Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Секреты бессознательного

  Все выпуски  

Человек денег


Информационный Канал Subscribe.Ru

Секреты бессознательного в бизнесе
Рассылка Психологического Фонда «ИМАГО»
N 15 (15-06-2003)
Здравствуйте, дорогие друзья!
После шестимесячного перерыва мы возобновляем наши выпуски. Спасибо всем, кто остался с нами и не отписался от рассылки. Надеемся, что материал, наработанный нами за эти полгода, поможет вам лучше понять себя и окружающих людей.

Тем, кто первый раз читает нашу рассылку, очень советуем вначале познакомиться с шестью предыдущими выпусками: все они доступны в архиве рассылки или в формате Word'97 (zip-архив NN: 9, 10, 11, 12, 13, 14 — 80Кб), а их содержание — в конце этого выпуска. Без знакомства с ними сегодняшняя тема может показаться полным бредом.

Наш тест на психологические векторы, который теперь должен работать у всех — TB-TEST-80.

 

Человек денег

Сегодня мы поговорим об «оранжевых» людях. На всякий случай напомним, что в десятом выпуске мы уже рассказывали об их уважительном отношении к времени, любви к дисциплине, а также дали краткую внешнюю характеристику оранжевого вектора.

Через тернии к звездам

Как же проявляет себя такой человек, когда оказывается во главе какого-либо дела?
Как ни банально это прозвучит, в первую очередь, «оранжевый» составит план. Эти люди испытывают особую любовь к планированию своей жизни и своего бизнеса — как в мелочах, так и в глобальном. Для того чтобы начать активную деятельность, они должны очень четко сознавать, кто будет на каком месте сидеть, что начнет делать и сколько станет получать.

Вы можете представить себе «красного» руководителя, самостоятельно занимающегося написанием бизнес-плана? Нет, это фантастика. Наоборот, именно отсутствие четкого плана своих действий на ближайшее и отдаленное будущее помогает «красному» человеку прийти в состояние свободы и безграничности — то единственное состояние, в котором он может стать настоящим творцом.
Представителю оранжевого вектора такое поведение представляется, по меньшей мере, безалаберным. Чтобы к следующему Новому Году заработать миллион, нужно четко расписать все этапы, построить график, собрать людей и выдать каждому должностные инструкции.

Именно «оранжевый» человек способен четко соблюдать все пункты плана, как бы тяжело ему ни приходилось в некоторые моменты жизни. В этом ему помогает, пожалуй, главное качество оранжевого вектора — необычайная выносливость, причем не только физическая, но и психологическая. После самых жестоких ударов судьбы, в максимально стесненных условиях такой человек может встать, «отряхнуться», затянуть потуже ремень и начать снова пробираться к намеченной цели. Оранжевый вектор — самый выносливый из всех восьми векторов. Иногда говорят даже о, так называемом, «инстинкте выживания», особенно выраженном у этих людей.

Конечно, «коричневый» человек со своей гиперответственностью тоже не станет бросать начатое дело на полпути, но в «гонке на выживание» обычно побеждают все-таки «оранжевые». Интересно, что в спорте «оранжевые» люди находят себя именно там, где требуется не особая сила, а именно выносливость и точность.

 

Корзина не роскошь, а средство сбережения

Важная черта оранжевого вектора — его сдержанность, проявляющаяся в самых разных сферах жизни. Такие люди умеренны во всем, что их окружает. В быту, пище и устройстве жилища они избегают любых излишеств, любой «неразумной» траты денег. Более того, иногда они любят контролировать расходы своей семьи или подчиненных на работе.

