Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Конкретика об имидже городов и маркетинге территорий. Выпуск №22


Здравствуйте, уважаемые Читатели рассылки!

.

Предлагаем Вашему вниманию 22-й выпуск авторской рассылки, подготовленной Консалтинговой компанией "Конкретика" и включающей в себя обзор интересных решений в области регионального и муниципального управления, привлечения инвестиций и развития туризма. Надеемся, что опыт российских городов и регионов, а также других стран, о котором мы рассказываем в каждом выпуске, будет полезен властям, представителям туристической индустрии и предпринимателям.

.

В рассылке использованы материалы Интернет-порталов www.regions.ru, www.travel.ru, www.tourinfo.ru, а также сайтов субъектов РФ.

.


В ВЫПУСКЕ N21:
1. О прошедших мероприятиях
2. Как власти работают с инвесторами
3. Любопытные проекты в области образования
4. О предстоящих мероприятиях

 

 


1. О прошедших мероприятиях

.

Неделю назад в Москве прошла серия профессиональных мероприятий в рамках нескольких туристических выставок: Интурмаркет, MITT и MICE, Moscow International Investment Show. Наши читатели, знают, что мы традиционно посещаем подобные мероприятия: опрашиваем участников, встречаемся с игроками рынка, выступаем в качестве докладчиков. Скорее всего, этой теме мы посвятим отдельный аналитический материал.

Сейчас отметим лишь некоторые тенденции кризисного года.

.

1. Существенно выросло качество работы сотрудников администрации (как представителей региональной власти, так и сотрудников муниципалитетов) при взаимодействии с посетителями выставки. Теперь уже можно рассматривать, как единичные случаи, ответы в стиле: «Нам ничего не нужно, нам это не интересно, мы на вопросы не отвечаем и вообще…». Настоящим объектом зависти для туристических операторов является отношение к туризму властей Алтайского края: «Вы спрашиваете, поддерживает ли власть? У Алтайского края губернатор на стенде выступал! Вот, это значит поддерживает! А мы сами участие оплачивали». Можно сказать, создан эталон поведения власти в туристической сфере в лице Александра Карлина, губернатора Алтайского края. Браво!

.

2. На рынке появились новые игроки, занимающие нишу «отдых выходного дня» – это регионы и муниципальные образования, выбравшие туризм в качестве стратегического направления совершенно осознанно. Они намерены планомерно реализовать программу развития туризма и добиться ощутимых успехов. С другой стороны, с рынка «поехали» те регионы и муниципальные образования, которые занимались туризмом по принципу «раз все, значит и мы». Кризис явно показал, какие ниши свободны, а в каких нишах складывается нешуточная конкуренция. Многих кризис заставил задуматься о повышении эффективности решений в области продвижения и привлечения туристов.

.

3. Концентрированная туристическая неделя (или даже 10-ти дневка), к сожалению, не позволяет российским регионам принять полноценное участие во всех мероприятиях. Думаем, что во многом это предопределено кризисом и отсутствием средств. Участники выставок говорили, что не могут себе позволить сразу несколько выставок подряд. Вместе с тем, налицо выставочная дифференциация: Интурмаркет выбирают российские регионы и туроператоры, а  MITT предпочитают иностранцы.

.

4. К туристическому рынку стали проявлять активный интерес средства массовой информации, прежде всего, ТВ (не только государственное, но и частные кабельные каналы, интернет ТВ). Очевидно, что массовая целевая аудитория позволит регионам быстрее достучаться до «своих» туристов.

.

5. Постепенно у властей просыпается интерес к внутренним инвесторам, которые даже в кризис готовы или вынуждены вкладывать деньги в отдых, лечение и оздоровление в целом. Показательно, что к работе с ними в основном готовы компании из регионов – это Урал и Сибирь. Вместе с тем, эффективность взаимодействия во многом обусловлена личностью руководителя, и лишь во вторую очередь технологией работы. Политическая и личная воля руководителя при наличии технологии работы дает прекрасный, заметный и продолжительный эффект. Такова пока стадия развития рынка.

.

Если коротко, то, пожалуй, это все. О нашем участии в семинаре деловой программы MITT и поездке в Донецк – в следующем выпуске.


Пользуясь случаем,  хотим поблагодарить организаторов:

1. Компанию ITE и Николая Асатиани, организаторов конференции «Туризм в России. Возможности для развития» в рамках деловой программы  MITT.
2. Компанию Conference House в лице Игоря  Завилинского, управляющего партнера, и Елену Курашову, руководителя проекта за приглашение на круглый стол «Создание регионального  бренда: «Донецк - деловая столица Украины».

