Здравствуйте, уважаемые
подписчики! Сегодня мы продолжим разговор о психологической подготовке к
экзамену.
При подготовке к
экзаменам полезно структурировать материал за счет составления планов,
схем, причем, обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация
на бумаге полезна потому, что при воспоминании, повторении про «себя»
смешиваются узнавание и реальное знание, а узнавать всегда легче, чем
вспоминать. Возникает впечатление знания, а когда надо пересказать его
другим, сказать вслух, оно куда-то улетучивается. Именно с этим часто
бывают связаны случаи, когда, кажется, что вы знаете, помните, а начинаете
отвечать на вопросы экзаменационного задания, и ответ получается неполным,
отрывочным. Поэтому такими приемами хорошо пользоваться и в течение
учебного года при подготовке уроков, тогда и к экзаменам придется меньше
готовиться. Когда вы записываете план ответа, вы становитесь в позицию
человека, передающего свои знания другим. Планы полезны и потому, что их
легко использовать при кратком повторении материала.
Если в какой-то
момент подготовки к экзаменам вам начинает казаться, что это выучить
невозможно, и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется,
подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете. Дайте себе отчет
в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить
весь материал. Только делать это нужно как можно конкретнее. Не: «Ой,
мамочки, я ничего не знаю» или «Я все равно ничего не успею, так лучше все
бросить», а, отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы
от тех, на которые вы смотрите как на китайскую грамоту. А затем
сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик
между понятным и непонятным. Главное, никогда не надо стараться выучить
весь учебник наизусть, а надо всегда помнить, что ваша задача – не
вызубрить, а понять. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.
Обязательно
решайте задачи (по математике, физике), разбирайте предложения, слова (по
русскому языку) – в общем, научитесь хорошо выполнять практические задания,
и не просто выполнять, но и рассказывать полностью, вслух, как вы их
выполняли, какой был ход ваших действий и рассуждений.
Готовясь к
экзаменам, никогда не думайте о том, что провалитесь, а, напротив, мысленно
рисуйте себе картину триумфа, правильного ответа на экзаменационное
задание. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они
не только мешают вам готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение
в мыслях, занимая в них главное место, они, к тому же, как раз и позволяют
вам ничего не делать или делать все, спустя рукава. Совет может быть таким:
сосредоточьтесь на конкретных задачах, продумывайте программу подготовки на
каждый день и следуйте ей, обязательно составляя план ответа на каждый
вопрос, причем каждый на отдельном листке, чтобы к концу дня вы видели
некоторое материальное выражение своего труда.
За несколько дней
до экзамена обязательно «проиграйте» мысленно ситуацию экзамена,
представьте себе обстановку во всех деталях. Старайтесь делать это как
можно конкретнее, подробнее. Но – внимание! – сконцентрируйтесь на выборе
лучшей формы поведения, а не на мыслях о провале, о собственных страхах
постарайтесь не обращать внимания: не гоните их, но и не «зацикливайтесь»
на них.
Итак, завтра –
экзамен. Но у вас ещё есть один день перед экзаменом на то, чтобы вновь
повторить все планы ответов. Если вы волнуетесь, то непосредственно
накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми
своими чувствами, переживаниями, «страшными» мыслями: вот вы вошли в класс,
получаете экзаменационное задание, садитесь, выполняете задание и т.п.
Итак, сначала вы представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в
горле, а в голове не осталось ни одной мысли. Но вот вы получаете
экзаменационный бланк, садитесь на место, страх пропадает, вы
сосредотачиваетесь и начинаете спокойно выполнять задания. После
внимательной проверки,вы спокойно
подходите к экзаменационной комиссии и сдаете свою работу. Еще раз
представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами,
переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло,
как должно произойти при успешной сдаче экзамена.
Естественно, если
у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его и
представлять себе. Однако в этом случае подумайте, не слишком ли вы
спокойны. Отсутствие некоторого «предстартового» волнения также часто
мешает хорошим ответам.
Каждому известно:
для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной,
последней перед ним ночи. Это ерунда! Вы уже устали, и не надо себя
переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь.
Прогуляйтесь. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшими, с
ощущением своего здоровья и силы. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в
которой надо уметь за себя постоять. По дороге на экзамен не вредно просто
полистать учебник.
Желаем успехов!
Статью подготовила
методист школы
«ЛУЧиК» Мазурина М.В.
Частный детский сад "ЛУЧиК" и Центр раннего развития"ЛУЧиК":
г.
Москва, ул. Алабяна, д.12, корп.9,
тел.:(499) 198-62-23, (499) 198-37-00.
Центр раннего
развития"ЛУЧиК":
г.
Москва, ул. 2-я Песчаная, д.2, корп.2,
тел.:920-82-07.
г. Мытищи, ул. Семашко, д. 6, корп. 2
Запись по телефонам: 8-495-581-01-22,
8-925-031-83-02.
Частный детский сад "ЛУЧиК":
г. Москва, ул. Остоженка, д. 7, тел.: (495) 695-17-91.
Частная школа "ЛУЧиК" и Центр развития личности
"ЛУЧиК":
Москва, ул. Вучетича, д. 7а,
тел.:
611-52-11, 611-08-35.
Подробная информация для школьников и родителей - на сайтеwww.lychik.ru
Вопросы и пожелания по темам рассылки присылайте на адрес: lychik@lychik.ru,