Независимо от должности и собственного достатка, «оранжевые» стремятся не выкидывать никаких «ненужных» вещей. Ведь им лучше, чем кому-либо известно, что ненужная вещь, пролежавшая несколько лет без дела, обязательно окажется необходимой всего через несколько дней после выброса на помойку.
Еще в большей степени это относится к документам: не вздумайте выкинуть на глазах у «оранжевого» начальника какую-нибудь старую инструкцию, договор или письмо. (Слова «выбросить» и «выкинуть» сразу занесите в список запрещенных при общении с оранжевым вектором). Самое главное, за что эти люди ценят Windows, — конечно, Корзина, в которую все файлы якобы удаляется, но на самом деле никуда не пропадают. Для «оранжевого» человека случайно нажать «Очистить корзину» — все равно что «Format C:».

Но, в отличие от «коричневого» человека, содержащего свое «добро» в идеальном порядке, у «оранжевого» все находится в одном месте. Если это старые документы на компьютере, то все они будут лежать в одной папке под названием «Архив», независимо от темы и даты составления, потому что нет у него замечательной «коричневой» привычки структурировать архивный материал.

 

Деньги любят счет

Еще одно важное качество оранжевого вектора — его любовь к счету. С раннего детства такие люди имеют привычку считать все, что попадается им на пути (ступеньки, вагоны, столбы и т.д.).
В дальнейшем арифметическая одаренность находит самый приятный объект своего приложения, а именно деньги. «Оранжевые» люди отличаются особо трепетным отношением к деньгам, которые для них становятся не просто средством платежа или ценными бумагами, а особым символом жизненной силы, не поддающимся описанию словами. От природы наделенные способностью умело работать и дружить с деньгами, «оранжевые» придают особое значение материальной стороне бытия и стремятся найти свое применение в сферах, так или иначе связанных с денежным оборотом, с учетом денег или их накоплением.

Конкретная сфера деятельности зависит от уровня притязаний (читай — от величины сопутствующего красного вектора): от кассира в магазине или бухгалтера в небольшой организации до инвестиционного консультанта или банкира.
Но, кем бы ни работал «оранжевый» человек, деньги у него всегда будут находиться под строгим контролем и учетом. В обычной жизни это проявляется довольно ярко: «оранжевый» точно знает, сколько денег у него находится в конкретный момент в кошельке, на карточке и на банковском счете (иногда даже до одной копейки). Для сравнения: «коричневые» люди знают об этом лишь приблизительно (с точностью до 100 рублей/долларов), а «красные» не знают вообще — у многих из них в каждом кармане может оказаться по забытой стодолларовой купюре.

Кстати цены с «девятками» были придуманы для привлечения именно «оранжевых» покупателей, для которых получение сдачи в магазине — большое удовольствие. Очень важно понимать, что такие цены могут раздражать представителей коричневого вектора (любящих все завершенное) и, конечно, красного вектора (этих копейкой не заинтересуешь, да и вообще — «чего там мелочиться, если вещь хорошая»).

 

Осторожно: бухгалтер!

Конечно, работа бухгалтера — именно та сфера, в которой эти качества могут проявиться сполна. Если добавить сюда еще «оранжевую» дисциплинированность и умение планировать, то может показаться, что в работе бухгалтера кроме оранжевого вектора ничего больше и не нужно. Но эта ошибка может стать для фирмы роковой.

Из прошлых выпусков вы знаете, что в обычной жизни «оранжевый» — человек долга и строгих моральных принципов. Эти люди не только сами стремятся к предельно четкому соблюдению всех договоренностей, но и требуют того же от других. Можно было бы сказать, что «оранжевый» — это очень честный человек (как, например, коричневый вектор), если бы ни его страстное отношение к деньгам. А дело все в том, что у любого «оранжевого» существует определенная сумма, перед которой он не устоит. Это важно учитывать при приеме такого сотрудника на работу, связанную с конфиденциальной информацией или же непосредственно с деньгами. Особое тестирование помогает соотнести ценность секретов или денег, находящихся под его контролем и, так называемую, «критическую цифру лояльности» данного конкретного человека.