 

 


2. Как власти работают с инвесторами

Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев  поставил задачу установить единый порядок регистрации инвестиционных проектов и закреплять за инвесторами кураторов. Предполагается, что кураторы будут помогать инвесторам в решении организационных вопросов – выделение земельных участков, разработки и утверждения проектно-сметной документации, ввода объектов в эксплуатацию. Планируется максимально снизить сроки оформления разрешительной документации.

.

Еще дальше пошли в Москве. Инвестиционные контракты столицы будут собраны в одной электронной базе. Виртуальная  инвестиционная база, призванная информировать всех желающих об инвестиционной деятельности  в  Москве будет полноценно работать с 2011 г. (сейчас работает только первая очередь единого информационного инвестиционного портала). Бумаги можно будет получать и подписывать в электронном виде, что существенно сократить сроки согласования.   Еще большим достижением станет создание единой геоинформационной  базы  мегаполиса, включающую в себя электронную   трехмерную   модель   всей   столицы под землей (газопроводы,  водопроводы  и  канализация,  электрические  и тепловые сети, водостоки   и   коллекторы) и над землей (сканер зданий и сооружений). Стоимость проекта -  872 млн рублей.

.

Наш комментарий: требование по сокращению сроков оформления разрешительной документации высказали ВСЕ инвесторы, опрошенные нами в ходе собственных исследований. Поэтому регион, который первым сократит вдвое–втрое сроки оформления и согласования документов и громко об этом заявит, а потом и выполнит (!!!), сразу может претендовать на очередь из инвесторов. Как правило, в качестве примера инвесторами приводятся ОАЭ и Китай, чей опыт можно взять на вооружение.

.

Руководство Свердловской области совместно с Министерством экономики Словацкой Республики сформировало Смешанную торгово-экономическую комиссию для налаживания партнерских связей.  К поиску партнеров в уральском регионе привлекли консультантов, которые проанализировали предприятия энергетики и связи. В энергетической сфере возможно строительство энергоустановок в ОАО «Уралэлектромедь», ОАО «СУМЗ», ОАО «НТМК» в кооперации со словацкой компанией «СЕС Тлмаче», в машиностроении изучается проект по модернизации трамваев «Татра Т3» в сотрудничестве с компанией «AO EVPU» (Словакия) на площадке ОАО «Уральский завод транспортного машиностроения».

.

Наш комментарий: перед нами пример узкой специализации консультантов в сфере инвестиций с измеряемым результатом работы.

.

Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин предложил задуматься над идеей создания специализированных кооперативов по полному циклу льнопродукции: выпускать льняное масло, ткани, использовать паклю и т.д. Мнение по этому вопросу высказали и специалисты. Олег Музыря, руководитель компании «Магрико», занимающейся развитием льноводства на территории области, отметил, что необходимо научиться сбывать готовую продукцию, а не льноволокно. Департаментом по социально-экономическому развитию села Тверской области будет разработана целевая программа по развитию льняного комплекса на территории Верхневолжья.

.

Наш комментарий: будем надеяться, что бюджетные инвестиции, направленные на развитие льняного бизнеса О.Музыри, помогут в буквальном смысле развивать село, и эффективность проекта даже превзойдет результат, продемонстрированный когда-то «Автолайном».

.

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов провел встречу с членами делегации Торгово-промышленной палаты Республики Армения во главе с вице-президентом Арамом Варданяном. Стоит отметить, что ТПП Республики Армения является полноправным членом Международной Торговой Палаты (ICC), Всемирной Федерации Палат (ICC WCF), Европалаты, Ассоциации ТПП Черноморских стран, Делового совета Черноморского экономического сотрудничества, Совета руководителей ТПП государств-членов СНГ. На переговорах речь шла о строительстве ювелирного завода по огранке алмазов (инвестиции ок. 5 млн долларов, планируется создать 1000 рабочих мест). 

.

Наш комментарий.  О богатствах армянской диаспоры ходят легенды, и власти Ульяновской области в очередной раз демонстрируют важный принцип: "Не нужно пересекать семь морей, чтобы получить доход".

.

О том, какие справочники издали в Алтайском крае, как ювелирно работают в сфере привлечения инвестиций власти Татарстана и что за инновационная деревня появится в Карелии, читайте на нашем сайте >>

 

 


3. Любопытные проекты в сфере образования

Наш комментарий. Наиболее творческим и инновационным на этот раз нам показался опыт Тюменской области в сфере образования.

.

