил я его.
- Конечно. Но пока он здесь, остаться - значит окончательно испортить себе жизнь. Нет, нужно уходить.
- Зачем тебе понадобилось делать из этого типа пуп земли?
Знакомый был шокирован и, разумеется, не согласился с такой постановкой вопроса. Но я постарался объяснить ему, что он сам допустил, чтобы недостойный субъект неузнаваемо исказил карту его жизни, подорвал веру, испортил отношения с близкими.
В конце концов мой знакомый был вынужден признать: он действительно отвел этому человеку непомерно большое место в своей жизни, но я неправ, утверждая, будто это – сознательный выбор. Вся ответственность лежит на администраторе. Сам он ни при чем.
Однако постепенно в ходе разговора мой друг начал понимать, что, вина лежит на нем самом: он не справился с ситуацией и, следовательно, проявил безответственность.
То же можно сказать о большинстве распавшихся браков. После развода люди еще долго остаются в плену обиды и чувствуют потребность в самооправдании. В отрицательном смысле они все еще женаты: каждый выискивает недостатки у бывшего партнера, чтобы подкрепить свои обвинения.
Многие дети-первенцы проносят через всю жизнь открытую или тайную ненависть к родителям, предъявляя им счет за прошлые обиды, пренебрежение и предпочтение им младших - "любимчиков". Эта ненависть становится средоточием их взрослой жизни.
Человек с ориентацией на друга или врага не чувствует себя в безопасности. Его чувство собственной значимости зависит от настроений и поступков других людей; он руководствуется в первую очередь возможной реакцией окружающих; мудрость ограничена социальной "призмой", параноидальной зацикленностью на "образе врага". Энергия - практически на нуле, а сам человек - марионетка.
Ориентация на веру
Наверное, всякий истинно верующий согласится, если я скажу, что регулярное или даже очень частое посещение церкви не равнозначно высокой степени религиозности. Встречаются люди, столь ревностно блюдущие культ и доктрины, что становятся нечувствительными к насущным нуждам окружающих людей и тем самым вступают в противоречие с этими доктринами. А есть другие, которые реже посещают церковь или не посещают вовсе, но чьи дела и отношение к людям отражают глубокую, искреннюю веру, потому что опираются на основные
принципы христианской этики. Иначе говоря, они соблюдают дух, а не букву церковных заповедей.
При ориентации на церковь у человека может развиться преувеличенное представление о необходимости поддерживать видимость - это ведет к двурушничеству, подрывает чувство безопасности и самоуважения. Цель жизни задается не своей, а общинной совестью; является склонность навешивать ярлыки: "активист", "пассивный", "либерал", "ортодокс" или "консерватор". А поскольку церковь обладает всеми признаками формальной организации, со своей программой, практикой и служителями, сама по себе она не может дать человеку неотчуждаемое
чувство собственной значимости. Оно дается лишь следованием принципам, а не институтом церкви.
Вера не может служить постоянным внутренним руководством. Люди с религиозной ориентацией бывают склонны жить изолированно от других; считают себя обязанными чувствовать и поступать одним образом по субботам и воскресеньям и совершенно другим – в прочие дни недели. Возникающая при этом раздвоенность подрывает целостность характера и представляет угрозу чувству безопасности; отсюда - склонность к навешиванию ярлыков и самооправданию.
Вера как конечная цель (а не средство достижения конечной цели) не способствует увеличению мудрости и энергии. Да, церковь провозглашает себя способной дать человеку источник силы, но не претендует на то, что она и есть - сила. Религия - просто один из каналов обретения благодати.
Ориентация на себя
Возможно, в наше время это - наиболее распространенный центр жизненных интересов. Крайняя и наиболее явная форма такой ориентации - эгоизм, грубо попирающий высшие ценности человеческого общества. Тем не менее, если присмотреться к типичным подходам к развитию и самореализации многих людей, можно убедиться, что их основа - ощущение себя центром вселенной. В этом замкнутом центре не может возникнуть чувство подлинной безопасности, правильного внутреннего руководства, мудрости и силы. Как Мертвое море в Израиле,
он только впитывает – и никакой отдачи. Возникает стагнация.
С другой стороны, если, проявляя заботу о своем "я", вы имеете в виду дальнюю перспективу - развить способности, чтобы эффективнее служить людям, производить больше материальных или нематериальных благ, - это создает условия для роста и укрепления четырех факторов жизнеобеспечения.
...продолжение в следующем выпуске...
Стивен Кови
из книги "7 навыков высокоэффективных людей"
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы обсудить или опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу bugrimenko@smartprint.com.ua.
Форум рассылки: http://www.smartprint.com.ua/vit/forum
Сайт рассылки: http://www.smartprint.com.ua/vit
Архив рассылки:
http://www.smartprint.com.ua/vit/vit_main.php?content=issue_arc
До следующего выпуска,
Александр Бугрименко.
P.S.
Вы можете подписаться на бесплатную англоязычную рассылку статей Джима Рона в интернете по адресу www.jimrohn.com.
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: economics.school.vit |
Отписаться |
В избранное | ||