Недавно на собеседовании при приеме на серьезную вакансию одному очень «оранжевому» претенденту был задан вопрос: «Если вам доверят большую сумму денег, не появится ли у вас мысль присвоить их и сбежать?». На что последовал лаконичный ответ: «Если сумма меньше какого-то предела, то я не стану марать руки, а если больше — все равно найдут». Подобный логичный довод — типичный пример «оранжевого» подхода к жизни. Но ведь именно про таких людей говорят, что нет тех, кто не берет взятки, — все зависит лишь от суммы. Получается, что дисциплина и чувство долга обычно имеют свои границы, а вот любовь к деньгам в нашем мире поистине беспредельна.

Так что, принимая на работу бухгалтера, стоит искать комбинацию оранжевого и коричневого векторов, ведь «коричневые» люди известны своей предельной честностью. В этом случае вы оградите будущего сотрудника от мучительного выбора — что он больше «любит»: родную фирму или деньги.

 

Что тормозит финансистов

Можно было бы подумать, что оранжевый вектор — главный атрибут любого банкира, финансиста и т.д. Действительно, в подобном бизнесе «оранжевый» стиль временами дает бесспорное преимущество, но иногда может оказаться тормозом, и связано это с некоторыми ограничениями, которые накладывает на человека данный вектор.

Такие люди на самом деле прекрасно умеют считать деньги, экономить их, хранить и накапливать. Но мы с вами уже знаем, что «оранжевые» стремятся уйти от малейшего риска, в том числе, финансового. Этот вектор мешает им вкладывать деньги в мероприятия, не имеющие (по их мнению) стопроцентной надежности, но сулящие значительную прибыль. Более того, случается, что человек настолько привыкает жить под девизом «через тернии к звездам», что может просто не заметить более легкого пути, если такой вдруг внезапно появился на горизонте и не входит в первоначальный план. «Оранжевый» человек опасается, что все заранее не продуманные решения могут завести неизвестно куда, а выход из намеченной программы действий является для него психологическим стрессом. Поэтому он чаще всего предпочитает не рисковать и оставаться в намеченных рамках, а именно психологические рамки мешают таким людям добиваться гораздо большего успеха в жизни и бизнесе.

Поведение «красных» людей в этих ситуациях прямо противоположное. Они рискуют, готовы вложить все, что имеют, проиграть все, а затем снова, сломя голову, кинуться в новое дело. В итоге «красный» или зарабатывает целое состояние, или столько же теряет. Кстати, игроки в азартные игры — это в основном «красные» люди.
«Оранжевый» человек никогда всем рисковать не станет. Часть денег он вложит в дело, другую часть положит на счет, а третью — «самую важную» — будет держать у себя «под подушкой». Это может показаться странным, но огромные состояния во всем мире лежат вне дела, вне банков, а просто в укромных местах, и владельцы большей части этих незанятых денег — «оранжевые» люди.

Получается, что функции красного и оранжевого векторов в отношениях с деньгами как бы противоположны. Красный должен деньги заработать, выиграть, «добыть» (а заодно и потратить), а оранжевый — сберечь, сэкономить, накопить, нарастить. Эту противоположность ярко можно наблюдать в семьях, где один человек «красный», а другой «оранжевый» — вот уж прекрасный повод для ежедневных конфликтов!

Такая же дисгармония может быть внутри одного человека, обладающего обоими векторами, но не чувствующего или не понимающего роли каждого из них. В результате оранжевый вектор часто «тормозит» своего красного «собрата»: периоды «растраты» сменяются периодами жесткой экономии и чувством вины, а здесь уже и до психологического срыва недалеко. В результате человек, в потенциале способный на значительный успех, реализует себя меньше, чем наполовину. Многие люди принимают эту половину за верх своих возможностей, и просто не чувствуют, куда можно двигаться дальше.
Если же человек осознает и принимает в себе оба вектора и может установить между ними гармоничные «отношения», то он одинаково хорошо умеет зарабатывать и беречь деньги, рисковать и экономить, тратить и накапливать. И только в таком случае обладатель этих двух векторов может стать успешным финансистом.