Во-первых, органы власти и учителя продемонстрировали действительно креативный подход к решению разных задач. Например, в регионе стартовал конкурс радиоуроков молодых педагогов «Учитель на хорошей волне». В конкурсе принимали участие педагоги до 30 лет, предложившие актуальную и интересную тему для радиовыступлений. Второй замечательный пример, конкурс творческих работ учащихся образовательных учреждений «Учитель на пять с плюсом», посвященный Году учителя. Ученики школ, лицеев и гимназий, воспитанники учреждений дополнительного образования, учащиеся и студенты учреждений начального, среднего и высшего профобразования могут подготовить рассказ, эссе, стихотворение, поэму, интервью, рисунки и  фотографии, посвященные учителям и преподавателям. Победители буду отбираться по двум возрастным категориям: первая – дети от 7 до 13 лет, вторая – от 14 и старше, и в трех номинациях:  «Мой любимый учитель»; «Мы – одна команда» (о педагогах дополнительного образования); «Хочу быть педагогом». Третий пример, создание школьниками Тюменской области Интернет-галереи «Мой учитель».

.

Во-вторых, в Тюменской области завершена модернизация системы образования, которая заключалась в том, чтобы перейти на принцип отраслевой оплаты труда. Система ориентирована на конечный результат и нормативное подушевое финансирование: деньги из областного бюджета поступают в школы вслед за учениками. У школ появились возможности для увеличения оплаты труда за счет развития дополнительных платных услуг и участия в муниципальных заказах на услуги дошкольного и дополнительного образования детей. Сумма привлечения внебюджетных доходов в 2009 году составила около одного миллиарда рублей.

.

В-третьих, регион подает пример того, что обучение значимо в разных сферах жизни. Первый пример. Съемочная группа программы «Шоппинг-гид» канала ТНТ  в рамках проекта «Мастерская успеха» провела мастер-класс по телевизионному искусству для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Телевизионщики поделились с ребятами секретами создания ТВ сюжетов и появлением новых идей. Второй пример. Управление ГИБДД и департамент здравоохранения Тюменской области начали совместный проект «Правильный водитель». Будущим водителям покажут работу приемного отделения травматологической поликлиники, куда поступают экстренные пациенты, в том числе и пострадавшие после ДТП. После посещения больницы начинающим автолюбителям покажут шоковый фильм с последствиями ДТП по вине начинающих водителей.

.

Наш комментарий: Есть и другое направление, не менее значимое для сферы образования - материально-техническое обеспечение. Когда мы говорим о создании условий для работы, вероятно, в первую очередь, нужно иметь ввиду не евроремонт, а наличие «орудий производства» и минимально необходимые условия для нормального проживания.

.

В Москве появятся  студенческие  прачечные:   в 30 студенческих общежитиях  установят стиральные, сушильные и гладильные машины.

.

Власти Татарстана решили обеспечить всех учителей республики ноутбуками. А для одаренной молодежи планируется организовать научно-образовательно-оздоровительный комплекс типа «Артека» или «Орленка» на базе летнего лагеря для одаренных детей (создан в 1994 г.) «Сэлэт».

.

О проектах, реализуемых во Владимирской области и Алтайском крае, читайте здесь.

 

 


4. О предстоящих мероприятиях

31 марта 2010 г. в Твери состоится круглый стол по теме «Маркетинг территории - эффективный инструмент развития муниципалитета», на котором выступит В.Блашенкова с докладом "Внутренние инвесторы: их потенциал и опыт взаимодействия с местной властью". Круглый стол проводится  как отправная точка в преддверии Межрегиональной научно-практической конференции «Маркетинг территорий: современный опыт продвижения муниципалитетов и регионов».


Организаторами круглого стола выступают ММЦ «Тверь» и Тверской Региональный Ресурсный Центр при поддержке Администрации Тверской области, Международной ассоциации «Система ММЦ» и Ассоциации участников Президентской программы подготовки управленческих кадров Тверской области.

Подробная информация о круглом столе на сайте

.

На этом все.
Успехов Вам и удачи!

 

 


Вы можете познакомиться с методическими статьями специалистов Консалтинговой компании "Конкретика" по теме Маркетинг территорий.
.
Если у Вас появились вопросы или Вы хотели бы предложить свою тему для обсуждения в рассылке, пожалуйста, пришлите Ваше письмо на адрес:
consult@concretica.ru, указав в теме письма "Письмо в рассылку". Мы Вам обязательно ответим, а девиз нашей компании: "Вопросы по делу, ответы по существу!"
.
И еще. Если Вы хотите изучить опыт коллег в каком-то конкретном вопросе, и Вам была бы интересна подборка материалов по узкой тематике, мы будем рады подготовить для Вас такую подборку на платной основе. Для этого
пришлите Ваш запрос, и мы оперативно свяжемся с Вами для уточнения подробностей.
.
С уважением,
Ваши авторы
Вера Блашенкова и Надежда Макатрова
.
Все права защищены. Перепечатка материалов рассылки возможна только с письменного согласия авторов!


В избранное