 

Ни дать, ни взять

Несмотря на «оранжевую» любовь к деньгам и умение с ними обращаться, любые отношения, связанные с одалживанием денег, являются для таких людей психологически трудными. Со свойственной их жизни «плановой экономикой» очень тяжело отделять какие-то деньги нуждающимся, даже на время. Чаще всего «оранжевый» человек отказывает в чьей-либо просьбе дать взаймы. Если по каким-то причинам ему все-таки приходится отдавать свои деньги, то заемщик неосознанно становится нежелательной фигурой. Поэтому, по возможности, не просите у таких людей деньги. Именно про такую ситуацию говорят, что начало денежных отношений часто является концом дружбы.

Часто данный принцип действует и в отношении вещей. В психологии «оранжевого» человека есть одна интересная особенность: он бессознательно воспринимает все свое имущество как неотделимую часть самого себя. Поэтому поступающие просьбы поделиться «кусочком себя», пусть даже временно, вызывают у него неприятные эмоции.
В то же время сам «оранжевый» избегает просить у кого-нибудь деньги в долг, предпочитая неделями сидеть на сверхэкономной диете, лишь бы не впасть в зависимость.

 

ВОИР

Если говорить о разнице между красным и оранжевым векторами, то стоит отметить, что изобретатели — это «красные» люди, а рационализаторы — «оранжевые». Ведь именно «красный» нацелен на поиск чего-то совершенно нового, а это всегда связано с неизвестностью и риском, которых избегают в своей работе «оранжевые». Задача последних — так изменить уже сделанное кем-то, чтобы можно было сэкономить или получить дополнительную выгоду.

Поэтому Общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР) в терминах нашей теории называлось бы Обществом Красных и Оранжевых, ведь всем остальным шести векторам ни то, ни другое обычно не интересно.

 

Оранжевый почтальон

Многие наши читатели просят приводить наглядные примеры из жизни (кино), которые помогут лучше понять проявления различных векторов.

Классический «оранжевый» персонаж из российского мульт-фольклора — это, конечно, почтальон Печкин. Здесь и поношенная одежда, и назидательный тон, и характерный жест указательным пальцем, и, конечно же, типовые фразы: «Только я вам ее не отдам, потому что у вас документов нету». Многим из нас приходилось сталкиваться в бюрократических кабинетах с подобным персонажем, строго соблюдающим должностные инструкции, иногда абсолютно бессмысленные. И если не считать каких-нибудь злобствующих идиотов, большинство из них — просто яркие представители оранжевого вектора.

Как же удалось героям мультфильма справиться с дотошным Печкиным? Да очень просто: его банально «по-оранжевому» купили: «Я почему вредный был? Потому что у меня велосипеда не было! А теперь я сразу добреть начну».

Но добреть Печкин почему-то не стал, чем приблизил замечательный мультик к реальной жизни. А в жизни одного вектора у человека не бывает, два — как минимум. И нашим читателям, знакомым с предыдущими выпусками, глядя на Печкина, нетрудно сообразить, какой второй — конечно, фиолетовый: выразительный нос, любопытство: «Я все должен знать, (чтобы почту разносить)». А «фиолетового» человека купить невозможно в принципе, он всегда будет действовать исключительно в собственных интересах.

Продолжение следует…

Михаил Бородянский и Психологический Фонд «ИМАГО» (http://imago.spb.ru/business/)

Пишите: psysecrets@mail.ru

Наш тест на векторы

 


Содержание предыдущих шести выпусков:
Девятый Введение в систему психологических векторов, краткое описание коричневого и красного векторов.
Десятый Краткое описание оранжевого вектора; внешность «оранжевых», «коричневых» и «красных» людей.
Одиннадцатый Подробное описание красного вектора, ответы на вопросы читателей.
Двенадцатый Подробное описание коричневого вектора.
Тринадцатый Подробное описание фиолетового вектора.
Четырнадцатый Продолжение описания фиолетового вектора, ответы на вопросы читателей.

Вы можете скачать эти шесть выпусков в формате Word'97 (один ZIP-архив, 80 Кб).

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное